В условиях современной рыночной экономики Российской Федерации уровень конкуренции между предприятиями автомобильного транспорта демонстрирует постоялый процесс роста. В связи с этим руководству корпорации необходимо разработать и внедрить инструменты, при помощи которых уровень конкурентоспособности машиностроительной продукции будет расти. Среди наиболее актуальных методов и механизмов реализации данной стратегии - разработка инвестиционной стратегии развития, основа которой заключается в формировании инвестиционной политики и процессов, где основные инвестиционные цели являются основой стратегического управления транспортным предприятием. [1] При помощи составленной инвестиционной стратегии развития руководство компании получает ответы на следующие поставленные вопросы, актуальные для современной машиностроительной отрасли России: - пути направления развития бизнеса предприятия и формы инвестиционных проектов; - источники финансирования инвестиционной деятельности; - порядок инвестиционных действий для реализации стратегических задач предприятия. Инвестиционная стратегия предприятия автомобильного транспорта является составной частью всей системы стратегического менеджмента компании, которая представляет собой динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов [2]: - анализ среды функционирования; - определение миссии и целей функционирования; - выбор стратегии поведения и действий; - осуществление принятой стратегии; - оценка и контроль осуществления стратегии. Актуальность формирования инвестиционной политики компании связана со следующими обстоятельствами: - инвестиционная стратегия развития предприятия автомобильного транспорта обязана быть адаптирована под условия внешней среды, учитывая вероятность наступления неблагоприятных моментов; - инвестиционная стратегия развития предприятия обязана быть адаптирована под цикличность компании, ее бизнес-проектов и т.д.; - разработка инвестиционной стратегии развития предприятия должна выступать заранее подготовленным планом действий, учитывая действия по диверсификации бизнеса, расширению производства, выхода на новые рынки машиностроительной продукции и др. Процесс разработки инвестиционной стратегии развития предприятия автомобильного транспорта формируется из определенного списка действий и этапов [3, 4]: - анализ действующей инвестиционной активности предприятия, определение ее целей и сопоставления их с целями стратегии развития организации; - анализ и изучение внешней среды предприятия и отрасли автомобильного транспорта; - проведение SWOT-анализа, определение слабых и сильных сторон коммерческой организации; - разработка и постановка целей инвестиционной политики предприятия; - разработка и определение альтернативных путей направления развития предприятия и ее инвестиционных процессов; - поиск и анализ доступных источников финансирования инвестиционной стратегии развития; - разработка инвестиционной политики предприятия с учетом ее приоритетов направления развития; - разработка методологии реализации инвестиционной стратегии развития предприятия. Помимо этого, в процессе формирования инвестиционной политики необходимо учитывать и соблюдать следующие правила: - учитывать взаимодействие инвестиционных проектов (в случае разнонаправленной деятельности предприятия) и их влияние на стратегию развития; - выбирать инвестиционные проекты, которые гарантируют наиболее максимальный положительный эффект; - минимизировать инвестиционные риски; - обеспечить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия в ходе реализации инвестиционной политики; - предусмотреть возможные изменения инвестиционной стратегии в случае изменения внешней или внутренней среды предприятия. [5] Компании, которая применяет инвестиционную политику, нельзя забывать о том, что при формировании стратегии категорически не рекомендуется отделять ее от ранее принятых направлений развития текущей деятельности, если этого только не требуют обстоятельства. Необходима логическая связь инвестиционной вместе с финансовой, социальный, возможно политической и другими видами стратегий, которых придерживаются в компании [6, 7]. Анализируя эффективность вложения инвестиционных ресурсов, сложно определить, какие выгоднее будут для предприятий автомобильной отрасли, а какие нет. Объект инвестиций зависит, скорее всего, от индивидуальных особенностей компании и ее производственного цикла, к которому имеют отношения все активы, оборудования и инструменты. Инвестиционная политика предприятия включает в себя n-ое количество элементов, которые в сумме ее и формируют (рисунок 1). При этом необходимо не забывать и об основных трудностях и проблемам, с которыми сталкиваются современные предприятия автомобильного транспорта России при реализации своей инвестиционной стратегии развития: - инфляционное давление на машиностроительную продукцию и материалы/сырье, используемое при производстве; - нестабильность валютного курса рубля, в особенности, для предприятия, занимающихся внешнеэкономической деятельностью; - условия текущей денежно-кредитной политики Банка России, что влияет на кредитное бремя предприятий; - замедленный уровень развития информационных технологий; - высокий уровень общей налоговой нагрузки; - чрезмерная разница между развитием отдельных регионов; - низкий уровень производительности труда рабочего персонала. Таким образом, инвестиционная политика предприятий автомобильного транспорта представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности, направленную на перспективное развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате осуществления инвестиционных вложений. Эффективная инвестиционная стратегия развития предприятия должна быть продуманной и сбалансированной по всем направлениям инвестиционной деятельности и адекватной изменяющимся условиям экономики. Но в условиях современной экономики автомобильной отрасли России необходимо отметить наличие нестабильного периода и инвестиционного климата для предприятий, которым необходимо совершенствование инвестиционных процессов. В первую очередь, целесообразным является совершенствование системы контроля над уровнем затрат и экономической эффективности инвестиционных проектов, что можно сделать при помощи следующих инструментов бюджетирования: - выделение и классификация центров финансовой ответственности; - эффективная первичная организация системы управленческого учета и отчетности; - разработка индивидуальных форм управленческой отчетности в зависимости от вида инвестиционных процессов на предприятии; - внедрение систем автоматизации процесса бюджетирования и контроля. Таким образом, ключевым механизмом совершенствования инвестиционного процесса на предприятиях автомобильного транспорта России является разработка системы бюджетирования, при помощи которой осуществляется контроль над затратной частью проектов, оценка их экономической эффективности и введения учета с предоставлением отчетности заинтересованным лицам, среди которых кредиторы и акционеры, выступающие субъектами финансирования инвестиционной деятельности компаний.