Актуальность. За 2017 год Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с достаточно новым объектом недвижимости «машино-место» в МО г. Екатеринбурге введено в эксплуатацию и зарегистрировано значительное число машино-мест (рис.1), что отражает положительную динамику в решении вопроса формирования и учета машино-мест как самостоятельного объекта права собственности. Согласно статистическим данным Росреестра за 2017 год в МО г. Екатеринбург на государственный кадастровый учет и регистрацию прав поставлено более 4150 исследуемых объектов. Значение максимума в сентябре 650 объектов, минимума в январе 34 объекта. Все это определяет актуальность исследования технологии кадастрового учета данного объекта недвижимости. Объект исследования. Представим пример в нашем исследовании по процедуре ГКУ в отношении машино-места в имеющемся программном продукте у Росреестра на 2017-сентябрь 2018гг. (исследование проводилось в эти сроки). Объект недвижимости, расположенный по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, улица Машинная, дом 1б, корпус 1, (кадастровый номер 66:41:0402029:467) содержит машино-место №8. Методика. Для осуществления ГКУ и ГРП объекта недвижимости - машино-место - правообладатель заключает договор с кадастровым инженером на подготовку технического плана, в котором согласно рекомендациям о переходном периоде, указанными в Приказе Росреестра № П/338 в связи с отсутствием утвержденной XML-схемы для машино-места используется XML-схема для помещения [2]. Сотрудники Росреестра при постановке на учет машино-мест вносят в дополнительные сведения «Вид объекта недвижимости» - машино-место, что отображается в «Выписке об основных характеристиках об объекте недвижимости», а так же наименование - машино-место [3,1]. Согласно п. 1 ст. 14 № 218 ФЗ любое обращение в Росреестр и его подведомственные филиалы, начинается с подачи соответствующего типа заявления. Поступившие документы, заявление и приложенный к нему технический план, проходят комплексную проверку сотрудниками Росреестра, на соответствие требованиям действующего законодательства, а так же на комплексность и достоверность сведений представленных в таких документах. Заявитель также предоставил в орган регистрации права технический план, подготовленный кадастровым инженером в виде XML - файла. В связи с тем, что на момент работы с данным объектом XML - схема для машино-места находится в разработке и не утверждена Росреестром, для подготовки технического плана машино-места использовалась XML - схема для нежилого помещения (рис. 2) [4] . Из рисунка 2 видно, что в силу разъяснений о переходном периоде Росреестра от 22.12.2016 № 14-исх/17905-ВА/16 и Минэкономразвития от 22.06.2017 № 17683-ВА/Д23и, технический план подготовлен в отношении помещения об этом свидетельствует элемент «NewFlet», а так же в отношении нежилого помещения, об этом свидетельствует элемент «AssignationCode». Так же из этого рисунка следует, что технический план подготовлен в действующей 3 версии (TP Version="03"), а так же подготовлен при помощи программного обеспечения (элемент - NameSoftware) ТехноКад-Экспресс. Элемент «CadastralNumberOKS» показывает кадастровый номер объекта (объектов) недвижимости, в котором расположено машино-место. Следующим разделом технического плана является «Общие сведения об объекте недвижимости». Из рисунка 3 видим, что объект недвижимости имеет площадь (элемент - Area) 15.4 кв.м., которая соответствует проектной площади, объект недвижимости расположен по адресу (элемент - Address): Свердловская область, город Екатеринбург, улица Машинная, дом 1б, корпус 1, машино-место 8, заполненному в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС). Местоположение объекта и его характеристики отражены в элементе - «PositionInObject» и соответствуют проектным, этаж на котором расположено машино-место: отм.+0.050, номер на поэтажном плане (элемент - Position NumberOnPlan) 8 и он соответствует номеру, отображенному в графической части технического плана (рис.4). Проверка графической части на соответствие требованиям действующего законодательства. Требования к оформлению графической части предъявлены в приказе Минэкономразвития от 18.12.2015 № 953 глава 4. Графическая часть машино-места оформляется на основе поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, графической части технического паспорта здания (или сооружения). [5] Представленная графическая часть машино-места (рис. 5) оформлена в виде плана части этажа на отм. +0.050, номер этажа соответствует номеру указанному в проектной документации здания, а так же номеру указанному в техническом плане в элементе «Level Number». Графическая часть оформлена в соответствии с установленным приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 № 953 масштабом 1:200. Так же в представленной графической части присутствуют все обязательные элементы: контур исследуемого машино-места обозначен линией синего цвета, вдоль границ машино-места отображены размеры, внутри контура машино-места нанесен номер на поэтажном плане (8) который соответствует номеру, указанному в техническом плане в элементе «Position NumberOnPlan». Следующим разделом технического плана подготовленного в виде электронного документа XML - файл является «Сведения о выполненных кадастровых работах» (рис. 6). В данном разделе отражены следующие данные: дата подготовки технического плана (элемент - GeneralCadastralWorks DateCadastral); сведения о кадастровом инженере (элемент - Contractor), а так же сведения, не предусмотренные действующей XML - схемой указываются в заключении кадастрового инженера: номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, которое заключило договор подряда на выполнение кадастровых работ, адрес местонахождения юридического лица, наименование саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер. Так же в представленном разделе указывается обязательный элемент «Reason» - вид кадастровых работ выполненных кадастровым инженером. Элемент «Clients» означает - заказчик кадастровых работ. Следующим обязательным элементом технического плана является «InputData» - исходные данные (рис. 7). В данном разделе указываются документы, на основании которых был подготовлен технический план. [5]. В данном случае представленные документы разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и проектную документацию подходят для подготовки технического плана в отношении машино-места, а значит, может быть осуществлен ГКУ в отношении его. Заключительными элементами XML - схемы являются: элемент «MeanSurvey» - средства измерения, в рамках этого элемента указываются сведения о приборе, которым проводились измерения и срок действия свидетельства о поверке; элемент «Conclusion» - заключение кадастрового инженера, в заключении кадастровый инженер описывает все выполненные работы в виде единого связного текста, дает пояснения о возможных расхождениях данных, о использованных документа и о положениях по переходному периоду (рис. 8). После осуществления необходимой проверки документов сотрудниками Росреестра осуществляется ввод сведений об объекте недвижимости, прохождение пространственного анализа и формирование протокола принятого решения в осуществлении ГКУ. Стадия ввода сведений включает в себя: 1. Первичный анализ поступивших документов в унаследованную систему АИС ГКН. Проверка поступившего объекта исследования на соответствие требованиям ведения ЕГРН. 2. Проверку на положительную либо отрицательную загрузку технического плана. Отрицательный результат загрузки может возникать по разным причинам, самыми часто встречающимися примерами являются: -«Несоответствия названия электронного документа технического плана установленным требованиям». Наименование должно быть следующим, - GUOKS_*.xml, где: - GUOKS - префикс, обозначающий принадлежность информации файлу со сведениями технического плана. -«Одинаковый для нескольких XML-файлов технических планов, элемент GUID». GUID - глобальный уникальный идентификатор пакета. Недопустимо использование одинакового GUID для нескольких файлов. В случае если GUID в XML-файле технического плана идентичен с ранее уже использовавшимся в каком-либо XML-файле технического плана, в АИС ГКН возникает ошибка форматно-логического контроля, XML-файл не загружается в АИС ГКН. Представленный технический план при поступлении в АИС ГКН прошел загрузку положительно. 3. Автоматизированная первичная проверка и анализ электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) кадастрового инженера. ЭЦП необходимо подписать все документы приложения на основании которых был подготовлен технический план, включая сам файл GUOKS. ЭЦП выдается кадастровому инженеру на один календарный год, и она не должна быть просроченной. 4. Редактирование сведений об объекте. В связи с тем, что для подготовки технического плана машино-места была использована XML - схема для помещения, сотрудники Росреестра вносят наименование объекта Машино-место, а так же в дополнительные сведения об объекте недвижимости Вид: машино-место, с отметкой отображать в документах (необходимо для отображения в выписке об объекте недвижимости). Внесение такие сведений необходимо, для дальнейшей конвертации сведений из АИС ГКН во ФГИС ЕГРН. Стадия автоматизированной проверки пространственных данных об объекте недвижимости, прохождение форматно-логического контроля. В рамках этой стадии осуществляется проверка пространственных данных об объект недвижимости, выявление ошибок топокорректности (например, самопересечение полигона, повторяющиеся точки в контуре), отсутствие частичного наложения либо полного совпадения с уже существующими объектами в АИС ГКН. Заключительная стадия - это формирование протокола проверки и принятие решения. Заключение. В представленном случае вид объект недвижимости соответствует виду, в отношении которого подготовлен технический план - машино-место. Замечаний в документах не выявлено (в случае если имеются основания для приостановления либо отказа, то сотрудником Росреестра формируется соответствующий протокол), сведения о машино-местах присутствуют, как в разрешении на ввод, так и в проектной документации, а значит, отсутствуют причины для приостановления. Можно сделать вывод, что данное машино-место соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит ГКУ. Кроме сотрудников кадастровых служб необходимость наличия возможности системы ввода машино-места в базу ЕГРН для нормализации работы с объектом, который будет обозначен своим именем, этот вопрос касается также адекватного подхода и к налогообложению данного объекта. Нередко пока возникают коллизии по определению ставки налога в разных субъектах по отношению к машино-месту как к нежилому помещению приводит к применению различных ставок. Например, машино-место указано только в графе "Особые отметки" при постановке на учет и налоговая присылает требования собственникам со ставками от 0,5% до 1,2%. Другой пример, куплено машино-место в многоэтажном паркинге, в документах на собственность прописана просто доля в нежилом помещении, назначение объекта не уточнено и налоговая начисляет собственнику налог на нежилое помещение с признаками машино-места по повышенной ставке 0,5%, как для прочих объектов. Чтобы исправить данные ситуации, собственнику нужно обратиться в Росреестр, чтобы изменить наименование объекта на конкретное «машино-место», а мы пока видим в кадастре это вызывает сложности. Но в поясняющей информационной записке от 08.12.2016 ФНС указала, что налог на машино-места взимается по ставке не выше 0,3% от кадастровой стоимости. Если же в документах нет конкретного указания на назначение объекта, то ставка может повыситься до 0,5% как для прочих объектов. [6] В конце нашей статьи стоит отметить, что в августе 2018 года Росреестр запустил новое программное обеспечение, через которое начало проводиться заполнение базы данных ФГИС ЕГРН уже в 49 территориальных управлениях Росреестра (в том числе в Свердловской области), но которое по некоторым данным СМИ внесло сбои в его работе, происходит начало апробирования системы. Продолжим и далее свое исследование по изменениям в технологии проведения ГКУ и ГРП объектов недвижимости, результаты представим в следующих статьях.