Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.432 

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10422 

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

THE CURRENT SITUATION OF THE MUNICIPALITY AND THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь 

Svechnikova T.M., dobroe5@yandex.ru 

Аннотация. В статье рассмотрено современное положение и состояние агарной сферы экономики Бардымского монопольного округа Пермского края. Проанализирована деятельность крестьянско-фермерских хозяйств и выявлены существующие проблемы. Проведен SWOT-анализ деятельности и сегментация бизнеса крестьянско-фермерских хозяйств по рынкам и потребителям в условиях пандемии. Определены направления развития крестьянско-фермерских и продвижения агропродукции в условиях пандемии.

Summary. The article considers the current situation and state of the agar sector of the economy of the Bardym monopoly district of the Perm Territory. The activity of peasant farms is analyzed and the existing problems are identified. A SWOT analysis of the activities and business segmentation of peasant farms by markets and consumers in the context of a pandemic was carried out. The directions of the development of peasant-farm enterprises and the promotion of agricultural products in the conditions of a pandemic are determined.

Ключевые слова: муниципальное образование, агарный сектор экономики, эффективность производства, крестьянско-фермерские хозяйства, Бардымский муниципальный округ, Пермский край.

Keywords: municipal formation, agricultural sector of the economy, production efficiency, peasant farms, Bardym municipal district, Perm region.

В условиях рыночных отношений политика каждого муниципального образования направлена на эффективное развитие всех секторов экономики. Большое внимание уделяется развитию агарного производства. Эффективная деятельность сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств во многом зависит от рационального использования имеющихся производственных ресурсов, от обеспеченности средствами производства, наличия рынков сбыта, размера государственной поддержки.

В Пермском крае одним из развитых муниципальных образований во всех секторах экономики считается Бардымский муниципальный округ, который находится в 165 км. от краевого центра г. Пермь.

Бардымский муниципальный округ имеет почти 100-летнюю историю.

Первоначально Бардымский район был образован 27 февраля 1924 года. В 1926 году район состоял из 23 сельсоветов, в которых насчитывалось: 132 населенных пункта, 9749 хозяйств и 43804 жителя. С 10 мая 1934 года район находился в составе Свердловской области. С октября 1938 года район перешел в состав Пермской области. В феврале 1962 года район был ликвидирован, а 12 января 1965 года окончательно восстановлен. С 2005 года Бардымский муниципальный район находился в составе Пермского края.

В ноябре 2019 года Бардымский муниципальный район был упразднён, а все входившие в его состав поселения объединены в муниципальное образование  – Бардымский муниципальный округ c переходным периодом до 01.01.2021г. Создание нового муниципального образования в составе Пермского края регламентировано Законом Пермского края от 05 ноября 2019 г. № 474-ПК «Об образовании нового муниципального образования Бардымский муниципальный округ Пермского края». Новый Устав Бардымского муниципального района, закрепляющий статус муниципального образования, принят решением Думы Бардымского муниципального округа Пермского края от 12.11.2020 г. №42.

На 01.01.2021 г. в состав Бардымского муниципального округа Пермского края входит 61 населенный пункт в составе 12 сельских поселений. Административный центр – село Барда.  

Структуру органов местного самоуправления Бардымского муниципального округа, в соответствии со ст.4 Устава Бардымского муниципального округа, составляют:

  • Дума Бардымского муниципального округа Пермского края (избирается на 5 лет; последние выборы состоялись в 2019 г.);
  • Глава муниципального округа – глава администрации Бардымского муниципального округа Пермского края (избирается сроком на 5 лет; в 2020 г. был избран Алапанов Халиль Газбулатович);
  • Контрольно-счетная палата Бардымского муниципального округа Пермского края;
  • Администрацию Администрацию Бардымского муниципального округа возглавляет Глава муниципального округа. Он имеет трех заместителей по разным вопросам: по социальному развитию, по экономическому развитию, по развитию территорий. Также в подчинении у главы администрации муниципального образования находятся: управление финансов, ревизионно-контрольный сектор и др.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Бардымского муниципального округа.

Деятельность администрации Бардымского муниципального округа направлена на создание благоприятных условий проживания для его населения. По состоянию на 01.01.2021 г. численность населения Бардымского муниципального округа составляет 24 556 человек (на 50,7% меньше численности района в 1926 году).

По данным статистики только за последние 20 лет численность населения муниципального образования сократилась на 3046 чел. или 14% (рис. 2.1). Это связано с оттоком местного населения, особенно молодежи для проживания в город.

Возрастная структура населения округа характеризуется относительно высокой долей трудоспособного населения – 42%. Доля детей и подростков составляет 32%, доля лиц нетрудоспособного возраста – 23%. В округе преобладает женское население – 53% от общей численности.

По данным Всероссийской переписи населения в 2010 г. на территории муниципального образования проживают: башкиры 55%, татары – 36%, русские – 7%, остальные национальности (украинцы, узбеки, удмурты) – 2%. Именно поэтому основная фигура герба – летящий серебряный гусь.

Одним из основных показателей, отражающих экономическое положение округа, является численность и деятельность хозяйствующих субъектов в муниципальном образовании. В экономике округа представлены предприятия электроэнергетики, транспортировка природного газа и добычи нефти, агропромышленного комплекса, строительства.

Значительное число экономически активного населения занято в подразделениях ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл». Поэтому среднедушевые доходы населения составляют от 18 до 30 тыс. руб. в месяц.

На протяжении всей своей истории муниципальное образование оставалось преимущественно сельскохозяйственным. На территории Бардымского муниципального округа 12 сельских поселений, в каждом из которых есть селообразующие сельскохозяйственные организации, занимающиеся производством: либо молока, либо картофеля, либо возделыванием зерновых культур на фуражное зерно (приложение 4). На 01.01.2021 г. действуют: 21 сельскохозяйственное предприятие, 87 действующих крестьянско-фермерских хозяйств и 18 индивидуальных предпринимателей, занятых производством и реализацией сельскохозяйственной продукции (табл. 1).

Из всего объема произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции 37% занимает продукция растениеводства и 63% продукция животноводства. При этом в структуре производства продукции сельского хозяйства доля сельскохозяйственных организаций составляет 13,5%, КФХ – 13,8%, хозяйства населения – 72,7%. Темпы роста показателей за 2015-2019 гг. сократились в среднем на 27%.

Деятельность крестьянско-фермерских наиболее успешна в производстве и реализации продукции животноводства. За 2015-2019 гг. производство и реализация пшеницы сократилась на 71,6%, картофеля – на 61,1%, а реализация скота и птицы в живом весе увеличилась на 4,9%, молока – на 2,9% (табл. 2).

Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции связано с сокращением посевных площадей, особенно в сельскохозяйственных организациях (в среднем на 30%). Резкие колебания урожайности картофеля в округе (от 20 до 127 ц/га) показывают различный уровень хозяйствования, изменения в продуктивности животных связаны с уровнем кормления, содержания и обслуживанием Действующие в округе фермерские хозяйства имеют скромные показатели своей деятельности и ограниченно влияют на продовольственный рынок района. Для реализации их продукции необходима помощь местной администрации.

Развитие агарного сектора Бардымского муниципального округа необходимо для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В первую очередь это касается крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). На территории муниципального образования зарегистрировано и работает 87 КФХ. В настоящее время, в условиях пандемии, они испытывают очень большие трудности не только с производством, но и реализацией агропродукции (табл. 3).

Для повышения эффективности деятельности крестьянско-фермерских хозяйств в условиях пандемии необходимо выходить на новые рынки сбыта по региону и расширять ассортимент реализуемой продукции через Интернет-сети. Помимо бардымской картошки и меда можно наладить торговлю капустой, чесноком, тыквой, кабачками и др. овощами, которые производятся в больших объемах, а реализуются лишь населению на местном рынке в с. Барда (рис. 2).

Для повышения рентабельности деятельности КФХ необходимо развивать рынки сбыта В2В и В2G, применять цифровые технологии (табл. 4).

Таким образом, для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо развитие агарного сектора Бардымского муниципального округа. В первую очередь это касается крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Для повышения рентабельности деятельности КФХ необходимо развивать рынки сбыта В2В, В2С и В2G, расширять ассортимент реализуемой продукции через Интернет-сети.

Литература

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1: от 30.11.1994 №51–ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).
  2. Указ Президента РФ «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 г № 203 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).
  3. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018г. № 204 (ред. от 21.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).
  5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2016 «135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: .03.08.2021).
  6. Бендер П.У. Секреты эффективного маркетинга / П.У. Бендер, Дж. Торок; Пер. с анг. И.В. Гродель. – Мн.: ООО «Попурри», 2015. – 336с.
  7. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. –. 2018. – № 1. – С. 12 – 17.
  8. Малых В.В. Современные методы практического маркетинга. Стратегии, прикладные методы, тренинги и практикум / В.В. Малых. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2014. – 232 с.
  9. Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, А.А. Пакулина. – М.: Мир, 2014. – 240 с.
  10. Negroponte Nicholas. Being Digital. NewYork: Alfred A.Knopf. 1995. 243p.
  11. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. –  https://rosstat.gov.ru/folder/509