Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 339.138

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10413 

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОДВИЖЕНИЯ АГРОПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES FOR PROMOTING AGRICULTURAL PRODUCTS IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Файзрахманов Рауф Ильдарович, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь 

Cherdantsev V.P., cherdantsev.vadim@yandex.ru

Fayzrakhmanov R.I., rauffaizrahmanov2018@gmail.com

Аннотация. В статье проанализированы современные цифровые технологии продвижения товаров в Интернет-сети и схема процесса оптимизации продвижения товара на цифровой платформе YouTube. Предложен и экономически обоснован проект организации рабочего места SEO-менеджер при администрации муниципального образования для продвижения агропродукции крестьянско-фермерских хозяйств в сети Интернет в условиях пандемии.

Summary. The article analyzes modern digital technologies of product promotion in the Internet network and the scheme of the process of optimizing product promotion on the digital platform YouTube. The project of organizing the workplace of an SEO manager under the municipal administration for the promotion of agricultural products of peasant farms on the Internet in the conditions of a pandemic is proposed and economically justified.

Ключевые слова: цифровые технологии, продвижение агропродукции, пандемия, SEO-менеджер, Бардымский муниципальный округ, Пермский край.

Keywords: digital technologies, promotion of agricultural products, pandemic, SEO manager, Bardym Municipal District, Perm region.

В цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции.

В современных условиях развития общества наблюдается перенасыщение агропродукции на внутреннем рынке и, несомненно, есть необходимость выходить за пределы муниципального образования и региона.

В условиях пандемии и для ускорения процессов товародвижения наиболее активно используются такие популярные интернет-ресурсы, как YouTube, соцсети Instagram, VK, Facebook и так далее. Они стали неотъемлемой частью жизни современных людей. Разумеется, человек ежедневно посещающий социальные сети, является потребителем. Именно поэтому продвижение товаров на интернет-площадках должно выходить на новый уровень развития, направленный на создание для потребителя удобных поисковых интерфейсов, сайтов, позволяющих сократить время на поиск необходимых товаров, их покупку и доставку.

Ускорение применения цифровых технологий в России началось с марта 2020 года, когда в стране была объявлена чрезвычайная ситуация, связанная с распространением вируса COVID-2019. В этот период многие предприятия в непроизводственной сфере перешли на удаленную (дистанционную) работу, а реализация продукции перешла на ограниченный либо бесконтактный уровень между продавцом и покупателем.

Именно в условиях пандемии развитие цифровых технологий началось быстрыми темпами. Многие потребители (покупатели) перешли на цифровую платформу в Интернет-сети. Стало актуальным делать заказ по Интернету, не выходя из дома, и все необходимое доставлялось прямо «к порогу».

С профессиональной точки зрения существует несколько наиболее эффективных цифровых технологий продвижения товаров в Интернет-сети: SEO (поисковая оптимизация), контекстная реклама, SMM (маркетинг в социальных сетях), рис. 1.

Так, целью SEO – поисковой оптимизации является увеличение трафика на сайт и, собственно, самих потенциальных клиентов. SEO – технология может быть ориентировано на поиск информации, товаров, услуг, изображений, видеороликов, новостей. Контекстная реклама показывается только определённому кругу лиц, определенного возраста и региона. Поэтому она является одним из самых эффективных методов продвижения [6]. SMM – маркетинг в социальных сетях является лучшим каналом продвижения, так как в процессе SMM появляется лояльная, а главное, активная аудитория, которая заинтересована именно в вашем продукте или услуге. Технологии продвижения товаров в Интернет-сети SEO (поисковая оптимизация) Контекстная реклама SMM ( маркетинг в социальных сетях) Специальный алгоритм оптимизации для поднятия сайта в лидирующие позиции поисковой системы, путём создания ключевых запросов, которые гарантируют приток аудитории Способ быстрого продвижения бренда, продукции и компаний. Такая реклама помогает быстро набрать именно заинтересованную аудиторию за короткое время Медиа-комплекс, в процессе которого происходит продвижение продукции, брендов и компаний в социальных сетях (Instagram, Facebook, VK, Twitter и т.д.)

На конкретном примере разберём работу SEO на платформе YouTube. На сегодняшний день, платформа YouTube – это видеохостинг, который максимально схож с социальными сетями и поэтому незаменим как инструмент для продвижения и реализации продукции. Примерно три месяца назад на личном примере убедился в том, что SEO YouTube отличается от обычного SEO.

YouTube SEO – это процесс оптимизации видео и канала с целью занять первые позиции в поисковой строке YouTube по данному запросу. Самое главное в эффективной поисковой оптимизации для продвижения товара (видео презентации, новостной ленты, рекламного ролика) – это высокая вовлечённость пользователей (онлайн аудитории). Эффективность работы SEO на сайте по продвижению товара можно оценить по схеме VIDIQ (рис. 2).

Результативность продвижения продукции (товара) на платформе YouTube показывает SEO – аналитика. Которая может быть «успешной» при использовании поисковой оптимизации и «не работающей». Итогом является колоссальная разница в продвижении и реализации продукции.

Использование технологий продвижения товаров в Интернет-сети можно использовать предприятиям аграрного сектора экономики для расширения каналов реализации на внутреннем и внешнем рынке, для поиска новых сегментов рынка, для привлечения инвесторов и разработки новых инвестиционных проектов в аграрном секторе экономики [4]. 

Ежедневное отслеживание ситуации продвижения сельскохозяйственной продукции в Интернет-сети позволит контролировать заинтересованность потенциальных покупателей в продукции, обеспечить онлайн-контакт между клиентом и производителем, результатом которого будет заключение договора купли-продажи и дальнейшее успешное сотрудничество. Учитывая все возможные рекламные интеграции в Интернет-сети увеличение продаж возможно на 20-30%.

Таким образом, поисковая система оптимизации SEO учитывает множество внутренних и внешних свойств Интернет-ресурсов, позволяет обеспечить онлайн контакт и расшить границы ведения бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности.

Практическое применение SEO-технологии рассмотрим на примере Бардымского муниципального округа Пермского края. Внедрение SEO-оптимизации на платформе YouTube для агропредприятий будет осуществляться на бесплатной основе. Администрации Бардымского муниципального округа для эффективной работы на этой платформе YouTube необходимо создать рабочее место SEO – менеджера. Он непосредственно будет подчиняться зам. главы Бардыского муниципального округа по экономическим вопросам (рис. 3).

Для кандидата на должность SEO – менеджера необходимы знания по цифровому маркетингу и информационным технологиям, по оптимизации и продвижению веб-ресурсов, по производственному менеджменту. Должностная инструкция утверждается главой администрации муниципального образования. Общие затраты на организацию и содержание рабочего места SEO – менеджера в 2021 году могут составить 508 тыс. руб.

Работа по SEO-оптимизации на платформе YouTube позволит обеспечить онлайн-контакт между клиентом и производителем, результатом которого будет заключение договора купли-продажи и дальнейшее успешное сотрудничество. Учитывая все возможные рекламные интеграции в Интернет-сети, увеличение продаж возможно на 15-30%.

Эффективная работа SEO – менеджера уже 2021 году может дать положительные результаты. Так, за 2019 г. выручка от реализации сельскохозяйственной продукции 87 крестьянско-фермерских хозяйств

составила 361 млн. руб. Проведение SEO-оптимизации на платформе YouTube позволит, как минимум, на 15% увеличить продвижение товара и, следовательно, выручку всех крестьянско-фермерских хозяйств. Дополнительная сумма выручки может составить 39 млн. руб. При норме рентабельности продаж 8% дополнительная прибыль будет равна 3 миллиона 120 тыс. руб. С учетом затрат на организацию и содержание рабочего места SEO – менеджера экономический эффект на 2021 г. может составить 2 миллиона 611 тыс. руб. (табл. 1).

Для повышения эффективности продвижения агропродукции через Интнрнет-сети целесообразно привлекать волонтеров и студенческие отряды.

Таким образом, проведенное исследование показало, что цифровую экономику можно определить как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства. В целях развития цифровой экономики в России распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой до 2024 г. должен быть осуществлен переход на применение цифровых технологий продвижения продукции. Наиболее эффективными цифровыми технологиями продвижения продукции в Интернет-сети являются: SEO-поисковая оптимизация, контекстная реклама, SMM-маркетинг в социальных сетях. Совокупное применение современных цифровых технологий: SEO оптимизация, SMM (маркетинг в социальных сетях), контекстная реклама позволят получить синергетический эффект. Также реализация комплекса мероприятий по продвижению агропродукции позволит повысить узнаваемость и конкурентоспособность продукции крестьянско-фермерских хозяйств, улучшить финансовые результаты деятельности, обносить и модернизировать производственное оборудование и перейти на использование новых ресурсосберегающих технологий.

Литература

  1. Указ Президента РФ «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 г № 203 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.07.2021).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.07.2021).
  3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2016 «135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.07.2021).
  4. Бендер П.У. Секреты эффективного маркетинга / П.У. Бендер, Дж. Торок; Пер. с анг. И.В. Гродель. – Мн.: ООО «Попурри», 2015. – 336с.
  5. Малых В.В. Современные методы практического маркетинга. Стратегии, прикладные методы, тренинги и практикум / В.В. Малых. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2014. – 232 с.
  6. Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, А.А. Пакулина. – М.: Мир, 2014. – 240 с.
  7. Официальный сайт Территориальной органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае. Электронный ресурс. URL: https://permstat.gks.ru (дата обращения 30.07.2021).