Московский экономический журнал 6/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_390

СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕГАПРОЕКТА БОЛЬШАЯ МОСКВА

SPECIFICS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE MEGAPROJECT BIG MOSCOW IMPLEMENTATION

Добряхина Олеся Павловна, аспирант, ФГБОУ ВО Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского, e-mail: dobryakhina@gmail.com

Петухова Жанна Геннадьевна, д.э.н., профессор кафедры экономики, менеджмента и организации производства, ФГБОУ ВО Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского, e-mail: ist@norvuz.ru

Dobryakhina Olesya Pavlovna, postgraduate student, Transpolar State University, e-mail: dobryakhina@gmail.com

Petukhova Zhanna Gennadjevna, Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Management and Organization of Production, Transpolar State University, e-mail: ist@norvuz.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследования проблем реализации одного из самых масштабных российских проектов – мегапроекта Большая Москва (Новая Москва). Рассмотрены концептуальные основы проекта, его цели и основные составляющие. Проанализированы в динамике результаты работы по проекту по следующим направлениям: транспортное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Рассмотрены перспективы и прогнозные показатели развития мегапроекта Большая Москва. Выделены наиболее существенные проблемы и риски проекта и предложены соответствующие рекомендации.

Abstract. The article is devoted to the problems of the implementation of one of the largest Russian projects – the megaproject Big Moscow (New Moscow). The conceptual foundations of the project, its goals and main components are considered. The results of the project work in the following areas are analyzed in dynamics: transport construction, construction of social infrastructure facilities, creation of new jobs. The prospects and forecast indicators of the development of the megaproject Big Moscow are considered. The most significant problems and risks of the project are highlighted and appropriate recommendations are proposed.

Ключевые слова: мегапроект, Большая Москва, Новая Москва, транспортное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры, риски

Keywords: megaproject, Big Moscow, New Moscow, transport construction, construction of social infrastructure facilities, risks

В 2012 году началась реализация одного из крупнейших мегапроектов в новейшей истории России, получившего название Новая Москва (Большая Москва). К столице была присоединена значительная часть Московской области. В результате площадь города увеличилось в 2,4 раза – до 1480 км². Новое территориальное образование граничит на юго-западе с Калужской областью, с остальных сторон окружена Московской областью. В Новой Москве образованы Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО). В этом же году Московская городская дума утвердила пакет законов, определивших административно-территориальное деление новых территорий российской столицы. После расширения территории Москва поднялась с 11-го на 6-е место в рейтинге крупнейших мегаполисов мира и стала лидером среди европейских городов по размеру территории (без учёта Стамбула, который лишь частично располагается Европе)[1]. При этом в мировом рейтинге по численности населения позиции в Москве не изменились (седьмое место), так как вновь присоединённые районы не являются густонаселенными. Мегапроект Новая Москва является самым масштабным проектом по расширению нашей столицы за всю её историю.

К числу основных целей проекта были отнесены трансформация сложившейся моноцентричной структуры Московского региона и оптимизация градостроительного зонирования. Изначально вновь присоединенным районам планировалось придать статус правительственно-административных территорий и переместить туда здания ряда органов федеральной власти. Однако позже от этой идеи отказались[2].

Уже на начальной стадии властями был реализован комплексный подход к реализации проекта, который подразумевает параллельное строительство жилья, социальных объектов и объектов транспортной, производственной и телекоммуникационной инфраструктуры. Основное внимание уделяется организации оптимальных транспортных потоков, строительству магистралей, не только позволяющих связывать объекты на новых территориях, но гармонично вписывающихся в транспортную сеть старой Москвы. К числу ключевых вопросов относится также строительство производственных, логистических и коммерческих объектов для создания достаточного количества рабочих мест для жителей города в новых границах. Общий объем капиталовложений в мегапроект уже превысил 3 трлн. рублей[3].

По прошествии 10 лет с начала реализации рассматриваемого мегапроекта можно подвести промежуточные итоги, оценить эффективность проделанной работы, выявить основные проблемы и риски проекта.

Прежде всего, рассмотрим достигнутые успехи в сфере транспортного строительства. К текущему моменту на присоединенных территориях построено восемь новых станций метро на двух линиях: «Саларьево», «Румянцевео», «Прокшино», «Филатов Луг», «Коммунарка» и «Ольховая» – на Сокольнической ветке, «Говорово» и «Рассказовка» – на Калининско-Солнцевской. Ведется строительство Троицкой ветки метрополитена от станции «Новаторская» Большой кольцевой линии до станции «Коммунарка». Эту линию планируется проложить до Троицка. Увеличивается длина Калининско-Солнцевской линии – до аэропорта Внуково и Сокольнической линии ‑ до станции «Новомосковская».

Новомосковская станет первой отапливаемой наземной станцией московского метро. Ее строительство будет осуществляться по новейшим технологиям и предусматривает использование большого количества вентиляционных систем, подающих теплый воздух в вестибюль.

Все станции метрополитена располагаются в непосредственной близости от жилых массивов и промышленных объектов, что позволяет жителям новых районов Москвы значительно экономить время на поездках.

Согласно существующим планам, на территории Новой Москвы будут функционировать более 20 станций метрополитена, будет проложено более 70 км новых линий. Для обслуживания метропоездов планируется построить четыре депо[4].

Проложены в Новой Москве и ветки московских центральных диаметров (МЦД) – на четвертой линии (Киевское направление Московской железной дороги) построены станции «Санино», «Крёкшино» и «Мичуринец». На этой линии в 2022 году будут проложены новые ветки – от Апрелевки до МКАД. Железнодорожные пути стремительно реконструируются: строятся новые основные пути, на местах старых платформ строятся современные станции.

После ввода четвертого диаметра в эксплуатацию в распоряжении жителей Новой Москвы фактически появится ветка наземного метро с комфортными станциями. Интервалы между поездами будут составлять примерно пять минут.

С 2012 года в Новой Москве отремонтировано и построено более 273 км автомобильных дорог и 58 объектов сопутствующей дорожной инфраструктуры, в том числе 36 пешеходных переходов и пять железнодорожных переездов и путепроводов. Как результат, плотность дорожной сети на данной территории выросла в полтора раза. Также произошло снижение уровня загрузки автомобильных дорог на 11%, а среднее время передвижения на автомобиле по территории Большой Москвы снизилась более чем на 17%. Наиболее крупными проектами стали: строительство автомагистрали Варшавское шоссе Бутово – Солнцево, строительство дороги от деревни Ботаково до Боровского шоссе, строительство трассы М3 Украина до Бутово, а также реконструкция Калужского шоссе. В настоящее время на стадии проектирования находятся еще 29 объектов автодорожный сети, общая протяженность которой превышает 150 км. В период до 2024 года планируется построить и отремонтировать более 200 км магистральных дорог районного значения, в том числе связки между населёнными пунктами[5].

Качество дорожного полотна соответствует самым высоким мировым стандартам. Все ответвления от магистралей включают разгонные полосы. Во многих местах расширяется проезжая часть, монтируются мачты освещения, шумопоглощающие экраны и светофоры, строятся тротуары и остановки общественного транспорта, производится обустройство прилегающей территории.

Большая Москва застраивается комплексно: во всех жилых массивах возводятся необходимые социальные объекты. В качестве примера комплексной застройки можно привести жилой массив «Испанские кварталы» (располагается около станции «Прокшино» Сокольнической ветки метрополитена). Массив имеет развитую социальную инфраструктуру, все дома имеют закрытую охраняемую территорию.

На текущий момент в Новой Москве объем строительства превысил 21 млн. кв. м., из них 16 млн. приходится на жилые площади. В ближайшие пять лет ожидается значительный прирост темпов строительства жилья. Только в 2022 году будет введено в эксплуатацию примерно 2,4 млн. кв. м. жилья. В настоящее время выдано разрешений на строительство жилья общей площадью примерно 7 млн. кв. м.

В Новой Москве возведены более 80 социальных объектов: детских садов, школ, поликлиник и больниц. В частности, во время эпидемии коронавируса в 2020 году всего за месяц построена крупная инфекционная больница в Вороновском. Построен знаменитый инфекционный центр в Коммунарке, где во время эпидемии были вылечены более 40 тыс. пациентов.

Ещё один знаковый объект – международная школа Летово, которая входит в число лучших образовательных организаций нашей страны. Построено множество других социальных и рекреационных объектов, имеющих большое значение для населения Большой Москвы. В частности реконструированы и обустроены 22 парковых зоны.

В период с 2012 года на рассматриваемой территории были созданы более 180 тыс. новых рабочих мест, что втрое больше, чем за аналогичный период на этой же территории до её присоединения к Москве. В настоящее время общая численность рабочих мест составляет около 300 тыс., при этом примерно половина их приходится на офисные и складские комплексы.

Рабочие места создаются преимущественно в так называемых точках роста, которых на рассматриваемой территории на текущий момент насчитывается 12. В частности в Румянцеве функционирует самый крупный в Новой Москве офисный центр. В нём работает более 10 тыс. человек.

Отдельно следует отметить динамичное развитие Коммунарки. Здесь объекты недвижимости строятся с темпами, сопоставимыми с темпами строительства Делового Центра. В ближайшие пять лет здесь будут построены 5 млн. кв. м. жилых и офисных площадей. Будут созданы более 70 тыс. рабочих мест. Развивается крупный международный медицинский кластер «Сколково», кластер «Прокшино» и др.

Прогнозируется, что в 2035 году население новых территорий Москвы превысит 1,5 млн. чел., будет создано более 1 млн. рабочих мест. Ожидается что большинство трудоспособных жителей этих территорий сможет работать недалеко от мест проживания. Занятость будет обеспечена в следующих областях: транспорт, наука и образование, информационные технологии, медицина, индустрия гостеприимства и размещения, рекреационная сфера и т.д.

До 2035 года в Новой Москве будут построены 20 крупных технопарков. Также росту уровня занятости будет способствовать строительство значительного количества объектов социальной инфраструктуры. В частности, к указанному сроку будут построены 327 детских садов, 183 школы, 126 поликлиник и больниц, около 700 спортивных объектов. Планируется обустроить с использованием самых современных технологий более 90 парковых зон, что значительно повысит рекреационный и экологический потенциал города.

Ключевой критерий эффективности развития Большой Москвы – удовлетворённость его населения нововведениями. Данные социологических опросов показывают, что более 70% жителей ТиНАО ощутили рост качества жизни. Большинство респондентов особо выделяют такие выгоды, полученные от реализации рассматриваемого мегапроекта, как строительство метро и автомобильных дорог. Кроме того, многие жители полагают, что с присоединением территорий к Москве повысился общий уровень безопасности.

Тем не менее, несмотря на динамичное развитие Новой Москвы, реализация данного мегапроекта связана с рядом серьёзных проблем и рисков. К числу наиболее значимых проблем эксперты относят: загрязнение окружающей среды (40% респондентов), интенсивный миграционный приток некоренного населения, обусловливающий конфликты на национальной и религиозной почве (36%), высокий уровень коррупции (36%), дефицит ресурсов для реализации важных проектов в «старой» Москве (40%). Многие эксперты отмечают, что данный мегапроект реализуется преимущественно в интересах крупных собственников земельных участков (72%), строительного бизнеса (60%) и столичных чиновников (40%)[6].

Базовая проблема состоит в противоречии данного мегапроекта общей концепции равномерного распределения точек роста на территории страны, провозглашаемой Президентом и Правительством Российской Федерации. Ещё до создания Новой Москвы, в столице чрезмерно концентрировались финансовые и человеческие ресурсы. Проект только усугубил ситуацию.

По прогнозам, к 2050 году население Большой Москвы составит около 30 млн. человек. Если в настоящее время в Москве и области проживает примерно 14% россиян, то к середине столетия этот показатель составит около 25%[7]. При этом плотность населения за Уралом резко снизится. На южных границах нашей страны в соседних государствах (Индия, Пакистан, Китай) проживают примерно 3 млрд. человек. Существует угроза постепенной ползучей миграции этого населения в Россию и замещение коренных жителей. Ускорению этого процесса может способствовать дефицит природных ресурсов в соседних странах. Особенно это касается пресной воды. Таким образом, неблагоприятный сценарий заключается в значительном снижении количества рабочих рук на Урале и в Сибири при вытеснении коренного населения на южных рубежах страны. Неравномерность распределения трудовых ресурсов на территории России уже в среднесрочной перспективе может привести к серьёзному региональному дисбалансу, усугубить кризисные явления в экономике и вызвать политические потрясения.

Реализация мегапроекта Большая Москва и обусловленные им демографические и миграционные тенденции приводят к оттоку трудовых ресурсов не только из Сибири и с Урала, но и практически из всех регионов России. Особенно остро эта проблема ощущается в Центральном федеральном округе: в Тульской, Костромской, Тверской, Ивановской областях. Так, в Тульской области уже через десять лет прогнозируется беспрецедентное старение населения, что будет связано преимущественно с оттоком молодых квалифицированных кадров в Москву. При этом регион уже лишился многих крупных производственных предприятий (потенциал для выживания и развития имеют несколько оборонных заводов, химические предприятия Щёкино и Новомосковска, а также несколько прибыльных аграрных предприятий)[8].

Наблюдается экономическая деградация периферийных территорий Московской области, что также связано с оттоком ресурсов в Новую Москву. По словам губернатора области и Б.В. Громова, разница по некоторым ключевым социально-экономическим показателям между передовыми и отстающими районами региона может достигать 200 раз.

Проблема деградации регионов ЦФО является очень сложной и, соответственно, для её решения необходим комплексный подход. В первую очередь следует более активно развивать производственные и логистические связи между Большой Москвой и центральными регионами, улучшать инвестиционный климат, развивать механизмы государственно-частного партнёрства.

Наблюдается нарушение баланса интересов между строительным бизнесом и населением в пользу первого. Основная задача строительных компаний – получение прибыли от продажи жилой и офисной недвижимости, что часто идет в разрез с интересами горожан, так как строительство недвижимости не сопровождается развитием социальной инфраструктуры на должном уровне. Плотная застройка площадей высотными жилыми домами приводит к перенаселению территорий, чрезмерной нагрузке на коммуникации и социальные объекты, сложностям с парковкой. Количества возводимых производственных объектов явно недостаточно для обеспечения оптимальной структуры занятости в Новой Москве[9].

Жителями остро ощущается высокая нагрузка на инженерную и транспортную инфраструктуру, относительно низкий уровень развития общественного транспорта, недостаток парковых и прочих рекреационных зон. На экономике Новой Москвы отрицательно сказывается массовое использование устаревших строительных технологий: строительство домов без утепления, возведение недолговечных коммуникаций и т.д. В результате город несёт потери материальных и финансовых ресурсов.

Мегапроектом изначально не было предусмотрено создание единой с Московской областью схемы развития территорий, что уже вызвало ряд негативных последствий в виде отсутствия согласования грузовых, энергетических, людских и других потоков. Тем не менее, следует отметить, что решение о подготовке такой схемы уже принято.

Во многих районах наблюдается ситуация, когда жилые массивы возводятся и сдаются в эксплуатацию еще до формирования на территории развитой сети скоростного транспорта, что противоречит принципу «устойчивой мобильности». Таким образом, необходимо более тщательно синхронизировать планы жилой застройки и транспортного строительства. В малонаселенных районах для повышения уровня транспортной связанности целесообразно возводить скоростные хордовые шоссе[10]. В качестве центров развития Новой Москвы должны выступать транспортные хабы – места, в которых пересекаются и согласуются потоки по разным видам транспорта, идущие по радиальным и кольцевым направлениям.

Одной из основных причин очень высокой загруженности автомагистралей Новой Москвы является грузовой транспорт. Это связано преимущественно с тем, что в Московском регионе располагается примерно половина всех складских площадей нашей страны[11]. Таким образом, в данном случае развитие Большой Москвы также тесно связано с развитием других регионов РФ, в частности, с необходимостью активно наращивать логистические мощности за пределами Москвы и Московской области и перестраивать федеральные транспортные потоки.

Также следует отметить проблему, с которой сталкиваются городские власти при взаимодействии с владельцами частных домов, объединившихся в товарищества собственников недвижимости (ТСН) и садовые некоммерческие товарищества (СНТ) – низкий уровень договороспособности управляющих структур таких товариществ[12]. Реализация на практике различных хозяйственных и инфраструктурных решений, как правило, требует длительных согласований, и далеко не всегда заканчивается компромиссом сторон. В этой связи необходимо усовершенствовать федеральное и региональное законодательство, в котором следует более чётко определить статус и полномочия ТСН и СНТ. В определенных случаях эти образования следует включать в состав населённых пунктов и подчинять непосредственно муниципальным властям, что значительно ускорит и упростит процедуры согласования различных решений.

Руководству мегапроекта Большой Москвы следует тщательно проработать вопросы административного деления нового территориального образования и распределения полномочий между различными уровнями государственной власти с использованием механизмов обратной связи с населением. Некоторые системные проблемы, например, проблемы развития транспортной сети, удобнее решать на уровне города, а некоторые – на уровне муниципалитетов – например, проблемы в сфере здравоохранения и проблемы обеспечения граждан муниципальным жильём[13].

Важной группой проблем являются проблемы охраны окружающей среды. Большая Москва утилизирует примерно 50 млн. кубометров отходов в год. Значительные объёмы бытовых отходов без переработки закапываются на мусорных свалках, некоторые из которых чрезвычайно опасны для экологии. Необходимы дополнительные инвестиции в строительство мусороперерабатывающих заводов. Руководству мегапроекта целесообразно воспользоваться опытом реализации аналогичного проекта Большой Париж: французская группа компаний SUEZ разработала и внедрила специальную технологию, с помощью которой в Париже проводится мониторинг движения бытовых отходов – от жилых домов до момента полной переработки или захоронения[14]. На основе полученной информации можно принимать обоснованные решения по оптимизации процесса утилизации и переработки отходов. Кроме того, в Москве может быть использована ещё одна технология от SUEZ – технология очистки воздуха в метрополитене, которая уже апробирована во французской столице.

Также следует отметить наличие рисков для владельцев частных земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. В зоне риска находятся участки, расположенные в пределах 20 км от МКАД между Варшавским и Киевским шоссе – они могут быть отторгнуты в пользу государства для строительства инфраструктурных объектов либо для возведения жилых массивов[15]. Кроме того, после перехода земель Московской области в городскую юрисдикцию, выросли объёмы налоговых платежей для владельцев недвижимости.

Итак, мегапроект Большая Москва достаточно успешно развивается и опережает по темпам строительства жилья и инфраструктурных объектов многие аналогичные проекты в зарубежных странах. Тем не менее, выявлен ряд серьёзных проблем, которые требуют незамедлительного решения. Большинство из них можно свести к необходимости чёткого согласования процессов жилищного строительства и развития транспортной, производственной и телекоммуникационной инфраструктуры на новых территориях города. Необходимо ускорить формирование единой транспортной сети и более внимательно относиться к социальному обслуживанию населения. Кроме того, Новую Москву целесообразно рассматривать в контексте общего регионального развития России, более тщательно прорабатывать на федеральном уровне рациональное распределение финансовых, материальных и трудовых ресурсов между регионами, избегая их чрезмерной концентрации в тех или иных регионах или городах.

Список источников

  1. Андрей Бочкарёв сравнил мегапроекты столиц России и Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stroi.mos.ru/interviews/sotrudnichiestvo-biez-ghranits-andriei-bochkariov-sravnil-mieghaproiekty-stolits-rossii-i-frantsii (дата обращения: 12.07.2022)
  2. Большая Москва и большой Петербург – хорошие отправные точки – НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spb.hse.ru/news/67803577.html (дата обращения: 12.07.2022).
  3. Большая Москва надувает цены [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rb.ru/article/bolshaya-moskva-naduvaet-tseny/6740427.html (дата обращения: 12.07.2022).
  4. Большая Москва: вероятные пути развития // Журнал «Время инноваций» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://time-innov.ru/page/jurnal/2012-5/rubric/26/article/58 (дата обращения: 12.07.2022).
  5. Большая Москва: концепция авторского коллектива под руководством А. А. Чернихова: Архплатформа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archplatforma.ru/?act=1&catg=41&nwid=1982 (дата обращения: 12.07.2022).
  6. Большой Париж – Большая Москва. Практики устойчивого развития территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosurbanforum.ru/business-program/2019/bolshoy-parizh-bolshaya-moskva-praktiki-ustoychivogo-razvitiya-territoriy-/ (дата обращения: 12.07.2022).
  7. Бочаров Ю.П. Ультрамегапроект «Большая Москва» и геополитические риски России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ultramegaproekt-bolshaya-moskva-i-geopoliticheskie-riski-rossii (дата обращения: 12.07.2022)
  8. Геращенко Н. Москва в новом ключе: что дает городу поглощение Подмосковья — РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/20/07/2011/5703e9c69a79477633d35916 (дата обращения: 12.07.2022)
  9. Голубева К. 10 лет Новой Москве: итоги и перспективы – CUD.NEWS [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cud.news/72293/ (дата обращения: 12.07.2022).
  10. Морозов К. Проект «Большая Москва» состоялся [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/moscow/2022/07/03/proekt-bolshaya-moskva-sostoyalsya.html (дата обращения: 12.07.2022)
  11. Перелыгин Ю.А. Большая Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gisa.ru/96565.html (дата обращения: 12.07.2022).
  12. Пуля И. Газеты пишут о расширении Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0471/gazeta035.php (дата обращения: 12.07.2022)

References

  1. Andrej Bochkaryov sravnil megaproekty` stolicz Rossii i Francii [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://stroi.mos.ru/interviews/sotrudnichiestvo-biez-ghranits-andriei-bochkariov-sravnil-mieghaproiekty-stolits-rossii-i-frantsii (data obrashheniya: 12.07.2022)
  2. Bol`shaya Moskva i bol`shoj Peterburg – xoroshie otpravny`e tochki – NIU VShE` v Sankt-Peterburge [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://spb.hse.ru/news/67803577.html (data obrashheniya: 12.07.2022).
  3. Bol`shaya Moskva naduvaet ceny` [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://rb.ru/article/bolshaya-moskva-naduvaet-tseny/6740427.html (data obrashheniya: 12.07.2022).
  4. Bol`shaya Moskva: veroyatny`e puti razvitiya // Zhurnal «Vremya innovacij» [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://time-innov.ru/page/jurnal/2012-5/rubric/26/article/58 (data obrashheniya: 12.07.2022).
  5. Bol`shaya Moskva: koncepciya avtorskogo kollektiva pod rukovodstvom A. A. Chernixova: Arxplatforma [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.archplatforma.ru/?act=1&catg=41&nwid=1982 (data obrashheniya: 12.07.2022).
  6. Bol`shoj Parizh – Bol`shaya Moskva. Praktiki ustojchivogo razvitiya territorij [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://mosurbanforum.ru/business-program/2019/bolshoy-parizh-bolshaya-moskva-praktiki-ustoychivogo-razvitiya-territoriy-/ (data obrashheniya: 12.07.2022).
  7. Bocharov Yu.P. Ul`tramegaproekt «Bol`shaya Moskva» i geopoliticheskie riski Rossii [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ultramegaproekt-bolshaya-moskva-i-geopoliticheskie-riski-rossii (data obrashheniya: 12.07.2022)
  8. Gerashhenko N. Moskva v novom klyuche: chto daet gorodu pogloshhenie Podmoskov`ya — RBK [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/society/20/07/2011/5703e9c69a79477633d35916 (data obrashheniya: 12.07.2022)
  9. Golubeva K. 10 let Novoj Moskve: itogi i perspektivy` – CUD.NEWS [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://cud.news/72293/ (data obrashheniya: 12.07.2022).
  10. Morozov K. Proekt «Bol`shaya Moskva» sostoyalsya [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.mk.ru/moscow/2022/07/03/proekt-bolshaya-moskva-sostoyalsya.html (data obrashheniya: 12.07.2022)
  11. Perely`gin Yu.A. Bol`shaya Moskva [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gisa.ru/96565.html (data obrashheniya: 12.07.2022).
  12. Pulya I. Gazety` pishut o rasshirenii Moskvy` [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0471/gazeta035.php (data obrashheniya: 12.07.2022)

Для цитирования: Добряхина О.П., Петухова Ж.Г. Специфика, проблемы и перспективы реализации мегапроекта Большая Москва // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-60/

© Добряхина О.П., Петухова Ж.Г., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.

[1] Пуля И. Газеты пишут о расширении Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0471/gazeta035.php (дата обращения: 12.07.2022)

[2] Геращенко Н. Москва в новом ключе: что дает городу поглощение Подмосковья — РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/20/07/2011/5703e9c69a79477633d35916 (дата обращения: 12.07.2022)

[3] Морозов К. Проект «Большая Москва» состоялся [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/moscow/2022/07/03/proekt-bolshaya-moskva-sostoyalsya.html (дата обращения: 12.07.2022)

[4] Андрей Бочкарёв сравнил мегапроекты столиц России и Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stroi.mos.ru/interviews/sotrudnichiestvo-biez-ghranits-andriei-bochkariov-sravnil-mieghaproiekty-stolits-rossii-i-frantsii (дата обращения: 12.07.2022)

[5] Андрей Бочкарёв сравнил мегапроекты столиц России и Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stroi.mos.ru/interviews/sotrudnichiestvo-biez-ghranits-andriei-bochkariov-sravnil-mieghaproiekty-stolits-rossii-i-frantsii (дата обращения: 12.07.2022)

[6] Бочаров Ю.П. Ультрамегапроект «Большая Москва» и геополитические риски России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ultramegaproekt-bolshaya-moskva-i-geopoliticheskie-riski-rossii (дата обращения: 12.07.2022)

[7] Бочаров Ю.П. Ультрамегапроект «Большая Москва» и геополитические риски России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ultramegaproekt-bolshaya-moskva-i-geopoliticheskie-riski-rossii (дата обращения: 12.07.2022)

[8] Большая Москва: вероятные пути развития // Журнал «Время инноваций» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://time-innov.ru/page/jurnal/2012-5/rubric/26/article/58 (дата обращения: 12.07.2022).

[9] Перелыгин Ю.А. Большая Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gisa.ru/96565.html (дата обращения: 12.07.2022).

[10] Большая Москва: концепция авторского коллектива под руководством А. А. Чернихова: Архплатформа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archplatforma.ru/?act=1&catg=41&nwid=1982 (дата обращения: 12.07.2022).

[11] Бочаров Ю.П. Ультрамегапроект «Большая Москва» и геополитические риски России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ultramegaproekt-bolshaya-moskva-i-geopoliticheskie-riski-rossii (дата обращения: 12.07.2022).

[12] Голубева К. 10 лет Новой Москве: итоги и перспективы – CUD.NEWS [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cud.news/72293/ (дата обращения: 12.07.2022).

[13] Большая Москва и большой Петербург – хорошие отправные точки – НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spb.hse.ru/news/67803577.html (дата обращения: 12.07.2022).

[14] Большой Париж – Большая Москва. Практики устойчивого развития территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosurbanforum.ru/business-program/2019/bolshoy-parizh-bolshaya-moskva-praktiki-ustoychivogo-razvitiya-territoriy-/  (дата обращения: 12.07.2022).

[15] Большая Москва надувает цены [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rb.ru/article/bolshaya-moskva-naduvaet-tseny/6740427.html (дата обращения: 12.07.2022).