Московский экономический журнал 6/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.101.8

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_362

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

PROBLEMS OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Волкова Нина Владимировна, ст. преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: volkova0612@yandex.ru

Смирнов Никита Сергеевич, студент направления 38.03.02 «Менеджмент (уровень бакалавриата)» профиль «Управление малым бизнесом» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: 2019103502@pnu.edu.ru

Volkova Nina Vladimirovna Lecturer, Department of Economics and Management, Pacific State University, Khabarovsk, E-mail: volkova0612@yandex.ru

Smirnov Nikita Sergeevich, student of the direction 38.03.02 “Management (bachelor’s degree)” profile “Small business management” FSBEI HE “Pacific State University”, Khabarovsk, E-mail: 2019103502@pnu.edu.ru

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, а также предложен инструмент, позволяющий повысить уровень эффективности ведения бизнеса в России.

Abstract. This article will consider the problems faced by entrepreneurs, as well as a tool to improve the efficiency of doing business in Russia.

Ключевые слова малый бизнес, государственная поддержка малого бизнеса, государственные программы поддержки малого бизнеса, экономическая грамотность, юридическая грамотность

Keywords: small business, government support for small business, government programs to support small businesses, economic literacy, legal literacy

В малом бизнесе сегодня очень высока конкуренция, и многие предприятия закрываются в течении первых трех лет. Часто причиной этому служит отсутствие знаний, опыта, слабые аналитические расчеты и слабая освещенность государственных проектов, направленных на помощь малому бизнесу.

Так в 2020 был проведён опрос среди предпринимателей о помощи, предоставляемой государством, результаты оказались неутешительными: только 52% опрошенных обратились за получением субсидией, 40% получили льготы, 14% ожидают, остальные по разным причинам её не получили. 

Анализ опроса показал, что представители малого бизнеса часто не знают о действующих государственных программах, налоговых вычетах, так как нет единой информационной платформы, где можно было бы получить необходимую информацию, а изучение актуальных программ в различных источниках требует большого количества времени и является малоэффективным. Зачастую не понятно куда именно необходимо обращаться, какой пакет документов должен быть предоставлен для получения помощи и льгот.

Это приводит к упущению ряда возможностей, предоставляемых правительствами субъектов Российской Федерации и, как следствие, порождает мифы об отсутствии поддержки.

Для преодоления этих трудностей целесообразно создать Единый общероссийский портал, с помощью которого можно было бы получить информацию о программах поддержки малого бизнеса с полным списком необходимых документов и с возможностью их подачи в электронном виде во всех субъектах Российской Федерации. Это позволило бы снизить уровень затрат сил и времени у предпринимателей и дало бы им чёткое представление о имеющихся возможностях получения поддержки.

На данной платформе были бы представлены актуальные программы в виде текстовых документов с примерами и видео уроки с разъяснениями экспертов, с обязательной поддержкой структур, осуществляющих реализацию программ, и контролем за качеством оказания услуги со стороны ответственных государственных органов. Это позволило бы предпринимателям получать актуальную информацию с возможностью обратной связи, а государственным органам в оперативном порядке давать оценку качеству реализации программ, анализировать специфику поступающих запросов от бизнеса.

Не смотря на прилагаемые государством усилия, малый бизнес в России развивается достаточно медленно, проведенное исследование позволяет сделать вывод о наличии в обществе стереотипов, создающих почву для данной тенденции:  «бизнес – это не для всех, а для особенных», «обычный человек не может создать что-то, что приносит прибыль», «тебя обманут – брось эту затею» и множество других предрассудков. Однако по статистике, 2 из 10 новых предприятий закрываются в первый же год работы (данные Bureau of Labor), а 9 из 10 стартапов терпят неудачу (данные Startup Genome). В случае если у проекта есть венчурная поддержка, то показатели немного лучше: терпят крах всего 7,5 из 10 [1]. Эти две проблемы имеют общие корни, так как многие начинающие предприниматели, не изучают азы экономики, планирования, маркетинга, логистики, тайм-менеджмента, психологии, риторики и не развивают самодисциплину, а начинают вести бизнес по наитию. 

 К частым ошибкам начинающих предпринимателей можно отнести: 

  1. вложение при запуске бизнеса огромных финансовых средств;
  2. неправильный выбор сферы деятельности;
  3. отсутствие чёткого видения чем именно они будут отличаться от конкурентов;
  4. незнание своей целевой аудитории;
  5. нерациональное использование имеющихся средств (собственных и заёмных);
  6. отсутствие четкого плана действий;
  7. неумение продвигать и продавать свою продукцию;
  8. ожидание мгновенной прибыли;
  9. безответственное отношение к делу;
  10. неумение отделять личные денежные средства от средств предприятия;
  11. желание бросить свое дело при первых трудностях и неудачах;
  12. занятие нелюбимым делом;
  13. стремление рассчитывать только на собственные силы;
  14. отсутствие навыков делегирования полномочий [2].

Системной проблемой реализации мер государственной поддержки является отсутствие заинтересованности получателей бюджетных средств в достижении целей развития малого предпринимательства: рост численности занятых в этой сфере и его доли в ВВП, поскольку получатели бюджетных средств отвечают лишь за достижение показателей, установленных в соглашениях (договорах) о предоставлении бюджетных средств в рамках государственной программы [3].

Большая часть проблем связана с незнанием основ ведения бизнеса, поэтому целесообразно прежде, чем давать доступ к общей базе данных о государственных программах поддержки малого бизнеса, проводить тестирование, призванное определить уровень экономической грамотности субъекта. Тесты должны отличатся по специфики будущей деятельности человека. В случае получения низких результатов, предлагать пройти обучение. Это позволит стимулировать более качественное обучение и тщательную подготовку при создании своего дела или его развитии. В финале обучения следует пройти повторное тестирование, успешное прохождение которого позволит получить доступ к единой базе программ поддержки малого предпринимательства.

Эта функция поможет предпринимателям снизить число ошибок, позволит приобрести и подтвердить необходимую базу знаний и навыков, что приведет к повышению эффективности расходования как личных средств, так и выделяемых государством на поддержку малого бизнеса. Как пример похожей системы можно привести обучение вождению транспортному средству. Ведь будущий водитель не сразу садится за автомобиль, а получает теоретические и практические знания, сдает разнообразные тесты, призванные показать уровень усвоения материала, и только после этого получает разрешение управлять транспортным средством.  В вождении и бизнесе есть очень большие риски: нужно иметь знания и навыки для предотвращения банкротства или аварии.

Понятная логистика портала, повышение экономической грамотности, снижение числа закрывающихся предприятий позволит частично развеять страх перед началом бизнеса, а это в свою очередь приведёт к росту числа желающих начать своё дело.

Также на портале целесообразно разместить объявления о форумах, семинарах, раскрывающих тенденции в различных секторах экономики.

Целесообразно дать возможность размещать потенциальные инвестиционные проекты. Это позволит создать механизм встречи инвесторов и предприятий с интересными идеями, создаст предпосылки для найма будущих перспективных специалистов, поможет реализации интересных проектов.

Также целесообразно ввести курсы по повышению юридической грамотности в вопросах, связанных с бизнесом, а также предоставление бесплатной юридической консультации. В качестве примера можно привести умение правильно заполнять договоры всех видов. Это позволит сформировать привычку изучать документы, которые собирается подписывать физическое или юридическое лицо. Особое внимание стоит уделять договорам, связанным с кредитами и займами. Ведь, как показала практика 2022 года, многие люди не читают условия соглашений. Это в свою очередь приводит к невозможности выполнения своих обязательств перед банком, к банкротству и росту убежденности в собственной неспособности к ведению бизнеса. Что приводит к укреплению мифа об избранности и таланте в сфере бизнеса. Источники роста данной тенденции ни в коем случае нельзя игнорировать, ведь страна теряет потенциальных предпринимателей.     

Так же на портале целесообразно разместить вкладку с поиском места практики для студентов. Данная проблема крайне актуальна, ведь многие студенты не могут найти предприятие для отработки своих профессиональных навыков.  Прохождение практики зачастую происходит совершенно в неинтересных местах, никак не связанных с их будущей деятельностью.  Эта функция сайта могла бы помочь студентам и институтам легче организовывать эффективную практику, а предпринимателям находить увлеченных, «заряженных» сотрудников. Предприятие сможет получить работника на время практики и будущего специалиста в данной области после окончания ВУЗа. Студент же получит необходимый ему профессиональный опыт и сможет определиться с местом будущей работы.

Запуск подобного портала позволит повысить грамотность предпринимателей, что приведёт к снижению процента закрываемых предприятий, а как следствие, позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств и поможет облегчить ведение бизнеса в столь рисковом секторе экономики.

Список источников

  1. Основные плюсы и минусы малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://narobraz.ru/professii/osnovnye-plyusy-i-minusy-malogo-predprinimatelstva.html (дата обращения 09.04.2022);
  2. Какие ошибки в бизнесе совершают начинающие предприниматели [электронный ресурс]. – https://finans-bablo.ru/kakie-oshibki-v-biznese-sovershayut-nachinayushhie-predprinimateli.html (дата обращения 09.04.2022);
  3. Оценка состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2015–2018 годах и первом полугодии 2019 года [электронный ресурс]. – https://ach.gov.ru/upload/medialibrary/46a/46a9f2d742498488fca4d297cf187a11.pdf( дата обращения 09.04.2022).

References

  1. Osnovny`e plyusy` i minusy` malogo predprinimatel`stva [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: https://narobraz.ru/professii/osnovnye-plyusy-i-minusy-malogo-predprinimatelstva.html (data obrashheniya 09.04.2022);
  2. Kakie oshibki v biznese sovershayut nachinayushhie predprinimateli [e`lektronny`j resurs]. – https://finans-bablo.ru/kakie-oshibki-v-biznese-sovershayut-nachinayushhie-predprinimateli.html (data obrashheniya 09.04.2022);
  3. Ocenka sostoyaniya garantijnoj podderzhki i mikrofinansirovaniya malogo i srednego predprinimatel`stva v Rossijskoj Federacii v 2015–2018 godax i pervom polugodii 2019 goda [e`lektronny`j resurs]. – https://ach.gov.ru/upload/medialibrary/46a/46a9f2d742498488fca4d297cf187a11.pdf( data obrashheniya 09.04.2022).

Для цитирования: Волкова Н.В., Смирнов Н.С. Проблемы малого бизнеса в России // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-32/

© Волкова Н.В., Смирнов Н.С., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.