Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_310

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN STUDYING ECONOMIC DISCIPLINES

Семенова Лидия Михайловна, д.п.н., профессор кафедры “Коммуникационные технологии и связи с общественностью”, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, E-mail: Lidia_sem@mail.ru

Эмирбекова Амира, аспирантка кафедры финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Semenova Lidiya Mikhailovna, Professor of Pedagogy, Saint-Petersburg State University of Economics, E-mail: Lidia_sem@mail.ru

Emirbekova Amira, postgraduate student of the Department of Finance, Saint-Petersburg State University of Economics

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость использования инновационных технологий обучения при изучении дисциплин экономического цикла. Охарактеризованы инновационные технологии обучения, которые могут быть использованы при изучении дисциплин экономического цикла. Наиболее востребованными и в то же время позволяющими каждому преподавателю вносить новизну в учебный процесс являются технологии активного и интерактивного обучения. Активные технологии обучения соответствуют следующей схеме обучения: «преподаватель – студенты». Так, данные технологии указывают активное взаимодействие преподавателя с обучающимися. Интерактивные технологии соответствуют схеме: «преподаватель-студент-студент». Отличие интерактивных технологий обучения заключается в том, что учащиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом. С каждым годом появляется множество форм организации учебного процесса с использованием активных и интерактивных технологий обучения. Технология проблемного обучения также считается инновацией в системе образования. Особенность данной технологии заключается в том, что преподаватель прежде, чем начать изучение темы, ставит определенную проблему и подводит учащихся к выдвижению гипотез. Активно развивается такая инновационная технология, как проектная деятельность. Особую значимость данная технология имеет при изучении дисциплин экономического цикла, так как зачастую в экономической сфере возникают проблемы, решение которых невозможно без детального изучение методологических и концептуальных основ. Игровые технологии также по праву могут считаться инновационными, так как моделирование современных квазипрофессиональных ситуаций не утрачивает своей значимости. Ежегодно модернизируются и создаются новые формы организации учебного процесса, основанные на информационно-коммуникационных технологиях. К таковым относятся: электронные учебники, пособия, программные обеспечения и т.д. В условиях пандемии усилился интерес к использованию дистанционных технологий. Дистанционные технологии также совершенствуются с каждым годом. В настоящее время к дистанционным технологиям относят: онлайн-курсы, организация обучения с помощью систем «Яндекс-диск», «Google-Диск» и др.

Abstract. This article substantiates the need to use innovative learning technologies in the study of disciplines of the economic cycle. Innovative learning technologies that can be used in the study of disciplines of the economic cycle are characterized. The most popular and at the same time allowing each teacher to introduce novelty into the educational process are technologies of active and interactive learning. Active learning technologies correspond to the following learning scheme: “teacher – students”. Thus, these technologies indicate the active interaction of the teacher with the students. Interactive technologies correspond to the scheme: “teacher-student-student”. The difference between interactive learning technologies is that students interact not only with the teacher, but also with each other. Every year there are many forms of organizing the educational process using active and interactive learning technologies. Problem-based learning technology is also considered an innovation in the education system. The peculiarity of this technology lies in the fact that the teacher, before starting to study the topic, poses a certain problem and leads students to put forward hypotheses. Such innovative technology as project activity is actively developing. This technology is of particular importance in the study of the disciplines of the economic cycle, since problems often arise in the economic sphere, the solution of which is impossible without a detailed study of the methodological and conceptual foundations. Gaming technologies can also rightfully be considered innovative, since the modeling of modern quasi-professional situations does not lose its significance. Every year, new forms of organization of the educational process based on information and communication technologies are modernized and created. These include: electronic textbooks, manuals, software, etc. In the context of the pandemic, interest in the use of remote technologies has increased. Remote technologies are also improving every year. Currently, distance technologies include: online courses, organization of training using the Yandex-Disk, Google-Disk systems, etc.

Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, высшая школа, экономические дисциплины, современные технологии, учебный процесс

Keywords: innovation, innovative technologies, higher education, economic disciplines, modern technologies, educational process

В настоящее время выпускники профессиональных учреждений должны быть не просто компетентными в своей сфере деятельности, но и обладать метапредметными умениями: уметь работать в команде, добывать информацию, аналитически мыслить и т.д. Для этого необходимо использовать соответствующие технологии обучения. На данные умения указывает и ФГОС ВПО. В документе особое внимание уделяется развитию общепрофессиональных умений. Вследствие чего появляется необходимость пересмотра и модернизации технологий деятельности преподавателя высшей школы. Результативность подготовки специалистов экономических направлений зависит от умения преподавателя высшей школы отбирать и применять разнообразные технологии организации учебного процесса. Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары, лабораторные занятия, семинарские занятия и т.д.), привнести элементы новизны и работать над формированием профессиональных компетенций учащихся помогут инновационные технологии организации учебного процесса. В современной научно-методической литературе накоплено множество инновационных технологий организации учебного процесса, на практике они используются недостаточно. В связи с чем появляется необходимость в изучении и систематизации информации по исследуемой проблеме.

Последние несколько лет большой популярностью среди инновационных технологий обучения пользуются активные технологии обучения. С каждым годом появляются новые формы организации обучения, основанные на использовании активных технологий.

Схематично активные технологии обучения можно изобразить в виде следующей схемы: «преподаватель – студенты». Активные технологии обучения предполагают активное взаимодействие преподавателя со студентами. Иными словами, студенты являются субъектами обучения и учувствуют как в процессе взаимодействия на занятии, так и над созданием сценария занятия [11].

В учебном процессе преподаватель имеет возможность выбрать либо один активный метод обучения, либо конструировать занятие, используя комбинацию методов. Но стоит помнить, что результативность их применения зависит от целесообразности и систематичности используемых методов. Активные технологии обучения направлены, главным образом, не на изложение преподавателем информации, а на самостоятельный поиск и овладение новыми знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Не менее популярны в практике высшей школы интерактивные технологии обучения. Схему интерактивных технологий обучения можно изобразить следующим образом: «преподаватель-студент-студент». Отличие интерактивных форм обучения заключается в том, что теперь взаимодействуют не только преподаватель со студентами, но и студенты между собой. При таком обучении преподаватель выполняет роль координатора, помощника и создает условия для инициативы учащихся [4].

Технология проблемного обучения предполагает проведение определенного исследования. Прежде, чем приступить к изучению темы, преподаватель подводит учащихся к постановке проблемы и выдвижению гипотез. Лишь после этого начинается работа, направленная на проверку гипотез и решение поставленной проблемы [11]. Технология проблемного обучения может быть реализована как с помощью групповой работы, так и посредством индивидуальной работы. К технологиям проблемного обучения относятся: групповое решение проблемных задач, метод «мозгового штурма», ситуационный метод (анализ конкретных ситуаций), групповая дискуссия, метод эвристических вопросов.

Технологий проектной деятельности при изучении дисциплин экономического цикла позволяет организовать работы над детальным изучением методологических и концептуальных основ различных экономических проблем; найти рациональные и эффективные пути решения проблем. Главными элементами технологии проектной деятельности выступают: наличие проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска; наличие практической, познавательной и теоретической значимости; определение степени самостоятельности; структурирование содержания; использования исследовательских методов (проблема, задачи, гипотеза, методы исследования, план исследования, анализ, выводы) [9].

Особый интерес вызывают игровые технологии. В системе высшего образования наиболее популярна технология деловой игры [12]. Деловая игра предполагает выполнение квазипрофессиональной деятельности, сочетающую в себе учебные и профессиональные действия. Например, в рамках изучения экономических дисциплин могут быть использованы следующие деловые игры: «Отбор механизмов прогрессивного развития производства», «Открытие нового завода», «Работники ресурсного центра» и т.д.

Деловая игра также содержит проблему. Первым ее этапом является постановка проблемы и формулирование основных целей и задач. На втором этапе студенты готовятся к игре (озвучиваются правила игры, проводится инструктаж). На третьем этапе изучается проблема, распределяются роли между участниками группы. Четвертый этап предполагает проведение игры. Моделируются профессиональные действия учащихся по решению проблемы. На пятом этапе происходит обсуждение и оценка результатов деятельности. Шестой этап – заключительная дискуссия. Определяется эффективность методических процесс и подводятся итоги.

В связи с активными информационными и технологическими процессами современного мира, актуальны информационно-компьютерная технология обучения. Методика использования информационно-компьютерной технологии обучения предполагает: наличие и использование информационного обеспечения в учебном заведении; использование электронных учебников, компьютерных программ, ресурсов сети Интернет; организацию проектной деятельности с использованием ИКТ-технологий; внедрение компьютерной системы мониторинга [1, 10].

В условиях пандемии усилился интерес к дистанционным технологиям обучения. Большинство исследователей отмечают: «для организации дистанционного обучения студентов необходимо предварительно научить их самостоятельно пользоваться электронными изданиями, Интернетом, электронной почтой и т.д.» [8]. Так, прежде, чем организовывать дистанционное обучение, необходимо ознакомить студентов с инструкцией по работе на определенной платформе. В настоящее время к дистанционным технологиям обучения относят следующие системы: Яндекс-диск, Google-Диск, ZOOM, Moodle, Skype и др.

Таким образом, занятия, организованные с использованием инновационных технологий, соответствуют требованиям современности, имеют элемент новизны и отличаются особой доверительной атмосферой между субъектами образовательного процесса. Все инновационные технологии обучения объединяет то, что преподаватель в образовательном процессе уже не транслятор знания, а координатор образовательной деятельности учащихся, в ходе которой вторые самостоятельно осваивают новые знания. Инновационные технологии обучения позволяют создать максимальные условия для превращения студентов в активных субъектов образования.

Список источников

  1. Dzobeiova V., Yablochnikov S., Semenova L. 2019. Practical application analysis of information and communication technologies in the socio-economic sphere. In Proceedings of Communicative strategies of the information society (CSIS’19). ACM, Saint-Petersburg, Russia. ACM, New York, NY, USA, 6 pages. https://doi.org/10.1145/3373722.3373779 РР 80-85.
  2. Serkova K. Application of innovative technologies in the teaching of reading to military students // Modern School of Russia. Modernization Issues. 2021. № 4-2 (36). С. 144-145.
  3. Альсулейман М.И., Яковлева С.И. Активные методы обучения в высшей школе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2019. № 4 (28). С. 73-83.
  4. Амет-Уста З.Р., Лотус Е.С. Нетрадиционные формы организации учебного процесса в высшей школе // Форум молодых ученых. 2019. № 6 (34). С. 117-121.
  5. Батракова С.И., Носкова К.В. Применение нетрадиционных форм занятий в современной образовательной среде // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 426-431.
  6. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. №1 (30). С. 100-103.
  7. Говейко С.Н. Инновационные формы и технологии обучения при изучении экономических дисциплин // Вопросы науки и образования. 2017. №3. С. 65-71.
  8. Горбатенко Д.Н. Проблемы стартового периода перехода к дистанционному обучению в условиях пандемии COVID-19 // Скиф. Вопросы студенческой науки. №10(50). 2020. С. 396-398.
  9. Егорычева Е.В., Тюрина С.Ю., Сидоров А.А., Орлова Е.В. Инновационные образовательные технологии в техническом вузе // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-2. С. 312-316.
  10. Крепс Т.В. Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №4. С. 124-131.
  11. Скрипник И.Л. Проблемное обучение – как разновидность активных форм занятий // Экономика и менеджмент в XXI веке: информационные технологии, биотехнологии, физкультура и спорт. Сборник научных статей по итогам работы IV международного круглого стола. Москва, 2020. С. 256-257.
  12. Шувалова О.В., Наумова Н.А. Инновационные образовательные технологии в процессе преподавания экономических дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №1 (30). С. 199-203.

References

  1. Dzobeiova V., Yablochnikov S., Semenova L. 2019. Practical application analysis of information and communication technologies in the socio-economic sphere. In Proceedings of Communicative strategies of the information society (CSIS’19). ACM, Saint–Petersburg, Russia. ACM, New York, NY, USA, 6 pages. https://doi.org/10.1145/3373722.3373779 РР 80-85.
  2. Al`sulejman M.I., Yakovleva S.I. Aktivny`e metody` obucheniya v vy`sshej shkole // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geografiya i geoe`kologiya. 2019. № 4 (28). S. 73-83.
  3. Amet-Usta Z.R., Lotus E.S. Netradicionny`e formy` organizacii uchebnogo processa v vy`sshej shkole // Forum molody`x ucheny`x. 2019. № 6 (34). S. 117-121.
  4. Batrakova S.I., Noskova K.V. Primenenie netradicionny`x form zanyatij v sovremennoj obrazovatel`noj srede // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2019. № 1 (30). S. 426-431.
  5. Egory`cheva E.V., Tyurina S.Yu., Sidorov A.A., Orlova E.V. Innovacionny`e obrazovatel`ny`e texnologii v texnicheskom vuze // Sovremenny`e naukoemkie texnologii. 2021. № 6-2. S. 312-316.
  6. Gorbatenko D.N. Problemy` startovogo perioda perexoda k distancionnomu obucheniyu v usloviyax pandemii COVID-19 // Skif. Voprosy` studencheskoj nauki. №10(50). 2020. S. 396-398.
  7. Govejko S.N. Innovacionny`e formy` i texnologii obucheniya pri izuchenii e`konomicheskix disciplin // Voprosy` nauki i obrazovaniya. 2017. №3. S. 65-71.
  8. Kreps T.V. Primenenie sovremenny`x obrazovatel`ny`x texnologij pri prepodavanii e`konomicheskix disciplin // Nauchny`j vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. 2018. №4. S. 124-131.
  9. Serkova K. Application of innovative technologies in the teaching of reading to military students // Modern School of Russia. Modernization Issues. 2021. № 4-2 (36). С. 144-145.
  10. Shuvalova O.V., Naumova N.A. Innovacionny`e obrazovatel`ny`e texnologii v processe prepodavaniya e`konomicheskix disciplin // Azimut nauchny`x issledovanij: pedagogika i psixologiya. 2020. T. 9. №1 (30). S. 199-203.
  11. Skripnik I.L. Problemnoe obuchenie – kak raznovidnost` aktivny`x form zanyatij // E`konomika i menedzhment v XXI veke: informacionny`e texnologii, biotexnologii, fizkul`tura i sport. Sbornik nauchny`x statej po itogam raboty` IV mezhdunarodnogo kruglogo stola. Moskva, 2020. S. 256-257.
  12. Vaganova O.I., Abramova N.S., Kutepova L.I. Sovremenny`e texnologii obucheniya e`konomicheskim disciplinam v vuze // Azimut nauchny`x issledovanij: e`konomika i upravlenie. 2020. T. 9. №1 (30). S. 100-103.

Для цитирования: Семенова Л.М., Эмирбекова А. Инновационные технологии при изучении экономических дисциплин // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-46/

© Семенова Л.М., Эмирбекова А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.