Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10295

Стратегии развития  малого бизнеса предприятий сервисной деятельности

Strategies for the development of small businesses of service enterprises

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» Институт пищевых технологий и дизайна (филиал), Нижний Новгород, Россия

Зыкова Мария Евгеньевна, старший преподаватель ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» Институт пищевых технологий и дизайна (филиал), Нижний Новгород Россия

Кабадько Галина Ивановна, старший преподаватель ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» Институт пищевых технологий и дизайна (филиал), Нижний Новгород, Россия

Милованов Александр Федорович, д.э.н., доцент кафедры менеджмента и туризма Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал Нижний Новгород, Россия

Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru

Zykova M.E., zikova.marija@yandex.ru

Kabadko G.I., kabadko@yandex.ru

Milovanov A.F.

Аннотация. Автором статьи рассматривается  вопрос стратегии развития  малого бизнеса предприятий сервисной деятельности. Развитие малого бизнеса на сегодняшний день несет решающий характер. В процессе исследования проблемы малого бизнеса автором проведено теоретическое исследование значения малого бизнеса, даны характеристики тенденций в сфере сервисной деятельности Нижегородской области. Проведен анализ численности предприятий по отраслям экономики. Анализируя проблемы развития малого бизнеса Нижегородской области автором  были выделены основные  проблемы. В ходе проведенного анализа проблемы исследования сделан обобщающий вывод по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области.

Summary. The author of the article examines the issue of the development strategy of small business enterprises of service activities. The development of small business today is crucial. In the process of researching the problem of small business, the author carried out a theoretical study of the importance of small business, gave characteristics of trends in the field of service activities in the Nizhny Novgorod region. The analysis of the number of enterprises by branches of the economy is carried out. Analyzing the problems of small business development in the Nizhny Novgorod region, the author identified the main problems. In the course of the analysis of the research problem, a generalizing conclusion was made on improving the development of small business in the Nizhny Novgorod region.

Ключевые слова: бизнес, сервисная деятельность, экономические отношения

Keywords: business, service activities, economic relations

Введение

Развитие малого бизнеса на сегодняшний день вступила в решающую фазу рыночных преобразований. Роль рыночных отношений исторически формировалась еще в 60-е годы. Опыт развитых стран свидетельствует развитие малого бизнеса с  ускоренным экономическим ростом местных рынков сервисной деятельности.

Постепенно возрастает масса преобразований в системе саморазвития рыночных отношений. Решающее значение в такой ситуации будет решать развитие малого бизнеса, именно малый бизнес и предпринимательство способствует на сегодняшний день экономическому развитию России. Рассмотрим основные проблемы  развития малого бизнеса в Нижегородской области.

Методология

За последние два года в стране произошли глобальные изменения в развитии малого бизнеса. Разработаны государственные программы поддержки малого бизнеса со стороны государственно власти, создаются учебные центры бизнес поддержки, бизнес – инкубаторы. Создаются благоприятные условия для малого предпринимательства, все больше уделяется внимание человеческому фактору [1].

Развитие малого бизнеса на сегодняшний день будет эффективным, если правильно выбрать механизм управления типовых региональных задач, принципов и методов управления предприятиями.

Для решения задач развития малого бизнеса необходимо изучить роль малого бизнеса. Провести анализ развития малого бизнеса на региональных местах, определить востребованные направления малого бизнеса и предпринимательства.

Экономическое развитие малого бизнеса изучалось в трудах многих ученых экономистов. Нами проведено исследование развитие малого бизнеса в Нижегородской области [2].

В процессе исследования проведено теоретическое обоснование  значения малого бизнеса, даны характеристики тенденций в сфере сервисной деятельности Нижегородской области. Проведен анализ численности предприятий по отраслям экономики.

 Анализ количественных показателей развития малых предприятий Нижегородской области проводился по данным представленные районными администрациями [3].

Говоря о развитии и совершенствовании малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитие осложнено наличием многих проблем. В процессе исследования нами были предложены пути решения данных проблем. Которые на наш взгляд повысят эффективность развития малого бизнеса и конкурентоспособность на  экономическом рынке региона.

Результат

Нижегородская область одна из первых стала участником рыночных преобразований в экономике. Развитие малого бизнеса обосновано социально-экономическими факторами развития области, создание рыночной инфраструктуры.

На сегодняшний день, по проведенному анализу по наличию негосударственного сектора экономики нами отмечено 132 тысячи малых предпринимательских структур.

Основные виды деятельности предприятий малого бизнеса в Нижегородской области является: торговля и общественное питание, а также строительство диаграмма 1.

По данным диаграммы большинство предприятий относятся к видам деятельности торговли 40% и строительства 24%.  С ростом развития данных направлений сервисной деятельности увеличивается  и численность рабочих мест, что решает еще одну проблему по трудоустройству населения в Нижегородской области [4].

Развитие малого предпринимательства и рост организаций малого бизнеса в области  увеличивает экономическое  социальное значение. 

На сегодняшний день по сравнению с предыдущими показателями увеличение численности малых предприятий составляет (на 11%).

Проведя, анализ работы малых предприятий Нижегородской области нами,  были отмечены не только положительные стороны малого бизнеса.

Но и были выделены  предприятия, которые несут убыточность из них 15%  получили убыток, и только 10% работаю в стабильном режиме.

К основной особенности развития малого бизнеса в Нижегородской области относятся современные условия развития российской экономики.

Многие виды деятельности становятся малопривлекательными для новых малых предприятий в связи с низким уровнем прибыльности, высоким уровнем конкуренции и, следовательно, инвестиционного рынка.

Таким образом, возникает проблема развития малого бизнеса  по определенным видам деятельности. Основная  проблема развитие стратегий, связанных с совместной деятельностью крупных корпораций и малых предприятий [5].

Рассмотрим основные проблемы  развития малого бизнеса в Нижегородской области. К ним можно отнести:

  1. Трудности на пути выхода новых предприятий малого бизнеса.
  2. Низкий уровень платежеспособности покупателей.
  3. Транспортные расходы, связанные с географическим положением организации.
  4. Международная конкуренция по выпускаемой продукции или предоставленной услуги.
  5. Влияние органов власти на систему работы малого бизнеса.

К самой глобальной проблеме относится  проблема со стороны органов власти, которые управляют системой работы предприятий, регулируют их действия:

  • высокая стоимость и сложность регистрации предприятия;
  • несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности;
  • большое количество контролирующих органов и дублирование их функций;
  • материально-финансовые проблемы.

Анализируя проблемы развития малого бизнеса Нижегородской области нами были выделены следующие проблемы:

  • отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства в городах и районах области;
  • трудности в реализации мероприятий областной программы поддержки предпринимательства, в первую очередь, связанные с недостатком её бюджетного финансирования;
  • нестабильность законодательной базы, в особенности в области налогообложения.

Совершенствование развития малого бизнеса, вследствие обусловленных проблем, возможно только при государственной поддержки и поддержки местных органов власти [6].

В нижегородской области поддержка малого бизнеса осуществляется через областную программу, созданная 2019 году, создан Департамент поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, которые решают проблемы развития.

На данный момент разработаны проекты  развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Нижегородской области:

  • создание сети информационно-консалтинговых агентств поддержки малого предпринимательства;
  • создание системы страхования и гарантии в сфере малого бизнеса;
  • создание сети оптовых рынков и транспортно-экспедиционных фирм.

По состоянию на 01.01.2020 г. из одобренных бизнес – проектов уже работают:

  1. Линия по производству пельменей (ЧП «Богдан»).
  2. Оборудование по изготовлению искусственного льда «Теплообменник».
  3. Кафе быстрого питания «Аквариум» (ТОО «Триумф»).
  4. Оборудование по производству мороженного (ЧП Власов).

Вывод

Таким образом, решение проблемы развития малого бизнеса в Нижегородской области будет завесить от ряда  вопросов, которые должны  рассмотреть органы местной власти.

Во-первых, разработать налоговую политику в рамках налогообложения.

Во- вторых, оказать информационную помощь о состоянии рынка в сфере сервиса.

В-третьих, предоставить льготные кредиты на открытие малого бизнеса. 

Список литературы 

  1. Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России / Е.Е. Коба // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. – № 1 (25). – С. 91–98.
  2. Кострова В.Н. Проблемы развития предприятий малого бизнеса / В.Н. Кострова // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4–й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5–ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2020. – С. 101–104.
  3. В. Г. Лизунков, М. В. Морозова, А. А. Захарова, Е. Ю. Малушко  вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития// Вестник Мининского университета. 2021. Том 9, №1
  4. Романовская Е.В., Козлова Е.П., Бакулина Н.А., Гнездин А.В. Основные тенденции и закономерности развития организации производства на предприятиях отрасли // Московский экономический журнал. 2020. № 7. С. 39.
  5. Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Кугаколова А.О., Анисимова А.Е. Подход к анализу маркетингового потенциала современного предприятия // Московский экономический журнал. 2020. № 5. С. 71.
  6. Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Анисимова А.Е., Закунова Е.Д. Диагностика и оценка влияния организационной культуры на эффективность работы организации // Московский экономический журнал. 2020. № 12. С. 58.
  7. Романовская Е.В., Бакулина Н.А. Методы изучения, анализа и прогнозирования спроса на отраслевом рынке В книге: Математика и математическое моделирование // Сборник материалов XIV Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. 2020. С. 203-204.