Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

УДК 339.54.012+338.001.36

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10187

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

DIGITAL TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN PUBLIC ADMINISTRATION

Мишина Полина Сергеевна, Московский государственный институт международных отношений

Охотников Илья Викторович, SPIN-код: 7300-4504, AuthorID: 626818, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент», Российский университет транспорта (МИИТ

Сибирко Иван Владимирович, SPIN-код: 7864-0473, AuthorID: 434456, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент», Российский университет транспорта (МИИТ)

Polina Mishina, MGIMO

Okhotnikov Ilya Viktorovich, Docent, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Economic Theory and Management Department of the Russian University of Transport (MIIT)

Sibirko Ivan Vladimirovich, Docent, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Economic Theory and Management Department of the Russian University of Transport (MIIT) 

Аннотация. В статье анализируется использование современных цифровых технологий в сфере государственного управления. Рассматривается возросшая роль данных и информации в государственном управлении, проводится граница между этими понятиями. Перечисляются основные технологии, оказывающие влияние на развитие государственного управления. Авторы рассматривают такие технологические концепции в государственном управлении как блокчейн, искусственный интеллект, нейронные сети, цифровые двойники и интернет вещей.

Summary. The article discusses the use of digital technologies in the field of public administration. The increased role of data and information in public administrtion and the difference between these concepts is examined. Authors examines the role of such technological concepts as blockchain, neural network, artificial intelligence, the internet of things, digital twins and their impact on modern public governance.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, цифровизация, искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн, цифровые двойники.

Key words: public administration, digitalisation, artificial intelligence, internet of things, blockchain, digital twins.

Цель: оценка роли современных цифровых технологий в современном государственном управлении.

Методы: в процессе исследования использовались как общие научные методы (анализ, синтез, логический и исторический методы), так и междисциплинарные (системный, сравнительный, статистический).

Результаты: Выделены основные технологические концепции, оказывающие влияние на модернизацию государственного управления: блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, цифровой двойник. В основе этих технологий лежит работа с данными и информацией. Описано понятие качественных данных — именно они смогут стать основой для дальнейшего технологического развития.

Выводы: Использование новых технологий в государственном управлении имеет значительный потенциал. В основе использования этих технологий находятся информации и данные, а также качество работы с ними.

Object: to assess the role of new digital technologies in modern public administration.

Methods: both general scientific methods (analysis, synthesis, logical and historical methods) and interdisciplinary (systemic, comparative, statistical) are used.

Results: The main technological concepts that have an impact on the modernization of public administration are highlighted: blockchain, artificial intelligence, Internet of things, digital twins. These technologies are based on working with data and information. The article describes the concept of data quality that can become the basis for further public administration development.

Conclusions: The use of new technologies in public administration has significant potential. The concept of information and data and their quality are in the heart of the use of these technologies. 

Введение

Сегодня уровень технологий и их использования достигли такого уровня, что в государственном управлении речь идет не просто об электронном, а об умном облачном правительстве. В данной статье проведен анализ основных концепций современного умного правительства.

Основой для технологического развития государственного управления являются данные. Причем подход к пониманию данных в XXI веке претерпел значительные изменения. Когда ЭВМ только появлялись в массовом производстве к данным относились скорее как к чему-то, что сопровождает компьютеризацию и является ее естественным продуктом. В конце XX века данные начали приобретать больший смысл. А в начале 2000-х годов представление об информации поменялось кардинально, данные и информация стали основополагающими концепциями цифровизации. в том числе пришло и осознание значимости данных и на уровне государственного управления. Данные стали важными ресурсами.

В этом контексте важно различать понятия данных, информации, знаний и познаний. Данные — это то, что получает система на вход, значения из внешнего мира, устройств, датчиков. Информация — это обработанные, проанализированные данные, при этом важно, что эти данные обрабатываются с какой-то конкретной целью, с целью ответа на тот или иной вопрос. Знания — это синергия информации и человеческого мышления. Познание же — это осознанное знание, мудрость, которую человек использует для оценок мышлений, принятия решений [1].

Сегодня большинство управленческих решений принимаются на основе информации, знаний и осознания — их качество напрямую зависит от качества данных и качества их обработки, именно поэтому этим аспектам сегодня уделяется осенние значение.

На входе в информационные технологии — данные, на выходе — продукт их анализа — информация. Между данными и информацией — процесс обработки, анализа для достижения определенной цели — корректировка, расчеты, систематизация, классификация. «Как узнать то, что нам нужно на основании имеющихся данных?» — на этот вопрос отвечает Data Science. Сегодня Data Science достиг такого уровня развития и глубины проникновения в различные сферы, что нередко сегодняшний уровень фокуса на данных называют Data Mania.

В государственном управлении данные действительно имеют большое значение. Потенциально данные — это важный ресурс для принятия управленческих решений, оценки их эффективности, анализа существующих систем и их уязвимых элементах. Однако на сегодняшний день управление данными не достигло достаточного для этого уровня развития. Тем не менее, много сделано в части сбора данных и обеспечения доступа к ним со стороны населения, государственных служб и частных организаций.

Кроме того, данные могут позволить качественнее оказывать услуги населению, развить ориентацию на граждан, предугадывать желания граждан и даже проактивно реагировать на их запросы. Так, любая государственная услуга является по своей сути продуктом. Сегодня все частные компании не представляют развитие своих продуктов без опоры на собираемые от клиентов данные, в государственном управлении зачастую это невозможно.

Данные важны не только для обычных граждан и государственных органов власти, но и для научных сообществ, частных компаний, так как данные в XXI веке являются особенно важным ресурсом, значимость которых увеличивается в зависимости от их уровня верификации. Отсюда следует, что открытость государства приобретает особую значимость сегодня.

Еще одной функцией даных является экономия, наличие данных и их автоматизированная загрузка позволила бы экономить значительные ресурсы государства на контроль, мониторинг процессов, аудит денежных потоков и т.д. Данные процессы можно оптимизировать и автоматизировать при наличии корректных источников данных.

Эти направления реализуемы при определенном качестве располагаемых данных. Важно, чтобы для всех органов власти эти данные были одинаковыми. Таким образом, данные должны быть консистентными и согласованными. Этого можно достичь при централизованной работе с данными, а для этого требуется специальное ведомство, контролирующее и управляющее потоком данных и занимающееся строительством единой архитектурой.

Значимость информации и данных признана в большинстве государств. В каких-то из них разрабатываются специальные программы по работе с данными, в других развитие управления данными происходит в рамках общих программ цифровизаций. Тем не менее, во всех странах в работе с данными выделяется два ключевых направления — Data Release и Data Sharinng — открытая публикация данных и предоставление доступов на их использование [2].

Россия находится среди стран, в которых стратегия по работе с данными включена в общую программу цифровизации — «Цифровая экономика». В рамках этой стратегии разрабатывается Национальная система управления данными (НСУД). В части разработки ведется сейчас ведется сбор требований и правил по работе с данными и их формированием.

Сегодня в России только разрабатывается концепция общего портала открытых данных, на данный момент в стране не существует таких ресурсов как наглядный бюджет городов, портал о расходовал средств, как есть в США [3,4]. Существует локальный портал, разработанный Правительством Москвы при поддержки других региональных ведомств — Портал открытых данных Правительства Москвы [5].

Есть и другие локальные порталы, такие, как, например, Портал мониторинга трудоустройства выпускников, разработанный Министерством образования в сотрудничестве с Пенсионным фондом России, Рособрандзором и образовательными организациями разных уровней [6].

Несмотря на это, есть накопленный перечень данных, активно используемый заинтересованными лицами: оперативные данные ЦБ, база государственных и муниципальных закупок, данные, полученные спутниками ГЛОНАСС, данные из федеральной адресной информационной системы, данные Росстата и Министерства образования и науки. К данному перечню источников проявляется особо внимание.

Однако, не все данные, публикуемые в открытых государственных источниках несут значимость. Так, требования о публикации открытых данных появились раньше требований к качеству этих данных. Сложилась ситуация, при которой данные, публикуемые в открытых источниках не обладают необходимым качеством — они не являются машиночитаемыми, не понятны пользователям, не могут использоваться в практической деятельности частных организаций, государственных органов и граждан.

Есть несколько основополагающих аспектов, касающихся развития качества данных в государственном управлении. Основная цель — сделать отрытые данные правильными, объективными, точными, машиночитаемыми.

Первым таким аспектом является общая архитектура данных. Реализация данного аспекта возложена на проект разработки Национальной системы управления данными. Для того, чтобы сформировать общую систему данных, необходимо изначально провести инвентаризацию имеющейся информации и источников. Для этого создается реестр Федеральной государственной информационной системы координации информатизации.

На данный момент этот реестр не является полным, в том числе во многом из-за того, что информация в разных регионах размещена в разных форматах. Для того, чтобы интегрировать эти данные в единую систему, необходимо произвести большое количество модификаций, в том числе и на региональном уровне [2].

Вторым аспектом, в связи с этим, является обеспечение контроля качества открытых данных. Так, возможна реализация с одной стороны системы мониторинга за актуальностью и качеством располагаемых данных. А с другой стороны — постоянной сбор обратной связи с тем, чтобы частично переложить функции контроля на общественные группы.

Для обеспечения реализации этих аспектов необходима прослойка нового типа государственных служащих — государственных служащих, работающих с данными — системные аналитики, IT-специалисты, data-аналитики, способные строить новые системы, умные обучаемые модели данных, осуществлять мониторинг качества данных и прочее. Подробнее данные аспект цифровизации государственного управления будет рассмотрен во второй главе данной выпускной квалификационной работы.

Безусловно, само по себе наличие качественных данных не является основной самоцелью в развитии цифрового государственного управления. Дело в том, что наличие качественных данных является основным пререквизитом для создания высокотехнологичных систем, применимых в государственном управлении.

Такой новой технологической концепцией XXI века являются технологии блокчейна. Данная технология представляет собой децентрализованный распределенный реестр данных, в которой каждый из элементов является полноценным и независимым узлом в общей сети. Внесение данных в сеть невозможно без «согласования» этого со всеми узлами, происходит оно в зашифрованном виде с индивидуальными ключами, что обеспечивает высокий уровень безопасности подобных технологий распределенного реестра [7].

Данная система хранения данных особенно органично вписывается в структуру государственного управления и роли данных в нем. Важно, что использование технологий блокчейн несут в себе гораздо большее значение, чем просто реестр данных, так как данные в рамках распределенных реестров имеют обширную область применения. По мере развития блокчейн-технологии приобретают все более развитые формы.

Правительства многих стран по всему миру взяли на вооружение технологии блокчейна и начали применять их в совершенно разных сферах государственного управления. Так, инициатива применения блокчейн-технологий появилась в США в 2016 году, она носит стратегическое значение и всеобъемлющий характер применения.

В Великобритании технологии блокчейна активно внедряются в социальную сферу жизни общества, в выдачу пособий, как и в Финляндии. В Объединенных Арабских Эмиратах блокчейн по большей части внедряется в экономическую сферу жизни общества, в финансы — в регистрации и реестре коммерческих организаций, торговле и операциях центрального банка [8].

В основном в государствах блокчейн-технологии используются для оптимизации государственных услуг и повышения эффективности деятельности государственных органов власти. Лидером в части внедрения блокчейн-технологий в государственное управление является страна-лидер в развитии цифрового государства, Эстония. На сегодняшний день Эстония насквозь пронизана блокчейн-технологиями, в основе цифровой государства — сеть X-Road, в основе которой блокчейн-технология — Keyless Signature Infrastructure [9]. Сейчас эти технологии используются повсеместно, и Эстония готова отвечать на новые вызовы. Так, в 2020 году Эстония предложила мировому сообществу свою помощь в создании общего распределенного реестра для учета вакцинации.

В России блокчейн-технологии также развиваются во многих областях как в частных компаниях, так и в государственном управлении: в создании распределенных реестров (например, публичный реестр нового жилья), в торговле ценными бумагами, распространении смарт-контрактов. Кроме того, есть и стратегические программы развития, совместные с проектом Vostok, в части создания распределенного реестра данных, объединяющего в себе данные из различных органов государственной власти.

Блокчейн-технологии являются не единственными на стыке управления данными и государственным управлением. Так, особую значимость для развития государственного управления и общества в целом сегодня имеют технологии прослеживаемости: трекеры, электронная документация, онлайн-идентификация, реестры цифровых данных. Данные технологии позволяют отслеживать ресурсы, готовую продукцию, контролировать качество производства, облегчают систему документооборота, сбора налогов, обеспечивают прозрачность промышленности и бизнеса в целом. Таким образом, с одной стороны технологии прослеживаемости повышают эффективность взаимодействия государства и бизнеса, обеспечивают безопасность для населения. С другой стороны, технологии прослеживаемости позволяют идентифицировать не только продукцию, но и людей. Современные технологии идентификации позволяют без значительных рисков обеспечить гражданам доступ к совершенно разным услугам в режиме онлайн.

Итак, технологии прослеживаемости создают ценность для граждан, в части безопасности и повышения уровня жизнь, так и для государства и частных компаний в части повышения эффективности взаимодействия, экономии, ускорения и сбора качественных данных.

Еще одной современной технологической концепцией является искусственный интеллект. Его развитие в части улучшения качества государственного управления имеет важное значение. Технологии искусственного интеллекта могут помочь в развитии многих областей общественной жизни и государственного управления — развитие транспорта, безопасности, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.

Основным преимуществом искусственного интеллекта является способность анализировать большие массивы данных с целью получения ответов на необходимые вопросы. Изначально искусственный интеллект работал на программированных человеком алгоритмах, экспертных формулах. Однако по мере развития технологий, искусственный интеллект начал развиваться, в том числе за счет нейронных сетей.

Нейронные сети — основа современных технологий искусственного интеллекта. Они позволяют системам, создаваемым data-инженерами и аналитиками, самостоятельно обучаться на основе новых данных. Это позволяет искусственному интеллекту стремиться к 100% точности и эффективности.

Сегодня наиболее распространены сверточные нейронные сети, по совместительству одни из самых эффективных. В их основе лежат технологии распознавания входных данных — текстовых, графических, физических. Точность нейросетей в распознавании изображений достигает сегодня 98% точности. Сегодня их используют в части анализа данных с камер видеонаблюдения на дорогах.

Есть еще два распространенных типа нейронных сетей — реккурентные и многосвязанные. Данные сети не отличаются настолько высокой эффективностью ввиду более сложной логики и структуры. Так, рекуррентные нейронные сети нацелены на анализ последовательности тех или иных действий или цепочки входных параметров. Применяется, например, в части анализа видеоинформации, речи.

Многосвязанные нейронные сети используются для прогнозирования тех или иных явлений. Их особенно широко можно потенциально использовать в государственном управлении. На входе в систему — данные, используемые как параметры. На выходе — вероятность предсказываемого явления. Например, по набору информации о гражданине, можно предикативно понимать о том, какая услуга, ему потребуется и заранее предлагать это, готовить необходимые документы и ресурсы.

Сегодня искусственный интеллект находится на слабом уровне развития. Развивая его, приближая точность и эффективность к 100%, можно совершенствовать искусственный интеллект. Так постепенно он может стать сильным и полноценно заменить человека.

Есть несколько концепций развития искусственного интеллекта. Так, считается, что потенциально искусственный интеллект может осознавать себя и самостоятельно мыслить. Есть и другая концепция развития искусственного интеллекта — искусственный интеллект, способный созидать, моделировать самостоятельно без необходимости выстраивания ручных моделей. Потенциально такие концепции могут привести к замене не только операционных менеджеров, но и инженеров, управленцев, ученых.

Во многих странах есть стратегические программы, направленные на развитие сильных искусственных интеллектов. В России же на данный момент такого фокуса нет. Тем не менее, несмотря на это, искусственный интеллект постепенно входит и в отдельные сферы государственного управления. Так, например, хорошо известны технологии, лежащие в основе камер видеонаблюдения на дорогах. Технологии не стоят на месте, с помощью сверточных нейронных сетей, начинают распознаваться не только номера машин, но и факт наличия пристегнутых ремней у водителей. Кроме того, похожие более развитые сверточные технологии FindFace с недавних пор применяются в розыске преступников.

Помимо безопасности есть большой перечень областей, в которых могут применяться технологии искусственного интеллекта: предоставление государственных услуг, мониторинг и контроллинг, разработка   стратегического планирования, аналитика внутренних и внешних процессов, прогнозирование, логистика, легкая и тяжелая промышленность.

Развитие технологий идет по пути становления их «самостоятельности». Помимо искусственного интеллекта в этом же направлении развития технологий существует еще одна концепция — интернет вещей. Цифровое пространство выходит за рамки компьютеров, скриптов и кодов, цифровой мир начинает проникать в бытовую жизнь людей, в бытовые вещи. Вещи начинают получать сигналы из внешнего мира (от других вещей), обрабатывать их и передавать собственные сигналы.

Как и другие концепции, описанные в статье, эта концепция нашла свое применение в сфере государственного управления. В части государственного управления интернет вещей широко используется в мониторинге и сборе всевозможных данных с помощью умных датчиков, контроле. Так, технологии интернета вещей используются современных технологиях прослеживания.

Свое воплощение технологии интернета вещей нашли в еще одном современном феномене — в цифровых двойниках. Цифровые двойники — это цифровые реплики физических объектов. Сегодня это распространено в промышленном интернете вещей — создаются двойники целых организаций, заводов на протяжении всего жизненного цикла. Есть и цифровые двойники граждан — так называемая концепция цифрового профиля активно развивается и начинает применяться во многих сферах общества не только государством, но и бизнесом.

С точки зрения цифровых двойников организаций, зданий, данная концепция позволяет моделировать сложные построения, различные внешние и внутренние эффекты на систему, прогнозы, что позволяет экономить значительные ресурсы и эффективно осуществлять обслуживания, техническую поддержку, увеличивать производительность систем, выстраивать ресурсоемкие и быстрые процессы.

Заключение

Таким образом, государственное управление сегодня тесно переплетено с современными цифровыми технологиями. В основе современных технологий лежат данные, потому именно качественная работа с данными должна лечь в основу технологической трансформации государственного управления. Перечисленные в статье технологии можно условно разделить на две основные группы относительно их отношений к ядру системы, к данным, — накопители и пользователи. Сегодня невозможно определить иерархию технологий, они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Более того, одни и те же технологии могут быть одновременно и накопителем, и пользователем. Так, технологии интернета вещей позволяют с помощью умных датчиков накапливать информацию о явлениях окружающего мира, создавать цифровые двойники на основе этих данных. Те же технологии интернета вещей могут оказаться технологией-пользователем в части функционирования умных производств. 

Литература

  1. DIKW (данные, информация, знание, мудрость) // Режим доступа: https://www.ontotext.com/knowledgehub/fundamentals/dikw-pyramid/ (дата обращения: 03.04.2021).
  2. Шклярук М. С. Государство как платформа: Люди и технологии / М. С. Шклярук. — М.: РАНХиГС, 2019. — c. 111. Режим доступа: https://files.data-economy.ru/Docs/GovPlatformpdf (дата обращения: 03.04.2021).
  3. Наша нация в цифрах // Режим доступа: https://usafacts.org/ (дата обращения: 03.04.2021).
  4. Получите более четкое представление о Своем правительстве // Режим доступа: https://www.cleargov.com/ (дата обращения: 03.04.2021).
  5. Портал открытых данных Правительства Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.mos.ru/opendata?categoryId=143&IsActual=true (дата обращения: 03.04.2021)
  6. Портал мониторинга трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения: 03.04.2021).
  7. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики / М. Свон. — М.: Олимп-Бизнес, 2017. — c. 230.
  8. Мишина П. Блокчейн как средство совершенствования государственного управления в России и за рубежом // Журнал управления и политики. 2018. № 1(2). Режим доступа: https://sgpjournal.mgimo.ru/2018/2018-2/blockchain-improving-public-administration (дата обращения: 03.04.2021).
  9. Лысенко В. Эстония — удивительное цифровое государство на блокчейне // Режим доступа: https://decenter.org/ru/estoniya-gosudarstvo-na-blokcheine (дата обращения: 03.04.2021).

References

  1. DIKW (Data, Information, Knowledge, Wisdom) // URL: https://www.ontotext.com/knowledgehub/fundamentals/dikw-pyramid/ (accessed 03.04.2021).
  2. Shklyaruk M. S. State as a platform: People and technologies / M. S. Shklyaruk, 2019. — M.: Russian Academy of National Economy and Public Administration. — p. 111. URL: https://files.data-economy.ru/Docs/GovPlatform2019.pdf (accessed 03.04.2021).
  3. Our nation, in numbers // URL: https://usafacts.org/ (accessed 03.04.2021).
  4. Get a Clearer Picture of Your Government // URL: https://www.cleargov.com/ (accessed 03.04.2021).
  5. Open data portal of the Moscow Government. [Electronic resource]. URL: https://data.mos.ru/opendata?categoryId=143&IsActual=true (accessed 03.04.2021)
  6. Portal for monitoring the employment of graduates. [Electronic resource]. URL: http://graduate.edu.ru/ (accessed 03.04.2021).
  7. Swan M. Blockchain. The scheme of the new economy / M. Swan. — М.: Olymp-Business, 2017. — p. 230.
  8. Mishina P. Blockchain as a Means of Improving Public Administration in Russia and Abroad // Journal of Governance and Politics. 2018. № 1(2). URL: https://sgpjournal.mgimo.ru/2018/2018-2/blockchain-improving-public-administration (accessed 03.04.2021).
  9. Lysenko V. Estonia is an amazing digital state on the blockchain // URL: https://decenter.org/ru/estoniya-gosudarstvo-na-blokcheine (accessed 03.04.2021).