Московский экономический журнал 11/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.01

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10681

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES

Джанибекова Индира Альбертовна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»

Текеева Халимат Эльмурзаевна,кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»

Janibekova Indira Albertovna, FSBOU VO “North Caucasus State Academy”

Tekeeva Halimat Elmurzaevna, PhD in Economics, Associate Professor, FSBOU VO “North Caucasus State Academy”

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие услуги, как товара и его особенности, а также приводится анализ развития международной торговли услугами и выделяются проблемы, связанные с этим экономическим явлением. Развитие мировой торговли услугами опирается на выгоду, которую получают участвующие в ней страны, при этом выигрыш, который находится в основе данной выгоды, определяется направлениями внешнеторговых потоков. Международная торговля услугами позволяет странам развивать свою специализацию, увеличивать объем оказываемых услуг, в конечном итоге, преследуя цель повышения уровеня благосостояния своего населения.

Abstract. This article deals with the concept of service as a commodity and its peculiarities, as well as an analysis of the development of international trade in services and highlights the problems associated with this economic phenomenon. The development of world trade in services relies on the benefits of participating countries, while the gains that are based on that benefit are determined by the flows of foreign trade. International trade in services allows countries to develop their specialization and increase the volume of services provided, ultimately with the goal of improving the well-being of their people.

Ключевые слова: услуга, международная торговля услугами, проблемы, развитие, экономическая деятельность, доход, коммерческий оборот

Keywords: service, international trade in services, problems, development, economic activity, income, commercial turnover

Производственный процесс включает этапы создания, распределения, маркетинга и конечного потребления экономических товаров. Бывают двух типов: материальные и нематериальные. Первые составляют коммерческий оборот, который включает все стадии производства. Нематериальные активы или услуги имеют определенные характеристики. Они создаются, продаются и потребляются во время сделки купли-продажи.

Услуга – это нематериальный экономический продукт, созданный для удовлетворения потребностей клиентов с целью получения дохода.

Предоставление услуг – это та же экономическая деятельность, что и производство товаров. Сфера услуг облагается налогом, как и любая другая работа, потому что приносит доход своему владельцу. Особенности услуги:

  • несохраняемость;
  • несоответствие качества;
  • неотделимость от источника.

Она может принимать разные формы. Услуга – это действие, направленное на потребителя, или действие, совершенное одним лицом в пользу другого лица. Услуга может быть благом в виде экономической деятельности, которая, в свою очередь, направлена ​​на изменение свойств объектов. Услуга также выражается в работе, выполняемой у потребителя, также может проявляться в форме выполнения заказа.

Создавая, продавая и используя услугу, продавец активно взаимодействует с покупателем. Последний участвует в разработке продукта, утверждении заказа, исполнении, принятии и формировании обратной связи. Услуги носят материальный характер, т.е. удовлетворяют материальные и повседневные потребности заказчика. Они могут быть социо-культурными, удовлетворять духовные потребности человека.

Международная торговля – это программа обмена между организациями, принадлежащими к различным национальным экономическим системам. Сегодня большинство государств интегрируются в международные отношения. Крупномасштабные геополитические, экономические и социальные проблемы требуют от стран совместной работы для их решения.

Главный тренд последнего десятилетия в мире – растущее влияние сферы услуг. Их производство и продажа на международном уровне влияют на взаимодействие между странами. Национальные экономики могут пользоваться услугами для:

  • создания условий экономического роста;
  • решения социально-экономических проблем, создания условий для экономического развития;
  • активизации импорта или экспорта.

Применяются международные соглашения или контракты на продажу и покупку услуги на международном уровне. Мировая торговля услугами основана на международном разделении труда, которое определяет приоритетные производственные направления отрасли. Для страны считается эффективным создание услуг, стоимость производства которых будет ниже мировых рыночных цен.

Следует отметить, что увеличение показателей сферы услуг стало возможным за счет интенсивности материального производства. Его развитие стимулирует научно-технический прогресс, внедрение технологий в повседневную жизнь мирового сообщества. Для увеличения производства необходимо изменить подход к предоставлению страховых услуг, финансовых услуг, интеллектуальных и информационных услуг. Кроме того, доход от производства материалов представляет собой резерв капитала, необходимый для инвестиций в исследования и разработки.

Международная торговля позволяет странам получать доступ к услугам, создание которых на их территории невыгодно. Он способствует перемещению услуг за счет разделения экономических взаимодействий между странами на сектора.

Международные сделки по продаже услуг вызывают ряд вопросов, причинами которых являются:

  1. Значительные расстояния между странами.
  2. Временные затраты.
  3. Разницу в менталитете, традициях.
  4. Разницу между национальными валютами и другое.

Общий объем внешней торговли услугами разделен на сектора. Среди них наибольшая доля мирового ВВП приходится на транспортные услуги, туризм, финансы, телекоммуникации и информационные услуги. Другие услуги включают строительство, отдых, личные, культурные, государственные услуги и создание интеллектуальной собственности.

Из-за мирового финансово-экономического кризиса большинство стран использовали инструменты протекционистской политики. Он направлен на защиту интересов внутреннего рынка и отечественных производителей. Государства стран активно применяют изменения тарифов, тарифов, нетарифных ограничений и распространение своей монопольной власти на внешнеторговые отношения.

Развитые страны переходят к постиндустриальному обществу. Треть их валовой продукции приходится на сектор услуг. Развивающиеся страны переживают период бурного развития индустриального общества, им нужны услуги, которые они не могут производить самостоятельно. Однако развитие сектора услуг в них в долгосрочной перспективе способствует приобретению стабильности, финансовой независимости и конкурентоспособности. Текущая ситуация ведет к увеличению взаимозависимости всех сторон в международных торговых отношениях друг с другом, к состоянию мировой экономики и доступности услуг.

Для решения проблемы организации доступа к услугам создаются международные профсоюзы и федерации. Западноевропейские страны больше всего выигрывают от сектора услуг. На их долю приходится половина всего оборота услуг во всем мире. Интеграционные союзы покрывают почти 90% мирового рынка услуг. Причем ассоциации азиатских стран увеличивают свою долю на международном рынке, а европейские страны, наоборот, сокращаются. Торговля услугами оказалась приоритетом для развивающихся стран. Проблема в том, что развитые страны активно потребляют собственные услуги на внутреннем рынке, поэтому они мало заинтересованы в их экспорте. В результате мировой рынок несбалансирован, а спрос на услуги растет.

Факторы, определяющие важность международной торговли услугами для развивающихся стран, включают фундаментальные причины, характерные для развивающихся стран с точки зрения общей роли международной торговли с учетом характеристик услуг как предмета международной торговли.

Для развивающихся стран основные факторы развития международной торговли услугами включают 4 аспекта:

  • интенсивная интеграция в мировую экономику стран, ранее мало участвовавших в ней в силу своего колониального статуса;
  • рост числа разновидностей услуг, оказываемых в рамках международной торговли;
  • развитие финансовых отношений и активизация инвестиционной деятельности;
  • тенденции к интенсивному развитию туризма и транспорта в мировом масштабе.

Таким образом, для развивающихся стран международная торговля услугами является очень важной областью развития, как из-за проблем в этой области, так и из-за возможностей развивающихся стран использовать международную торговлю услугами для развития своих национальных экономических систем и перспектив мировой торговли услугами. международные экономические отношения.

 Положительная динамика торговли услугами на глобальном уровне указывает на то, что развивающиеся страны имеют объективные возможности использовать эту территорию для повышения благосостояния своего населения, развития своей экономики, достижения более справедливого распределения материальных и нематериальных выгод в результате участия в мирохозяйственных отношениях дальнейшее углубление.

Мировая торговля услугами  и ее развитие опирается на выгоду, которую получают участвующие в ней страны, при этом выигрыш, который находится в основе данной выгоды, определяется направлениями внешнеторговых потоков. Торговля услугами на международном уровне позволяет странам развивать свою специализацию, увеличивать объем оказываемых услуг, в конечном счете, преследуя цель повышения уровень благосостояния своего населения.

Список источников

  1. Международная торговля услугами: новые тенденции развития и регулирования, роль в интеграционных процессах. Под ред. чл.-корр. РАН А.Н. Спартака. -М. : ВАВТ, 2016. – 320 с.
  2. Международная торговля услугами – https://spravochnick.ru/mirovaya_ekonomika/mezhdunarodnaya_torgovlya_uslugami/ [Электронный ресурс], дата обращения: 24.12.20.
  3. Бирюкова, О. В. Регулирование международной торговли услугами : учебное пособие / О. В. Бирюкова. — 2-е изд. — Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. — 208 c. — ISBN 978-5-7598-1494-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89606.html (дата обращения: 24.12.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
  4. Ханин, М. С. Международная торговля услугами : учебное пособие / М. С. Ханин. — Москва : Московская государственная академия водного транспорта, 2012. — 40 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/46476.html (дата обращения: 24.12.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
  5. Игнатенко, А. С. Анализ глобальных цепочек в моделях международной торговли / А. С. Игнатенко, В. В. Идрисова, Ю. О. Литвинова. — Москва : Дело, 2017. — 126 c. — ISBN 978-5-7749-1227-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77327.html (дата обращения: 24.12.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

References

  1. International trade in services: new trends in development and regulation, role in integration processes. Under the editorial part-corr. RAS A.N. Spartak. -M.: VAVT, 2016. – 320 s.
  2. International trade in services- https://spravochnick.ru/mirovaya_ekonomika /mezhdunarodnaya_torgovlya_uslugami/ [Electronic resource], circulation date: 24.12.20.
  3. Biryukova, O. V. Regulation of international trade in services: a textbook/O. V. Biryukova. – 2nd ed. – Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2018. — 208 c. — ISBN 978-5-7598-1494-8. – Text: electronic//Electronic library system IPR BOOKS: [site]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/89606.html (case date: 24.12.2020). – Access mode: for authorizer. Users
  4. Hanin, M. S. International Trade in Services: tutorial/M. S. Hanin. – Moscow: Moscow State Academy of Water Transport, 2012. — 40 c. — ISBN 2227-8397. – Text: electronic//Electronic library system IPR BOOKS: [site].
  5. Ignatenko, A. S. Analysis of global chains in international trade models/A. S. Ignatenko, V. V. Idrissov, Yu. O. Litvinova. – Moscow: Business, 2017. — 126 c. — ISBN 978-5-7749-1227-8. – Text: electronic//Electronic library system IPR BOOKS: [site]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/77327.html (case date: 24.12.2020). – Access mode: for authorizer. users

Для цитирования: Джанибекова И.А., Текеева Х.Э. Международная торговля услугами // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-39/

© Джанибекова И.А., Текеева Х.Э., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.