Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.02

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10060

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  

STRATEGIC DIRECTIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF APK OF THE TYUMEN REGIONS

Зубарева Юлия Валерьевна, канд. экон. наук, зав. кафедрой экономики, организации и управления АПК, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень

Zubareva Y.V., zubarevayv@gausz.ru

Аннотация: В данной статье описан уровень современного социально-экономического развития АПК Тюменской области. Так же проанализированы основные направления деятельности стратегического развития региона. Выявлены главные аспекты государственной поддержки. Осуществлен обзор основных этапов реализации стратегии региона в аграрном секторе. Особое внимание направлено на основные направления стратегического развития Тюменского региона. На основании выявленных результатов сделаны выводы о формировании новой экономической модели функционирования аграрного сектора.

Summary: This article describes the level of modern socio-economic development of agriculture of the Tyumen region. Also analyzed the main directions of the strategic development of the region. The main aspects of state support are revealed. The review of the main stages of the implementation of the strategy of the region in the agricultural sector. Special attention is focused on the main directions of strategic development of the Tyumen region. On the basis of the revealed results conclusions about formation of new economic model of functioning of agrarian sector are drawn.

Ключевые слова: Стратегия, стратегическое планирование, регион, государственная поддержка, аграрная экономика, экономическая модель, стратегия развития.

Keyword: Strategy, strategic planning, region, state support, agricultural economy, economic model, development strategy.

Эффективное функционирование экономики на любом уровне управления требует определение приоритетных стратегий развития. Под стратегией социально-экономического развития в практическом и прикладном смысле принято понимать совокупность приоритетных мер и мероприятий, обращенных на формирование положительных и нейтрализацию отрицательных тенденций развития общества, главной целью которого является повышение качества жизни населения [1].

Стратегическое управление экономикой аграрного сектора Тюменского региона – это сложный процесс управления изменениями в регионе, с целью достижения поставленных стратегических целей. Этот процесс включает четыре стадии.

Потребность в разработке прогнозов развития для агропромышленного комплекса (АПК), следует из положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и ряда других нормативных правовых актов [5].

Стратегическая цель – рост уровня жизни населения вследствие инновационного социально-ориентированного развития Тюменской области на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области.

Агропромышленный комплекс Тюменской области является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. Сельскохозяйственное производство выполняет социально-экономическую задачу в Тюменской области, так как в аграрном производстве региона занято около 70 тыс. человек. Этот вид деятельности является экономически важным для большей части сельского трудоспособного населения, в общей сложности с ним связана жизнедеятельность около 300 тыс. человек населения области. Оно обеспечивает стабильность потребительского продовольственного рынка и общую социально-экономическую устойчивость многих территорий [4].

За I полугодие 2019 года произведено продукции сельского хозяйства на сумму 23,4 млрд рублей, индекс производства составил 104,0% к аналогичному периоду 2018 года (по РФ – 101,2%). Хозяйствами всех категорий произведено 66,1 тыс. тонн мяса в живом весе (101,4% к I полугодию 2018 года), 273,6 тыс. тонн молока (104,2%), 786,9 млн штук яиц (107,1%).

Отмечается рост продуктивности животных. Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях (без субъектов малого предпринимательства) в I полугодие 2019 года составил 3667 кг, это на 6,8% больше, чем в 2018 года. Яйценоскость одной курицы-несушки осталась на уровне прошлого года и составила 163 яйца [3].

Сельское хозяйство остается одной из немногих отраслей российской экономики, демонстрирующих рост и значимые результаты импортозамещения.

За I полугодие 2019 года объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из Тюменской области составил более 13 млн долларов – на 34,2% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Тюменская продукция экспортируется в 14 стран мира, основные покупатели – страны СНГ.

Почти 50% в общем объеме экспорта продукции тюменского АПК занимает рапсовое масло, которое Заводоуковский маслозавод поставляет в Швейцарию. Кроме того, регион экспортирует молочную продукцию, злаки, семенной и товарный картофель, готовые пищевые продукты. В число ведущих тюменских предприятий-экспортеров входят также молочный комбинат «Данон», компании «Юнигрэйн» и «Слада», Боровская птицефабрика им. А.А. Созонова, агрофирма «КРиММ» [6].

По прогнозам, экспорт продукции растениеводства, животноводства и пищевой промышленности из Тюменской области по итогам 2021 года должен составить 20,5 миллиона долларов, а в 2024 году – 28,4 миллиона долларов. Дальнейшее развитие экспорта возможно за счет расширения географии экспортных поставок.

Тюменская область входит в перечень регионов, которым из федерального бюджета будут предоставляться субсидии, компенсирующие часть затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным транспортом [5].

Задача, поставленная президентом России к 2024 году увеличить экспорт продовольствия в 2,5 раза. У Тюменского региона есть все предпосылки, непосредственно поучаствовать в данном процессе, для этого необходимо обратить внимание на проекты по глубокой переработке продукции, наращивать объемы производства за счет создания и внедрения новых технологий, повышения производительности труда [4].

Для стабильного роста экономики региона, необходимо следовать четко проработанному стратегическому плану. В связи с этим можно выделить следующие основные направления стратегического развития Тюменского региона.

Стратегическое планирование и четкое выполнение плановых показателей позволит вывести аграрное производство на качественно новый технологический уровень, привлечь в отрасль крупные инвестиционные средства, сформировать новые рынки, улучшить уровень жизни сельского населения [3].

В настоящее время в государственной социально-экономической политике отражается специфика каждого региона. Сформулировать оптимальную концепцию, учитывающую особенности и специализацию конкретного региона достаточно сложно. Но благодаря планомерности действий по реализации стратегии при необходимости возможно внесение изменений в существующие либо разработаны новые государственные программы Тюменской области, в которых определены конкретные мероприятия с указанием объемов и источников финансирования [1].

Преобразование социально-экономического развития на уровне региона достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики. Сегодня, наоборот, социально-экономическое развитие должно быть преобразовано и осуществляться во взаимосвязи всех уровней управления, при участии ведущих ученых, специалистов-аграриев, представителей законодательных и исполнительных органов власти, что позволит сформировать новую экономическую модель функционирования аграрного сектора.

Литература

  1. Ермакова А.М. Рынок труда сельских территорий промышленно-аграрного региона: факторы и тенденции развития (на примере Тюменской области) / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уральский государственный экономический университет. Тюмень, 2008. 
  2. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В. Стратегическое развитие сельских территорий юга Тюменской области. // Монография., ТИУ., Тюмень, 2017.
  3. Кирилова О.В. Инновационные рычаги стратегического управления прецизионными технологиями в условиях цифровой экономики //Евразийский юридический журнал. 2018. № 2 (117). С. 332-334.
  4. Кирилова О.В., Зубарева Ю.В., Чуба А.Ю. Влияние системы управления материально-техническими и трудовыми ресурсами на уровень цифровой трансформации сельского хозяйства // Экономика и предпринимательство, 2019., № 2 (103). С. 421-424.
  5. Официальный портал органов власти Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.admtyumen.ru/
  6. http://static.government.ru