Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10328

 РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

THE ROLE OF INNOVATION IN MODERN MANAGEMENT CONDITIONS

Шакирова Д.М., кандидат социологических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет

Юнусова С.Р., Казанский государственный энергетический университет

Хазиева Э.Р., Казанский государственный энергетический университет

Калентьева Н.Е., Казанский государственный энергетический университет

Коробкова А.А., Казанский государственный энергетический университет

Кудряшов М.В., Казанский государственный энергетический университет

Shakirova D.M.,candidate of sociological sciences, associate professor, Kazan State Power Engineering University

Yunusova S.R., Kazan State Power Engineering University

Khazieva E.R., Kazan State Power Engineering University

Kalentyeva N.E., Kazan State Power Engineering University

Korobkova A.A., Kazan State Power Engineering University

Kudryashov M.V., Kazan State Power Engineering University 

Аннотация. В современном менеджменте в настоящий момент особо важную роль стали играть инновации, которые представляют в свою очередь одну из самых эффективных форм расширения возможностей экономической системы в мире. Инновации позволяют каждому предприятию или же организации объединить рынок, производство и науку, что, в свою очередь, позволяет им оставаться полноценным субъектом конкурентной борьбы. Таким образом инновации в менеджменте позволяют той или иной компании стать лидером на рынке, так как именно благодаря инновациям выявляются и используются новые и модернизированные методы конкурентной борьбы, которые имеют значительные преимущества над старыми. В статье рассматривается роль, а также значимость инноваций в современном менеджменте, которая обусловлена необходимостью ввиду колоссального роста конкуренции на рынке.

Summary. In the context of the rapid development of the economy in management at the moment, innovations have begun to play a particularly important role, which in turn represent one of the most effective forms of expanding the capabilities of the economic system in the modern world. Let me explain that it is innovations that allow each enterprise or organization to combine the market, production and science, which in turn allows them to remain a full-fledged subject of competition. Thus, innovations in management allow one or another company to become a market leader, since it is thanks to innovations that new and modernized methods of competition are identified and used, which have significant advantages over the old ones. It should be noted that at present, in the context of the rapid development of competition in the market between organizations, it is precisely the need to improve and increase the efficiency of companies’ activities, which increases the role and significance of innovations and innovative activities in general. Innovation, representing an introduced or being introduced innovation, which in turn will provide an increase in the efficiency of processes and an improvement in product quality demanded by the market, significantly increase the efficiency of each enterprise, which is a necessity in order to stay afloat. Thus, innovations, being innovations that are required to maintain the effectiveness of the activities of an organization, have a positive effect. Thus, innovation includes every innovation or change that has a positive effect on the organization’s activities, as well as brings it specific economic or social benefits. To improve and increase the efficiency of companies’ activities, innovations are of particular importance due to the fact that it is innovations that allow each company to expand and increase its capabilities, as well as to more effectively realize its potential for the further successful activities of the organization, as well as its ability to be a participant in the competitive struggle in the market. … The article examines the role, as well as the significance of innovations in modern management conditions, which is due to the need due to the colossal growth of competition in the market.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, менеджмент, инновации в менеджменте, конкурентоспособность.

Keywords: Innovation, innovation activity, management, innovation in management, competitiveness.

На сегодняшний день современный менеджмент занимает особо важную роль в каждой компании для дальнейшей реализации её успешной деятельности. Кроме того, инновации позволяют экономической системе развиваться. Так, стоит отметить, что именно это обуславливает факт, что инновации стали неотъемлемым элементом современного менеджмента. Данная неотъемлемость инноваций обосновывается тем, что в настоящее время главным стимулом внедрения инноваций является развитие рыночной конкуренции. Так, конкуренция выступает в роли первостепенного побудительного механизма инновационного развития.

На сегодняшний день практически каждое предприятие или же компания тем или иным образом является участником конкурентной борьбы, которая в свою очередь требует внедрение инноваций, которое позволит участнику конкурентной борьбы оставаться на плаву, успешно и эффективно осуществлять свою деятельность, а также быть конкурентоспособном участником рынка. Иными словами, можно сказать, что инновации позволяют иметь компании преимущества среди своих конкурентов.  Ввиду этого, тема статьи является весьма актуальной, ведь эффективное функционирование деятельности той или иной организации не представляется возможным без внедрения инноваций, равно как и её развитие.

Для более полной характеристики инноваций с современном менеджменте следует рассмотреть следующие понятия.

Инновационный менеджмент — это новый или улучшенный продукт(товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или использования, нововведение или улучшение в сфере организации и экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для получения таких льгот или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги).

Инновации — внедрённое или внедряемое новшество, которое в свою очередь обеспечит повышение эффективности процессов и улучшение качества продукции, востребованное рынком.

Приведём некоторые примеры применения инноваций в современном менеджменте.

  1. ООО «Синнабон». Эта организация является российской растущей сетью общественного питания. Для оптимизации производства и продажи своих товаров компанией было принято несколько инновационных решений. Во-первых, сотрудники прошли курс по повышению своих квалификационных навыков. Во-вторых, была разработана  система управления персоналом. В результате за счет улучшения управленческих процессов увеличилось количество постоянных клиентов организации и   динамика финансово-экономической деятельности.
  2. ПАО «Аэрофлот». В 2011 году компания утвердила программу инновационного развития, которая включает в себя такие направления развития как сотрудничество с ведущими вузами страны для совместной реализации НИОКР и отбора лучших кадров, внедрение системы подачи и обработки предложений и др. Система «Банк идей» содержит множество инновационных предложений, которые генерировали сотрудники компании, существенно превышающий финансовые возможности компании по их внедрению. Компанией разработана методика определения приоритетности выполнения тем исследований и разработок, что позволяет постепенно реализовывать проекты в зависимости от их актуальности на сегодняшний день. Благодаря Программе инновационного развития в компании создана благоприятная среду для внедрения и реализации инноваций, сформирован банк инновационных идей и предложений, которые ранжируются по степени их важности и необходимости в настоящий момент времени, осуществляется постоянная поддержка и поощрение авторов самых перспективных идей.

   Внедрение инновационного менеджмента  в контексте  корпоративной деятельности предприятия означает переход к новому, более продвинутому способу организации деятельности, которая обеспечивает  рост корпоративных возможностей предприятия, поэтому внедрение инноваций в компании указывает на переход на более высокий уровень производственных мощностей, показатель развития компании.

Следует отметить, что в настоящее время инновации являются ключевым фактором развития малого и среднего бизнеса, а успех управления инновациями зависит от способности предприятия создать инновации, которые способствуют внутренним и внешним рыночным условиям.

Инновационный менеджмент включает в себя все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии, то есть в широком смысли его следует пониматься как  управление, ориентированный на изменения. Такое управление по всей сути  отличается от процессов принятия решений в других сферах производства, поскольку инновационные решения не являются рутинными, а требуют широкого понимания проблем предприятия и творческих способностей сотрудников[2].

Таким образом, следует отметить, что именно благодаря инновациям в менеджменте современные организации способны проводить изменения синхронно с изменениями внешней среды, что достигается готовностью сотрудников привносить свою инициативу, изобретательность, увлечённость, а инновационная деятельность воспринимаются ими как необходимая работа, которая исполняется на основании собственного желания.

Исходя из определения инноваций и приведённых примеров, необходимо указать, что роль инноваций состоит в оказании экономической или же социальной пользы, это обусловлено главным образом тем фактом, что именно инновации имеют свойство повысить эффективность деятельности, а их внедрение выводит на деятельность той или иной компании на более высокий уровень производительности. Кроме того, на наш взгляд представляется важным отметить, что внедрение инноваций в менеджмент позволяет поддерживать конкурентоспособность предприятия и помогают, также и производить продукцию, пользующуюся спросом на рынке. Более того стоит отметить, что роль инноваций и инновационной деятельности также заключается в том, что именно они позволяют достичь тех изменений, которых пытались добиться с помощью различных исторических революций, при этом с минимальными потерями. Так, например, развитие инноваций обусловлено появлением наукоемких технологий, превращением знаний и информации в доминирующий ресурс, а также все большим распространением радикальных инноваций.

Говоря о роли инноваций в современном менеджменте, стоит сказать, что в нём инновации представляют собой совершенствование процессов управления или же система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что инновации представляют нововведения, которые оказывают положительный эффект в результате деятельности той или иной организации.  В соответствии с международными стандартами инновация обуславливается как итоговый результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного научно-технического процесса, используемого в утилитарной деятельности. Ввиду этого её роль в менеджменте состоит в изменении организационных структур, структур управления, состава функций, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, связанных с мотивацией персонала, разрешением внутриорганизационных конфликтов, определением служебных функций сотрудников, внедрение новых концепций развития корпоративной культуры и иных действиях, способствующих развитию организации.  

Таким образом, в условиях развития и колоссального роста конкуренции на рынке роль инноваций нельзя недооценить, ведь именно благодаря внедрению инноваций жизнеспособность предприятий и организаций значительно увеличивается, равно как и увеличивается эффективность их деятельности. Именно этим как раз и обусловлена особо важная роль инноваций в современном менеджменте.

Литература

  1. Армстронг, М. Основы менеджмента / М. Армстронг. – Ростов-наДону: Феникс, 2013. — 508 с.
  2. Жданкин Н. А. Инновационный менеджмент / рецензент: д.э.н. проф. В. И. Чалов. — М.: КноРус, 2017. — 362 с.
  3. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. — М.: Юнити, 2016. — 367 c
  4. Соклов Д.В., Титов А.Б., Шабанова М.М.  Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. — 2015.
  5. Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент (для бакалавров) / О.Н. Соколова. — М.: КноРус, 2018. — 64 c.
  6. Салимьянова И.Г., Медынская И.В. Инновационное развитие науки и высшего профессионального образования в условиях модернизации: монография. СПб.: Астерион. 2011. 180 с
  7. Томпсон, А. Стратегический менеджмент концепции и ситуации: учеб. пособие/ А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: ИНФРА, 2013. – 412 с.
  8. Хэмел Г. Будущее менеджмента / Пер. с англ. В. Мишучков. СПб.: Best Business Book, 2013. 280 с.
  9. Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. — М.: Омега-Л, 2014. — 176 c.
  10. Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. — М.: Омега-Л, 2016. — 448 c.

References

  1. Armstrong, M. Fundamentals of management / M. Armstrong. — Rostov-on-Don: Phoenix, 2013. — 508 p.
  2. Zhdankin N. A. Innovation management / reviewer: Doctor of Economics. prof. V.I. Chalov. — M.: KnoRus, 2017.- 362 p.
  3. Kuznetsov, B.T. Innovation management: Textbook / B.T. Kuznetsov, A.B. Kuznetsov. — M.: Unity, 2016.- 367 s
  4. Soklov D.V., Titov A.B., Shabanova M.M. Preconditions for the analysis and formation of innovation policy. — 2015.
  5. Sokolova, ON. Innovation management (for bachelors) / O. N. Sokolov. — M.: KnoRus, 2018.- 64 p.
  6. Salimyanova I.G., Medynskaya I.V. Innovative development of science and higher professional education in the context of modernization: monograph. SPb .: Asterion. 2011.180 s
  7. Thompson, A. Strategic management of the concept and situation: textbook. manual / A.A. Thompson, A.J. Strickland. — M.: INFRA, 2013.- 412 p.
  8. Hamel G. The future of management / Per. from English V. Mishuchkov. SPb.: Best Business Book, 2013.280 p.
  9. Yakobson, A. Ya. Innovation management: Textbook / A.Ya. Jacobson. — M.: Omega-L, 2014.- 176 p.
  10. Yakobson, A.Ya. Innovation management: Textbook / A.Ya. Jacobson. — M.: Omega-L, 2016.- 448 p.