Московский экономический журнал 3/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 330.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13016

Качагина Ольга Владимировна,

старший преподаватель кафедры управления,

Ульяновской государственный университет, г.Ульяновск

Рожкова Евгения Алексеевна,

студент магистратуры направления «Финансы и кредит»

Ульяновской государственный университет, г.Ульяновск

Сухарева Вера Анатольевна,

студент магистратуры направления «Управление персоналом»

Ульяновской государственный университет, г.Ульяновск

Kachagina O.V. 

 Rozhkova E.A. 

Sukhareva V.A. 

ИНВЕСТИЦИИ В КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕХА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

INVESTMENTS IN CAPITAL HEALTH AS A FACTOR IN THE SUCCESS OF A MODERN ORGANIZATION

Аннотация: В статье авторами обосновывается значимость инвестиций в здоровье как составляющей человеческого капитала как страны в целом, так и ее отдельных хозяйствующих субъектов. Проведенный анализ статистических данных позволяет авторам сделать вывод о наличии тенденции ухудшения уровня общественного здоровья в России. С учетом данных выводов авторами приводятся аргументы в пользу необходимости учета здоровья в качестве основной составляющей эффективности организации, и доказывается целесообразность финансирования организациями комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на  профилактику заболеваний работников, а также социальных льгот, которые связаны с оздоровлением персонала.

Summary: in this article the authors justified the importance of investments in health as a component of the human capital as the country as a whole and its individual businesses. The analysis of statistical data allows authors to conclude the trend of deteriorating levels of public health in Russia. In the light of the conclusions of the authors argues for the need to take into account health as the main component of the effectiveness of the Organization, and proved the feasibility of funding organizations complex health-improving activities aimed at disease prevention workers, as well as social benefits, which are related to the treatment of staff.

Ключевые слова: человеческий капитал организации, капитал здоровья, социальная поддержка работников.

Keywords: human capital organization, capital health, social support for workers.

   Во все времена здоровье человека являлось естественной, абсолютной и непреходящей ценностью, величайшим благом, основой и условием всей жизни [5, с. 12]. Здоровый человек имеет возможность раскрыть свои способности и таланты в различных сферах деятельности. Трудовая деятельность не исключение. Эта мысль была высказана еще У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо и К. Марксом. Об этом же говорили и социалисты-утописты Т. Мор, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. Они заявили о таком обществе, которое обеспечило бы прекрасное здоровье как базис свободного, производительного труда и благосостояния. Соответственно, к концу XIX- началу XX веков во всем мире были сформированы национальные системы здравоохранения. Эти системы были и остаются нацеленными на обеспечение роста уровня общественного здоровья, которое является кране значимой компонентой сохранения и наращивания человеческого капитала как страны в целом, так и ее отдельных экономических субъектов.

   Вместе с тем, в настоящее время состояние российской системы здравоохранения характеризуется как весьма проблемное.

   Однако наше исследование, проведенное с помощью методов статистического анализа, наблюдения и сравнения, табличной и графической интерпретации информации показывает следующее.

   По уровню государственных расходов Россия существенно отстает от развитых стран. По данным Российской службы государственной статистики, в 2016 году они составили 3,6% от Валового внутреннего продукта (ВВП),тогда как в США и Финляндии они уже превышают 7%, во Франции-9%, в Швеции-10%.

   Проведенное в 2016 году масштабное наблюдение условий жизни населения показало, что более половины опрошенных оценивают состояние своего здоровья весьма невысоко – от «неудовлетворительно» до «очень плохо» (особенно –для жителей сельской местности) (рис.1).

Безымянный

   Вышеуказанный опрос позволил зафиксировать и выраженную проблему доступности медицинских услуг для россиян (с сохранением повышенной проблематики для сельчан), что отражено на рис.2.

Безымянный

   Во многом это, на наш взгляд, связано с тем, что доходы населения России (рис.3) очевидным образом сокращаются, и платные медицинские услуги, которые во многом позволяют минимизировать временные затраты на повышение уровня здоровья, становятся все менее доступными жителям России.

Безымянный

   Таким образом, можно говорить о наличии тенденции снижения уровня общественного здоровья населения России.

   С учетом реалий последних лет, выражающихся в изменении структуры расходов государства в сторону укрепления национальной обороны, можно предположить, что возможности сферы государственного здравоохранения (наиболее доступного гражданам в финансовом отношении) вряд ли смогут сколь либо существенно повыситься.

   Представляется очевидным, что данная тенденция не может не войти в сферу особого внимания бизнес-структур. Конкурентоспособный бизнес отчетливо осознает, что инвестировать в здоровье сотрудника необходимо. Работник, обладающий высоким уровнем здоровья, вносит больший вклад в собственное развитие, в развитие страны, в решение социально-экономических проблем предприятий, повышая уровень их конкурентоспособности.

   Доказан ряд очевидных аргументов в пользу необходимости учета здоровья в качестве основной составляющей эффективности организации, например:

  • улучшение здоровья повышает уровень производительности рабочей силы, снижая издержки от нетрудоспособности, вызванной различными болезнями;
  • инвестиции в сохранение здоровья снижают амортизацию человеческого капитала, связанную со старением организма. [17, с. 380]

   При этом не менее очевидно, что предупреждение болезней гораздо эффективнее экономичнее затрат на лечение. В этих условиях резко возрастает роль различного рода превентивных, профилактических мер, связанных с оздоровлением сотрудников. Можно говорить о том, что в современных условиях наращивание капитала здоровья сотрудников является крайне важной задачей организаций, стремящихся повысить уровень своего человеческого капитала, а значит, и эффективности деятельности в целом.

   Руководство многих компаний начало четко осознавать, что отсутствие болезней и хорошая физическая форма работника является таким же ресурсом, как его квалификация и опыт. Поэтому программам, направленным на оздоровление и поддержание хорошей физической формы сотрудников уделяется все больше внимания. Опыт многих компаний показывает, что деньги, вложенные в оздоровление работников, окупаются сторицей. Пропаганда и помощь в поддержании активного, здорового образа жизни (в том числе такими популярными сегодня методами, как занятие фитнесом и др.) может значительно повысить уровень престижности компании среди молодежи и взрослых. [28, с. 220]

   Однако, как уже отмечалось, если раньше государство обеспечивало доступность оздоровительных услуг широким слоям населения, а также выступало и гарантом безопасной организации трудового процесса и социальной защиты работников как монопольный собственник и работодатель. [21, с. 511], то в современных условиях весомую роль в поддержании здоровья людей играют хозяйствующие субъекты. С развитием рыночной экономики каждый работодатель становится ответственным за здоровье работающих, совершенствование условий труда и профилактику заболеваний, в том числе профессиональных, что является частью социальной поддержки работающих и направлением инвестирования средств.

   Это оздоровление сотрудников организация может осуществлять самостоятельно, если обладает соответствующей материальной базой и командой штатных специалистов. Однако не все организации имеют возможности предоставлять самостоятельно оздоровительные услуги своим сотрудникам, так как содержание соответствующей базы обременительно для бюджета компаний. Поэтому организации вынуждены пользоваться услугами специализированных агентов: санаториев, фитнес-клубов, медицинских центров и пр.

   Исследуя вопрос о многообразии социальных льгот, которые предлагает работодатель своим сотрудникам, мы выявили те, которые связаны с оздоровлением человека в том или контексте. В таблице 1 представлен систематизированный нами перечень оздоровительных услуг в трех категориях:

Безымянный

Безымянный

Безымянный

   Некоторые льготы, особенно со значительным вложением средств со стороны организации, предоставляются не всем сотрудникам, а, например, только отработавшим определенный срок в организации. Этот стаж может варьироваться в зависимости от занимаемой должности, что фиксируется в локальных нормативных актах.

  • физкультурно-оздоровительные;
  • спортивно-оздоровительные;
  • лечебно-оздоровительные.

   Определяя перечень предоставляемых оздоровительных услуг, организации должны оценивать собственные возможности и силу мотивирующего воздействия тех благ, которые формируют список оздоровительных услуг. И эти блага должны быть персонифицированы, чтобы мотивировать за заслуги тех, кто этого действительно достоин.

   Подводя итог, отметим следующее. В условиях неизменно возрастающей динамики и напряженности трудовой деятельности работники организации достаточно быстро истощаются физически и эмоционально, и поэтому им необходимо восстановление. Если такого восстановления не происходит, то у работников организации возникает высокая вероятность снижения производительности труда и демотивация к достижению поставленных профессиональных целей. Поэтому организация может и должна участвовать в оздоровлении сотрудников, если она заинтересована в росте капитала здоровья как компоненты человеческого капитала, являющегося залогом эффективности и конкурентоспособности бизнеса.

Литература:

  1. Акопян А.С. Индустрия здоровья: экономика и управление / А.С. Акопян, Ю.В. Шиленко, Т.В. Юрьева. — М.: Дрофа, 2003. – 448 с.
  2. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. — М., 2017.С. 156.
  3. Российский статистический ежегодник. 2017. – М.: Росстат, 2017
  4. Комплексное наблюдение условий жизни населения / официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/kouz/survey0/index.html
  5. Кураков А.Л., Лапухина А.Ю. Человек труда в системе конкурентоспособности предприятия // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 380-387
  6. Подколзина Г.В. Необходимость и эффективность наличия социального пакета на предприятии // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 220-222.
  7. Лапухина А.Ю. Экономическое воздействие здоровья человека труда на конкурентоспособность предприятия // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 510-515