Московский экономический журнал 1/2018

image_pdfimage_print

Безымянный 12

УДК  330.101

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-11001

Ефремова Лариса Борисовна

к.э.н. доцент кафедры экономической теории и менеджмента

ФГБОУ ВО ГУЗ

СТРАНЕ НУЖЕН МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация: Степень активности малых и средних предприятий  во многом зависят от политики государства, деловой активности и вовлеченности органов местной власти в этот процесс. Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.

Abstract: The degree of activity of small and medium-sized enterprises largely depends on the state policy, business activity and involvement of local authorities in this process. One of the reasons for the slow development of small businesses is the state policy in this area, which is mainly declarative in nature, and the practice of its implementation is a separate, not related to a single system of measures.

Ключевые слова: малые и средние предприятия,  представители малого бизнеса, форм предпринимательства, темпы роста потребительских цен, сдерживание развитие малого бизнеса, производственный и кадровый потенциал малых компаний, бизнес идея.

   Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом. Процветание или крах будут зависеть от ряда факторов   как  внешних так и внутренних. Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп: организационные; проблемы с материально-техническим обеспечением; финансовые; кредитная необеспеченность.

   Одной из двадцати железных цитат Маргарет Тэтчер было, то, что без экономической свободы никакой другой свободы быть не может. Такая свобода необходима  и для  поднятия  на новый уровень развития малый и средний бизнес. Малый бизнес способен заполнить те ниши в своей деятельности, которые пустовали до определенного момента. Трудности заключаются в неустойчивом балансировании на рынке. Угроза разорения велика, такой нестабильности нет ни в одном секторе экономики. Острая конкуренция, сдерживающая развитие бизнеса, считается одной из главных проблем развития малого бизнеса. Технологические факторы являются необходимой составляющей развития бизнеса. Важным фактором конкурентоспособности любого предприятий являются инновации, они  вносят существенный вклад во внутренний валовой продукт страны.

   Проблемами, с которыми сталкиваются фирмы при трансфере инновационных технологий – высокая стоимость нововведений, экономический риск, длительные сроки окупаемости новых технологий, недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, что особенно тяжело для малых и средних. На современно этапе природные ресурсы являются необходимым , но необязательным условием развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. Степень активности малых и средних предприятий  во многом зависят от политики государства, деловой активности и вовлеченности органов местной власти в этот процесс.

   Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры. Конечно же, наивно полагать, что для страны малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.     Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а так же посредническая деятельность.  

   Чтоб определиться с направлениями развития малого бизнеса нужно учесть три условия, на которые важно опираться при осуществлении предпринимательской деятельности. Первое и важнейшее условие это – перспективность рынка товаров, т.е. учитывается рентабельность продукции, модные тенденции, потребности, доход потребителей и местоположение. Рентабельность продукции отражает эффективность использования материальных средств, трудовых ресурсов, природных богатств. Является отражением прибыльности предприятия. Мода – важный двигатель продаж. Спрос зависит от местоположения. Если в Москве модно взрослым кататься на самокате, пить кофе и есть, гуляя по улице, то в провинциальных городах эти тренды считаются странными. В столичных городах приживутся ларьки вида «кофе с собой», в отдаленных пунктах – нет. В моде всегда была оригинальность. При открытии бизнеса важно придумать что-то новое, необычное и внести это в массы! Капитал на открытие бизнеса это второе условие. Капитал можно собрать, исходя из накопленных средств, кредита, субсидий от государства на открытие малого бизнеса, денежных средств товарища-инвестора и т. д. Хотя стартаперу желательно исходить из накопленных средств, самым популярным способом финансирования стартапов является кредит. При открытии бизнеса можно рассчитывать на материальную помощь государства. Начинающим предпринимателям Центры занятости населения совместно с Центрами развития предпринимательства выдают некоторые денежные средства. Заинтересованность в деятельности. Собственное дело процветает только в том случае, если предприниматель чётко осознаёт свою бизнес-идею и выбирает сферу деятельности согласно своим интересам и знаниям. Важна финансовая мотивация. При выборе направления бизнеса осуществляют расчеты эффективности деятельности потенциального предприятия: составляют бизнес-план.

   Перспективные направления малого бизнеса меняются в зависимости от ситуации в экономике.  Во все времена формировались перспективные направления бизнеса в соответствии с потребностями, вкусами, доходами потребителей.  Строительство и ремонт  – быстроразвивающаяся прибыльная отрасль. Несмотря на высокую конкуренцию, показатели эффективности строительного бизнеса идут вверх. Люди все чаще стремятся облагородить своё жилище, заказывают дорогостоящие ремонты, красивую мебель.

   Возможные направления деятельности: производство пеноблоков, тротуарных плиток; строительство небольших объектов; проведение евроремонтов и косметической отделки. Продовольствие  т.е. продукты питания – товары неэластичного спроса. Хлеб, молоко, яйца, мясо – их будут покупать вне зависимости от суммы доходов и тенденций моды. Покупатели стали заботиться о своём здоровье, следуют моде на ЗОЖ, поэтому набирает популярность экологически чистая продукция. Перспективные направления деятельности: разведение домашнего скота, птицы и продажа натуральных молока, мяса, яиц; выращивание грибов и зелени; организация мини-пекарни, где пекут полезный хлеб из злаков и сухофруктов. Электронная коммерция  подразумевает осуществление коммерческих сделок посредством Интернета. Это одно из самых перспективных направлений бизнеса на протяжении десятилетия. Преимущества ведения бизнеса в Интернете – глобальность, автоматизация процессов, непрерывная работа. Важно понять, что Интернет уже насыщен информацией и чтобы войти с успехом на глобальный рынок, потребуются серьёзные вложения и инновационные идеи. Перспективные направления: интернет-магазины, торговля информацией торговля информацией, интернет-банкинг, сдача в аренду программных комплексов.

   Косметологияя – динамично развивающаяся отрасль: эстетическая проблема всегда будет волновать потребителей всех сегментов. По оценке экспертов рентабельность салонов красоты составляет около 30%.Популярные направления: открытие салонов красоты классов «эконом» и «элит», собственного массажного кабинета, косметологические процедуры, стрижки на дому.

   Перечисленные направления популярны всегда. При грамотном подходе предприятия строительной, продовольственной, косметологической отраслей имеют высокие показатели рентабельности вне зависимости от модных тенденций, доходов потребителей.   Тенденции моды и развитие технологий навеяли новые перспективы в бизнесе. Кейтеринг – отрасль, связанная с организацией праздников на удалённых точках, предоставлением всего необходимого для организации фуршетов, мероприятий. В последние годы рост выручки кейтеринговых фирм составлял 106,5% в год. В 2018г. снова ожидается рост. Ростом предпринимательства влечет за собой рост востребованности бухгалтерского учёта и аудита. Это направление в малом бизнесе так же перспективно. Любая компания нуждается в специалисте, который профессионально подходит к подсчёту средств предприятия, анализу хозяйственной деятельности фирмы и даёт необходимые рекомендации по решению экономических проблем. Организация торговых точек по продаже скупленной б/у одежды и обуви новое  направление в малом бизнесе и носит прежде всего социальный характер. Пенсионеры, малообеспеченные семьи смогут покупать вещи по низкой цене. Перспективно и организация сетей быстрого питания в виде ларьков  «кофе с собой», киоски, специализирующиеся на продаже выпечки. Особенно актуальны в крупных городах с высоким ритмом жизни. Услуги веб-дизайна, копирайтинга, seo-оптимизации. Обширный потенциал направлений связан с возрастанием роли IT во всех сферах деятельности. В последние годы  резко возросла рентабельность продукции магазинов спортивного инвентаря, специального питания. В России сфера клининговых услуг пока недостаточно развита, нашу страну ждёт резкая популяризация клининговой отрасли.

   Перечисленные услуги являются предметом эластичного спроса. Их востребованность зависит от доходов потребителей, от тенденций моды. На первом этапе важно не идти на большие риски: по возможности оградить себя от конкурентов, закрепиться в собственном деле и постепенно расширяться. Список не ограничивается предложенными идеями. Потенциальный предприниматель должен проявить оригинальность и нестандартное мышление, чтобы внести изюменку, что-то неповторимое на рынок. Идеи безграничны!

   Особое место в сферах деятельности малого  и среднего бизнеса занимает  технологичный бизнес.

   В рамках развития  производственного и кадрового потенциала малых компаний в  Сочи, 15 февраля  этого  Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), ее дочерняя структура МСП Банк и Фонд содействия инновациям на полях инвестиционного форума подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве по оказанию поддержки малым и средним компаниям, реализующим высокотехнологичные и инновационные проекты. Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, выступая на общероссийском гражданском форуме говорил о том что для активного развития экономики россияне должны открывать свое дело. «Из трудоспособного населения 6% уже являются предпринимателями, а желают открыть бизнес 2%. Если бояться нечестной судебной системы, правоохранительных органов, административных дел, что это отберут, то активности и бурного роста у нас не будет ». «Нужно снизить налоги, упорядочить, систематизировать и сократить  неналоговые сборы, создать стимулы предпринимателям для расширения штата – это позволит вывести рынок труда из тени и тем самым повысить развитие российской экономики». Действительно,  трудно игнорировать реальные цифры, располагая всего 5-6% основных производственных средств, субъекты МСП формируют более 20% национального валового продукта. Этот показатель в два раза ниже мирового, и главная цель – увеличить его в двое.

Список используемой литературы

1. Горбунов В.С. Современный менеджмент: проблемы и тенденции развития / В.С. Горбунов // Научно-практический ежемесячный журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». – М.: Издательский Дом «Панорама», №2 (145) февраль, 2017, С. 67-75.

2. Горбунов, В. Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство / В.Л. Горбунов. – М.: Инфра-М, РИОР, 2014. – 218 c.

3. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 576 с.

4. Кузнецова, И. А. Большой справочник для малого бизнеса / И.А. Кузнецова, Е.А. Петрухина, И.Ю. Руденко. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 368 c.

5. Макарова А.Н. «Куда плывет рубль» / «Завтра», 2015, № 27, С. 14–15.

6. Маргалитадзе О.Н. Резервы увеличения вклада малого бизнеса в экономику России через его участие в развитии внутреннего туризма // О.Н. Маргалитадзе / Международный технико-экономический журнал, 2016. №1, С. 32-37.

7. Маргалитадзе О.Н. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса // О.Н. Маргалитадзе – М.: Международный технико-экономический журнал, №2, 2013. с. 48-55.

8. Трайнев, В. А. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение / В.А. Трайнев, Н.Я. Бутырин. – М.: Логос, 2015. – 184 c.

9. Фрайд, Джейсон Rework. Бизнес без предрассудков / Джейсон Фрайд , Дэвид Хайнемайер Хенссон, Джейсон Фрайд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 208 c.

10.Широков, Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства / Б.М. Широков. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 496 c.

11. Фомин А.А., Узун В.Я., Логинова Д.А. Место России на агропродовольственной карте мира / М.: Международный сельскохозяйственный журнал, 2018. № 1 (361). С. 68-76.

12. Фомин А.А. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.

13. Горбунов В.С. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.

14. Маргалитадзе О.Н. Резервы увеличения вклада малого бизнеса в экономику России через его участие в развитии внутреннего туризма / Международный технико-экономический журнал, 2016. № 1. С. 32-37.