Научная статья Original article УДК 332 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10632 МОНИТОРИНГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ MONITORING OF THE STRATEGIC PLAN OF THE MUNICIPALITY Павленков Иван Михайлович, к.э.н., доцент кафедры «Экономика», Дзержинского филиала РАНХиГС, Россия г. Дзержинск, Нижегородская область Pavlenkov Ivan Mikhailovich Аннотация. В статье рассмотрены методические рекомендации по проведению мониторинга муниципального образования, выделены основные задачи мониторинга и […]
Научная статья Original article УДК 338.24 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10631 ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РЫНОК ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ ПО БАНКРОТСТВУ IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ELECTRONIC BANKRUPTCY MARKET Зайнитдинова Виктория Александровна, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ), 450064, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов 1, E-mail: yurasova.vi97@mail.ru Шарипова Ирина Миниахметовна, доцент, кандидат наук, […]
Научная статья Original article УДК 331.08 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10630 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РФ DIRECTIONS OF OPTIMIZATION OF STATE REGULATION OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPHERE IN THE CONTEXT OF THE INTENSIFICATION OF THE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN FEDERATION Таранова Ирина Викторовна, доктор экономических […]
Научная статья Original article УДК 911:71 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10629 ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ FUNCTIONAL CITY ZONING AS THE INSTRUMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND GEO-ECOLOGICAL EXAMINATION Разенков Павел Игоревич, аспирант ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород Лопина Елена Михайловна, кандидат географических наук, доцент ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский […]
Научная статья Original article УДК 351/354 (075.8) doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10628 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ORGANIZATIONAL, ECONOMIC AND REGULATORY ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN FEDERAL, REGIONAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE PROVISION OF SERVICES Плохотникова Галина Владимировна, доцент, кандидат экономических наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. […]
Научная статья Original article УДК 347.214.2, 69.059.7 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10627 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ FEATURES OF STATE ACCOUNTING AND REGISTRATION OF CAPITAL CONSTRUCTION PROJECTS AFTER RECONSTRUCTION ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF TYUMEN Юрлова Анна Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Землеустройство и кадастры», ФГБОУ ВО […]
Научная статья Original article УДК 622.332 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10626 МОНИТОРИНГ ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ ГИССАРСКОЙ ДОЛИНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МНОГОСПЕКТРАЛЬНЫХ СПУТНИКОВЫХ СНИМКОВ MONITORING OF IRRIGATED LANDS OF THE GISSAR VALLEY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN BASED ON ANALYSIS MULTI-SPECTRAL SATELLITE IMAGES Алиев Нозим Нумонович, старший преподаватель кафедры управления земель и кадастра, Таджикский аграрный университет имени Шириншоха […]
Научная статья Original article УДК 339.13 doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10625 ОБЗОР РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ OVERVIEW OF THE MOBILE APPLICATIONS MARKET Теруков Иван Станиславович, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Россия, ivan-teruk@yandex.ru, SPIN-код: 3223-1534, ORCID 0000-0003-3022-2846 Terukov Ivan, Graduate student, Moscow financial and industrial University «Synergy», Moscow,Russia, ivan-teruk@yandex.ru, SPIN code: 3223-1534, ORCID 0000-0003-3022-2846 Аннотация. В […]
Научная статья Original article УДК 631.92:631.47(571.51) doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10624 ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА АГРОЛАНДШАФТОВ АЧИНСКОЙ ЛЕСОСТЕПИ ASSESSMENT OF THE POTENTIAL OF AGROLANDSCAPES OF THE ACHINSK FOREST-STEPPE Бадмаева Софья Эрдыниевна, доктор биологических наук, зав кафедрой кадастра застроенных территорий и геоинформационных технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный университет», Россия, г. Красноярск, s.bad55@ mail.ru Кудрин Вадим Сергеевич, аспирант кафедры кадастра застроенных территорий […]
Научная статья Original article УДК 631.432.24 (571.51) doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10623 ВЛАГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ АГРОЛАНДШАФТОВ МИНУСИНСКОЙ ЛЕСОСТЕПИ MOISTURE PROVISION OF AGRICULTURAL LANDSCAPES OF THE MINUSINSK FOREST-STEPPE Бадмаева Юлия Владимировна, доцент кафедры кадастра застроенных территорий и геоинформационных технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный университет», Россия, г. Красноярск, badmaeva3912@mail.ru Морев Игорь Олегович, аспирант кафедры кадастра застроенных территорий и геоинформационных технологий ФГБОУ ВО […]
МОНИТОРИНГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MONITORING OF THE STRATEGIC PLAN OF THE MUNICIPALITY
Павленков Иван Михайлович, к.э.н., доцент кафедры «Экономика», Дзержинского филиала РАНХиГС, Россия г. Дзержинск, Нижегородская область
Pavlenkov Ivan Mikhailovich
Аннотация. В статье рассмотрены методические рекомендации по проведению мониторинга муниципального образования, выделены основные задачи мониторинга и определены важнейшие группы индикаторов. Выделена главная задача мониторинга — оценка состояния программ и программных мероприятий для разработки рекомендаций по их корректировке или отдельных целевых показателей.
Abstract. The article discusses the methodological recommendations for monitoring the municipality, highlights the main tasks of monitoring and identifies the most important groups of indicators. The main task of monitoring is to assess the status of programs and program activities for the development of recommendations for their adjustment or individual targets.
Keywords: municipal formation, strategic plan, indicators, monitoring, indicators, program, event
Введение
Стратегические планирование определяет направления будущего развития муниципального образования [3, с. 44-53], [8, с. 110-117], [9, с. 236].
Значимость разработки таких планов определяется:
методологией разрабатываемых стратегических приоритетов и программ развития;
обоснованностью последовательности реализации стратегических программ развития;
качеством нормативно-правовая базы;
объективной заинтересованностью и непосредственным участием всех административных служб;
эффективностью контроллинговой системы мониторинговой реализации плана, основанной на качественном инструментарии мониторинга.
Общая схема мониторинга муниципального образования приведена на рисунке 1 .
Методические рекомендации по проведению мониторинга
В системе контроллинга мониторинг позволяет оценивать и осуществлять диагностику показателей, что является необходимым условием для получения достоверной информации о выполнении показателей развития и на этой базе выполнения в системе контроллинга необходимых корректировок [4, с. 36-45], [5, с. 88], [10, с. 78], [15, с. 363].
Среди механизмов реализации муниципальных планов стратегического развития можно выделить:
стратегически ориентированные механизмы;
механизмы, включающие программно-целевые методы;
ресурсные механизмы;
механизмы, основанные на стейкхолдерских отношениях.
Каждая группа включает целый ряд инструментов, перечень которых будет постоянно расширяться, и дополняться по мере освоения стратегических подходов.
Группа «Стратегически ориентированные механизмы»
Адаптация и мотивация системы управления включает все возможные структурные преобразования местного управления в соответствии с задачами реализации стратегического плана, а также определенную деятельность по непрерывной стратегической мотивации представителей Городской Думы и администрации в направлении активных действий и поддержки программ и мероприятий реализации плана [2, с. 73-78], [8, с. 110-117], [9, с. 236].
При преобразовании и адаптации структуры управления варианты:
создание специального подразделения, подчиненного мэру города;
создание координационного совета в рамках существующих структурных подразделений;
создание самостоятельной организации по реализации стратегического плана.
Мотивация местных властей и сотрудников администрации к активной реализации стратегического плана может обеспечиваться на основе:
постоянной информированности о ходе выполнения мероприятий и проектов плана;
активной коммуникации всех участников процесса;
проведения семинаров и конференций, в том числе электронных;
проведения экспертных опросов, интервью, распространения листков обратной связи;
формирования специальной интернет — страницы, посвященной реализации стратегического плана.
К местным политикам относятся:
экономическая политика;
инвестиционная политика;
политика поддержки предпринимательства;
жилищная политика;
инфраструктурная политика;
социальная политика;
политика развития науки и образования;
экологическая политика;
политика здравоохранения и спортивного развития;
политика развития культуры;
молодежная политика;
политика развития бизнес-туризма.
Каждая из политик включает комплекс мер, обеспечивающих успешное развитие города в соответствии с целями стратегического развития, выступая как механизм реализации стратегии.
В системе контроллинга на основе мониторинга осуществляется измерение показателей конечных результатов за определенный период, что позволяет [1, с. 24], [7, с. 150], [12, с. 1], [14, с. 1]:
выявить отклонения показателей программ и мероприятий;
оценить эти отклонения и подготовить информацию по корректировке целей и отдельных показателей;
разработать рекомендации для принятия решений администрацией.
Группа «Программно-целевые механизмы»
Прогнозы развития обеспечивают преемственность и координацию между стратегическим планом, среднесрочным и годовым планом, позволяют выявить возможные проблемы и тенденции.
Инвестиционные программы и проекты позволяют экономить и решать стратегические задачи и улучшать инвестиционный климат города, совершенствовать среду предпринимательства и т.д.
Целевые программы и проекты обеспечивают достижение целей стратегического плана и оказывают продолжительное влияние на имидж и способствуют повышению доверия, усиливают готовность города к инвестированию и т.д.
Целевые программы развития, позволяют разрабатывать мероприятия достижения важнейших результатов стратегического плана развития.
Группа «Ресурсные механизмы»
К механизмам ресурсной группы можно отнести:
различные организационные ресурсы;
собственные и заемные финансовые ресурсы;
внешняя и внутренняя информация;
кадровые ресурсы.
На современном этапе особую актуальность приобретают внешняя и внутренняя информация, а также организационные ресурсы, которые обеспечивают достоверность методов управления и применение современных программно — технических комплексов. Важную роль при этом играют кадры, их квалификация и уровень освоения методологии стратегического планирования.
Группа «Механизмы, основанные на стейкхолдерских отношениях»
Реализация планов опираться на разнообразные механизмы партнерства:
широкое общественное и гражданское участие обеспечит: процесс консолидации сообщества в целом; активную поддержку проектов и программ; их «включенность» в соответствующий процесс городского развития;
частно — общественное партнерство: является элементом реализации стратегического плана; позволяет снизить риски при реализации важных проектов; усиливает интегрирующую роль стратегического плана;
региональное сотрудничество позволяет: использовать преимущества в пределах области; реализовывать свои амбициозные идеи; стать лидером сотрудничества среди городов области;
сетевое партнерство представляет собой активный механизм поддержки стратегического планирования за счет: «ноу-хау»; политического сотрудничества в областях городской политики; сетевое сотрудничество является наиболее эффективной формой процесса кооперации, создающей базу для постоянного обмена опытом и работы над проектами с различными партнерами – членами сети.
В процессе реализации стратегического плана необходимо в системе контроллинга провести мониторинг:
постановки целей, направлений и задач, реализующих направления и цели;
сформированных целей, направлений и задач;
количественных и качественных показателей реализации стратегического плана.
Для выполнения мониторинга определяются индикаторы. Выбор индикаторов является трудоемким процессом. От качественного определения индикаторов зависит оценка эффективности конечных результатов достижения показателей стратегического развития [1, с. 24], [6, с. 42-49], [13, с. 2].
Мониторинг индикаторов направлен на то, чтобы:
повысить эффективность стратегического плана;
обеспечить достижение главной цели и направлений стратегического пана;
обеспечить информацией для принятия решений в корректировке стратегического плана;
обеспечить эффективную работу всех участников стратегического процесса.
Мониторинг включает в себя три составные части:
Мониторинг факторов внешней среды. Исследует и оценивает состояние внешней среды, которая имеет важное значение для муниципального образования.
Мониторинг целей, направлений и задач городского развития. Итогом должны быть отчеты об уровне достижения целей, направлений и задач городского развития, что является основанием в системе контроллинга разработки рекомендаций по корректировке показателей стратегического развития.
Мониторинг реализации целевых программ и мероприятий. Собирается информация об уровне реализации мероприятий стратегической программы развития.
В настоящее время в силу сложности задач оценки стратегического плана развития, нет единой и общепринятой методики, поэтому рассмотрим общие методические рекомендации по проведению оценки в системе контроллинга.
Цель оценки стратегического плана муниципального образования заключается в развитии всех его сфер [7, с. 150], [9, с. 236].
К основным задачам оценки можно отнести:
оценить необходимость разработки стратегического плана (иной программы);
оценить качество, компетентность разработчиков, содержание и ресурсную обеспеченность стратегического плана;
оценить результативность, т.е. отклонение факта выполнения от установленных показателей стратегического плана;
оценить затраты ресурсов в ходе реализации стратегического плана.
Задачи оценки для каждого конкретного муниципального образования могут отличаться.
Оценка стратегического плана может выполняться на разных его стадиях реализации:
на предварительной стадии: оценка необходимости и предварительная оценка эффективности стратегического плана;
на промежуточной стадии: на основных этапах стратегического плана;
на стадии завершения реализации стратегического плана: для анализа причин ошибок и неудач.
Последовательность работ по оценке:
согласование задания;
формирование целей оценки плана;
разработка план – графика оценки;
сбор и анализ данных;
отчет о результатах оценки.
Структура отчета должная содержать следующие данные:
Резюме.
Введение
Результаты оценки.
Рекомендации.
Приложения.
Оценка стратегического плана позволяет оценить состояние и разработать рекомендации, которые направлены на повышение эффективности механизмов управления [3, с. 44-53], [8, с. 110-117], [9, с. 236], [13, с. 2].
Оценка позволяет структурировать все индикаторы на индикаторы оценки реализации и управление развитием стратегических планов.
С помощью индикаторов реализации проводится мониторинг установленных целей, сформированных задач и разработанных мероприятий. Индикаторы реализации можно подразделить на:
группу ключевых индикаторов, с помощью которых оцениваются цели развития;
группу основных индикаторов, с помощью которых оцениваются задачи развития;
группу вспомогательных индикаторов, с помощью которых оцениваются мероприятия по развитию.
Индикаторы, с помощью которых в контроллинге осуществляется управление развитием, подразделяются на:
индикаторы качества разработанных документов стратегического плана;
Создание системы индикаторов важная часть контроллинга. Система индикаторов разрабатываться совместно с разработкой плана с обязательным выделением индикаторов управления качеством [1, с. 24], [3, с. 44-43], [11, с. 2-6].
Такие индикаторы позволяют оценить:
количество участников обсуждения проблем города;
качество управления городом;
участие стейкхолдеров в обсуждении стратегии развития города и др.
Для разработки стратегического плана необходимо иметь нормативную, правовую и законодательную поддержку, поэтому для обеспечения реализации плана формируется система индикаторов.
Большинство городов, что является социально оправданным, главной целью определяют рост качества и уровня жизни граждан.
При разработке целей развития требуется более четко определить индикаторы качества жизни.
Рост благосостояния:
прожиточный минимум;
реальная заработная плата;
номинальная заработная плата;
доходы граждан;
динамика расходов;
отношение доходов к расходам, в %;
доля населения, имеющего доход не превышающий прожиточный минимум, в %;
доля населения, имеющего доход меньше двойного прожиточного минимума, в %;
децильный коэффициент;
отношение доходов денежных к минимуму прожиточному, в %;
фактическая обеспеченность населения жильем.
Рост потенциала экономического:
объем производства;
доля добавленной стоимости;
индекс (%) физических объемов;
производительность труда;
объем продукции сельского хозяйства;
доля продукции перерабатывающей промышленности (сельского хозяйства) муниципального образования в общем объеме производства промышленной (сельскохозяйственной) продукции региона, %;
уровень загрузки основных производственных фондов (с устранением сезонных факторов), в %;
уровень собственных доходов;
инвестиции;
динамика инвестиций;
износ фондов;
оборот розничной торговли;
доходы граждан;
обеспеченность связью;
экономически активное население и др.
3.Индикаторы человеческого капитала:
численность;
продолжительность жизни;
индекс.
4.Индикаторы здоровья:
расход всего на здравоохранение;
затраты на одного жителя;
обеспеченность населения врачами;
профилактический осмотр населения;
заболеваемость населения;
обеспеченность детского отдыха;
рождаемость.
5.Индикаторы образования:
доля населения с высшим и незаконченным высшим образованием;
расходы на душу населения местного бюджета на образование;
обеспеченность школьными местами;
обеспеченность профессионального образования местами;
профориентация и переподготовка кадров;
заказ муниципалитета на специалистов с высшим образованием;
затраты на образование и переподготовку одного жителя;
доступность информационных систем для жителей.
6.Индикаторы культурного и духовного потенциала:
количество зрительных залов;
посещаемость зрительных залов;
количество музеев;
посещаемость музеев жителями;
библиотечный фонд города;
посещаемость (чит./год на 1000 жителей) библиотек;
финансирование культурных и социальных программ муниципалитетом.
7.Индикаторы безопасности:
расходы всех бюджетов и расходы внебюджетные на профилактику ЧС и охрану окружающей среды;
число объектов с опасным производством;
экологическое состояние окружающей среды;
ущерб от чрезвычайных ситуаций;
число преступлений;
раскрываемость преступлений в муниципальном образовании.
8.Индикаторы качества среды:
территория;
плотность населения;
обеспеченность жильем;
уровень благоустройства жилья;
обеспеченность социальной инфраструктурой;
фондов социальной сферы на человека;
состояние окружающей среды по основным показателям.
Мониторинг позволяет отследить стратегический план развития города и на основе информации о реализации плана и набора индикаторов провести анализ стратегического плана.
Выводы
Разработаны рекомендации по разработке мониторинга муниципального образования и определены основные задачи стратегического мониторинга: оценить отклонение факта выполнения от установленных показателей стратегического плана; оценить затраты ресурсов в ходе реализации стратегического плана, разработать рекомендации, которые направлены на повышение эффективности механизмов управления.
Сформирована система индикаторов, которая разрабатывается совместно с разработкой стратегического плана. Определены важнейшие группы индикаторов.
3.Показано, что основным результатом использования в системе контроллинга мониторинга стратегического плана является оценка состояния программ и программных мероприятий для разработки рекомендаций по их корректировке или отдельных целевых показателей.
Павленков М.Н., Кемайкин Н.К., Павленков И.М. Управление предприятием жилищно-коммунального хозяйства города на основе контроллинга: монография / М.Н. Павленков, Н.К. Кемайкин, И.М. Павленков. — М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования», 2016. – 210 с.
Совершенствование механизмов управления социально-экономическим развитием муниципального образования / И.М. Павленков [и др.]. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. -306 с.
Трифонов, Ю.В. Стратегическое управление в рыночной экономике: монография / Ю.В. Трифонов [и др.]. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. – 291 с.