Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.26

 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10443 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АПК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 

MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF THE DOMESTIC AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: PROBLEMS AND PROSPECTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Воденко Константин Викторович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социальных и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Ростовская область, Россия

Шейхова Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский,  Ростовская область, Россия

Сафонова Светлана Геннадиевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский,  Ростовская область, Россия

Бреусова Евгения Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты Ростовской области

Vodenko K.V., vodenko-kv@rambler.ru

Sheykhova M.S., Sholuhmarina@rambler.ru

Safonova S.G., Svet_lana2808@mail.ru.ru

Breusova E.A., eva_breusova@mail.ru

Аннотация. В настоящее время аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической, технологической базы АПК на качественно новой основе и перехода к качественно новому  инновационному типу развития. В данной статье нами были рассмотрены некоторые проблемы в процессах сельскохозяйственного производства, связанные с материально – технической обеспеченностью отечественного АПК и возможные пути их разрешения. Обоснованы необходимость, направления и перспективы цифровизации сельского хозяйства. Исследованы меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленные на преодоление инвестиционной недостаточности аграрной сферы в целях повышения производительности и эффективности сельскохозяйственного производства в условиях современной цифровой экономики. 

Summary. Currently, the agricultural sector of the Russian economy is facing a systemic challenge that determines the need to update the scientific, information, technical, technological base of the agro-industrial complex on a qualitatively new basis and transition to a qualitatively new innovative type of development. In this article, we have considered some problems in the processes of agricultural production related to the material and technical security of the domestic agro – industrial complex and possible ways to solve them. The necessity, directions and prospects of digitalization of agriculture are substantiated. The measures of state support for agricultural producers aimed at overcoming the investment insufficiency of the agricultural sector in order to increase the productivity and efficiency of agricultural production in the modern digital economy are studied.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, объемы производства, цифровизация, инвестиционная деятельность, материально – техническая обеспеченность, цифровая трацсформация, государственная поддержка.

Keywords: agricultural production, production volumes, digitalization, investment activity, material and technical security, digital spending, state support.

Глобальные кризисные процессы привели к обострению проблем, обусловленных одновременным воздействием негативных факторов постпандемической экономики, диспропорциями между отраслями отечественной экономики и наступающей цифровой трансформацией большинства сфер деятельности, что делает необходимым поиск действенных решений по модернизации такой стратегически важной отрасли России, как сельское хозяйство. В последние годы устойчивым трендом развития сельского хозяйства во всем мире становится масштабное применение цифровых технологий. Однако элементы механизма модернизации в условиях цифровой экономики остаются неопределенными, их содержание неустановленным и противоречивым, постоянной остается только совокупность факторов, определяющих объективную необходимость модернизации – обеспечение продовольственной безопасности страны.

По данным Министерства сельского хозяйства, Россия занимает 15 место в мире по уровню цифровизации сельского хозяйства, а рынок информационно-компьютерных технологий в отрасли оценивается в 360 млрд. руб. Несмотря на возросшие благодаря импортозамещению показатели внутреннего производства сельхозпродукции, эффективность отечественного аграрного  сектора заметно уступает крупнейшим экономикам мира. [2]

В нашей стране только 10% пашни обрабатывается с применением цифровых технологий. Например, неиспользование новых технологий приводит к потере до 40% урожая зерна. (рис. 1)

Учитывая необходимость преодоления технологического отставания от развитых стран, предполагается, что доля рынка цифровых технологий в сельском хозяйстве будет расти с каждым годом. По прогнозным оценкам экспертов к 2026 г. рынок информационно-компьютерных технологий в отрасли должен вырасти минимум в 5 раз.

С целью сокращения отставания по производительности труда, урожайности и другим показателям от стран с традиционно развитым сельским хозяйством в Российской Федерации все больше внимания уделяется разработке мер государственной поддержки в части стимулирования развития цифровых технологий в агропромышленном комплексе. Так, Указом Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая сельское хозяйство, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Важную роль в цифровой трансформации российского АПК играет ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» (сроки реализации: 01.01.2019-31.12.2024), который предусматривает комплекс мероприятий по внедрению цифровых технологий и платформенных решений в АПК. Бюджет проекта составляет 304 млрд. руб., из которых 152 млрд. руб. составляет дополнительная субсидия в рамках Госпрограммы АПК и 152 млрд. руб. приходится на внебюджетные средства агро- и IT-бизнеса. Целями цифровой трансформации сельского хозяйства являются: рост вклада в экономику в 2024 году — до 8,9 трлн. руб.; рост экспортной выручки в перспективе 2025 года до 45 млрд. долл.; создание, диспетчеризация и агрегация потоков данных для создания сквозных цепочек от производства сельхозпродукции до потребления с глубокой интеграцией в смежные отрасли цифровой экономики как инструмент повышения производительности труда в сельском хозяйстве и максимизации прибыли предприятий отрасли. [5]

Важную роль в процессе цифровизации АПК играет техническая обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей. (таблица 1)

Количество  техники по состоянию на начало 2019 г.   значительно ниже уровня 2001 г. Парк тракторов в 2019 г. составил всего лишь 28,4% от уровня 2001 г. Однако наибольшее сокращение произошло по уборочным агрегатам — комбайнам и свеклоуборочным машинам — за 18 лет парк техники уменьшился в 5 раз. Кроме того, за эти годы значительно уменьшилось наличие жаток, машин для внесения твердых органических удобрений и доильных аппаратов. [1]

Возрастная структура парка основных видов сельскохозяйственной техники в 2019 году представлена на рисунке 2.

Анализ возрастного состава основных видов сельскохозяйственной техники показывает, что по состоянию 2019 года большая часть тракторов и зерноуборочных комбайнов работает за пределами амортизационных сроков службы.

Ведомственным проектом «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» с учетом государственной поддержки планируется обновление тракторов в сельскохозяйственных организациях до уровня 3,4 процента, зерноуборочных комбайнов — 5,2 процента, кормоуборочных комбайнов — 4,8 процента в 2025 году. (таблица 2)

В целом, одной из ключевых системных проблем развития отрасли остается инвестиционная недостаточность. Так, в 2020 году, по данным Росстата, инвестиции в сельское хозяйство (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) сократились на 7%, в результате чего не удалось выполнить план по этому показателю. При этом снижение инвестиций в сельское хозяйство было более глубоким, чем по экономике в целом. И такая ситуация сохраняется уже не первый год. Причинами слабой инвестиционной активности является целый ряд факторов. [4]

Во-первых, низкая доходность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, уровень рентабельности которых в 2020 году с учетом государственной поддержки составил лишь 13,3%.

Во-вторых, существенная их закредитованность. И, в-третьих, ограниченный доступ к льготным кредитным ресурсам. В 2020 году, по данным Минсельхоза России, объемы льготного кредитования составили 1 трлн. рублей, из которых 71% приходился на краткосрочное кредитование и 29% – на инвестиционное. Объемы господдержки, направляемые на льготное кредитование, сократились почти на 7% по сравнению с 2019 годом. Размер выплаченных субсидии составил 61,85 млрд. рублей, большая часть из которых направлялась на поддержку краткосрочного кредитования. Представляется, что объемы субсидирования вновь привлекаемых инвестиционных кредитов недостаточны. Сохранение низких объемов финансирования данного направления приведет к существенной стагнации инвестиционной деятельности в отрасли и повлечет снижение ее инвестиционной привлекательности. [3]

Одним из критериев эффективности субсидирования льготных кредитов, обозначенных в Госпрограмме, является соотношение объемов привлеченных кредитов на 1 рубль предоставленных субсидий. В 2020 году на 1 рубль субсидий приходилось 55 рублей краткосрочных кредитов и 26 рублей инвестиционных кредитов, при плановом показателе 12,9 рубля.

Значимым механизмом стимулирования инвестиционной деятельности является возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. [3]

 В 2020 году финансирование этого мероприятия по сравнению с предыдущим годом увеличилось. Профинансировано 102 инвестиционных проекта на сумму 6,7 млрд. рублей (в 2019 году – 5,9 млрд. рублей). Вместе с тем необходимо отметить, что господдержкой по компенсации части понесенных затрат могут воспользоваться не все инвесторы. Так, например, доля введенных хранилищ плодов и ягод, картофеля и овощей, получивших данный вид поддержки, составила 56% (2018–2019 годы) от общего объема введенных мощностей. Только треть мощностей овцеводческих комплексов была введена с использованием механизма возмещения части понесенных затрат. Объемы финансирования данного вида поддержки инвестиционной деятельности в АПК необходимо увеличить хотя бы до уровня 2018 года (13,5 млрд. рублей) и расширить направления его использования. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат при одновременном льготном кредитовании позволяет повысить экономическую заинтересованность инвесторов в создании и модернизации объектов АПК. [1]

Также следует отметить, что действующие меры государственной поддержки направлены главным образом на крупнотоварных сельскохозяйственных производителей, а не как комплексные меры развития всех экономических укладов.

Таким образом, в части стимулирования инвестиционной деятельности в АПК следует уделить особое внимание вопросам увеличения объемов и доступности инвестиционных ресурсов, включая увеличение лимитов бюджетных средств, выделяемых на льготное инвестиционное кредитование предприятий АПК и компенсацию части понесенных затрат, упрощение доступа сельхозпроизводителей к этим формам господдержки. При этом особо важным представляется увеличение объемов субсидирования вновь привлекаемых инвестиционных кредитов.

Литература

  1. Формирование инновационной модели развития предприятий АПК : теоретические основы, приоритеты и инструменты реализации : монография / О. Н. Бунчиков, С. Г. Сафонова, М. А. Холодова, М. С. Шейхова ; Донской ГАУ ; ФГБНУ Федеральный Ростовский аграрный центр (ФРАНЦ). – Перси-ановский : Донской ГАУ, 2020. – 188с.
  2. Сафонова, С.Г. Развитие агробизнеса Ростовской области в условиях новых возможностей и ограничений/ С.Г. Сафонова, М.С. Шейхова // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 91.
  3. Холодова, М.А. Об обновленных формах государственной поддержки сельского хозяйства региона / М.А. Холодова, С.Г. Сафонова, М.С. Шейхова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 11 (109). С. 42-50.
  4. Усенко Л.Н., Холодов О.А. Цифровая трансформация сельско-го хозяйства // Учет и статистика. 2019. № 1 (53). С. 87-102.
  5. Шейхова М.С., Жукова К.В. Цифровые технологии: особенности и пер-спективы их применения в отечественном сельском хозяйстве / Формиро-вание конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: материалы VI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 288-292.