http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.2

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_344

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СЦЕНАРНЫХ ПРОГНОЗОВ

IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT FOR GRAIN PRODUCTION BASED ON THE RESULTS OF SCENARIO FORECASTS

Суслов Сергей Александрович, к.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов», ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», г. Княгинино, E-mail: nccmail4@mail.ru

Suslov Sergey Alexandrovich, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Automation of Business Processes, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino. E-mail: nccmail4@mail.ru

Аннотация. Обеспечение устойчивого производства зерна как выполнение народохозяйственной продовольственной задачи формируется, в том числе за счет благоприятных экономических условий создаваемых государственными программами развития сельского хозяйства. Разработанные сценарные прогнозы производства зерна, численности населения, обеспеченности населения зерном до 2035 выявили необходимость корректировки в программах государственной поддержки зерновой отрасли. Реализация мероприятий государственной поддержки должна основываться с обоснованным соблюдением принципов, направлений и инструментов предоставления поддержки. Программы развития должны быть обязательно дополнены мероприятиями по раскрытию и реализации производственно-экономического потенциала обеспечения устойчивого производства зерна. Они помогут без дополнительных существенных затрат достигать оптимистические сценарии развития зерновой отрасли.

Abstract. Ensuring sustainable grain production as the fulfillment of the national economic food task is formed, including due to favorable economic conditions created by state programs for the development of agriculture. The developed scenario forecasts of grain production, population size, provision of the population with grain until 2035 revealed the need for adjustments in the state support programs for the grain industry. The implementation of state support measures should be based on reasonable observance of the principles, directions and tools for providing support. Development programs must necessarily be supplemented with measures to unlock and implement the production and economic potential to ensure sustainable grain production. They will help achieve optimistic scenarios for the development of the grain industry without significant additional costs.

Ключевые слова: государственные программы, модель государственной поддержки,  производство зерна, производственно-экономический потенциал, сценарии прогнозов, устойчивость, численность населения

Key words: government programs, government support model, grain production, production and economic potential, forecast scenarios, sustainability, population

Обеспечение устойчивого производства зерна, выступая одним из базисов развития экономики страны, требует всесторонней поддержки со стороны государства по созданию благоприятных экономических условий деятельности сельскохозяйственных организаций занимающихся производством зерна.

Благоприятные экономические условия создают такую среду, в которой  сельскохозяйственные организации занимающиеся производством зерна могут экономически эффективно и с расширенным воспроизводством вести свою производственно-финансовую деятельность.

Эффективная организация производственной деятельности в зерновой отрасли включает формирование и оптимальное использование материально-технической базы, своевременное обеспечение в требуемом размере оборотными фондами, комплектование трудового коллектива обладающего необходимыми трудовыми компетенциями, организация сбыта и внутрихозяйственное использование продукции.

Правильная организация финансово-инвестиционной деятельности обеспечивает своевременное решение вопросов по поступлению финансовых ресурсов, инвестиционных потоков обеспечивающих обновление материально-технической базы на инновационной основе, участие в государственных программах развития зерновой отрасли и получению положенных субсидий и дотаций.

Экономические условия формируют производственно-экономическую систему функционирования сельскохозяйственной организации, которая должна постоянно адаптироваться и совершенствоваться в соответствии с реализацией государственной аграрной политике и внешним условиям хозяйствования.

Государственная поддержка, являясь элементом государственного регулирования, включает в себя методы, приемы, формы и инструменты воздействия на результаты деятельности аграрного производства, и в частности производства зерна.

Цели государственной поддержки в обеспечении устойчивого производства зерна должны заключаются в достижении устойчивых результатов макроэкономических показателей развития зерновой отрасли на уровне страны, и ее регионов, с достижением необходимых размеров обеспеченности зерном, и улучшением качества жизни населения за счет повышения экономической и физической доступности продовольствия.

Разрабатываемые мероприятий государственной поддержки обеспечения устойчивого зернового производства должны основываться на:

  • оценке современного состояния производства зерна в стране и ее регионов с выявлением текущих тенденций;
  • выявлении территорий с благоприятными агроклиматическими ресурсами для размещения и ведения зерновой отрасли с учетом изменения погодно-климатических условий;
  • рациональном и доступном укомплектовании материально-техническими и информационными ресурсами производителей зерна;
  • обеспечении сельскохозяйственных организации высококвалифицированными кадрами способными работать и осваивать современную технику и информационные технологии (создание в том числе возможностей по обучению и повышению квалификации);
  • развитии необходимой инфраструктуры зернового подкомплекса и логистической системы обеспечения;
  • выявлении внутрихозяйственных потребностей в зерне с учетом формирования продовольственного обеспечения и достижения продовольственной независимости страны как продукцией зернопроизводства, так и продукцией животноводства;
  • возможностях экспорта зерна, но только при выполнении критериев продовольственной независимости страны;
  • совершенствовании проводимых работ обеспечивающих необходимый уровень фитосанитарной обстановки и контроля качества зерна и зерновой продукции;
  • развитии научно-технических достижений применимых в производстве зерна и реализации инновационной деятельности, с доведением информации до производителей зерна;
  • контроле финансового состояния производителей зерна с предоставлением поддержки позволяющей вести расширенное воспроизводство с достижением необходимого уровня экономической эффективности;
  • возможности проведения биржевой торговли и функционирования рынка зерна в соответствии с рыночными законами.

Государственная поддержка и мероприятия обеспечения устойчивого производства зерна имеют прямую (при реализации данной формы поддержки, субъекты руководствуются ей, частности государственные программы развития), косвенную (реализации мероприятий которой создаются предпосылки для самостоятельного принятия решений в деятельности – концепции развития) и опосредственную (на прямую не связана с обеспечением устойчивого производства зерна, но оказывает влияние – программа устойчивого развития сельских территорий) формы.

Реализуемые Федеральные и региональные программы, влияющие на обеспечение устойчивого производства зерна в Нижегородской области имеют все выше представленные формы.  Совмещение различных форм, мероприятий, принципов государственной аграрной политики в области производства зерна выражены в Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года.

Правовую основу стратегии составили более 20 законодательных и нормативно правовых актов. Разработанная стратегия для Российской Федерации предполагает три возможных сценария: оптимистический, базовый и пессимистический. Для Нижегородской области нет разработанной стратегии, поэтому на основе данных о реализации государственных программ, имеющихся статистических и аналитических данных и разработанной экономико-математической модели определения производственно-экономического потенциала обеспечения устойчивого производства зерна, были определены возможные сценарные варианты производства зерна в Нижегородской области, которые соответствуют сценариям, разработанным для РФ в целом (рис. 1, 2).

Оптимистические и базовые варианты прогнозов могут быть достигнуты только за счет полной реализации производственно-экономического потенциала и дополнительной реализации мер государственной поддержки обеспечения устойчивого производства зерна основанных на принципах: гарантированности, оптимальности, приоритетности, преемственности.

Принцип гарантированности – подразумевает ежегодное предоставление финансовой или иной поддержки производителям зерна  для обеспечения устойчивого производства.

Принцип оптимальности – основывается на распределении бюджетных средств с достижением наилучшее соотношение эффективности с минимальным размеров поддержки.

Принцип приоритетности – меры поддержки предоставляются определенным производителям зерна, с учетом обеспечения в достижении целевых показателей региона и страны.

Принцип преемственности – соблюдение единых норм, правил, условий и порядка предоставления государственной поддержки.

Реализация данных принципов возможна через экономические методы (денежно-кредитную, бюджетную, валютную, таможенно-тарифную и налоговую политику, а также ценовое регулирование) и институционально-административные (институционально-правовые отношения, стратегические и программно-целевые методы).

Оптимистический сценарий развития почти на 20 % выше значений пессимистического варианта, как в Российской Федерации, так и Нижегородской области.

Согласно состоянию, тенденциям и реализации программ развития социально-экономического состояния территорий Российской Федерации, законам эволюции и рождаемости, смертности и миграции, влияния социально-экономической ситуации на ход демографических процессов, последствий пандемий и современной мировой ситуации были рассчитаны возможные сценарии (оптимистический, базовый и пессимистический) тенденций среднегодовой численности населения на отдельных территориях страны.

Среднегодовая численность населения в Российской Федерации при оптимистическом сценарии может возрасти на 2,96 млн чел – 2,01 % к уровню 2021 года. Базовый и пессимистический вариант подразумевают сокращение численности населения 3,53 и 11,46 млн чел к уровню 2021 года или на 2,41 и 7,84 % соответственно (рис. 3, 4).

В Нижегородской области все сценарные варианты численности населения предполагают сокращение численности: базовый на 62,2, базовый на 195,4, а пессимистический на 348,2 тыс. чел относительно уровня 2021 года, или на 1,95, 6,14 и 10,96 % соответственно.

Определенные результаты сценариев среднегодовой численности по различным территориям, еще раз подтверждают о сильных негативных социально-экономических тенденциях, происходивших в Нижегородской области.

Основываясь на сценариях развития зерновой отрасли, с достижением различных уровней валового производства зерна и сценариев среднегодовой численности населения, были получены возможные результаты производства зерна на душу населения во всех возможных случаях и соотношениях.

Как по данным Российской Федерации так и Нижегородской области наилучшее обеспечение зерном во всех сценариях валового производства зерна были получены только в пессимистическом сценарии среднегодовой численности населения.

В Российской Федерации в оптимистическом сценарии валового производства зерна и при любых сценариях численности населения достигается валовое производство зерна на душу населения свыше 1 тонны. В базовом и пессимистическом сценарии валового производства зерна обеспеченность зерном в базовом варианте численности падает до 979 и 877 кг.

В Нижегородской области наивысшее значение обеспеченности зерном из всех вариантов может достигать 600 кг, а наименьшее – 474 кг. Примечательно, что все сценарии численности населения Нижегородской области предполагают его сокращение, а валовое производство зерна на душу населения, даже при самом оптимистическом варианте не превысило 600 кг. Однако достижение наилучшего результата при данных условиях имеет малую вероятность вследствие выявленных следующих обстоятельств.

В Нижегородской области нагрузка сельскохозяйственных угодий на 1 трактор и нагрузка посевных площадей зерновых культур на комбайн достигли наивысших значений за всю историю функционирования зерновой отрасли в регионе. Это охарактеризовано в большей части недостатком машинотракторного парка, чем наличие высокопроизводительной ресурсоемкой техники и освоения ресурсосберегающих технологий.

Также данный вопрос обостряется в связи сложившейся геополитической ситуацией и введением санкций на поставку комплектующих к единицам техники имеющие иностранное производство.

Влияние санкций также сказывается на поставках отдельных элементов химических средств защиты растений. Что может привести к повышению стоимости зерна за счет удорожания ресурсов и затрат на более качественную доработку зерна.

Выявленные циклические закономерности валового производства зерна в регионе позволяют обратить внимание, что при неизменных условиях валовое производство, как и размер производства зерна на душу населения начнут сокращаться уже в ближайшее пятилетие 2021-2025 год.

Сокращение внесения органический удобрений не позволяют проводить процесс воспроизводства почвенного плодородия в требуемом объеме.

Результаты проведенного анализа мер государственной аграрной поддержки производителей зерна [4; 5; 7], происходящих тенденций [6], сложившихся геополитических ситуаций [8; 9] вскрыли необходимость в расширении мер государственной поддержки направленных на повышение уровня использования производственно-экономического потенциала обеспечения устойчивого производства зерна основанных на целесообразной реализации принципов, направлений и инструментов (рис. 7).

Особую роль в повышении устойчивости производства зерна играет принцип оптимальности  заключающийся в том что поддержка должна учитывать реальные потребности производителей и только в этом случае она будет давать наибольший эффект при рациональном расходовании бюджетных средств.

Представленная структурная модель производственно-экономического потенциала в разделе 1.2 как раз описывает, что в каждой организации существует свой ограничивающий фактор или ресурс сдерживающий процесс производства. Особую роль в выявлении данных факторов при работе с производителями зерна должна ложиться на консультационные службы и образовательные учреждения соответствующего профиля (рис. 8).

На сегодняшний день ни в одной программе государственной поддержки и развития относящиеся к производству зерна нет затрат на проведение консультационных работ с производителями, расчета их производственно-экономического потенциала, ознакомления с текущими возможностями внедрения инноваций, подготовка их к участию в реализации программ государственной поддержки, помощи в построении стратегии развития. Затраты на данные мероприятия обязательно должны быть заложены государственных программах. Только их реализация может обеспечивать достижение оптимистических вариантов сценариев производства зерна без увеличения дополнительных затрат на другие мероприятия.

Список источников

  1. Распоряжение Правительство Российской Федерации от 10 августа 2019 года N 1796-р «Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года». [Электронный ресурс]. Доступ https://docs.cntd.ru/document/560974985?marker=7EK0KJ (дата обращения: 19.05.2022).
  2. Постановление Правительства Нижегородской области от 09.06.2022 № 431 о внесении изменений в государственную программу «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280. [Электронный ресурс]. Доступ https://mcx-nnov.ru/gospodderzhka/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-apk-no/ (дата обращения: 10.06.2022).
  3. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года (статистический бюллетень). – Москва, 2020. – [Электронный ресурс]. Доступ https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285 (дата обращения: 10.06.2022).
  4. Мордовченков, Н. В. Создание и перспективы формирование программы устойчивого развития зернового производства в АПК Нижегородской области / Н. В. Мордовченков, П. Г. Николенко // Вестник Нижегородского института управления. – 2015. – № 3 (36). – С. 42-48.
  5. Нурсапина, К. У. Роль государственной поддержки в развитии материально-технической базы зернового производства России / К. У. Нурсапина // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 4 (97). – С. 189-191.
  6. Суслов, С. А.Тенденции и циклические закономерности производства зерна / С. А. Суслов // Экономика сельского хозяйства России. – 2022. – № 5. – С. 84-90.
  7. Тихонова, А. В. Государственное регулирование основных факторов производства в АПК / А. В. Тихонова. – Москва, 2017. – 122 с.
  8. Vaganova, O. V. Russia and sanctions / O. V. Vaganova // Research Result. Economic Research. 2022. Т. 8. № 1. С. 4-11.
  9. Айдиев, Э. А. Санкции и их влияние на экономику России / Э. А. Айдиев // Экономика и предпринимательство. 2022. № 3 (140). С. 40-44.

References

  1. Rasporyazhenie Pravitel`stvo Rossijskoj Federacii ot 10 avgusta 2019 goda N 1796-r «Dolgosrochnaya strategiya razvitiya zernovogo kompleksa Ros-sijskoj Federacii do 2035 goda». [E`lektronny`j resurs]. Dostup https://docs.cntd.ru/document/560974985?marker=7EK0KJ (data obrashheniya: 19.05.2022).
  2. Postanovlenie Pravitel`stva Nizhegorodskoj oblasti ot 09.06.2022 № 431 o vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu «Razvitie agropro-my`shlennogo kompleksa Nizhegorodskoj oblasti», utverzhdennuyu postanov-leniem Pravitel`stva Nizhegorodskoj oblasti ot 28 aprelya 2014 g. № 280. [E`lektronny`j resurs]. Dostup https://mcx-nnov.ru/gospodderzhka/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-apk-no/ (data obrashheniya: 10.06.2022).
  3. Predpolozhitel`naya chislennost` naseleniya Rossijskoj Federacii do 2035 goda (statisticheskij byulleten`). – Moskva, 2020. – [E`lektronny`j resurs]. Dostup https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285 (data obrashheniya: 10.06.2022).
  4. Mordovchenkov, N. V. Sozdanie i perspektivy` formirovanie programmy` ustojchivogo razvitiya zernovogo proizvodstva v APK Nizhegorodskoj oblasti / N. V. Mordovchenkov, P. G. Nikolenko // Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniya. – 2015. – № 3 (36). – S. 42-48.
  5. Nursapina, K. U. Rol` gosudarstvennoj podderzhki v razvitii material`-no-texnicheskoj bazy` zernovogo proizvodstva Rossii / K. U. Nursapina // Global`ny`j nauchny`j potencial. – 2019. – № 4 (97). – S. 189-191.
  6. Suslov, S. A.Tendencii i ciklicheskie zakonomernosti proizvodstva zerna / S. A. Suslov // E`konomika sel`skogo xozyajstva Rossii. – 2022. – № 5. – S. 84-90.
  7. Tixonova, A. V. Gosudarstvennoe regulirovanie osnovny`x faktorov pro-izvodstva v APK / A. V. Tixonova. – Moskva, 2017. – 122 s.
  8. Vaganova, O. V. Russia and sanctions / O. V. Vaganova // Research Result. Economic Research. 2022. T. 8. № 1. S. 4-11.
  9. Ajdiev, E`. A. Sankcii i ix vliyanie na e`konomiku Rossii / E`. A. Ajdiev // E`konomika i predprinimatel`stvo. 2022. № 3 (140). S. 40-44.

Для цитирования: Суслов С.А. Совершенствование государственной поддержки производства зерна на основе результатов сценарных прогнозов // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-14/

© Суслов С.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.