Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10384

Механизм управления инновационным развитием аграрного сектора Республики Коми

The mechanism of management of innovative development of the agricultural sector of the Komi Republic

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

The article was prepared within the framework of state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, the registration number of the USISU AAAAA-A20-120022790009-4 

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник Института Агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseyevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, research associate of the Institute Agrobiotechnologies named after A. V. Zhuravsky – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Аннотация. Агропромышленный комплекс Республики Коми имеет особую специфичность, которую необходимо учитывать при решении вопросов экономического и социального развития региона. В регионе достаточно много отраслей сельского хозяйства, нуждающихся в инвестировании. Отсутствие необходимого объема инвестиций мешает развитию сельского хозяйства. Поэтому для создания эффективной и престижной сельскохозяйственной отрасли, особенно важна государственная поддержка и усиление регулирующей основы развития инвестиционной сферы.

Содержание агропродовольственной и инвестиционной политики региона составляют целевые региональные программы.  В зависимости от специфики определяются узловые моменты и ключевые направления этой политики. В настоящее время в республике создана и действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, утвержденная нормативно-правовыми актами, которые определяют правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории региона. Ключевым нормативно-правовым актом, направленным на создание условий по стимулированию инвестиций в республику, является Закон Республики Коми 71-РЗ «Об инвестиционной деятельности». Основой государственного механизма привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс Республики Коми являются следующие государственные программы: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства   и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырь и продовольствия на 2013-2020 годы», Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» на 2013-2020 годы.

Значительную часть вкладываемых государственных инвестиций можно распределить более равномерно и эффективно в результате проведения типизации муниципальных образований региона. С помощью данного анализа можно выявить уровень потенциальных возможностей городов и районов республики, для того, чтобы оценить эффективность от вложения инвестиций, видеть, в каком направлении двигаться.

Summary. The agro-industrial complex of the Komi Republic has a special specificity that must be taken into account when solving issues of economic and social development of the region. There are quite a lot of agricultural sectors in the region that need investment. The lack of the necessary amount of investment hinders the development of agriculture. Therefore, in order to create an effective and prestigious agricultural sector, state support and strengthening of the regulatory framework for the development of the investment sector are especially important.

The content of the agri-food and investment policy of the region is made up of targeted regional programs. Depending on the specifics, the key points and key directions of this policy are determined. Currently, the republic has established and operates a unified system of state support for investment activities, approved by regulatory legal acts that define the legal, organizational and economic foundations of investment activity in the region. The key regulatory act aimed at creating conditions for stimulating investment in the republic is the Law of the Republic of Komi 71-RZ «On Investment Activity». The basis of the state mechanism for attracting investments in the agro-industrial complex of the Komi Republic are the following state programs: Decree of the Government of the Russian Federation No. 717 of 04.07.2012 «On the State Program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020», the State program «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food, development of the fisheries complex in the Komi Republic» for 2013-2020.

A significant part of the invested public investments can be distributed more evenly and efficiently as a result of the typification of the municipalities of the region. With the help of this analysis, it is possible to identify the level of potential opportunities of cities and districts of the republic, in order to assess the effectiveness of investment, to see in which direction to move.

Ключевые слова: интегральная оценка, инвесторы, сельское хозяйство, инфраструктура, республика Коми.

Keywords: integrated assessment, investors, agriculture, infrastructure, Komi Republic.

Инвестирование в сельское хозяйство Республики Коми представляет собой не только и не столько экономическую, сколько социальную задачу, поэтому основным инвестором в отрасль на сегодняшний день являются государственные структуры. При этом, важным аспектом инвестирования в сельское хозяйство региона со стороны государства, помимо улучшения социального положения сельских жителей региона, должно быть и сокращение других видов государственных вложений в сельскохозяйственное производство, как результат предоставления хозяйствующим субъектам более эффективных механизмов ведения хозяйственной деятельности. Кроме того, государство должно таким образом распределять свою поддержку инвестиционных проектов в сельском хозяйстве региона, чтобы избежать возможного перепроизводства отдельных видов сельхозпродукции на конкретных территориях [1] .

Особенности сельского хозяйства Республики Коми, как системы, сложный пространственный характер условий инвестирования в сельское хозяйство региона и высокая рискованность вложений требует привлечения к процессу управления инвестированием в региональное сельское хозяйство современных информационных технологий, в частности разработки информационно-аналитических и геоинформационных систем. Внедрение данного инструментария в практику принятия решений об инвестировании в сельское хозяйство республики, кроме того, необходимо и для соответствия системы управления региональным сельским хозяйством современному уровню.

Инвестиции в АПК могут исходить от государства или от частных инвесторов. Государственные инвестиции принимают формы льготных инвестиционных кредитов, налоговых послаблений и льгот, прямых капиталовложений из бюджета, средств от государственных компаний и учреждений (министерства, внебюджетные фонды). Последнее время очень актуально, и нам кажется это верное направление, создание совместных предприятий, учредителями которых выступают физические или юридические лица, с одной стороны, и государство, с другой стороны. Однако на данный момент в сфере сельского хозяйства такая практика не применяется, что, на наш взгляд, является существенным упущением. Частными инвесторами, как правило, выступают компании или физические лица, в качестве инвестиций могут выступать, как личные средства инвестора, так и заемные. Существует и четвертая форма партнерства, смешанная – инвестиции осуществляются и государством, и частным секторам.

На данный момент в Республике Коми в сфере АПК на инвестиционной стадии находятся три проекта:

  • Реконструкция коровника на 200 голов под содержание телят на 350 голов в д. Гарья;
  • Строительство Тепличного комплекса «Сосногорский»;
  • Строительство комплекса по переработке продукции северного оленеводства.

Любое масштабное строительство в сельском хозяйстве требует вложения больших денежных средств, неважно, будут это средства самого предприятия или заемные средства, которые она будет погашать из прибыли, или дотируемый государством проект, или реализуемый за счет частных инвестиций. Причем, как правило, наибольшая эффективность сельского хозяйства достигается при крупных масштабах производства.

Процесс привлечения инвестиций требует основательной подготовки составления бизнес-плана, расчет показателей прибыльности, окупаемости и рискованности проекта. Предприятие может сотрудничать с инвесторами «напрямую» — тогда решение всех задач, необходимых для выполнения проекта, начиная от анализа и оценки активов и заканчивая непосредственно реализацией проекта, ложится на плечи предприятия и инвестора (в зависимости от того, кто является инициатором проекта). Другой вариант – когда предприятие сотрудничает с инвестором опосредовано через соответствующие компании – инвестиционные фонды и т.п.

Поэтому в Республике Коми основным способом поддержки помощи инвесторам в поиске объектов инвестирования в отрасль АПК со стороны государства может стать создание Бизнес Платформы, ориентированной на данную отрасль. Бизнес Платформу возможно создать на базе МБУ «Городской центр Предпринимательства и Инноваций», как отдельное направление развития. Данный ресурс может служить электронным каталогом, в котором можно найти проекты различных организаций отраслей АПК и их стадий развития. Кроме того, необходимо направить поддержку на ручной поиск перспективных проектов, которые в дальнейшем могут быть предложены к рассмотрению [2].

Платформа должна включать информацию о ресурсах сельскохозяйственного производства и действующих сельхозпредприятиях, потребителях сельхозпродукции и потребности в ней, а также приоритетах развития той или иной территории и административно-правовых условиях сельскохозяйственной деятельности на них.

В настоящее время инновационные процессы в сельском хозяйстве Республики Коми регулируются широким кругом федеральных [3]  и республиканских нормативно-правовых актов в которых, по нашему мнению, отсутствует системное регулирование процессов инновационной модернизации подотраслей сельского хозяйства.

С целью стимулирования повышения уровня инновационной активности сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности нами предлагается сформировать в агропромышленном комплексе Республики Коми региональную инновационную систему, т.е. систему связей и отношений, органично связывающих государственное управление инновациями со смежными рынками и институтами.

Региональная инновационная система сельского хозяйства Республики Коми, по нашему мнению, должна соответствовать следующим базовым принципам:

  1. Приоритет прямых методов регулирования инновационной сферы над косвенными методами экономического стимулирования. Такого рода приоритет обуславливается объективными сложными условиями развития сельского хозяйства северного региона, убыточностью многих сельскохозяйственных предприятий и, соответственно, крайней ограниченностью собственных ресурсов для финансирования инноваций, отсутствием в Республике Коми венчурного бизнеса.
  2. Максимальная открытость, достигаемая наличием конкурентных, «прозрачных» механизмов доступа к бюджетным источникам финансирования инновационной деятельности и подкрепляемая наличием реального общественного контроля за государственным управлением инновациями.
  3. Интегративность региональной инновационной системы развития сельского хозяйства Республики Коми, под которой целесообразно понимать высокую степень эффективной взаимосвязи государственного управления инновациями, с одной стороны, и важнейших рынков и сфер социально-экономического развития, — с другой.

Разумеется, все без исключения инновационные проекты развития сельского хозяйства Республики Коми не могут получить государственную поддержку в полном объеме. В этой связи предлагается дифференцировать меры финансовой и иной поддержки инноваций сельского хозяйства в зависимости от значимости инноваций для регионального сельскохозяйственного комплекса и экономики Республики Коми в целом [4].

Преимущества данной схемы стимулирования внедрения технологических инноваций в деятельность сельскохозяйственных предприятий, по нашему мнению, заключаются в следующем:

  1. Сочетаются прямые и косвенные методы стимулирования внедрения инновационной техники и технологии в деятельность сельскохозяйственных предприятий;
  2. Прямую финансовую государственную поддержку получают только те субъекты хозяйствования, которые уже продемонстрировали опыт успешной реализации инновационных проектов;
  3. Прямая государственная поддержка инновационных проектов в отрасли имеет кумулятивный (накапливающийся) характер.

Предлагается заключать договор между инвестором в инновационный проект развития сельского хозяйства РК и государственным органом (например, предлагаемым Залогово-Страховым фондом развития отрасли), при котором государство обязуется выкупить у инвестора (соинветоров) их долю (доли) в проекте в случае наступления заранее оговоренных крайне неблагоприятных макроэкономических условий по заранее оговоренной стоимости (справедливой стоимости, примерно тождественной остаточной восстановительной стоимости доли в инновационном проекте) [6].

Механизм государственных гарантий позволяет существенно снизить системные риски для инвестора в проект инновационного развития сельского хозяйства Республики Коми.

Таким образом, механизм государственных гарантий выкупа доли частного инвестора в проекте позволит существенно снизить уровень общеэкономической неопределенности инвестирования в проекты инновационной модернизации развития сельского хозяйства Республики Коми [7].

Вместе с тем, необходимо отметить, что показатели эффективности инноваций, основанные на принципе дисконтирования, не являются универсальными, они имеют существенные ограничения практического использования. В частности, далеко не всегда точным является прогноз денежных потоков инновационного проекта – в отношении же такой отрасли экономики, как сельское хозяйство Республики Коми, такого рода точное долгосрочное прогнозирование затруднено вдвойне вследствие высокого уровня неопределенности будущего развития отрасли, вызванного сложными климатическими условиями и нестабильностью, недостаточной системностью существующей политики отраслевого государственного регулирования инвестиционных и инновационных процессов. Кроме того, достаточно сложно точно определить и уровень ставки дисконтирования инновационных проектов – нормы приведения будущих денежных потоков к текущей экономической оценке [8].

Наконец, метод дисконтирования сложно использовать для оценки эффективности инновационной деятельности крупных предприятий сельского хозяйства, которые зачастую реализуют несколько инновационных проектов, различных по финансово-экономическим параметрам, уровню риска и т.п. Метод дисконтирования не может быть корректно использован и для оценки эффективности инноваций в сельское хозяйство государства или региона в целом или его отдельных подотраслей.

Таким образом, существует объективная необходимость разработки комплексной методики оценки эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве, которая должна, по нашему мнению, соответствовать следующим основным критериям:

1)       соответствие стратегическим целям и приоритетам развития субъекта хозяйствования (отдельного сельскохозяйственного предприятия или отрасли в целом);

2)       комплексность, системность;

3)       использование количественных показателей;

4)       возможность приведения показателей, имеющих различные единицы измерения, к общему знаменателю;

5)       возможность выявить и мобилизовать наиболее действенные резервы повышения эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве;

6)       масштабируемость (в идеале, комплексная методика оценки эффективности инновационной деятельности может быть, без существенной корректировки, использована для сельскохозяйственной системы любого уровня – отдельного предприятия отрасли, подотрасли или сельского хозяйства региона или государства в целом) [9].

Разработанная методика комплексной оценки эффективности инновационной деятельности сельскохозяйственного предприятия, основанная на ранговом методе, включает в себя следующие этапы:

  1. Обоснование оптимального соотношения темпов роста экономических индикаторов, характеризующих различные аспекты инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Данный этап, как было отмечено ранее, имеет принципиальное значение. Если изначально не вполне корректно определить эталонное соотношение индикаторов инновационной деятельности, дальнейшее практическое использование методики становится достаточно проблематичным. При этом следует отметить, что эталонное соотношение индикаторов инновационной деятельности, на наш взгляд, не является раз и навсегда заданным – оно зависит от стадии жизненного цикла, на котором находится предприятие или сельское хозяйство региона в целом, от существующих целей и приоритетов стратегического развития и иных факторов. Соответственно, с течением времени эталонное соотношение темпов роста показателей может быть подвергнуто определенной корректировке.
  2. Расчет фактических темпов изменения экономических показателей, характеризующих различные аспекты эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве, за определенный период. Такого рода расчет производится на основании данных официальной статистики развития сельского хозяйства.
  3. Оценка степени соответствия фактического распределения темпов роста показателей, включенных в методику комплексной оценки эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве, эталонному их соотношению.

Таким образом, важнейшими резервами повышения эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Коми, в соответствии с разработанной методикой, являются активизация инвестиционной деятельности посредством диверсификации источников финансирования инвестиций (средства бюджетов различного уровня, льготные кредиты, лизинг), активизация фундаментальных НИОКР и внедрение передовых технологий автоматизации и компьютеризации сельскохозяйственного производства.

Список используемой литературы

  1. Бондарева М.В., Квасов И.А. Эколого-экономический механизм регулирования экспорта электроэнергии // Проблемы трансграничного загрязнения территорий: материалы Междунар. КазахстанскоРоссийской науч.-практ. конф. Усть-Каменогорск, 2014. С. 172–175.
  2. Ван С. Экономические преобразования в Китае: анализ и сопоставление с российским реформационным опытом / С. Ван, Г. Фан // Российский экономический журнал. – 2012. – № 9–10. – С. 38-50.
  3. Дедеева С.А. Инвестиции в сельское хозяйство: перспективы развития и риски / С. А. Дедеева // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 4-6.
  4. Желнина Е.В. Социальная технология подготовки персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия. Тольятти: Технокомплект, 2015. 265 с.
  5. Желнина Е.В. Синергетическая модель инновационной активности современного промышленного предприятия // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 2-2. С. 239–241.
  6. Желнина Е.В. Наука и образование как факторы инновационной активности промышленных предприятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1. С. 74–78.
  7. Желнина Е.В. Феномен общественного воспроизводства как фактор инновационной активности промышленных предприятий // Научно-методический электронный журнал Концепт. № 3. С. 111–115. 10. Zhelnina E., Zhelnin O. Attitude of Indusrtial Enterprises Employees to Innovations // Modern European Researches. 2014. № 1. P. 36–39.
  8. Желнина Е.В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2014. № 3. С. 7–15.
  9. Карданова Л.И. Инновационные тенденции в развитии производственного рынка региона: монография / Л.И. Карданова, А.Ю. Гунько, И.Ю. Ширшова. – Ставрополь, 2011. – 120 с.
  10. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2011. – 576 с.
  11. Корабейников И.Н. Инвестиционные основы развития кластеров на региональном уровне / И.Н. Корабейников, С.М. Спешилов // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 3. – С. 86-94.
  12. Костюченко Т.Н. Состояние и проблемы инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве / Т.Н. Костюченко, Д.В. Сидорова // ТЕRRА ECONOMICUS. – 2012. – Том 10. – № 3 – Часть 3. – С. 68-71.
  13. Крутова Л.И., Амирова Н.Р., Сафонова О. Н. Проблемы расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе при переходе на инновационно-инвестиционный путь развития экономики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. №2. С.112-121.
  14. Липченко Е.А. Понятие инвестиционной привлекательности предприятия: различные подходы к толкованию // Молодой ученый. 2012. №7. С. 95-97. 6. Осипова А.В. Совершенствование методов планирования поддержки инвестиционной деятельности в АПК России// Социально-экономические явления и процессы. 2012. №7-8. С.122-126.
  15. Теория и практика управления: Вестник КРАГСиУ. 2010. № 8 (13). С. 92-95.