Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10469

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛЕ- И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕХАНИЗМА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

ECOLOGICAL RATIONALIZATION OF LAND AND NATURE USE OF NORTHERN TERRITORIES BY MEANS OF LAND DEVELOPMENT

Гаврильева Надежда Константиновна, кандидат сельскохозяйственных наук, Арктический государственный агротехнологический университет, г. Якутск

Gavrilieva N. K., nadezheda@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам рационализации земле- и природопользования северных территорий Российской Федерации. В работе использованы методы аналитического, сравнительного, статистического исследования. Обозначена роль землеустройства в экологической, экономической и социальной стабилизации жизнедеятельности и функционирования коренных малочисленных народов в условиях интенсификации промышленного использования северных территорий. В качестве приоритетных землеустроительных мероприятий, направленных на предотвращение истощения природных ресурсов и утраты традиционного типа природопользования, выделены: землеустроительные работы, связанные с организацией оленьих пастбищ и территорий, пригодных для охотничьего промысла; землеустроительные работы по установлению границ земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов, оценке наличия биологических ресурсов на этих территориях; землеустроительные мероприятия по разработке карт границ охранных зон с последующим внесением в ЕГРН и присвоением уникального учетного номера зоны.

Summary. The article is devoted to the rationalization of land and nature management of the northern territories of the Russian Federation.  The paper used methods of analytical, comparative, statistical research.  The role of land management in the environmental, economic and social stabilization of the vital functions and functioning of indigenous peoples in the conditions of intensification of industrial use of the northern territories is indicated.  As priority land management measures aimed at preventing the depletion of natural resources and the loss of the traditional type of nature management, the following are identified: land management works related to the organization of deer pastures and territories suitable for hunting;  land management work to establish the boundaries of the lands of traditional nature management of indigenous peoples, assess the availability of biological resources in these territories;  land management measures for the development of maps of the boundaries of protected zones with subsequent entry into the USRN and assignment of a unique zone account number.

Ключевые слова: землеустройство; землеустроительные работы; земле- и природопользование; экологические приоритеты; оленьи пастбища; коренные народы Севера; северные территории.

Keywords: land management; land surveying; land and nature management; environmental priorities; deer pastures; indigenous peoples of the North; Northern territories.

Формирование эффективных условий и инструментов рационального земле- и природопользования – фундаментальная задача современного землеустройства. Вопросы сохранения баланса и достижения синергетического эффекта от хозяйственной деятельности и природно-ресурсного потенциала Северных территорий существенно актуализировались в период их интенсивного промышленного использования. Масштабная, динамичная эксплуатация северных регионов России, детерминированная их уникальным природным богатством и мощной производственной базой, оказала разрушительное действие на традиционное природопользование и ведение традиционного образа жизни коренными малочисленными народами. Деятельность нефтегазодобывающих компаний наносит непоправимый экологический урон северным территориям – отходы нефтегазовых промыслов, тяжелые транспортные средства разрушают растительный покров тундры, существенно сокращают площади выпаса оленей, запасы рыбы и морепродуктов, пушного и морского зверя. В свою очередь, экологические проблемы порождают проблемы социальные: коренное население вытеснено за черту бедности. [5, с. 5]

Следует осознавать, что прогрессирующее загрязнение и истощение природных ресурсов северных регионов Российской Федерации не является исключительно локальной угрозой, это проблема мирового масштаба. Согласно официальным статистическим данным, на сегодняшний день осталось лишь 27% ненарушенных земель, 70% из которых составляют северные территории, что эквивалентно трети экологически чистой территории Земли. Соответственно, Север с его традиционным природопользованием служит фактически единственным эколого-географическим тормозом деградации планеты.

В Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2016 года № 9, [1] утвержден средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Республики Саха (Якутия) по муниципальным районам и по 2 группам земель: 1 группа – 0,25 руб. / га, 2 группа – 129,39 руб. / га.

Согласно природно-ресурсной оценке территорий традиционного природопользования Якутии, общая стоимость природных ресурсов республики, представленных биологическими (естественными) ресурсами, ресурсами промышленного и сельскохозяйственного производства и социально-экономическими ресурсами, превышает 5 миллиардов рублей. Биологические (естественные) ресурсы традиционно представлены лесными и рыбными ресурсами, охотничьими животными и птицами, обитающими на территории республики. Якутия обладает необыкновенно богатой фауной, на островной территории преобладают моржи, тюлени, белый медведь, нерпа; на континентальной – северный олень, кабарга, снежный баран, лось, изюбр, волк, бурый медведь, а также животные с ценным мехом – песец, соболь, колонок, горностай и т.д. Морские, речные и озерные водоемы населены более 50 видов рыб, преимущественно лососевыми и сиговыми. Республика Саха (Якутия) является местом массового гнездования более 250 видов птиц: белый и черный журавли, кречет, розовая чайка и т.д. Численность северного оленя, проживающего на территории, варьируется в пределах 150-170 тысяч голов, а лосей – более 4 тыс. особей.

Ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства представлены оленьими пастбищами, поголовьем домашнего оленя и запасами полезных ископаемых. По состоянию на 1 января 2019 года площадь включенных в учет оленьих пастбищ в Якутии составляет 37 млн. га, что в процентном соотношении эквивалентно 36 % от общей площади республики. Потенциально на 37 млн. га оленьих пастбищ региона может содержаться до 371 тыс. голов оленей. На протяжении последнего десятилетия Якутия безапелляционно удерживает лидирующие позиции по показателям добычи полезных ископаемых, что детерминировано разнообразием геоструктурных зон ее территории. За 2019 год добыча алмазов составила 38 млн карат, что обеспечивает 99% добычи алмазов России; добыча угля – более 15 млн. тонн, балансовые запасы угля оцениваются в 9 млрд. тонн; добыча нефти и газа — 1,2 млрд кубометров газа (балансовый запас — более 2 700 млрд кубометров) и более 297 тыс. т. нефти (балансовый запас – 500 млн тонн); добыча золота — 36,5 тонн золота (балансовый запас – более 1 500 тонн).

Социально-экологические ресурсы представлены рекреационными ресурсами, депонированием углерода, водоочистительной функцией болот, стоимостью недоиспользования ресурсов.

Обобщенные результаты оценки природно-ресурсного потенциала Якутии (Республика Саха) проиллюстрированы в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, в структуре природно-ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) из биологических (естественных) ресурсов превалируют охотничьи животные, из ресурсов промышленного и сельскохозяйственного производства полезные ископаемые, а из социально-экологических ресурсов рекреационно-оздоровительный эффект местности. При этом, доминирующее положение в структуре природно-ресурсного потенциала по группам природных ресурсов безапелляционно принадлежит ресурсам промышленного и сельскохозяйственного производства, что обусловлено колоссальными запасами полезных ископаемых в Якутии (рисунок 1).

Проведенные автором расчеты природно-ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) свидетельствуют о колоссальной значимости биологических ресурсов в эффективном функционировании региона и жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Систематическая полномасштабная оценка величины национального богатства способствует: обоснованию прогнозных, плановых, проектных расчетов и показателей эксплуатации природных ресурсов; осуществлению объективной оценки нанесенного экологического ущерба; формированию и реализации эффективных природоохранительных мероприятий; обеспечению рационального использования природных ресурсов посредством определения основных соотношений объемов промышленного и традиционного природопользования и приведения их в эквивалентное соотношение. В свою очередь, актуальные информационные данные об экологическом состоянии территории служат фундаментальным условием минимизации негативных последствий ее использования.

В результате нерационального земле- и природопользования, игнорирования регламентов по охране окружающей среды, неэтичного отношения к природе, возникают катастрофические экологические, социальные и экономические последствия, утрачивается способность поддерживать изначальные качества и характеристики окружающей среды, территории традиционного природопользования превращаются в «зоны экологического бедствия». Как известно, наибольший экологический урон северных территориям наносится нефтегазовым комплексом и горнодобывающей промышленностью.

В качестве основополагающих негативных экологических последствий деятельности нефтегазопромысловых объектов отметим механическую деформацию земли, загрязнение химическими веществами, отходами производства и потребления, загрязнение шумового и физического характера. Следствием загрязнения почвенных ресурсов нефтью и нефтепродуктами становятся глубокие структурные изменения химических, физических и микробиологических характеристик земли. Так, в радиусе 500-800 метров от буровой вышки растительность уничтожается на 75-80%. Горнодобывающая промышленность также оставляет серьезный экологический отпечаток, выражающийся, в первую очередь, в – механическом, химическом, физическом и биологическом загрязнении якутской земли; изменении составов сообществ и популяционных параметров мелких млекопитающих; негативной трансформации ландшафтов и почвенно-растительного покрова; уничтожении природного ценоза на посттехногенных территориях, вызванном макроантропогенным воздействием и т.д. По состоянию на 2015 год на территории Республики Саха (Якутия) в результате инвентаризации земельных ресурсов выявлено, что площадь нарушенных земель составляет 30,9 тыс. га. [3] Значительные площади нарушенных земель сосредоточены в районах развития горнодобывающей промышленности: Мирнинском улусе, Нерюнгринском, Алданском.

Снижение антропогенного воздействия, формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и эффективного экономического функционирования коренных малочисленных народов Севера, организация рационального земле- и природопользования северных территорий в условиях их интенсивного использования могут быть осуществлены посредством механизма землеустройства. Как известно, современная землеустроительная политика в России реализуется по двум ключевым направлениям: 1) организация территории, включая определение целевого назначения земель, разрешенных способов их использования и форм собственности; 2) правовое регулирование земельных отношений. Землеустройство северных территорий имеет свою специфику, выражающуюся в необходимости восстановления естественной природной среды и создания организационно-территориальных условий для обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов.

Приоритетным мероприятием в рамках внутрихозяйственного землеустройства северных территорий является разработка землеустроительных проектов, связанных с организацией оленьих пастбищ и территорий, пригодных для охотничьего промысла. Оленьи пастбища характеризуются сезонностью использования, что связано с условиями выпаса и состоянием растительного покрова в определенное время года. Следовательно, в целях определения фактического пользования и организации территории оленьих пастбищ целесообразно осуществлять систематическое землеустроительное обследование, в процессе которого размещаются внеусадебные производственные объекты и сооружения, базы, корали, убойные пункты, переходы через инженерно-технические коммуникации.

Минимизации и частичному нивелированию негативных последствий техногенной нагрузки на природу северных территорий способствует разработка федеральных и региональных целевых программ использования и охраны северных земель, базирующаяся на землеустроительной документации. Последние проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства датируются 1998-2001 гг., что сигнализирует об актуальности разработки новых проектов.

В целях ликвидации экологических последствий нерационального использования северных территорий требуется также создание автоматизированной базы данных объектов с нарушенными землями, модернизация системы экологического мониторинга земель с использованием ГИС-технологий, разработка и реализация карательных мероприятий, а также экономических санкций в отношении недропользователей, деятельность которых приводит к возникновению брошенных, нерекультивированных земель  на территории муниципального района. Помимо того, контролировать использование земельных ресурсов Северных территорий позволит описание границ охранных зон, внесение сведений о них в ЕГРН с присвоением уникального учетного номера зоны. [4, c. 210]

На землеустройство как основной инструмент соблюдения принципов бесконфликтности и обеспечения экологической безопасности северных территорий, возложена важнейшая задача, связанная с проведением эколого-хозяйственного зонирования и формирования на этой основе эколого-хозяйственного каркаса (ЭКХ) территории. Формирование эколого-хозяйственного каркаса, состоящего из земель особо охраняемого, компенсационного, охранного регулируемого, ограниченного регулируемого режимов регламентации – это оптимальное решение проблемы сосуществования традиционного и промышленного природопользования на северной территории. [6, с. 200]

Таким образом, землеустройству принадлежит огромная роль в развитии земле- и природопользования северных территорий. Землеустроительные мероприятия и кадастровая деятельность призваны стабилизировать экологическую, экономическую и социальную ситуацию в северном регионе. Механизм землеустройства необходимо реализовывать посредством составления схем землеустройства и территориального планирования, проектов организации особо охраняемых природных территорий, организации территорий общин коренных малочисленных народов Севера, организации территории оленьих пастбищ, охранных зон месторождений в целях решения вопросов обеспечения традиционного образа жизни северных народов и обеспечения устойчивого развития территории.

Литература

  1. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2016 года № 9 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Республики Саха (Якутия)» // СПС «Гарант».
  2. Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия). Официальный сайт [Электронный ресурс]. – https://minpriroda.sakha.gov.ru (дата обращения 10.04.2020).
  3. Информация о результатах государственного мониторинга земель (аналитическая записка). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. [Электронный ресурс]. –

    Нажмите для доступа к %20записка%20о%20состоянии%20земель%20на%20территории%20г.%20Якутск%20Республики%20Саха%20(Якутия).pdf

    (дата обращения 10.04.2020).
  4. Бинатов Ю.Г. Развитие регионального природопользования в современной экономике // Вестник АПК Ставрополья, 2019. — № 3. – С. 210-215.
  5. Гилева Л.Н. Эколого-хозяйственное обоснование рационального землепользования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: автореферат дис. … кандидата географических наук: 25.00.26 / Гилёва Лариса Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — Санкт-Петербург, 2015. — 22 с.
  6. Гилёва Л.Н., Подковырова М.А. Формирование структуры эколого-хозяйственного каркаса в системе рационального земле- и природопользования северных территорий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки, 2019. — № 2. – С. 198-209.