Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10438

СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

STATE OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE KOMI REPUBLIC

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук», Россия, Республика Коми, город Сыктывкар

Tarabukina Tatyana Vasilievna, research associate, Zhuravsky Institute of agrobiotechnologies – a separate division of the Federal state budgetary institution of science Federal research center «Komi scientific center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences», Russia, Komi Republic, Syktyvkar

Аннотация. В статье представлен материал об особенностях развития агропромышленного комплекса Республики Коми, где характерными особенностями являются неблагоприятные для сельского хозяйства природно-климатические условия, дефицит плодородных почв, плохо развитая транспортная и энергетическая инфраструктура, низкая заселенность территории. Перечисленные факторы не позволяют сельскому хозяйству республики развиваться в условиях нерегулируемого рынка.

Цель исследования – определить состояние сельскохозяйственного производства, в том числе молочно-продуктового подкомплекса Республики Коми.

Исследование проводилось в аграрном комплексе Республики Коми, анализ сельскохозяйственного производства – на примере молочно-продуктового подкомплекса. В Республике Коми отмечается снижение удельного веса сельского хозяйства в экономике, что обусловлено уменьшением земельных ресурсов и снижением эффективности их использования. В результате проведения анализа были выявлены состояние и динамика развития сельскохозяйственного производства региона, в том числе в молочно-продуктовом подкомплексе, выявлено, что поголовье крупного рогатого скота на конец 2018 г. ниже самого низкого показателя XX в. Проведенный анализ позволил выявить состояние сельскохозяйственного производства, в том числе молочно-продуктового подкомплекса. Следует отметить, что из-за социально-экономических процессов отрасль сельского хозяйства в республике стала низкопродуктивной.

Summary. The article presents material about the features of the development of the agro-industrial complex of the Komi Republic, where the characteristic features are unfavorable for agriculture natural and climatic conditions, lack of fertile soils, poorly developed transport and energy infrastructure, low population of the territory. These factors do not allow the Republic’s agriculture to develop in an unregulated market.

The purpose of the study is to determine the state of agricultural production, including the dairy subcomplex of the Komi Republic.

The study was conducted in the agricultural complex of the Komi Republic, the analysis of agricultural production — on the example of a dairy subcomplex. In the Republic of Komi, there is a decrease in the share of agriculture in the economy, which is due to a decrease in land resources and a decrease in the efficiency of their use. As a result of the analysis, the state and dynamics of development of agricultural production in the region, including in the dairy subcomplex, were revealed, and it was revealed that the number of cattle at the end of 2018 is below the lowest indicator of the XX century. The analysis made it possible to identify the state of agricultural production, including the dairy subcomplex. It should be noted that due to socio-economic processes, the agricultural sector in the Republic has become low-productive.

Ключевые слова: социально-экономические процессы,агропромышленное производство, интеграционные процессы, молочная продукция, молочно-продуктовый подкомплекс.

Keywords: socio-economic processes, agro-industrial production, integration processes, dairy products, dairy and food subcomplex.

Социально-экономические процессы 1990-2000-х гг. значительно изменили аграрный сектор Республики Коми. Рыночные преобразования не способствовали развитию отрасли [1]. Объемы производства сельскохозяйственной продукции, поголовье сельскохозяйственных животных снизились по сравнению с уровнем 1990 г. в несколько раз. На сегодняшний день тенденции сокращения продолжаются [4, 14].

Поголовье крупного рогатого скота на конец 2018 г. в Республике Коми составило 31,6 тыс. голов, или 18,2% от уровня 1990 г., что ниже самого низкого показателя XX в. В том числе поголовье коров за тот же промежуток времени снизилось в 5 раз. Поголовье свиней в 2018 г. составило 27,4% к уровню 1990 г. (37,4 тыс. голов), овец и коз – 25,8% (11,8 тыс. голов). В меньшей степени за годы реформ сократилось поголовье лошадей, оленей и птицы [3, 15]. В целом позитивные тенденции, которые наметились лишь в последние годы в динамике производства валовой продукции АПК (кроме 2017 г.), наблюдаются только по некоторым видам (рисунок 1). Так, в 2018 г. по сравнению с 2000 г. производство скота и птицы на убой возросло более чем на 50%.

В 2000 г. продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах составляла 107,6% к предыдущему году, в 2005 г. – 97,6%, в 2006 г. – 102,7%, в 2007 г. – 92%, в 2008 г. – 107,9%, в 2009 г. – 97,2%, в 2010 г. – 103,3%, в 2011 г. – 108,9%, в 2012 г. – 101,4%, в 2015 г. – 102,2%, в 2016 г. – 104,4%, в 2017 г. 92,5%, в 2018 г. – 104,4%.

В последние годы возросло производство зерна, в то время как производство картофеля сокращается, в среднем за последние 5 лет по сравнению с 1990 г. почти на 55%. Производство овощей, мяса, молока, яиц в последние годы находится примерно на одном уровне и составляет соответственно 96,6; 64,6; 26,5; 34,0 % к уровню 1990 г. В целом удельный вес сельского хозяйства в экономике Республики снижается, что обусловлено уменьшением земельных ресурсов и снижением эффективности их использования. Так, за рассматриваемый период (1990-2018 гг.) посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены почти в 3 раза, причем в сельскохозяйственных организациях посевные площади сокращены в 3,3 раза [5-6, 14]. Однако стоит отметить увеличение урожайности таких видов сельскохозяйственных культур, как картофель (повышение урожайности за рассматриваемый период на 37%,) и овощи открытого грунта (в 2,4 раза). Урожайность зерновых культур остается примерно на одном уровне.

В то же время наблюдается уменьшение объемов вносимых удобрений на единицу посевной площади. Если в 1986-1990 гг. вносилось в среднем 185 кг минеральных удобрений на 1 га сельхозкультур, то в настоящее время 13 (т. е. ниже почти в 14 раз). Также уменьшен объем внесения органических удобрений с 21 т/га до 4 (в 5 раз) [7, 8, 15]. В последние годы существенно снижается численность трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. В 2018 г. среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве составила 3327 человек, или 0,8% к среднегодовой численности работников организаций в Республике. Так, если размер заработной платы занятых в сельском хозяйстве в 1990 г. составлял чуть более 80% от средней заработной платы по Республике, то в 1995 г. он уже снизился до 60%, а к 2000 г. – до 40%. С 2000 г. отмечен некоторый рост заработной платы работников сельского хозяйства [12, 13, 15]. Однако ее величина по-прежнему достигает лишь чуть более 60% от средней заработной платы работающей части населения Республики (31107 руб. в 2018 г. – 62% к средней по Республике) [14, 15].

Несмотря на это, суммарная кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий снижается. За период с 2014 г. по 2018 г. она снизилась более чем в 2 раза и составила в 2018 г. 1115 млн руб., что превышает дебиторскую задолженность чуть более 2 раз. Просроченная задолженность в 2018 г. составила 69 млн рублей. Основную часть кредиторской задолженности составляют долги поставщикам и подрядчикам (около 50%), в бюджеты всех уровней (менее 10%), во внебюджетные фонды (около 10%). Вследствие этого большинство сельскохозяйственных предприятий не имеют на своих счетах средств для того, чтобы оплачивать текущие расходы и осуществлять капиталовложения за счет собственных средств [14].

Но, несмотря на это, с 2015 г. по 2018 г. улучшились финансовые результаты деятельности предприятий АПК. Снизился удельный вес убыточных хозяйств с 43 до 29%. Совокупный уровень рентабельности проданных товаров (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий по всей деятельности, включая субсидии, в 2018 г. составил 3,6%. Но без учета субсидий деятельность сельского хозяйства в предприятиях была бы убыточной. Вместе с тем долги поставщикам (217 млн. руб.) почти в 1,3 раза превышают задолженность покупателей [15].

Износ основных фондов в сельском хозяйстве в последнее время почти в 3 раза превышает их обновление. Наметившаяся тенденция свидетельствует о сокращении парка техники и оборудования в сельском хозяйстве. Как представлено в таблице 10, парк техники сократился за период 1990-2018 гг. в среднем в 11 раз, по тракторам – в 12 раз, по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам – в 8,7 и 4,8 раза соответственно, по картофелеуборочным комбайнам – более чем в 18 раз. Слабое техническое переоснащение сельскохозяйственных товаропроизводителей сочетается со старением техники и оборудования. В возрастной структуре сельскохозяйственной техники предприятий АПК преобладают оборудование и техника со сроком эксплуатации свыше 10 лет, что приводит к растущим затратам на их ремонт и техническое обслуживание и, в конечном итоге, способствует повышению себестоимости производства продукции [14]. Вследствие этого растет нагрузка на основные виды сельскохозяйственной техники, применяемой в полевых работах. Так, в 2018 г. нагрузка на 1 трактор составила 84 га, что почти в 5 раз больше по сравнению с 1990 г. (17 га) [15].

С 2006 г. реализовался приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», который стал базой для принятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В 2009 г. новой техники поступило значительно больше, чем в предыдущие годы. В стоимостном выражении и по техническому уровню приобретение техники в 2009 г. было самым масштабным за последние годы. Из республиканского бюджета на техническое и технологическое перевооружение сельскохозяйственного производства в 2009 г. направлено 192 млн. руб., что почти вдвое больше, чем в 2008 г.

Таким образом, реформирование экономики в 90-е годы, предусматривающее переход к рыночным условиям хозяйствования, коснулось и сельского хозяйства. Период стабильного развития сельскохозяйственного производства сменился периодом спада. Значительное сокращение производства произошло в период 1991-1995 гг. – среднегодовой темп снижения составил 5,7%, за 2006-2010 гг. – 0,3%, за 2015-2018 гг. – 2,3% [2]. Для эффективного развития аграрного сектора и продовольственной безопасности Республики за рассматриваемый период были реализованы различные проекты.

Указом главы Республики Коми утверждена целевая республиканская программа «Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001-2005 гг.» [15], в рамках которой впервые в республиканском бюджете были предусмотрены субсидии на техническое и технологическое перевооружение организаций агропромышленного комплекса. За 2004-2005 гг. на эти цели было выделено 51 млн. руб. субсидий.

В 2006-2007 гг. реализовался приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», основными направлениями которого являлись: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития на селе малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем молодых специалистов. Реализация мероприятий национального проекта оказала значительное влияние на развитие животноводства. Прирост производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий в 2006 г. относительно 2005 г. составил 8,6% при плане 2,1%, в 2007 г. – соответственно 7,4 и 6,2%. Осуществление мер по государственной поддержке сельскохозяйственных производителей в эти годы способствовало улучшению их финансово-экономического положения, уменьшилась доля убыточных организаций. В рамках национального проекта осуществляли реконструкцию и технологическое перевооружение животноводческих объектов (улучшение технологии кормления и содержания животных).

Национальный проект стал базой для принятия Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и 2013-2020 гг. [9], которые предусматривали стабилизацию сельскохозяйственного производства за счет развития сельскохозяйственных организаций. На общую ситуацию в сельском хозяйстве положительное влияние оказали: модернизация производственного потенциала в животноводстве посредством реконструкции и строительства животноводческих помещений с использованием высокопроизводительного оборудования и современных технологий, устойчивых в природно-климатических условиях Республики; предоставление субсидий из республиканского бюджета организациям на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, на приобретение комбикормов и другие направления государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Несмотря на сложные экономические условия, меры, принятые правительством Республики, позволили реализовать ряд инвестиционных проектов, в частности, на ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», ОАО «Птицефабрика Интинская», ОАО «Пригородный», СПК «Маджа», ООО «Нившера», ОАО «Южное», ООО «Гамское».

Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 г. [11] определяли цели, задачи и приоритетные направления формирования эффективного сельского хозяйства, повышения уровня обеспечения пищевыми продуктами высокого качества за счет собственного производства, создания условий для рентабельного ведения отрасли. В настоящее время в регионе принята и реализуется Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» [10], целью которой является обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса, в том числе и молочно-продуктового.

Таким образом, в результате анализа состояния и динамики развития сельскохозяйственного производства региона, в том числе в молочно-продуктовом подкомплексе, выявлено, что поголовье крупного рогатого скота на конец 2018 г. в Республике Коми составило 31,6 тыс. голов, или 18,2% от уровня 1990 г., что ниже самого низкого показателя XX в. Поголовье крупного рогатого скота продолжает сокращаться, в основном за счет частного сектора; за тот же период производство молока сократилось в 3,8 раза и составило 54,8 тыс. т. Сельское хозяйство как отрасль стало непривлекательным как для привлечения новых, так и сохранения ранее занятых кадров. Если размер заработной платы занятых в сельском хозяйстве в 1990 г. составлял чуть более 80% от средней заработной платы по Республике, то в 2018 г. чуть более 60%. Износ основных фондов в сельском хозяйстве в последнее время почти в 3 раза превышает их обновление [15]. Наметившаяся тенденция свидетельствует о сокращении парка техники и оборудования. Так, в 2018 г. нагрузка на 1 трактор составила 84 га, что почти в 5 раз больше по сравнению с 1990 г. (17 га). В 2018 г. рентабельность проданных товаров, работ, услуг в сельскохозяйственных организациях Республики составила 3,6%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аграрный сектор США в конце ХХ века / под ред. д-ра экон. наук Б.А. Чернякова. – Москва: РАН. Институт США и Канады, 1997. – 396 с.
  2. Агропромышленный комплекс Республики Коми: история и современность: статистический сборник / Комистат. – Сыктывкар, 2011. – 133 с.
  3. Агропромышленный комплекс Республики Коми: статистический сборник / Комистат. – Сыктывкар, 2018. – 77 с.
  4. Агропромышленный комплекс Республики Коми: статистический сборник / Комистат. – Сыктывкар, 2019. – 75 с.
  5. Гусейнов Э.Н. Некоторые проблемы развития агропромышленной интеграции на основе кластерного подхода / Э.Н. Гусейнов, В.С. Семенович,  Ш.А. Сжантемиров // Вестник российского университета дружбы народов. – 2013. – №4. – С. 12-20.
  6. Епанчинцев В.Ю. Перспективы агропромышленной интеграции в молочно-продуктовом подкомплексе Омской области / В.Ю. Епанчинцев // Омский научный вестник. – 2011. – №1(95). – С. 47-51.
  7. Исламиев Р.Р. Экономические основы создания и функционирования интегрированных формирований в региональном АПК // Аграрный вестник Урала. –  2012. – №9 (101). – С. 77-79.
  8. Костенко О.В. Кластер как объект управления и социально- экономическая систем / О.В. Костенко // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. – 2015. – № 6 (49). – С. 75-80.
  9. Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 424 «Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми на 2013-2020 годы» // ИПБ «Гарант».
  10. Постановление Правительства Республики Коми от 31.10.2019 № 525 «Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» // ИПБ «Гарант».
  11. Распоряжение Правительства Республики Коми от 31.12.2010 №616-р «Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года» // ИПБ «Гарант».
  12. Республика Коми: энциклопедия. Т. 1. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. – 472 с.
  13. Тарабукина Т.В. Агропромышленный кластер, как основа устойчивого развития сельского хозяйства северного региона /Т.В. Тарабукина, Воронкова О.Ю.// Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 8 (109). – С. 1227-1231.
  14. Тарабукина Т.В. Развитие агропромышленного комплекса северного региона: основные тенденции и современное состояние / Т.В. Тарабукина, О.Ю. Воронкова // Экономический обзор. – 2020. – № 1-2 (3). – С. 3-14.
  15. Указ главы Республики Коми от 22.09.2000 № 399 «Об утверждении целевой республиканской программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001-2005 гг.» // ИПБ «Гарант».