Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.156

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10316

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ 

FORMATION PROCESS OF RURAL AGLOMERATION: ECONOMIC MECHANISM 

Харитонов Алексей Викторович, кандидат экономических наук, соискатель; СФНЦА РАН, Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства (630501, п. Краснообск, Новосибирская область, ул. Центральная,  633501); ORCID: 0000-0001-7124-0122; e-mail: Al.kharytonov@mail

Бондарев Николай Сергеевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарно-правовых дисциплин; ФГБОУ ВО Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия (650056, г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс, ул. Марковцева 5); ORCID: 0000-0002-3311-3314; e-mail: 05bns09@mail.ru

Бондарева Галина Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия (650056, г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс, ул. Марковцева 5); ORCID: 0000-0002-5412-4303; e-mail: galina0205@mail.ru

Kharitonov A. Viktorovich, Cand. of Economic Sc., Candidate of Economic Sciences Siberian Research Institute of Agricultural Economics of the Russian Academy of Sciences (Central st., Novosibirsk, Krasnoobsk, 633501, Russia), ORCID: 0000-0001-7124-0122, Al.kharytonov@mail.ru

Bondarev Nikolay S., Doctor of Economics, Associate Professor, Kuzbass State Agricultural Academy, Professor of the Department of Humanities and Legal Disciplines (Markovtseva str., Kemerovo, 5, 650056), ORCID: 0000-0002-3311-3314, 05bns09@mail.ru.

Bondareva Galina S., Doctor of Economics, Associate Professor Kuzbass State Agricultural Academy, Professor of the Department of Management and Agribusiness (Markovtseva str., Kemerovo, 5, 650056), ORCID: 0000-0002-5412-4303, galina0205@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования сельской агломерации, ее экономического механизма. Актуальность и необходимость тематики исследования базируется на существующих отрицательных тенденциях в развитии сельских территорий и необходимости обеспечения населения продовольствием, что особо значимо для промышленных регионов, к которым относится Кемеровская область-Кузбасс. Целью исследования является разработка экономического механизма формирования сельской агломерации на основе процессного подхода. Тогда как задачами исследования являются: 1) разработка организационной модели сельской агломерации; 2) построение системы управления; 3) разработка экономического механизма; 4) оценка агломерационного эффекта на основе экономико-математической модели. В результате исследования предлагается создание сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» Кемеровской области-Кузбасс с центром в г. Ленинск-Кузнецкий, с включением в нее Ленинск-Кузнецкого, Промышленновского и Крапивинского районов, г. Полысаево. Предложено реализовать процесс формирования сельской агломерации поэтапно. На первом этапе необходимо сформировать сельскую агломерацию при включении территорий г. Ленинск-Кузнецкий, Ленинск-Кузнецкого и Промышленновского районов. Далее поэтапно  включить в сельскую агломерацию г. Полысаево и Крапивинский район. В целях реализации предложенного процесса авторами разработана система участников экономического механизма сельской агломерации, включающая следующие элементы: власть, бизнес, население. Установлено, что формирование сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» привет к повышению бюджетной эффективности на уровне 30-40 %, включая снижение затрат за счет частичного сокращения аппарата управления, его переориентации. Оценка развития сельской агломерации выполнена на основе расчета агломерационного эффекта, составляющего 3,55 млрд. руб. при двукратном росте эффективности инвестиций.

Summary. The article examines the process of forming a rural agglomeration, its economic mechanism in particular. The relevance and necessity of the research topic is based on the existing negative trends in the development of rural areas and the need to provide population with food, which is especially important for industrial regions, which include the Kemerovo region — Kuzbass. The aim of the study is to develop an economic mechanism for the formation of a rural agglomeration based on the process approach. Whereas the objectives of the study are: 1) development of an organizational model of rural agglomerations; 2) building a control system; 3) development of an economic mechanism; 4) assessment of the agglomeration effect based on an economic and mathematical model. As a result of the study, it is proposed to create a rural agglomeration of the Kemerovo region — Kuzbass called «Leninsk-Kuznetskaya» with the center in Leninsk-Kuznetskiy, including the Leninsk-Kuznetskiy, Promyshlennovskiy and Krapivinskiy districts, Polysaevo. It is proposed to implement the process of forming a rural agglomeration in stages. At the first stage, it is necessary to form a rural agglomeration with the inclusion of the cities’ territories of Leninsk-Kuznetskiy, Leninsk-Kuznetskiy and Promyshlennovskiy districts. Then, step by step, include the towns’ territories of Polysaevo and the Krapivinsky district in the rural agglomeration. In order to implement the proposed process, the authors have developed a system of participants in the economic mechanism of rural agglomeration, which includes the following elements: government, business and population. It has been established that the formation of the rural agglomeration «Leninsk-Kuznetskaya» will lead to an increase in budget efficiency at the level of 30-40%, including a reduction in costs due to a partial reduction in the management apparatus, its reorientation. The assessment of the development of rural agglomeration was carried out on the basis of the calculation of the agglomeration effect, amounting to 3.55 billion rubles with a two times increase in investment efficiency. 

Ключевые слова: сельские территории, сельские агломерации, аграрная экономика, экономический механизм, агломерационный эффект, моделирование.

Keywords: rural areas, rural agglomerations, agrarian economy, economic mechanism, agglomeration effect, modeling. 

Введение

Формирование сельских агломераций обусловлено необходимостью развития сельской экономики, внедряющей современные технологические достижения, требующие меньшей численности проживающих в отдаленных территориях, но предъявляющих повышенные требования к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции. А значит необходимо иметь в доступности городской среды, как рынка сбыта аграрной продукции. При этом решаются многие проблемы как села, так и города: вынос части промышленного производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры на периферии, развитие рекреационных баз и т.п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни) [1, с. 670; 2]. Целенаправленное развитие агломерации – важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения [3; 4].

Методология проведения исследования

С позиции рациональности формирования сельской агломерации методологически изучаются экономические преимущества, основанные на эффекте масштабирования, в частности, за счет:

  • логистической составляющей происходит экономия, связанная с транспортировкой продукции отраслей агропромышленного комплекса;
  • синергетического эффекта, учитывающего ценовой аспект функционирования, позволяющий в целом всем участникам повысить норму прибыли в условиях снижения потерь, уменьшения возврата, консолидации ресурсных возможностей, увеличения товарности производства;
  • развития инфраструктурной среды функционирования предприятий в масштабах сельских территорий – участников агломераций.
  • стабилизации рынка труда, обеспечения рабочими местами сельского населения, повышение доходов, качества жизни на селе, снижение миграционного оттока [1, с. 671; 5].

Экономические преимущества сельской агломерации, основанные на эффекте масштабирования, объединяются в общий агломерационный эффект, который определяется с помощью экономико-математического аппарата.

Построение сельской агломерации базируется на методах моделирования и системного анализа структурных элементов, которые являются ее составляющими.

В целом, экономический механизм формирования сельских агломераций использует процессный подход, предполагающий исследования по этапам.

Экспериментальная база

При создании сельских агломераций используется реализованный опыт функционирования агломераций вокруг крупных городов, в Кемеровской области – Кемерово и Новокузнецка, в других регионах Сибири такими центрами выступают столицы. Эти агломерации формируются стихийно, на основании роста городов, происходит фактическое слияние разных населенных пунктов, вхождение в единое целое с общей инфраструктурой.

Применение накопленного опыта для целей сельской агломерации позволяет при формировании учесть связывающие элементы, прекратить отток рабочей силы за счет наличия одинаковой инфраструктуры, единых условий функционирования экономки. Что позволяет нивелировать социально-экономический разрыв между городом и селом, стирая разницу в образе жизни.

Опыт формирования агломераций показывает, что для успешного функционирования необходимы определенные условия (для снижения затрат – предпочтительным является их наличие):

  1. Близкое расположение сельских населенных пунктов в пределах транспортной доступности между собой и основным рынком сбыта;
  2. Наличие транспортных связей, сетей сообщения, желательно, различного типа с выходом на потенциальные логистические каналы реализации продукции;
  3. Близость расположения производителей аграрной продукции от транспортных узлов, что сокращает издержки и время доставки сельскохозяйственной продукции до переработчиков и до конечных потребителей;
  4. Общая инфраструктура, позволяющая использовать электричество, трубопроводы, подъезды и другие необходимые инженерные элементы для участников агломерации;
  5. Наличие общих административных связей, отсутствие существенных противоречий в управлении и организации производства, устойчивые хозяйственные связи между субъектами;
  6. Наличие общих рынков труда, земли, капитала.

Вышеперечисленные элементы создают базу исследований, на основе которой строиться работа по формированию сельской агломерации.

Ход исследования

Формирование сельской агломерации учитывает возможные экономии, которые в научных исследованиях получили название «эффект локализации» и «эффект урбанизации» [6, с.59]. Эффект масштабирования влияет на экономическое развитие как субъектов аграрной экономики, участников сельской агломерации, так и территорий, формирующих ее.

Наличие объединенного рынка сбыта аграрной продукции позволяет развивать рынок трудовых ресурсов для населения, занятого в аграрном секторе.

Дальнейшее развитие сельских агломераций с целью расширения возможностей предложений аграрной продукции предлагает создание перерабатывающих производств, сосредоточенных логистически в местах транспортных развязок. В результате чего возникает «инфраструктурный эффект», основанный на притяжении объектов различных категорий, необходимых для эффективного функционирования сельской агломерации.

Наличие новой формы организации аграрной экономики на основе сельской агломерации формирует новую систему производства-сбыта: первичное звено сельских товаропроизводителей, транспортно-логистические организации, обеспечивающие доставку продукции от производителей до переработчиков и от переработчиков до рынков сбыта, переработчики, осуществляющие производство конечной продукции в значительных объемах, сбытовые организации.

На каждом этапе новой организационной системы образуется эффект масштаба, так как в итоге сельская агломерация направлена на удовлетворение потребностей значительного рынка городской среды, который при отсутствии предложений от близлежащий сельских территорий обеспечивает потребности населения за счет ввоза из других регионов или стран.

Модель сельской агломерации учитывает обязательные элементы, необходимые для ее функционирования.

Центр агломерации – это потенциальный рынок сбыта – городская среда, формирующая спрос на аграрную продукций.

Ядро агломерации – это рынок переработки, где сосредотачиваются крупные сельские территории, обеспечивающие аграрной продукцией потребности городского населения.

Периферия – это территории, где сосредоточено аграрное производства и функционируют сельскохозяйственные товаропроизводители.

В совокупности все эти элементы и формируют систему сельской агломерации. Данная система фактически размывает границы между городом и селом, создает единые условия и стандарты для населения, имеет соответствующую инфраструктуру, отвечающую потребностям общества, что является фактором развития сельской среды в целом. «Эффект «размывания границ» обеспечивает развитие социально-экономического благосостояния общества и территории» [7, с.134; 8; 9].

Оценивая возможные преимущества формирования сельских агломераций необходим учет ряда сдерживающих их развитие аспектов, среди которых Д.А. Пивень выделяет «…во-первых, отсутствие развитых меж- и внутрирайонных (сельских) современных транспортных коридоров и средств сообщения; во-вторых, отсутствие устойчивых тесных производственных связей; в-третьих, отсутствие единого межрайонного микрорынка труда и его эффективного регулирования (в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение, и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны); в-четвертых, отсутствие функциональной связанности и слаженности работы структур, составляющих городскую агломерацию, и их недостаточная функциональная взаимодополняемость; в-пятых, недостаточное развитие социльно-культурного комплекса и общей коммунальной среды и ряд других» [7, c. 138].

В качестве сдерживающих факторов формирования сельских агломераций выступают:

  1. Законодательно закрепленное понятие сельской агломерации используется для финансирования определённых программных мероприятий, не предполагая единую организационную структуру, связывающую село-город;
  2. Присутствие разнородной системы управления различными территориями, имеющими специфики развития, которые могли бы сформировать сельскую агломерацию, как формы взаимодействия;
  3. Наличие оппортунизма, как у сельхозтоваропроизводителей, так и у переработчиков и потребителей аграрной продукции, которые не стремятся к единому рынку из-за наличия опасений потеря самостоятельности в принятии решений управленческого  характера;
  4. Наличие значительных финансовых проблем, в особенности инвестиционного характера, затрудняющих реализацию сценарных действия участников;
  5. Низкая бюджетная обеспеченность муниципальных образований, функционирующих на сельских территориях, их высокая зависимость от бюджетов вышестоящих уровней;
  6. Отсутствие единых органов управления, уполномоченных на проектное развитие сразу нескольких территорий различного типа (сельских поселений, городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов) [2; 10];
  7. Отсутствие в стратегиях развития муниципальных образований, регионов, положений учитывающих возможность создания сельских агломераций, т.е. не учет подобной формы организационного взаимодействия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В ранее опубликованных научных исследованиях, в которых предпринималась попытка обоснования Кемеровской и Новокузнецкой агломерации такие городские территории как: Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Белово, Гурьевск, а также муниципальные районы Беловский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Гурьевский, Промышленновский и сельские поселения на данных территориях ни в какую агломерацию не включались. Тем не менее, данным территориям присущи все признаки характеризующие агломерацию.

Учет указанных сдерживающих факторов формирования сельских агломераций и условий для их успешного функционирования позволяют разработать соответствующий организационно-экономический механизм.

В следствии этого, автором предлагается создание сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» с центром в г. Ленинск-Кузнецкий, с включением в нее Ленинск-Кузнецкого, Промышленновского и Крапивинского районов, г. Полысаево.

На рисунке 1 представлена территориальная структура предлагаемой сельской агломерации в границах Кемеровской области-Кузбасса «сельская агломерация «Ленинск-Кузнецкая»».

Численность населения агломерации составляет – 215,6 тысяча человек. Формирование сельской агломерации следует провести в два этапа:

  • первый этап – в агломерацию включаются: г. Ленинск-Кузнецкий, Ленинск-Кузнецкий и Промышленновский районы;
  • второй этап – в агломерацию включаются г. Полысаево и Крапивинский район.

Поскольку создание агломерации предусматривает возможность укрупнения муниципальных образований, то, как отмечает С. Вобленко «… с ростом размеров территории возникают три проблемы» [11, c. 1-6]:

1) рост «издержек неудовлетворенных потребностей» – ситуация, когда с ростом масштабов поселения становится невозможно учесть потребности небольших по численности групп жителей и они «теряются» в результате усреднения при принятии решений;

2) рост «издержек агломерации»: развитие производственной деятельности, масштабов производства оказывают негативное воздействие на окружающую среду, увеличиваются затраты на содержание аппарата управления;

3) усиление процесса отчуждения власти от населения.

Однако, отмеченные проблемы вполне разрешимы, а преимущества сельской агломерации настолько очевидны, что оправдывают данный процесс.

На рисунке 2 отражена система участников экономического механизма сельской агломерации и задачи развития.

Формирование сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» позволит оптимизировать систему управления территорией за счет исключения ряда дублирующих функций в границах, выделенных в агломерацию территорий (г. Ленинск-Кузнецкий, с включением в нее Ленинск-Кузнецкого, Промышленновского и Крапивинского районов, г. Полысаево).

В системе органов власти задаются базовые условия для функционирования сельской агломерации, решаются экономические задачи развития территорий, развития бизнеса и обеспечения населения комфортными условиями проживания, рабочими местами, создания инфраструктурной среды.

Консолидации аппарата управления за счет формирования сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» будет одновременно направлена на решение вопросов хозяйственной сферы, включая жилищно-коммунальный сектор, вопросов текущего характера. Кроме того, подразумевается создание единой нормативно-правовой базы в рамках действующего законодательства, для субъектов участвующих в сельской агломерации, что будет способствовать единообразию подходов к управлению. Расчетным путем установлено, что формирование сельской агломерации, в данном случае, «Ленинск-Кузнецкая» привет к повышению бюджетной эффективности на уровне 30-40 процентных пунктов, в т.ч. и за счет частичного сокращения аппарата управления, его переориентации.

Для бизнес структур изменения носят существенный характер, т.к. формируются новые связи, либо происходит корректировка уже существующих, но уже на других основаниях. Элементом регулирования являются цена и объемы производства от которых зависит сбыт продукции отрасли. Разработка логистических схем связанных с закупкой произведенной продукции требует определенных затрат, которые покрываются за счет увеличения объемов продаж. Изначально в расчеты заложены сложившиеся средне розничные рыночные цены при которых все участники сельской агломерации получают прибыль больше, чем до ее формирования.

В совокупности участники экономического механизма сельской агломерации (власть-бизнес-население) при условии реализации поставленных задач развития достигают определенных параметров, которые возможно оценить на основе расчета агломерационного эффекта.

Так «агломерационный эффект», то есть результат социально-экономического развития территорий в форме агломераций, при котором наиболее эффективно используются ресурсы, и априори предполагает эффект со знаком плюс.

Взаимоотношения элементов агломерации можно рассматривать как отношения комплементарное, взаимодополняемости или соподчиненности. Поверхностный взгляд отражает ситуацию, при которой ядро исполняет роль своеобразной «воронки», а периферия является подчиненным элементом. Часто отношения между ядром и периферией характеризуются неэквивалентным экономическим обменом. Однако отсутствие периферии теряет смысл для ядра. Ядро агломерации должно быть заинтересовано в существовании прилегающего пространства агломерации, а значит, должно прилагать усилия по его качественному формированию и росту.

Следовательно, полноценную сельскую агломерацию можно рассматривать как пространственный рынок, в котором присутствуют центробежные и центростремительные силы. При этом экономическое пространство агломерации может не совпадать с административной территорией.

Транспортная отдаленность сельских территорий, как сдерживающий фактор для процесса агломерирования является одним из наиболее значимых, т.к. производство и переработка (в частности глубокая) сельскохозяйственной продукции рассредоточены. В т.ч. данный аспект достаточно значим и в вопросах обеспечения рабочей силой аграрных производств. В исследованиях кузбасских ученых Л.Л. Зобовой и В.А. Шабашева указано, что «… в настоящее время в РФ только 12 процентов сельского населения обеспечены относительно благоприятной, не более двухчасовой транспортной доступностью развитых центров, а 40 процентов сельского населения вообще лишены удобной доступности городов» [12, с. 210], что вполне сопоставимо с региональными данными в актуальный период.

Кроме того, удалены друг от друга ресурсные составляющие. Трудовые ресурсы находятся в населенных пунктах, производстве-имущественный комплекс приближен к производственному сектору, капитал локализован в городской среде, предпринимательская активность приближена к рынку сбыта, это и населенный пункт и городская среда, информационные ресурсы находятся в городской среде и ограничены пропускными возможностями телекоммуникационных сетей [13]. Данное обстоятельство негативно отражается на развитии сельского хозяйства в регионе.

Подобные подходы и ситуация на практике осложняет расчет экономического эффекта от функционировании сельской агломерации, отсутствуют апробированные критерии, которыми можно его измерить. 

Однако, агломерационный эффект можно, с достаточной степенью вероятности, рассчитать с помощью экономико-математического моделирования. Современные условия предполагают применение совокупности показателей, которые являются элементами системы сельской агломерации, с помощью которых можно планировать развитие всей агломерации. Формирование показателей должно учитывать взнос каждого участника агломерации в итоговые данные.

Необходимо также сопоставлять параметры эффективности различных субъектов – государственных органов власти и бизнеса.

В данных условиях особую актуальность приобретают методы экономико-математического анализа, которые на основе соответствующего математического инструментария позволяют в агрегированном виде учесть влияние разнородных данных, рассчитать экономический эффект. Безусловно, использование экономико-математических методов в экономике позволяет получить расчетные данные с достаточно высокой степенью вероятности, соответствующие на перспективу ориентирам эффективного управления, в данном случае, сельской агломерацией.

Учитывая факт цикличности в принятии управленческих решений в целях развития муниципальных образований, их влияния на: «восполнение бюджета не только в следующем году, но и в последующие годы в снижающейся степени; качественные, нефинансовые показатели, как механизм реализации соответствует задаче динамического программирования» утверждают А.С. Новоселов, А.Е. Ковалев, Е.А. Гайдук [14].

Применение экономико-математического аппарата позволяет учесть значительное количество показателей на основе применения авторского алгоритма исследования.

Апробация предложенного автором экономико-математического аппарата по оценке агломерационного эффекта включает в себя:

  1. Расчет добавочной стоимости участников сельской агломерации до и после объединения. Данный показатель является приоритетным, позволяя выполнить общую оценку деятельности всех участников. Для органов власти на основании показателя добавленной стоимости можно оценивать развитие муниципального образования.
  2. Расчет показателя эффективности использования инвестиций. Данный показатель связан с вложениями в аграрную отрасль и показывает затраченные вложения в общий результат.

Агломерационный эффект от формирования сельской агломерации возможно оценить по нескольким составляющим, наиболее существенным из которых является прирост валовой добавленной стоимости:

АЭдс = ДСа – ДС0                                                  (1)

где ДСа – добавленная стоимость участников агломерации;

ДС0 – добавленная стоимость участников муниципальных образований до агломерации.

Добавленная стоимость продукции участников агломерации рассчитывается по формуле:

где ДСа – добавленная стоимость продукции участников агломерации;

Ik– показатель эффективности инвестиций по k–ому виду продукции (товаров, работ, услуг);

Sк – стоимость приобретаемых продукции (товаров, работ, услуг) k–ого вида, тыс.руб.;

Sn+k – доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) k–го вида, тыс.руб.;

d – ставка дисконтирования, учитывающая уровень инфляции, требования доходности инвестора и другие риски за весь период функционирования агломерации.

Sn+1 – внешние инвестиции, тыс. руб.;

S2n+2 – внутренние инвестиции, тыс. руб.

Результаты апробации предложенной методики оценки агломерационного эффекта, учитывающего показатели эффективности инвестиций в АПК для муниципальных образований, представлены в следующей таблице.

Выводы

Таким образом, экономический механизм развития сельской агломерации предполагает расчет агломерационного эффекта от функционирования сельских территорий на основе оценки прироста валовой добавленной стоимости в результате территориального объединения, позволяющего осуществить соответствующий выбор оптимального управленческого решения  с экономически рациональной точки зрения на основе применения адекватных входных параметров, что будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий на перспективу.

Агломерационный эффект от формирования Ленинск-Кузнецкой сельской агломерации составил в пятилетний период значение в 3,55 млрд. руб. Показатель эффективности инвестиций в экономику АПК сельской агломерации в агломерационном эффекте составляет 1,9, то есть наблюдается очти двукратный рост показателя по сравнению с текущим инвестированием сельских территорий. Представленный методический подход к оценке агломерационного эффекта универсален и может быть применим к территориям различного типа.  

Данная модель универсальна и может быть применена для оценки агломерационного эффекта любой агломерации муниципальных образований.

Литература

  1. Шумакова, О.В., Косенчук О.В. Развитие сельских территорий: тенденции, ключевые проблемы и направления развития // Фундаментальные исследования. 2016. №10-3. С. 668 – 672.
  2. Глотко, А.В. Проблемы устойчивого развития сельских территорий. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015. 196 с.
  3. Джилл, Индермит, Го Чорчин Сельско-городская интеграция в Центральной Азии // Евразийская Экономическая Интеграция. 2009. №4 (5). C. 058 – 069.
  4. Kast, F.E., Rosenzweig J.E. Generel system theory: application for organization management // Academy of management Journal, vol.15. №4.
  5. R. U.S. Farm Income. CRS Report for Congress R40152. August 30. 2013. P. 19.
  6. Муллагалеева, З.З., Шабашев В.А. Теоретико-методологические основы экономической политики городов, образующих агломерации (на примере городов юга Кемеровской области). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. 324 с.
  7. Пивень, Д.А. Региональная агломерация и предпосылки ее создания // Вестник ЯрГУ. Серия гуманитарные науки. 2014. №1(27) . С. 133 – 138.
  8. Dutt, A.K. (2017). Heterodox Theories of Economic Growth and Income Distribution: A Partial Survey. Journal of Economic Surveys, 31(5), 1240 – 1271.
  9. Voigt, S. (2018). Internal institutions: the major unknowns in institutional economics. In: Ménard C. and Shirley M.M. (Eds.). A Research Agenda for New Institutional Economics (рр. 145 – 152). Cheltenham: Edward Elgar.
  10. Дудник А.В., Чердакова Т.А. Влияние субъективных факторов на инновационную активность регионального АПК // Проблемы современной экономики. 2019. № 3 (71). С. 306 – 310.
  11. Вобленко, С.О проблемах территориальной организации МСУ и путях их решения // Местное самоуправление. №10(328), октябрь 2017 г. С. 1 – 7.
  12. Кузбасская конурбация как пример пространственной структуры городской агломерации / Зобова Л.Л., Шабашев В.А. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-4 (61). С. 209 – 212.
  13. Wang, H., Li, S. Introduction to Social Systems Engineering (2018) Introduction to Social Systems Engineering. 711 p. DOI: 10.1007/978-981-10-7040-2
  14. Новоселов, А.С., Ковалев А.Е., Гайдук Е.А. Совершенствование методики моделирования социально-экономических процессов на муниципальном уровне управления // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 3(51) . – С. 9      

References

  1. Shumakova, O.V., Kosenchuk O.V. Razvitie sel’skikh territorii: tendentsii, klyuchevye problemy i napravleniya razvitiya // Fundamental’nye issledovaniya. 2016. №10-3. p. 668 – 672.
  2. Glotko, A.V. Problemy ustoichivogo razvitiya sel’skikh territorii. – Gorno-Altaisk: RIO GAGU, 2015. 196 p.
  3. Dzhill, Indermit, Go Chorchin Sel’sko-gorodskaya integratsiya v Tsentral’noi Azii // Evraziiskaya Ehkonomicheskaya Integratsiya. 2009. №4 (5). p. 058 – 069.
  4. Kast, F.E., Rosenzweig J.E. Generel system theory: application for organization management // Academy of management Journal, vol.15. №4.
  5. Schnepf. R. U.S. Farm Income. CRS Report for Congress R40152. August 30. 2013. P. 19.
  6. Mullagaleeva, Z.Z., Shabashev V.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy ehkonomicheskoi politiki gorodov, obrazuyushchikh aglomeratsii (na primere gorodov yuga Kemerovskoi oblasti). – Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2009. 324 p.
  7. Piven’, D.A. Regional’naya aglomeratsiya i predposylki ee sozdaniya // Vestnik YaRGU. Seriya gumanitarnye nauki. 2014. №1(27) . p. 133 – 138.
  8. Dutt, A.K. (2017). Heterodox Theories of Economic Growth and Income Distribution: A Partial Survey. Journal of Economic Surveys, 31(5), 1240 – 1271.
  9. Voigt, S. (2018). Internal institutions: the major unknowns in institutional economics. In: Ménard C. and Shirley M.M. (Eds.). A Research Agenda for New Institutional Economics (pp. 145 – 152). Cheltenham: Edward Elgar.
  10. Dudnik A.V., Cherdakova T.A. Vliyanie sub»ektivnykh faktorov na innovatsionnuyu aktivnost’ regional’nogo APK // Problemy sovremennoi ehkonomiki. 2019. № 3 (71). p. 306 – 310.
  11. Voblenko, S.O problemakh territorial’noi organizatsii MSU i putyakh ikh resheniya // Mestnoe samoupravlenie. №10(328), oktyabr’ 2017 g. p. 1 – 7.
  12. Kuzbasskaya konurbatsiya kak primer prostranstvennoi struktury gorodskoi aglomeratsii / Zobova L.L., Shabashev V.A. // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1-4 (61). p. 209 – 212.
  13. Wang, H., Li, S. Introduction to Social Systems Engineering (2018) Introduction to Social Systems Engineering. 711 p. DOI: 10.1007/978-981-10-7040-2
  14. Novoselov, A.S., Kovalev A.E., Gaiduk E.A. Sovershenstvovanie metodiki modelirovaniya sotsial’no-ehkonomicheskikh protsessov na munitsipal’nom urovne upravleniya // Regional’naya ehkonomika i upravlenie: ehlektronnyi nauchnyi zhurnal. – 2017. – № 3(51) . – p. 9