Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.13 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10278

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ВЕДЕНИЮ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И СНГ 

STATE POLICY ON DIGITAL AGRICULTURE IN EUROPE AND CIS

Синица Юлия Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Землепользования и кадастров» ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0929-5154, sinitsay@mail.ru

Sinitsa Yulia Stanislavovna, candidate of economic sciences, senior lecturer of the department of land use and cadastres, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15) ORСID: 0000-0002-0929-5154, sinitsay@mail.ru

Ковалевская Галина Васильевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), kovalevskaya_galina@hotmail.com

Kovalevskaia Galina Vasilievna, senior Lecturer of the department Russian and foreign languages, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), kovalevskaya_galina@hotmail.com

Рудинова Юлия Ивановна, к.п.н., доцент кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), yu_rudinova@mail.ru

Rudinova Yulia Ivanovna, candidate of pedagogic sciences, senior lecturer of the department Russian and foreign languages, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), yu_rudinova@mail.ru

Волынова Марина Петровна, магистр кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), marina.97@mail.ru

Volynova Marina Petrovna, master of the department of land use and cadastres, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), marina.volynova.97@mail.ru

Аннотация. Государственная политика стран Европы и СНГ ориентирована на переход к цифровому сельскому хозяйству. Процесс перехода на цифровые технологии долгий, требующий больших финансовых вложений и внедрение различных государственных программ, благодаря которым создаются условия для развития сетевого обеспечения территорий, поддерживаются трудовые ресурсы, занятые в сельском хозяйстве, а также оказывается финансовая поддержка фермерам. Авторами статьи были рассмотрены государственные стратегии развития цифрового сельского хозяйства в странах Европы и СНГ.

Summary. The state policy of the countries of Europe and CIS is focused on the transition to digital agriculture. The process of transition to digital technologies is long, requiring large financial investments and the introduction of various state programs that create conditions for the development of network support for territories, support the labor resources employed in agriculture, and provide financial support to farmers. The authors of the article considered the state strategies for the development of digital agriculture in the countries of Europe and CIS.

Ключевые слова: цифровое сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии, цифровые фермы, искусственный интеллект, международные проекты, государственные программы.

Keywords: digital agriculture, information and communication technologies, digital farms, artificial intelligence, international projects, state programs.

Согласно докладу Организации Объединенных Наций к 2030 году информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны максимально обеспечить соответствующей инфраструктурой страны Европы и СНГ для стимулирования производства и ресурсоэффективности. Такая потребность объясняется тем, что цифровые технологии в современном мире занимают ключевую роль в стратегическом развитии национальных экономик, социальном и экономическом обеспечении населения [1]. Влияние ИКТ на различные сферы показаны на рисунке 1.

При реализации государственных проектов развития цифрового сельского хозяйства многие страны финансовую и консалтинговую помощь получают через участие в международных проектах (Грузия, Армения, Азербайджан и др.). Из наиболее крупных международных проектов, ориентированных на развитие и модернизацию цифрового сельского хозяйства следует отнести:

  • Совместная Европейская программа (European Interoperability Framework (EIF) [8]. В рамках данной программы разработаны рекомендации по созданию совместных цифровых государственных услуг, с целью развития межорганизационных отношений, повышения эффективности управленческой деятельности, улучшения оптимизации процессов, поддерживающих сквозные цифровые услуги.
  • Национальная Обсерватория по вопросам интероперабельности (National Interoperability Framework Observatory (NIFO) [10]. Регулирует вопросы цифрового государственного управления и взаимодействия европейских стран.
  • Партнерство «Открытое правительство» [4]. Данное объединение сформировано для повышения качества управления и цифровых услуг, представляет интересы более 2 млрд. человек, наряду с тысячами организаций.
  • Глобальные открытые данные сельскохозяйственного производства (Global Open Data for Agriculture and Nutrition (GODAN) [14]. Данная инициатива предоставляет сведения по сельскохозяйственной продукции всем заинтересованным лицам на бесплатной основе.
  • Фонд поддержки национальных реформ стран вступающих в Европейский Союз (IPA, IPARD ) [11]. Данный фонд, оказывает финансовую и техническую помощь странам, которые выступают бенефициарами, для поддержания и развития сельскохозяйственного сектора и сельских поселений, с целью их соответствия требованиям ЕС.

В разработке своих национальных стратегий цифрового сельского хозяйства многие страны использовали системный подход:

1) заключение международных соглашений, в рамках которых оказывалась помощь, при участии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в развитии национальной стратегии и формирования цифрового сельского хозяйства (Албания, Армения, Грузия, Македония, Таджикистан, Турция, Украина);

2) разработку долгосрочных государственных программ по развитию и поддержанию цифровизации государственных и ведомственных услуг (Молдавия, Грузия, Албания, Армения, Россия, Киргизия, Белоруссия, Казахстан);

3) разработку Цифровой дорожной карты, в рамках которой реализуется цифровая трансформация и подготовку внедрения информационно-коммуникативных технологий в сельскохозяйственный сектор (Киргизия, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Молдавия, Монтенегро, Таджикистан).

Следует отметить, что в большинстве стран в качестве ключевого направления национальных стратегий является развитие цифровой связи и широкополосной инфраструктуры, которая распространяется не только на сельское хозяйство, но и такие области как здравоохранение, образование, окружающая среда, туризм, культура, энергетика, транспорт и т.д. (Албания, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия и др.).

Государственная стратегия цифрового обеспечения Албании направлена на повышение эффективности сбора статистических данных, повышении цифровой конкурентоспособности, а также на модернизацию производства за счет использования информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение качества продуктов и услуг. Особое внимание уделяется созданию функционирующих и динамичных цифровых информационных систем, связанных с сельским хозяйством.

В Армении национальная политика направлена на интеграцию информационных технологий и использование их в государственном секторе. Начиная с 2008 года активно ведется переход на электронное управление всех важных государственных направлений. В рамках государственной стратегии до 2029 года планируется: 1) создание инфраструктуры, обеспечивающая информационную безопасность, кибербезопасность и защиту персональных данных; 2) разработка единых баз данных и синхронизация их с государственными информационными системами; 3) повышение эффективности использования цифровых технологий органами государственного управления, сократив расходы и повысив качество общественной информации и услуг. Развитие электронного государственного управления способствует повышению эффективности цифрового сельского хозяйства. Стратегия устойчивого развития сельского хозяйства в Армении (Видение 2029) направлена на модернизацию технологий ведения цифрового сельского хозяйства, создание местной экосистемы, формирование цифровых систем учета и регистрации фермеров, животных, техники и т.д., а также на оцифровку карт сельскохозяйственных угодий и агрохимических исследований.

В Грузии с 2021 по 2027 год реализуется Стратегия развития сельского хозяйства и сельских районов, которая включает в себя развитие сельскохозяйственных и несельскохозяйственных секторов, устойчивое использование природных ресурсов, сохранение экосистем, обеспечение безопасности пищевых продуктов, а также развитие систем ветеринарии.

Государственная политика Казахстана до 2022 года определила пути развития агропромышленного комплекса, за счет: 1) вовлечения малых и средних фермерских хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию; 2) развития экспортного потенциала отечественной продукции; 3) создания условий для эффективного использования земельных ресурсов; 4) развития торгово-логистической инфраструктуры; 5) предоставление научно-технических кадров, а также информационно-маркетинговой поддержки агропромышленного сектора. В настоящее время эффективно реализуется государственная программа «Е-АПК», направленная на формирование электронного сельского хозяйства.

Правительством Молдавии разработана стратегия развития IT-индустрии, предполагающую создание парков информационных технологий. В данных зонах должна будет действовать особенная система налогообложений компаний, зарегистрированных в IT-парках. До 2021 года реализуется государственная программа по развитию широкополосных сетей электронной связи, способствующая развитию сельского хозяйства. И действует программа по технологической модернизации агропромышленного сектора, направленная на оцифровку государственных услуг, обеспечения кибербезопасности. Особое внимание Правительство Молдавии уделяет развитию нанотехнологий в отрасли цифрового сельского хозяйства и аэрокосмической промышленности.

Государственную инициативу по «Цифровой трансформации», активно поддерживают аграрии в Черногории. Программа рассчитана до 2023 года и направлена на развитие взаимодействия между сельским хозяйством и продовольственно- производственным сбытом. Успешно в сельском хозяйстве применяются цифровые технологии для эффективного управления сельским хозяйством, такие как биосенсоры, умные буи, смарт ульи и т.п. [6]

В Российской Федерации разработан целый комплекс государственных программ и подпрограмм, направленных на развитие и поддержание цифрового сельского хозяйства [9; 13]. Наиболее масштабную по охвату территории и финансированию стоит выделить «Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.». Разработан ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы цифровизации во всех сферах государства и общества, а также вопросы технического развития агропромышленного комплекса [7].

Подводя итоги исследования, стоит выделить основные направления национальных политик в сфере цифровизации сельского хозяйства:

  • внедрение различных методов применения цифровых технологий для средних и мелких фермерств;
  • развитие виртуальных торговых площадок, вэб-порталов через которые должно проводиться развитие фермерского сектора;
  • проведение постоянного мониторинга состояния сельского хозяйства;
  • создание региональных баз данных по сельскохозяйственным услугам, и программам.

Исследуемые государственные программы по развитию цифрового сельского хозяйства определили следующие стратегические направления:

  • развитие цифровой и широкополосной инфраструктуры (3G и LTE) (Албания, Армения, Киргизия);
  • развитие современных цифровых систем (Армения);
  • создание региональный цифровых платформ, обсуживающих сельское хозяйство, а также развитие системы идентификации земельных участков (Албания);
  • создание эффективных систем сбора, обработки и распространения информации для предоставления всем заинтересованным лицам (Грузия);
  • обеспечение кибирбезопасности (Армения, Украина, Молдавия).

Литература

1 Гвоздева, О. В. Применение «умного землепользования» в России и зарубежных странах / О. В. Гвоздева, Ю. С. Синица, Е. Ю. Колбнева // Московский экономический журнал. – 2020. – № 10. – С. 2. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10677.

2 Синица, Ю. С. Умное землепользование – международный обзор показателей эффективности и устойчивости / Ю. С. Синица // Цифровизация землепользования и кадастров: тенденции и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции 25 сентября 2020 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2020. – С. 400-404.

3 A. Rasskazova, Yu. Sinits, Prediction of agricultural land use // IOP conference series: earth and environmental science : The proceedings 2019th International Symposium on Earth Sciences: History, Contemporary Issues and Prospects, Moscow, 28 марта 2019 года. – Moscow: Institute of Physics Publishing, 2019. – P. 012068. – DOI 10.1088/1755-1315/350/1/012068.

4 About Open Governments Partnership / URL: https://www.opengovpartnership.org

5 Assessment of the resource potential of agricultural land use for land management purposes / A. A. Varlamov, R. V. Zhdanova, A. A. Rasskazova [et al.] // International Symposium «Earth sciences: history, contemporary issues and prospects», Moscow, 10 марта 2020 года. – IOP Publishing, 2020. – P. 012143. – DOI 10.1088/1755-1315/579/1/012143.

6 Bronson (2018). «Smart Farming: Including Rights Holders for Responsible Agricultural Innovation». Technology Innovation Management Review. 8 (2). doi:10.1007/s13593-017-0445-7

7 Directions and methods of digital land management / T. V. Papaskiri, V. N. Semochkin, E. P. Ananicheva [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Moscow, 10 марта 2020 года. – Moscow, 2020. – P. 012130. – DOI 10.1088/1755-1315/579/1/012130.

8 ISA² — Interoperability solutions for public administrations, businesses and citizens / URL: https://ec.europa.eu/isa2

9 Land-property and land-resource information obtained as a result of land management / S. N. Volkov, T. V. Papaskiri, N. N. Alekseenko [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Moscow, 10 марта 2020 года. – Moscow, 2020. – P. 012132. – DOI 10.1088/1755-1315/579/1/012132.

10 NIFO — National Interoperability Framework Observatory/ URL: https://joinup.ec.europa.eu/collection/nifo-national-interoperability-framework-observatory

11 Overview — Instrument for Pre-accession Assistance / https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/instruments/overview_en

12 Status of Digital Agriculture in 18 countries of Europe and Central Asia. — Published by ITU and FAO 2020/ ISBN (FAO) 978-92-5-132889-7

13 T. Papaskiri, Digital land management / T. V. Papaskiri, A. E. Kasyanov, N. N. Alekseenko [et al.] // IOP conference series: earth and environmental science : The proceedings 2019th International Symposium on Earth Sciences: History, Contemporary Issues and Prospects, Moscow, 28 марта 2019 года. – Moscow: Institute of Physics Publishing, 2019. – P. 012065. – DOI 10.1088/1755-1315/350/1/012065.

14 TODAY’S INNOVATION IS TOMORROW’S NORMAL / URL: https://www.godan.info/aboutgodan