http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2020

УДК:
332.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10351

МАЛЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БИЗНЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

SMALL AGRICULTURAL BUSINESS
AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

Счастливецкая
Елена Александровна,
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный
университет по землеустройству»

Schastlivetskaya E.A.,  Graduate Student, State University of Land use Planning. Moscow, Russia

Борисова Маргарита Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Borisova Margarita, candidate of psychological sciences, associate professor of social and humanitarian disciplines, State University of Land use Planning,  Moscow, Russia

Серова Татьяна Ивановна, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Serova Tatyana Ivanovna, senior lecturer of department of social and humanitarian disciplines, State University of Land use Planning, Moscow, Russia                   

Демьянова Анастасия Дмитриевна, специалист 1 разряда  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ( Росреестр)                   

Demyanova Anastasia Dmitriyevna,  is an expert of 1 category  the Federal Service For State Registration, Cadastre and Cartography (ROSREESTR), Moscow, Russia

Аннотация. В статье анализируется современное
состояние, выявлены основные проблемы и перспективы развития крестьянских
(фермерских) хозяйств, как классической формы малого сельскохозяйственного
бизнеса в России.

Summary. The article analyzes the current state, identifies
the main problems and prospects for the development of peasant (farm)
enterprises as a classic form of small agricultural business in Russia.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственная поддержка, площадь сельскохозяйственных угодий.

Keywords: Small and medium-sized enterprises, peasant (farm)
enterprises, governmental support, agricultural land area.

На данном этапе
развития экономики страны одной из важнейших задач становится устойчивое
развитие сельского хозяйства. Многоукладность экономики России предполагает повышение
предпринимательской активности, составной частью которой является малый и
средний бизнес. Предприниматели малого и среднего бизнеса играют важнейшую роль
для повышения социальной устойчивости села, поддержания диверсификации
экономики и ее инновационного развития.

Критерии отнесения к
малым и средним предпринимателям (МСП) в РФ закреплены в Федеральном законе №
209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии данным законом «..к субъектам малого и среднего
предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр
юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за
исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также
физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские)
хозяйства». Установлена численность работников для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 чел.: -для  средних предприятий;
  • до 100 чел. — для малых предприятий;    
  • до 15 чел. – микропредприятия.

На первом месте по доли численности среди субъектов малого и среднего предпринимательства в России находятся индивидуальные предприниматели (57,3%). Юридическим лицам соответственно принадлежит 42,7%. Малое и среднее предпринимательство в РФ — это, в первую очередь, микробизнес (96 % от общего числа субъектов МСП), соответственно, число средних предприятий сравнительно невелико. [8].

Следует отметить, что классической формой малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Являясь, по нашему мнению, самым специфичным, жизненно необходимым видом предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, стоящим «обособленно» от других видов деятельности, КФХ требует более углубленного рассмотрения своей сущности и особенностей. В настоящее время крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой организационно-правовую форму осуществления предпринимательской деятельности: и может являться юридическим или физическим лицом.  Рассмотрим в хронологическом порядке: вопрос допустимой организационной формы КФХ (рис. 1)

В соответствии с ФЗ №
74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а
глава КФХ является индивидуальным предпринимателем . [2].

По данным ЕГРИП на
01.01.2019 за последние двенадцать лет в Российской Федерации зарегистрировано
147672 крестьянских (фермерских) хозяйств.[2, 8].

Наблюдая динамику численности КФХ и размер площади, используемую в хозяйстве, можно сделать вывод о том, что с 2016 по 2017 гг. сократилось количество КФХ от общего числа, а общая площадь используемых КФХ земель увеличилась на 11, 6 тыс. га (таблица 1), средний размер землепользования в среднем по стране вырос до 247,8 га.

Столь резкий спад КФХ вызван, главным образом, неблагоприятными условиями, в которые поставлен фермерский сектор (ограничительные, дискриминационные меры, административный нажим и в целом несбалансированность аграрной политики) [4,5].  За 5 лет, с 2015 по 2019 гг., численность КФХ снизилась на 40,1 тыс. хозяйств, или на 18,6%. (таблица 1).

Несмотря на затруднительный доступ к земельным ресурсам, идет стабильный рост посевных площадей в фермерском секторе. За последние 5 лет (с 2015 по 2019 гг.) посевные площади увеличились на 13,7 %, их  среднегодовой рост составил более 3 307 тыс.га.  Посевная площадь за 2015-2017 гг. увеличилась на 5,2%, в том числе зерновых и зернобобовых культур — на 6,5%, кормовых культур — на 6%, технических культур — на 1,2%. За анализируемый период поголовье КРС в КФХ, включая ИП, увеличилось на 5,1%, в том числе коров — на 4,4% [9,10].

По данным Росстата (рис.2), в 2019 году размер посевных площадей в крестьянских (фермерских) хозяйствах составил 24 млн. 107 тыс. га, что на 501 тыс. га больше показателя 2018 года. Важно отметить, что 30,3% общей посевной площади в России занимает фермерский сектор, а в целом, на малый сельскохозяйственный бизнес приходится 63,2% всех посевов. Увеличение всей посевной площади под урожай 2019 года был обеспечен именно фермерскими хозяйствами.

Следует подчеркнуть,
что в структуре посевов под зерновые и зернобобовые культуры, а также
подсолнечника главная роль отводится КФХ:

  • зерновые и зернобобовые культуры возделываются фермерами на 33,9% посевной площади (на 1,7% больше показателя 2018 года);
  • подсолнечник – на 37,3% площади, рост составил 9,5%.

 На 6,6% увеличили фермеры посевы овощей открытого грунта  и занимают 17,7% площади,  льна-долгунца на 15,6% с долей более 26% [11]. Удельный вес КФХ, включая ИП, в производстве сельхозпродукции увеличивается в период с 2015 по 2017 года на 1,6%.  Следует отметить, что в 1995 г. на долю фермерских хозяйств приходилось 1,9%, в 2000 г. — 3,0% от общего объема производства сельхозпродукции. Вклад КФХ, включая ИП, в развитие сельского хозяйства и, соответственно, в решение задачи обеспечения продовольственной безопасности страны представлен в таблице 2.

Темпы роста производства продукции в КФХ (включая ИП), опережают темпы роста в сельскохозяйственных организациях. В 2017 г. индекс производства продукции сельского хозяйства в КФХ, включая ИП, составил 111,1%, (продукции растениеводства — 112,3%, продукции животноводства — 106,2%), в свою очередь в сельхозорганизациях — 105,2%, а в хозяйствах населения снизился на 4,4% [8]. Следует отметить, что в 2017 г. по сравнению с 2015 г. производство молока в КФХ увеличилось на 7,9%, яиц — на 6,1%. (рис. 3).

Начиная с 1990 года численность КФХ увеличилась в четыре раза, а площадь сельскохозяйственных угодий, используемая в деятельности КФХ и ИП увеличилась в 66 раз. Основной причиной роста регистрации КФХ в России можно назвать специальные программы господдержки. Единая форма субсидирования, в виде господдержки, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее — СПоК) состоит из: грантовая поддержка начинающих фермеров; грантовая поддержка СПоК для развития их материально-технической базы; грантовая поддержка развития семейных животноводческих ферм; возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

Грантовая
поддержка малых форм хозяйствования  в 2017
году оказывается в рамках субсидирования из федерального бюджета бюджетам
субъектов Федерации на содействие достижения целевых показателей региональных
программ развития агропромышленного комплекса (единая субсидия). Субъекты
Федерации самостоятельно решают какие направления в развитии сельского
хозяйства являются приоритетными.

В 2017 году объём ассигнований федерального бюджета, направленный на грантовую поддержку КФХ и СПоК, увеличен по сравнению с 2016 годом на 8,5% и составил 8,9 млрд руб., или 23% общего объёма средств единой субсидии, в том числе: на поддержку начинающих фермеров — 3,7 млрд руб.; на развитие семейных животноводческих ферм — 3,7 млрд руб.; на грантовую поддержку СПоК — 1,5 млрд руб. Гранты предоставлены 2582 начинающим фермерам, 724 семейным животноводческим фермам и 174 кооперативам [9].

Увеличился
средний размер грантов, предоставленных КФХ и СПоК: начинающим фермерам — до
1,77 млн руб. (в 2016 г. — 1,26 млн руб.), семейным животноводческим фермам —
до 6,11 млн руб. (в 2016 г. — 5,19 млн руб.), кооперативам — до 10,76 млн руб.
(в 2016 г. — 7,94 млн руб.) [4].

В 2017 году среди глав КФХ., получивших гранты, около 33% пришлось на граждан в возрасте до 35 лет, более 40% на возраст от 35 до 55 лет [8, С. 63]. Конкурс на получение гранта составил 3 фермера на 1 грант, в отдельных регионах — до 10 фермеров на 1 грант. Большая часть фермеров, получивших грантовую поддержку, развивает молочное и мясное скотоводство.

В заключении экспертной комиссии по результатам реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы говорится, что КФХ — грантополучателями создано 5379 (при плане 4315) новых рабочих мест в сельской местности. В кооперативах, получивших грантовую поддержку, создано 774 (при плане 617) новых рабочих мест. Прирост производства сельскохозяйственной продукции в показателях получателей грантовой поддержки (ИП и КФХ) был увеличен в 8, 9 раза (по плану — 10%) [7].

Скоординированная
федеральная и региональная политика имеет большое значение для эффективного
развития малого сельскохозяйственного бизнеса, повышает результативность
действий и формирует новые инструменты поддержки.

Например, в Белгородской области действует государственная программа «Развитие сельского хозяйства и рыболовства в Белгородской области», в которую входят специальная подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» и общие программы для всех сельскохозяйственных производителей. Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» реализовывается в два этапа: 1 этап – с 2014 по 2020 годы, второй этап с 2020 до 2025 годы. Перед проектом стоят следующие задачи:

  • способствовать созданию условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования и повысить уровень доходов сельского населения;
  • обеспечить эффективность использования земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения.

Общий объем финансирования подпрограммы за весь период за счет всех источников составляет 19 991 071,1 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 422 044,0 тыс. рублей, областного бюджета  — 158 240, 0 тыс. рублей, из внебюджетных источников – 19 410 787, 1 тыс. рублей

Реализация
комплекса мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» с
помощью государственной поддержки к 2016 году обеспечила:

  • увеличение числа КФХ, начинающих фермеров на 94 единицы,
  • создание рабочих мест  331 ед.;
  • объем выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составил 39 600, 00 тыс. рублей;
  • объем субсидируемых кредитов – 2250, млн. рублей;
  • оформление земельных участков в собственность 100 га.

Участниками
проекта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в
Белгородской области стали 205 КФХ (это 16,3% от общего числа), сумма предоставляемого
гранта составила от 900, 00 до 3 000, 00 тыс. рублей[6] . 

В соответствии с данными государственной статистической отчетности, площадь земельного фонда Белгородской области на 1 января 2020 года составила 2713,4 тыс. га, из них земли сельскохозяйственного назначения составляют – 78,6%. Общая площадь крестьянско-фермерских хозяйств составила 181,6 тыс.га, из них сельскохозяйственных угодий – 178,8 тыс. га.

Доля
продукции малых форм хозяйствования в общем объеме производства сельхозпродукции
в Белгородской области составляет более 8,3% зерна, 6,98% сахарной свеклы,
15,7% семян подсолнечника, 4,85% овощей.

В
2014 году главы 30 крестьянских (фермерских) хозяйств добровольно отказались от
использования земельных участков по целевому назначению и прекратили свою
деятельность. Причинами отказа от использования земель стали  высокие затраты на производство сельскохозяйственной
продукции и отсутствие достаточных материально-финансовых средств для
поддержания производства.

Несмотря
на трудности, другим КФХ, по обращению глав, 
в этом же году дополнительно было предоставлено около 12,8 тыс. га
земель сельскохозяйственных угодий для расширения существующих хозяйств.

В 2019 году число крестьянских (фермерских) хозяйств Белгородской области составило 1284 единицы, что на 2,6% выше показателей 2018 года. (таб.4).

Следует отметить, что несмотря на востребованность и эффективность мер государственной поддержки, возможности крестьянских (фермерских) хозяйств в развитии сельских территорий, импортозамещении, повышении доходов и занятости сельского населения недоиспользуются [3], следовательно, количество КФХ не соответствует потребностям.

Таким образом, следует отметить, что развитию КФХ в Российской Федерации препятствуют следующие факторы: чрезмерное административное давление; недоступность и малая финансовая обеспеченность различных форм господдержки для многих хозяйств; несовершенство земельных отношений и агрострахового механизма; низкий уровень материально-технической оснащенности; трудности со бытом своей продукции по достойным ценам; низкий уровень доступа к льготным кредитам; слабость кооперативного движения.

Все
обозначенные препятствия в развитии малого сельскохозяйственного бизнеса можно и
нужно решать только при непосредственной поддержке государства, во
взаимодействии с кооперациями и ассоциациями крестьянских (фермерских)
хозяйств.

Список
литературы

1.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: 30
ноября 1994 г., № 51-ФЗ : принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. : в ред. от
03.08.2018 г. № 339-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС
«КонсультантПлюс». Россия / НИВ «КонсультантПлюс». — М., 2020.

2
О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Электронный ресурс]//: Федеральный закон
Рос. Федерации от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ : в ред. от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ
// СПС «КонсультантПлюс». Россия /НИВ «КонсультантПлюс».- М., 2020

3
Богданова О. В Современное состояние, проблемы и перспективы развития
крестьянских (фермерских) хозяйств// Экономические исследования /Издательство:
Центр экономических исследований (Краснодар) 2020 г. №1. С 50-59

4
Волков С.Н., Липски С.А. О мерах по обеспечению рационального использования
земель в сельскохозяйственном производстве и воспроизводства их плодородия. //
Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 6. С. 10-13.

5
Липски С.А. Частная собственность на сельскохозяйственные угодья. Плюсы и
минусы (опыт двух десятилетий)// Проблемы прогнозирования, Москва, 2015. № 1.
С.90-95.

6
Белгородская область. Правительство. Постановления. Об утверждении государственной
программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства» в
Белгородской области на 2014 – 2020 годы»: постановление правительства
Белгородской области от 28.10.2013 № 439-пп // Справочно-правовая система
«ГАРАНТ», 2016.8.

7
О ходе и результатах реализации в 2017 году государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Национальный доклад / Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018.
— 193 с.

8
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей [Электронный
ресурс] // Федеральная налоговая служба: [офиц. сайт]. — Режим доступа:
https://ofd.nalog.ru. — Дата доступа: 10.05.2020.

9
Основные результаты работы Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации за 2017 год [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации: [офиц. сайт]. — Режим доступа: http://mcx.ru. — Дата
доступа: 09.03.2020

10
АККОР в цифрах: фермерский сектор аграрной экономики динамично развивается,
наращивая объемы производства сельхозпродукции  
[Электронный ресурс]// https://www.akkor.ru/analitika-i-obzory-27.html.
2020г.

11
АККОР [Электронный ресурс]// https://www.akkor.ru/statya/6410-fermery-uvelichili-posevnye-ploshchadi-na-polmilliona-gektarov-v-2019