Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 631:332

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_246

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ И ВНЕШНИХ ВЫЗОВАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

TO THE QUESTION OF TRENDS AND EXTERNAL CHALLENGES OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN NOVOSIBIRSK REGION

Рудой Евгений Владимирович, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор ФГБОУ ВО Новосибирского ГАУ, e-mail: rudoy140280@gmail.com

Афанасьева Татьяна Алексеевна, аспирант (соискатель) кафедры управления и отраслевой экономики ФГБОУ ВО Новосибирского ГАУ, e-mail: t-afanasieva@mail.ru

Кондратьев Михаил Викторович, ассистент кафедры государственного и муниципального администрирования ФГБОУ ВО Новосибирского ГАУ, e-mail: kondratev.post@gmail.com

Слобожанин Дмитрий Михайлович, кандидат экономических наук, консультант Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, e-mail: slobozhanindm@gmail.com

Rudoy Evgeny Vladimirovich, Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia

Afanasieva Tatyana Alekseevna, Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia

Kondratyev Mikhail Viktorovich, Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia

Slobozhanin Dmitry Mikhailovich, Ministry of agriculture of the Novosibirsk region

Аннотация. В статье приведены результаты о необходимости развития сельских территорий с позиции стратегического подхода, выраженного в учете всего спектра экономических и социальных процессов, происходящих на сельских территориях, а также в формировании комплексного ответа на вызовы, формирующиеся внешней средой. Отмечается необходимость преодоления локальных кризисов и барьеров развития, которые манифестируют через снижение качества жизни сельских жителей, а также упадок сельскохозяйственного производства, особенно в части производства продукции с добавленной стоимостью. Для этого на сельских территориях региона следует активно применять существующие инструменты стратегического анализа и планирования, на основе которых возможно качественное определение трендов и вызовов, оказывающих влияние на местное население и локальные производства, а также связывающие их социальные и экономические процессы. В статье на основе применения методики PESTEL – анализа рассмотрена специфика внешних факторов, определяющих характер и степень устойчивости стратегического развития сельских территорий Новосибирской области. Предложенные факторы общего порядка могут быть определены как вызовы не только относительно влияния на экономику региона, но и во взаимосвязи с действующей стратегией развития сельских территорий.  Выделение социальных и экономических аспектов при описании связей сельских территорий позволяет выделить ряд тенденций развития сельских территорий, обусловленных особенностями экономики Новосибирской области. Выявлено, что для региона решающее значение на развитие экономики сельских территорий продолжают оказывать различия в природных условиях и транспортно-логистической доступности, а также эффективности отдельных производителей, имеющих экспортный потенциал, но практически все они сталкиваются с проблемами технологического обслуживания производства, организации доставки продукции и недостатка квалифицированных кадров как в агропромышленном комплексе, так и в других отраслях экономики.

Abstract. The article presents the results on the need for the development of rural areas from the standpoint of a strategic approach, expressed in considering the entire spectrum of economic and social processes occurring in rural areas, as well as in the formation of a comprehensive response to the challenges emerging from the external environment. The need to overcome local crises and development barriers, which manifest through a decrease in the quality of life of rural residents, as well as a decline in agricultural production, especially in terms of value-added products, is noted. To do this, in the rural areas of the region, it is necessary to actively use the existing tools of strategic analysis and planning, on the basis of which it is possible to qualitatively identify trends and challenges that affect the local population and local industries, as well as social and economic processes linking them. Based on the application of the PESTEL-analysis methodology, the article considers the specifics of external factors that determine the nature and degree of sustainability of the strategic development of rural areas of the Novosibirsk region. The proposed factors of a general order can be defined as challenges not only in relation to the impact on the economy of the region, but also in relation to the current strategy for the development of rural areas. Identification of social and economic aspects in describing the relations of rural areas allows us to identify a number of trends in the development of rural areas, due to the peculiarities of the economy of the Novosibirsk region. It was revealed that for the region, differences in natural conditions and transport and logistics accessibility, as well as the efficiency of individual producers with export potential, continue to be crucial for the development of the rural economy, but almost all of them face problems of technological maintenance of production, organization of product delivery and lack of qualified personnel both in the agro-industrial complex and in other sectors of the economy. 

Ключевые слова: PESTEL – анализ, макроэкономические факторы внешней среды, развитие сельских территорий, вызовы и тренды, стратегическое развитие, Новосибирская область, сельские поселения

Keywords: PESTEL — analysis, macroeconomic factors of the external environment, development of rural areas, challenges and trends, strategic development, Novosibirsk region, rural settlements 

Устойчивое развитие сельских территорий имеет высокий уровень значения для государства и его отдельных субъектов, в связи с существенным влиянием производительных сил, располагаемых на сельских поселениях для формирования уровня продовольственной безопасности страны и самообеспеченности продуктами питания регионов России. Одним из направлений решения комплексных проблем развития сельских территорий является формирование набора стратегических приоритетов, реализация которых позволит обеспечить преодоление кризисной ситуации на селе. Различные аспекты развития сельских территорий находят свое отражение в многочисленных публикациях отечественных и зарубежных учёных, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблематики и устойчивому интересу исследовательского сообщества.

Для части исследователей, развитие сельских территорий продолжает оставаться процессом, дополняющим и сопровождающим развитие сельского хозяйства, что на наш взгляд является ограниченным подходом, неумышленно снижающим оценку потенциала сельских территорий для формирования устойчивой интеграции территориальной организации расселения местных жителей и экономической основы для их существования. В связи с этим, нами сформировано представление о необходимости развития сельских территорий с позиции стратегического подхода, выраженного в учитывании всего спектра экономических и социальных процессов, происходящих на селе, а также в формировании комплексного ответа на вызовы, формирующиеся внешней средой. Необходимо преодоление локальных кризисов и барьеров развития, которые манифестируют через снижение качества жизни сельских жителей, а также упадок сельскохозяйственного производства, особенно в части производства продукции с добавленной стоимостью [3].

Для этого на сельских территориях региона следует активно применять существующие инструменты стратегического анализа и планирования, на основе которых возможно качественное определение трендов и вызовов, оказывающих влияние на местное население и локальные производства, а также связывающие их социальные и экономические процессы. В данной статье объектом исследования стал такой регион России как Новосибирская область, имеющий специфику территориального расселения на сельских территориях, выражающуюся в сосредоточении населения вокруг крупных агломеративных формирований и устойчивыми потоками маятниковой миграции между крупными населенными пунктами и территориями – сателлитами, в тоже время регион обладает широкой сетью сельских поселений, входящих в состав 30 муниципальных районов.

Основу исследования составили данные официальной статистики, публикуемые Федеральной службой государственной статистики, а также органами исполнительной власти Новосибирской области, публикации средств массовой информации, аналитические отчеты, публикуемые в открытом доступе. В качестве основного метода исследования выбран PESTEL – анализ. Применение метода способствует всестороннему изучению макросреды, в том числе для принятия обоснованных стратегических управленческих решений в части развития сельских территорий через формирование конкурентных преимуществ той или иной территориальной единицы. В основе метода оценка факторов влияния и установление соответствующей связи между анализируемыми факторами. Несмотря на то, что в ходе PESTEL – анализа изучаются только факторы, независящие от субъекта анализа, то есть от сельских территорий и локальных хозяйствующих субъектов, учет их влияния и тенденций, которые формируются влиянием этих факторов имеет определяющее значение при принятии и реализации управленческих решений как на местном, так и на региональном уровнях.

Новосибирская область является одним из ключевых индустриальных регионов Западной Сибири с весьма высоким уровнем развития объектов критической инфраструктуры и агропромышленного комплекса. Базовой отраслью для анализируемых территорий региона остается сельское хозяйство. За последние 5 лет, охарактеризовавшимися в том числе и активной экспансией крупных вертикально-интегрированных структур на территории сельских поселений, положительные значения приобрел уровень среднегодовых темпов прироста производства продукции сельского хозяйства в процентном соотношении, динамика значений представлена на рисунке 1. [10]

При этом продолжает сокращаться численность занятых в сельском хозяйстве, увеличивается выраженность отрицательных демографических процессов, уровень качества жизни остается высокодифференцированным относительно городской среды.

Не самая благоприятная ситуация в сфере сельского хозяйства напрямую влияет на социально-экономическую сферу сельских территорий. Сокращение объемов сельскохозяйственного производства в условиях отсутствия альтернативных хозяйствующих субъектов на территории обуславливает снижение доходов в местный бюджет. Фактическая ограниченность функциональности и полномочий муниципалитетов, работающих на сельских территориях, сопровождается сокращением доходной части местных бюджетов, что в свою очередь приводит не только к невозможности реализации программ развития поселений и исполнения ожиданий сельских жителей, но и к снижению качества их жизни, что напрямую влияет на отток населения. Селяне предпочитают перебираться в города и другие поселения, обладающие более высоким уровнем социального и экономического развития. Например, в Новосибирской области численность сельского населения в 2019 году по отношению к 2014 году снизилась на 12,1 тыс. человек, при этом численность городского населения демонстрирует устойчивый рост. [10]

Все вышеперечисленные явления требуют выработки стратегических шагов и решений по преодолению их деструктивного влияния на устойчивое развитие сельских территорий Новосибирской области. Слабость местной власти и проблемы финансирования поселенческой инфраструктуры являются также производными от недостаточного уровня экономического развития отдельных территорий, в т.ч. сельских.

Шесть уровней PESTEL-анализа позволяют выявить факторы принятия решений. К ним относятся: политические, экономические, социокультурные и технологические, экологические и правовые факторы стратегического развития сельских территорий. Переход к стратегическому развитию села в Новосибирской области был обусловлен внешними вызовами, последующее развитие, с учетом последовательности разработки концепций развития сельских территорий, также основывалось на необходимости преодоления отрицательного воздействия внешних факторов. Для систематизации вызовов развития села в Новосибирской области необходима их классификация. Она ведется в зависимости от характера воздействия на сельские территории.

Факторы общего порядка влияют не на сами сельские территории, а на региональную экономику, что в последующем влияет и на развитие села. Отдельно следует рассматривать региональные условия, поскольку сельские территории, в силу открытости, непосредственно включены в экономику региона, кроме того, на эти условия могут воздействовать региональные власти. Непосредственно развитие сельских территорий Новосибирской области отличается значительным разнообразием, но могут быть выделены общие тенденции, определяющие специфику регионального села.

Для описания факторов общего порядка, определяющих развитие сельских территорий Новосибирской области, используется PESTEL-анализ, результаты которого представлены в таблице 1.

Факторы общего порядка имеют, преимущественно, экономическое значение для развития сельских территорий Новосибирской области, причем они могут быть определены как вызовы не только относительно влияния на экономику региона, но и во взаимосвязи с действующей стратегией развития сельских территорий.

Тенденции развития цифровой составляющей, организации расселения в агломерациях, запросы потребителей и ряд других аспектов, связанных с влиянием факторов общего характера на сельские территории Новосибирской области действующей Стратегией развития села в Новосибирской области (2019) учитываются не в полной мере [2]. Поэтому необходимо учитывать различия между сельскими территориями РФ в целом, развитие которых определяется Концепцией (2015), и сельскими территориями региона.

Для этого может быть использована методика Профиля внешней среды, в которой оценка влияния факторов дается от 1 до 3 баллов (по возрастанию), при этом направленность определяется знаком. Для угроз оценка влияния является отрицательной, для возможностей имеет положительное значение. Профиль внешней среды для сельских территорий Новосибирской области представлен в таблице 2.

Общая оценка является положительной, но влияние многих возможностей на сельские территории НСО ниже, чем в целом по РФ, в то время как угрозы воздействуют на сельские территории с равной силой. Связано это с мерами развития сельских территорий региона, также определяется их современными особенностями.

Помимо региональной политики развития сельских территорий, следует учитывать поведение производителей, активно использующих возможности международного сотрудничества. Ряд предприятий Новосибирской области (ООО «Купинское мороженое», ООО «Новосибхолод»), расположенных в сельской местности, активно ведет экспорт на рынки развивающихся стран.

В 2019 году он составил 232,9 млн. долл., в 2020 году увеличился до 368,9 млн. долл. Это является сильной стороной развития сельских территорий Новосибирской области, поскольку в перспективе означает увеличение занятости, дополнительные инвестиции и развитие объектов инфраструктуры.

Производители учитывают и активно используют ряд других факторов общего характера, определяющих перспективы развития сельских территорий, тогда как региональной поддержкой они учитываются не в полной мере. Систематизация тенденций развития сельских территорий с позиций внешних условий представлена в таблице 3.

Стратегия развития сельских территорий в Новосибирской области, принятая в 2019 году, учитывает в отношении объемов финансирования экономический кризис, в то же время, тенденции общего характера, определяющие возможности и вызовы при развитии сельских территорий, задействованы при разработке стратегии не в полной мере. Значительная часть факторов общего порядка, в том числе, технологии, охрана окружающей среды и территориальная организация агломераций, могла бы выступать возможностями при условии включения в перечень стратегических приоритетов.

Методики оценки тенденций, относящихся к связям сельских территорий с региональной экономикой, не существует, между тем, они значимы, поэтому, основываясь на теоретических представлениях о сущности сельских территорий, можно выделить ряд факторов, значимых для Новосибирской области. Они представлены в таблице 4.

Выделение социальных и экономических аспектов при описании связей сельских территорий позволяет выделить ряд тенденций, обусловленных особенностями экономики Новосибирской области. С проблемами сталкиваются, в первую очередь, производители, а не работники. Хотя заработная плата на селе ниже, чем в городе, эффективно действующие производители конкурируют за трудовые ресурсы с другими предприятиями, это проявляется в увеличении заработной платы, но производители, особенно хозяйства, не могут предложить работникам такого разнообразия услуг, как в городе. В сочетании с проблемами бытового характера, это ведет к оттоку молодежи в город, хотя, с экономической точки зрения, условия труда сопоставимы. Следовательно, существуют социальные проблемы.

Они связаны с проблемами экономического характера с точки зрения производителей, для которых необходимость конкуренции за работников дополняется различными природными условиями сельских территорий, неразвитостью транспортного комплекса, отсутствием сервиса, который позволял бы использовать перспективные производственные решения, низкой доступностью финансирования. Хотя спрос на продукцию существует, цены для производителей не столь благоприятны, как в промышленности, одновременно именно фактор цен обеспечил начало активного замещения импорта после начала экономического кризиса.

Связь социальных и экономических проблем в развитии сельских территорий Новосибирской области носит сложный характер, поскольку доступность квалифицированной рабочей силы на селе снижается, это обусловлено недостаточной привлекательностью сельских территорий для проживания, но эта проблема может быть решена только при наличии спроса на услуги и вложений в инфраструктуру. С подобной же ситуацией сталкивались развитые страны и Китай, в каждом из случаев эффективным было создание первоначального источника развития, которое обеспечивало в последующем его устойчивость, причем решающее значение имели объемы затрат и направленность на решение наиболее значимых проблем.

В Соединенных штатах Америки это были низкие цены на продукцию производителей, в последующем это была недостаточная производительность труда в сельском хозяйстве [8]. В Китае проблему составляла социальная инфраструктура. Каждая из стран, осуществив значительные вложения на начальном этапе преобразований, в последующем достигла устойчивости в развитии сельских территорий. В отличие от российской практики, в том числе, от поддержки сельских территорий Новосибирской области, этот результат достигался ориентацией только на несколько ключевых аспектов.

Вероятно, именно эти различия в механизме устойчивого развития села приводят к недостаточной эффективности реализуемых решений. При этом для Новосибирской области основными тенденциями региональной экономики, влияющими на устойчивое развитие села, выступают:

  • возрастают различия в разнообразии услуг, что, в сочетании с бытовыми проблемами следует считать основной причиной миграции молодежи в город;
  • снижаются различия между сельскими и городскими жителями в оплате труда, поскольку производители на селе конкурируют за рабочую силу;
  • возрастает дифференциация производителей по эффективности, но все они сталкиваются с проблемами транспортной инфраструктуры и технологического обслуживания производства.

Представленные тренды могут рассматриваться как вызовы относительно политики развития сельских территорий, проводимой в Новосибирской области, а также с точки зрения перспектив села в целом, что определяется следующими причинами:

  • сельский труд перестает рассматривать как общественно значимая категория, имеющая отдельную ценность, поскольку, даже при условии равного вознаграждения, значительная часть молодежи предпочитает городскую среду, хотя перспективы трудоустройства могут быть более определенными именно в сельской местности. В этом отношении Стратегия развития села в НСО (2019) устанавливает на уровне мероприятий вполне обоснованные ориентиры, связанные с повышением квалификации имеющихся кадров, тогда как ранее действовавшая Стратегия (2015) предполагала формирование положительного отношения к проживанию в сельской местности. Подобные решения, с учетом вызовов культурного порядка, не вполне эффективны;
  • вызовом для производителей является сама возможность организации прибыльного производства в сельской местности, причем в этом отношении следует учитывать кризисные условия развития и влияние тенденций развития мировой экономики. С 2015 года в сельскую экономику Новосибирской области был обеспечен приток капитала за счет бизнеса, ранее действовавшего в городах, в том числе, в других отраслях, стимулом стало замещение импорта, сделавшее сельское производство более рентабельным. Инвесторы приняли на себя риски решений, некоторые из них воспользовались государственной поддержкой, итогом стало ускорение развития сельского хозяйства региона, которое было обеспечено не только уже действовавшими к моменту введения санкций производителями, но и предприятиями, только начавшими деятельность. Благодаря этому на селе стали действовать вполне эффективные предприятия, но их интересы определяются долгосрочными ориентирами, которые, при существующих проблемах сельских территорий реализованы быть не могут;
  • вызовом для сельских территорий является возможность достижения разнообразия услуг, делающая их привлекательными для проживания, поскольку, если наличие такого разнообразия значимо для сельских жителей, как следствие, существует спрос, который может быть удовлетворен местными участниками рынка. Отсутствует механизм, позволяющий реализовать эту возможность в масштабах всех сельских территорий Новосибирской области, причем главным ограничением для местных жителей выступает неопределенность перспектив создания бизнеса, что прямо связано с устойчивостью развития села.

Таким образом, развитие сельских территорий Новосибирской области определяется рядом тенденций, ряд из которых, во взаимосвязи со стратегией их развития, становятся вызовами в отсутствие действенного механизма их использования:

  • развитие мировой экономики определяется возрастающими противоречиями с развитыми государствами, но, одновременно усиливаются экономические связи с развивающимися странами, многие из которых открывают рынки для российских производителей сельскохозяйственной продукции. Производители из Новосибирской области пользуются данными возможностями, этому способствуют меры поддержки экспорта в регионе;
  • развитие сельских территорий Новосибирской области происходит в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, что учитывается стратегическими приоритетами, поскольку в этот период осуществлены наибольшие по объемам вложения из регионального бюджета, использование которых может способствовать преодолению отрицательного влияния данного фактора на экономику сельских территорий;
  • охрана окружающей среды становится отдельной тенденцией, проявляющейся как на уровне запросов потребителей, так и в национальных стандартах, причем для экономического развития сельских территорий это составляет вызов в отсутствие специализированных решений регионального уровня, ориентированных на выполнение этих требований местными производителями;
  • развитие технологий охватывает не только производственную составляющую экономики сельских территорий, но и условия жизнедеятельности населения, для использования этих возможностей необходимо сервисное обслуживание, но стратегией развития сельских территорий Новосибирской области оно не предусмотрено;
  • территориальная организация как отдельная тенденция связана с особенностями организация проживания в агломерациях, что могло бы служить основой специализации сельских территорий региона, но современные приоритеты их развития включают только поддержку сельского хозяйства;
  • дифференциация между селом и городом в отношении заработной платы снижается, продолжают оставаться значимыми различия, связанные с разнообразием услуг, культурных мероприятий, также в значительной мере на решения сельской молодежи о переезде в город влияет разница в бытовых условиях;
  • решающее значение на развитие экономики сельских территорий продолжают оказывать различия в природных условиях и транспортной доступности, также эффективности отдельных производителей, но практически все они сталкиваются с проблемами технологического обслуживания производства, организации доставки продукции и недостатка квалифицированных кадров;
  • условиями достижения устойчивости в развитии сельских территорий Новосибирской области являются значительные по объему вложения, их направленность на решение наиболее значимых проблем.

Таким образом, стратегическое развитие сельских территорий должно осуществляться в зависимости от стоящих перед ними в настоящее время вызовов. Эти вызовы определяют направления развития села на долгосрочную перспективу. Будущее – это ответ на вызовы настоящего. Поэтому сейчас при разработке документов стратегического характера должны учитываться такие факторы (которые одновременно и вызовы) как переход отраслей экономики на новый технологический уклад, изменение моделей потребления (осознанное потребление, экологически чистые продукты питания), активное развитие удаленной занятости (в связи с коронокризисом), увеличение внимания к экологии.

Список источников

  1. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) // СЗ РФ. – – № 6. – Ст. 1014.
  2. О государственной программе Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области»: Постановление Правительства Новосибирской области от 31 декабря 2019 года N 525-п (ред. от 10.11.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].
  3. Kondratyev, M.V., Fadeeva, O.P. (2022). Practices of Public Participation in Local Self-Governance: Case Studies of Siberian Villages. Res. Russ. No 11. Pp. 605-612.
  4. Ковтун Б.А. Комплексное развитие сельских территорий: факторы, институты и механизмы опережающего развития / Б.А. Ковтун, В.Н. Папело, В.В. Ярманов. – Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2019. – 400 с.
  5. Оценка социально-экономического механизма устойчивого развития сельских территорий Новосибирской области / Н.М. Едренкина, А.В. Деревянкин, А.П. Толкунова, А.Г. Проняева // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 2. – С. 61-65.
  6. Потенциал сельских территорий Новосибирской области / Т.Ю. Калошина, О.С. Ковалева, Ю.А. Макурина, С.В. Шарыбар [и др.]. – Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2020. – 259 с.
  7. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения 15.04.2022 г.).
  8. Слобожанин Д.М. Государственная поддержка сельских территорий США / Д.М. Слобожанин, Т.А. Афанасьева // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2021. – № 38(43). – С. 160-165.
  9. Управление социально-экономическим развитием регионов Сибири / А.С. Новоселов, Г.В. Ждан, А.В. Фалеев [и др.]; Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук. – Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2020. – 420 с.
  10. Росстат [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru
  11. Li L. National Administration for Rural Revitalization / L. Li. – URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202102/26/WS60384728a31024ad0baab2ca.html (дата обращения: 13.04.2021). – Текст: электронный
  12. Rural Development Building A New Socialist Countryside [Электронный ресурс] http://www.gov.cn/english/special/rd_index.htm (дата обращения 13.04.2022). – Текст: электронный

References

  1. Ob utverzhdenii Strategii ustojchivogo razvitiya sel`skikh territorij Rossijskoj Federaczii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 02.02.2015 # 151-r (red. ot 13.01.2017) // SZ RF. – 2015. – # 6. – St. 1014.
  2. O gosudarstvennoj programme Novosibirskoj oblasti «Kompleksnoe razvitie sel`skikh territorij v Novosibirskoj oblasti»: Postanovlenie Pravitel`stva Novosibirskoj oblasti ot 31 dekabrya 2019 goda N 525-p (red. ot 10.11.2021) [E`lektronny`j resurs] // Konsul`tant Plyus: [spravochno-poiskovaya sistema].
  3. Kondratyev, M.V., Fadeeva, O.P. (2022). Practices of Public Participation in Local Self-Governance: Case Studies of Siberian Villages. Reg. Res. Russ. No 11. Pp. 605-612.
  4. Kovtun B.A. Kompleksnoe razvitie sel`skikh territorij: faktory`, instituty` i mekhanizmy` operezhayushhego razvitiya / B.A. Kovtun, V.N. Papelo, V.V. Yarmanov. – Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvenny`j agrarny`j universitet, 2019. – 400 s.
  5. Oczenka soczial`no-e`konomicheskogo mekhanizma ustojchivogo razvitiya sel`skikh territorij Novosibirskoj oblasti / N.M. Edrenkina, A.V. Derevyankin, A.P. Tolkunova, A.G. Pronyaeva // Fundamental`ny`e issledovaniya. – 2018. – # 2. – S. 61-65.
  6. Potenczial sel`skikh territorij Novosibirskoj oblasti / T.Yu. Kaloshina, O.S. Kovaleva, Yu.A. Makurina, S.V. Shary`bar [i dr.]. – Novosibirsk: ICz NGAU «Zolotoj kolos», 2020. – 259 s.
  7. Sel`skoe khozyajstvo, okhota i lesnoe khozyajstvo. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (data obrashheniya 15.04.2022 g.).
  8. Slobozhanin D.M. Gosudarstvennaya podderzhka sel`skikh territorij SShA / D.M. Slobozhanin, T.A. Afanas`eva // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta. – 2021. – # 38(43). – S. 160-165.
  9. Upravlenie soczial`no-e`konomicheskim razvitiem regionov Sibiri / A.S. Novoselov, G.V. Zhdan, A.V. Faleev [i dr.]; Institut e`konomiki i organizaczii promy`shlennogo proizvodstva Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. – Novosibirsk: Institut e`konomiki i organizaczii promy`shlennogo proizvodstva SO RAN, 2020. – 420 s.
  10. Rosstat [E`lektronny`j resurs] https://rosstat.gov.ru
  11. Li L. National Administration for Rural Revitalization / L. Li. – URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202102/26/WS60384728a31024ad0baab2ca.html (data obrashheniya: 13.04.2021). – Tekst: e`lektronny`j
  12. Rural Development Building A New Socialist Countryside [E`lektronny`j resurs] http://www.gov.cn/english/special/rd_index.htm (data obrashheniya 13.04.2022). – Tekst: e`lektronny`j

Для цитирования: Рудой Е.В., Афанасьева, Т.А., Кондратьев М.В., Слобожанин Д.М. К вопросу о тенденциях и внешних вызовах стратегического развития сельских территорий Новосибирской области // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-48/

© Рудой Е.В., Афанасьева, Т.А., Кондратьев М.В., Слобожанин Д.М., 2022. Московский экономический журнал, 2022, №4.