http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2021

УДК 332.14 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10219

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC AND REGULATORY-LEGAL INSTRUMENTS FOR STIMULATING THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN MODERN CONDITIONS (ON THE MATERIALS OF THE ROSTOV REGION)

Брик Анна Дмитриевна, доцент, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Brick Anna Dmirtyevna, Associate Professor, Candidate of Legal Sciences, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A.K. Kortunova — a branch of the FGEO HE «Don State Agrarian University»

Плохотникова Галина Владимировна, доцент, кандидат экономических наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»,

Plokhotnikova Galina Vladimirovna, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A.K. Kortunova — a branch of the FGEO HE «Don State Agrarian University»

Аннотация. В статье анализируется динамика производства сельскохозяйственной продукции в Южном федеральном округе за период 2015-2019 гг. в региональном разрезе, осуществлено ранжирование регионов Южного федерального округа РФ по показателю темпа роста производства сельскохозяйственной продукции, обосновываются организационно-экономические, нормативно-правовые инструменты стимулирования развития агропромышленного комплекса Ростовской области на современном этапе.

Summary. The article analyzes the dynamics of agricultural production in the Southern Federal District for the period 2015-2019 in the regional context, the ranking of the regions of the Southern Federal District of the Russian Federation is carried out in terms of the rate of growth of agricultural production, organizational, economic, regulatory and legal instruments for stimulating the development of the agro-industrial complex of the Rostov region at the present stage are substantiated.

Ключевые слова: экономика, регион, Ростовская область, сельское хозяйство, Южный федеральный округ, развитие.

Key words: economy, region, Rostov region, agriculture, Southern Federal District, development.

Введение

Документам стратегического планирования Российской Федерации [8] установлены целевые ориентиры, в частности «обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией; в) устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка; г) развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям». Также одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение продовольственной безопасности РФ [2]. Достижение обозначенных целей невозможно без интенсификации сельскохозяйственного производства на микро- и мезоэкономическом уровнях, что, в свою очередь, актуализирует научный поиск организационно-экономические и нормативно-правовые инструментов, позволяющих обеспечить достижение обозначенных целей. Указанные обстоятельства в полной мере подтверждают актуальность и своевременность тематики статьи.

Методы

При написании статьи нами применялись экономико-математические и эконометрические методы [7], инструменты анализа статистической информации, расчёта динамики показателей, состава и структуры элементов в совокупности, что позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых выводов и результатов.

Результаты и обсуждение

На современном этапе Южный федеральный округ представляет собой крупную административную единицу РФ, на территории которой расположена многочисленные объекты агропромышленной инфраструктурой. Отрасли агропромышленного комплекса занимают высокий удельный вес в составе валового регионального продукта субъектов ЮФО, обеспечивают занятость граждан, проживающих в сельской местности.

Динамика производства сельскохозяйственной продукции в Южном федеральном округе за период 2015-2019 гг. отражена на рисунке 1 [6].

Анализ данных таблицы 1 позволяет установить группу регионов-лидеров по темпам роста производства сельскохозяйственной продукции в следующем составе: 1-е ранговое место – Севастополь, 2-е ранговое место – Астраханская область, 3-е ранговое место – Ростовская область, 4-е ранговое место – Республика Адыгея. Во всех перечисленных регионах темп роста сельхозпроизводства превосходит среднее значение (24,9 %) по Южному федеральному округу.

Среди регионов, темп роста сельскохозяйственного производства которых ниже среднеокружного, необходимо отметить: Волгоградскую область (22,9 %), Республику Калмыкию (22,7 %), Краснодарский край (22,5 %), Республику Крым (9,8 %).

Заключение

В завершение сформулируем следующие основные выводы:

  1. Реализуемые в настоящее время меры государственной поддержи сельскохозяйственного производства в Российской Федерации позволили обеспечить устойчивую позитивную динамику развития агропромышленного комплекса. За период 2015-2019 гг. в РФ наблюдается тенденция роста производства продукции растениеводства и животноводства как в физическом, так и в денежном выражении, усиления глубины переработки сельскохозяйственного сырья, увеличения экспорта продукции российского АПК на мировой рынок.
  2. Закреплению упомянутых выше позитивных тенденций в сфере аграрного производства может стать реализация на региональном уровне дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающих местные природно-климатические особенности. В частности, для Ростовской области характерны летние засухи, а также дефицит водных ресурсов надлежащего качества, позволяющих обеспечить своевременный полив возделываемых сельскохозяйственных культур. Подобные условия актуализируют задачу формирования эффективных инструментов государственной поддержки, позволяющих минимизировать негативное влияние вышеуказанных факторов. По нашему мнению, в числе таких инструментов необходимо отметить разработку механизма частичного возмещения за счёт средств бюджета Ростовской области затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесённых в связи с реализацией мелиоративных проектов.
  3. Действующее налоговое законодательство РФ предоставляет субъектам РФ возможности самостоятельного предоставления налоговых преференций в части региональных налогов и сборов. В данном контексте, органами государственной власти Ростовской области в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих экономическую деятельность в приоритетных направлениях производства и переработки сельхозпродукции могут применяться меры налогового стимулирования, в частности: предоставление отсрочек по уплате региональных налогов и сборов; снижение (или обнуление) процентных ставок по региональным налогам и сборам в соответствии с установленными критериями.

Реализация подобных организационно-экономических и нормативно-правовых мер [1, 3, 4] позволит сократить период окупаемости инвестиций в агропромышленном комплексе Ростовской области, что способствует усилению конкурентоспособности не только отраслей сельского хозяйства, но и всей экономики региона, в целом.

Список использованных источников 

  1. Брик А. Д. Организационно-экономические и административно-правовые факторы стимулирования развития экономики Ростовской области / Брик А. Д., Плохотникова Г. В. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. №7. С. 13-16.
  2. Брик А. Д. Продовольственная безопасность региона: состояние Ростовской области / Плохотникова Г. В., Брик А. Д. // В сборнике: Новые концептуальные подходы к решению глобальной проблемы обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях. сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 238-243.
  3. Губачев В. А. Инвестиционная привлекательность и её влияние на конкурентоспособность сельского хозяйства региона / Губачев В. А. // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. 2017. С. 52-55.
  4. Москаленко А. П. Инвестиционное проектирование: основы теории и практики / Москаленко А. П., Москаленко С. А., Ревунов Р. В., Вильдяева Н. И. // Санкт-Петербург, 2018. (1-е, Новое)
  5. Ревунов Р. В. Повышение эффективности экономического комплекса Юга России / Ревунов Р. В., Дальченко Е. А. // Императивы, векторы, организационно-экономические решения / Саарбрюкен, 2016.
  6. Ростовская область в цифрах 2019: Стат.сб./Ростовстат.- Ростов-на-Дону, 2020. – 735 с.
  7. Таранова И. В. Особенности применения экономико-математических и эконометрических методов в экономических исследованиях / Таранова И. В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал.2011.№12(36).
  8. Указ президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»