Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК 33

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10249

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ХОЗЯЙСТВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

THE ANALYSIS OF THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE PEASANT (FARMER) ECONOMIES AS A TOOL FOR IDENTIFYING MAJOR PROBLEMS ON THE EXAMPLE OF ECONOMIES IN KRASNODAR REGION

Ищенко Т.Л., соискатель, федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный центр зерна им.П.П.Лукьяненко (ФГБНУ «НЦЗ им.П.П.Лукьяненко»)

Ishchenko T.L., aspirant, Federal State Budget Scientific Institution «National Grain Center named after P.P. Lukyanenko (Federal State Budgetary Institution «National Grain Center named after P.P. Lukyanenko»)

Аннотация. В статье детальна рассмотрена относительная новая форма хозяйствования – крестьянские (фермерские) хозяйства на примере Краснодарского края. Данный субъект на территории Краснодарского края можно рассматривать только, как малый бизнес, согласно критериев установленных законодательно. Так же автором определен недостающий основополагающий критерий, позволяющий отнести крестьянские (фермерские) хозяйства к субъектам малого либо среднего бизнеса, показана значимость данного критерия. Рассмотрена проблема несоответствия количественного учета крестьянских (фермерских) хозяйств по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, предложен возможный вариант решения проблемы количественного учета на основе цифровизации информационных баз ведомств.

Summary. The article considers in detail the relative new form of management — peasant (farm) farms on the example of the Krasnodar Territory. This subject in the territory of the Krasnodar Territory can only be considered as a small business, according to the criteria established by law. The author also determined the missing fundamental criterion, which allows to classify peasant (farmer) enterprises as  a small or medium-sized businesses, and shows the significance of this criterion. The problem of the discrepancy in the quantitative accounting of farms (farms) according to the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Office of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography of the Krasnodar Territory is considered, a possible solution to the problem of quantitative accounting based on the digitalization of information databases of departments is proposed.

Ключевые слова: малый бизнес, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальный предприниматель, количественный учет, размер земельного участка, статистический учет.

Key words: small business, peasant (farmer) enterprises, individual entrepreneur, quantitative accounting, land size, statistical accounting.

Решение проблемы развития малого и среднего бизнеса в условиях модернизации существующей экономики в России становится все более значимой. Малый и средний бизнес играет важную роль: обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий. Многие экономисты: В.А. Сарайкин, Г.В. Савицкая, Н.Я. Коваленко, А.Д. Шеремет, Н.А. Попов и другие, изучали проблемы малого и среднего бизнеса, такие как конкурентоспособность малого бизнеса, обеспеченность финансовыми, трудовыми и техническими ресурсами, но в условиях современного пути экономического развития и постоянно изменяющегося законодательства,  тема требует  дальнейшего изучения.

Представители малого и среднего бизнеса задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества. В большинстве стран мира малый бизнес является основой среднего класса. В настоящее время сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития и поддержки. На сегодняшний день, по данным Росстата доля сельского хозяйства в составе ВВП России 3,9%. Согласно данных  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии количество сельскохозяйственных земель в России на 01.01.2019 года составляло 382,5 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий более 222 млн. га. Учитывая, объём сельскохозяйственных земель,  доля сельского хозяйства в общем объёме ВВП очень мала.  В современных условиях малые и средние формы хозяйствования за счет своего масштаба и вследствие большей мобильности  могут быстро приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде. Поэтому заинтересованность государства в развитии малого и среднего  бизнеса в агропромышленном комплексе связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В теории экономики эти понятия разделены на основе законодательства.  Используются несколько критериев, согласно которым предприятия относят к малым либо средним:

1) Доля государственной собственности или иностранных инвесторов должна быть не более 49% [1].

2) Средняя численность работников занятых в сельском хозяйстве за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: 16-60 человек  для малого и 101-250 для  среднего. Отдельно в малом бизнесе выделяются  микропредприятия,  численность занятых на них работников не должна превышать 15-ти человек включительно.

3) Предельный доход за календарный год. Определяется Налоговым Кодексом и законом о бухгалтерском учете. Значения устанавливает правительство РФ. С 1 августа 2016 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» № 265 установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год в размере: 120 млн. рублей для микропредприятий, 800 млн. рублей для малых и 2 млрд. рублей для средних предприятий. В результате реформирования аграрной экономики России сложились три основные формы хозяйствования: сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. Сельскохозяйственные организации, по сути, явились правопреемниками бывших колхозов и совхозов. Своеобразным социально-экономическим укладом являются  хозяйства населения, предшественниками которых были  личные подсобные хозяйства, садово-огородные участки. Качественно новым укладом в результате проведения реформ аграрного сектора экономики являются крестьянские (фермерские) хозяйства. Стоит отметить, что в законе при определении критериев размера крестьянского (фермерского) хозяйства не учтен такой немаловажный критерий, как наличие и размер земельного участка. Данный критерий должен являться основополагающим, поскольку основной ресурс фермера – это земельный участок и от его размера зависит дальнейшее развитие.

Согласно данным приведенным в таблице 1, на 1 июля 2016 года на территории Краснодарского края зарегистрировано 14 124 крестьянских (фермерских) хозяйства. Почти треть из них не имеет вообще земельной площади, участки до 4,1 га имеют 10,2% крестьянских (фермерских) хозяйств. Площадь более 100 га имеют только четверть всех крестьянских (фермерских) хозяйств. Поэтому малоземелье – это основная проблема в развитии фермерства.

 На первом этапе реформы преобладало мнение, что фермерство обеспечит эффективное сельскохозяйственное производство. Если опираться на данные статистики, то за годы реформы они не подтвердили своей эффективности. Можно найти множество причин, почему, но главной причиной признается дефицит земельных, денежных и материальных ресурсов для развития фермерского хозяйства. Но если разбирать детально данные фермерских хозяйств, то можно отследить и положительную тенденцию их развития. Фермерские хозяйства имеют предпринимательскую и товарную направленность, но создаются они на базе семьи и имеют семейный характер, что в свою очередь положительно отражается на их деятельности. Крестьянин, работающий на своей земле, не станет истощать почву, нарушая севооборот или чрезмерно удобряя ее, получать максимальный урожай здесь и сейчас.  Понятно, что крестьянин и вся его семья заинтересованы в рациональном использовании и обработке земли. За последние годы площадь земель обрабатываемых фермерами значительно увеличилась, при этом площадь земель обрабатываемых сельхозпредприятиями уменьшилась. На сегодняшний день данная тенденция сохраняется.

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю наиболее активный процесс образования крестьянских (фермерских) хозяйств пришелся на самое начало реформирования аграрного сектора экономики – в 1992-1996 гг. За этот период число хозяйств увеличилось в 5 раз, площадь земли выросла в 5,2 раза. Затем в течение 1996-2006 гг. произошло уменьшение количества хозяйств на 17,7 % при увеличении площади земли в 11,6 раз. При этом средний размер земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства имел устойчивую тенденцию роста и составил 42,1 га в 2006 г., что в 2,8 раз больше, чем в 1992 г.  С 2006 г. по 2017 г. средний размер земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства увеличился почти в 2 раза и составил 79,2 га при уменьшении количества хозяйств до 14,1 тыс.

Стоит отметить, что  точное число крестьянских (фермерских хозяйств) определить, согласно имеющегося на сегодняшний день учета, не возможно. Учет численности хозяйствующих единиц фермерских хозяйств ведется Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, но данные разняться. Путаница в учете могла образоваться еще на стадии регистрации Крестьянских (фермерских) хозяйств. Согласно ГК РФ 1995 года, крестьянские (фермерские) хозяйства могли создаваться без образования юридического лица, за главой хозяйства просто закреплялся статус индивидуального предпринимателя. Но в Федеральном Законе №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 17.06.2000 Крестьянское (фермерское) хозяйство может функционировать и в статусе юридического лица. Поскольку налоговое бремя на индивидуального предпринимателя  гораздо ниже, чем на юридическое лицо, многие фермеры стали переходить в статус индивидуальных предпринимателей. Если у юридического лица не имеется задолженностей и оно не подает декларации в налоговый орган более 3-х лет, налоговый орган автоматически исключает его из Единого государственного  реестра регистрации юридических лиц. Если факт прекращения деятельности  выявлялся, то налоговый орган мог исключить из реестра такое юридическое лицо немедленно, не дожидаясь трех лет. Учитывая, что процедура закрытия юридического лица достаточно длительная и требует материальных затрат, были фермеры которые просто открывали индивидуальное предпринимательство, а юридическое лицо, по факту уже не действующее, оставалось все еще открытым. Так же были хозяйства, которые не смогли конкурировать на ранке сельхозпроизводителей и прекратили свою деятельность, при этом с закрытием владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств не спешили. В статистику отчетность не сдавалась, поэтому учет этих хозяйств для статорганов был потерян, а вот кадастровый учет до ликвидации сохранялся, поскольку оно не было исключено из Единого государственного реестра регистрации юридических лиц. Большую долю таких хозяйств исключили из Единого государственного реестра регистрации юридических лиц по решению налоговых органов в 2014-2016 годах, при соблюдении определённого ряда условий.  Но и на сегодняшний день остаются зарегистрированные  фермерские хозяйства не ведущие свою деятельность. Для дальнейшего решения этой проблемы, необходимо связать данные ведомств ведущих учет фермерских хозяйств с данными единого государственного реестра на основе цифровизации экономики. Так же необходимо разработать и утвердить качественный мониторинг, для своевременного выявления не ведущих деятельность хозяйств. Поскольку неточности учета количества субъектов существенно искажают данные дальнейшего анализа.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

3. Башмачников, В. Ф. Фермерству в России быть: монография / В. Ф. Башмачников. Москва: «Перо», 2019. – 608 с.

4. Жуков В.Д. Земельная реформа в Российской Федерации и роль землеустроительной службы в ее реализации на Кубани / Жуков В.Д., Сидоренко М.В. // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития земельно-имущественных отношений Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, – 2019.– С. 323-334.

5. Ищенко Т.Л. Экономическая эффективность производства сельскохозяйственных культур в Краснодарском крае / Т.Л. Ищенко // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки Материалы VII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Краснодар,– 2019.– С. 27-29.

6. Папахчан И.А. Повышение роли информационного обеспечения в аграрном импортозамещении / И.А. Папахчян, А.А. Багмут, И.И. Саенко, А.В. Толмачев, В.П.Чайка // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2019. – №76. – С. 55-61.

7. Парамонов, П.Ф. Тенденции и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств / П.Ф. Парамонов, В.С. Колесник, Ю.Е. Стукова // Научный журнал КубГАУ. – 2017. – № 132(08). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv.   

8. Парамонов П.Ф. Тенденции и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств / П.Ф. Парамонов, В.С. Колесник, Ю.Е. Стукова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 132. – С. 666-684.

9. Шелехова Л.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства в структуре сельскохозяйственного производства Краснодарского края / Л.В. Шелехова, А.В. Нагоев, А.А. Булгакова  // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2016. – № 2 (180). – С. 122-128.

References

1. Federal’nyi zakon ot 24 iyulya 2007 g. N 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossiiskoi FederatsiI» (s izmeneniyami i dopolneniyami).

2. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Rosstat). – [Ehlektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.gks.ru.

3. Bashmachnikov, V. F. Fermerstvu v Rossii byt’: monografiya / V. F. Bashmachnikov. Moskva: «PerO», 2019. – 608 s.

4. Zhukov V.D. Zemel’naya reforma v Rossiiskoi Federatsii i rol’ zemleustroitel’noi sluzhby v ee realizatsii na Kubani / Zhukov V.D., Sidorenko M.V. // V sbornike: Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya zemel’no-imushchestvennykh otnoshenii Sbornik statei po materialam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Krasnodar, – 2019.– S. 323-334.

5. Ishchenko T.L. Ehkonomicheskaya ehffektivnost’ proizvodstva sel’skokhozyaistvennykh kul’tur v Krasnodarskom krae / T.L. Ishchenko // V sbornike: Aktual’nye problemy sovremennoi nauki Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov, magistrantov i studentov. Krasnodar,– 2019.– S. 27-29.

6. Papakhchan I.A. Povyshenie roli informatsionnogo obespecheniya v agrarnom importozameshchenii / I.A. Papakhchyan, A.A. Bagmut, I.I. Saenko, A.V. Tolmachev, V.P.Chaika // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2019. – №76. – S. 55-61.

7. Paramonov, P.F. Tendentsii i problemy razvitiya krest’yanskikh (fermerskikh) khozyaistv / P.F. Paramonov, V.S. Kolesnik, Yu.E. Stukova // Nauchnyi zhurnal KuBGAU. – 2017. – № 132(08). – Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv.   

8. Paramonov P.F. Tendentsii i problemy razvitiya krest’yanskikh (fermerskikh) khozyaistv / P.F. Paramonov, V.S. Kolesnik, Yu.E. Stukova // Politematicheskii setevoi ehlektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2017. – № 132. – S. 666-684.

9. Shelekhova L.V. Krest’yanskie (fermerskie) khozyaistva v strukture sel’skokhozyaistvennogo proizvodstva Krasnodarskogo kraya / L.V. Shelekhova, A.V. Nagoev, A.A. Bulgakova  // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ehkonomika. – 2016. – № 2 (180). – S. 122-128.