Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 631:332

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_154 

МЕТОДИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА

METHODOLOGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE REGION

Афанасьева Татьяна Алексеевна, научный сотрудник, аспирант, ФГБОУ ВО Новосибирского ГАУ, г. Новосибирск

Afanasieva Tatyana Alekseevna, PhD-student, researcher, Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia

Аннотация. Предложена методика развития сельских территорий, основу которой составляют уточненные представления относительно содержания устойчивости в развитии села. Сельские территории рассматриваются как открытая система, поэтому устойчивость их развития может достигаться только во взаимосвязи с экономикой региона и с учетом воздействия факторов более общего порядка. Сама устойчивость в развитии села проявляется как на внешнем уровне, через достижение близких условий проживания в городской агломерации и сельской местности, равные возможности для бизнеса, так и на внутреннем уровне, в первую очередь, через развитие экономики  села и разнообразие для потребителей. В предлагаемой методике основу составляет оценка исходных условий, позволяющая выявить исходную проблему, не позволяющая сельским территориям развиваться. На ее решение должно быть направлено масштабное воздействие со стороны региональных властей, способствующее ее разрешению и составляющее основу перехода к устойчивому развитию, но дополняются преобразования реализацией средств воздействия. Их перечень основан на обобщении зарубежного опыта устойчивого развития сельских территорий, но содержание определяется современными вызовами и тенденциями развития села. Обоснован алгоритм перехода к устойчивому развитию сельских территорий, сформированы принципы устойчивого развития села, включающие стратегические и организационные положения. Разработанная методика может быть востребована как для модернизации существующих программ развития сельских территорий, так и положена в основу их разработки

Abstract. A methodology for the development of rural areas is proposed, which is based on refined ideas about the content of sustainability in rural development. Rural areas are considered as an open system, so the sustainability of their development can only be achieved in conjunction with the economy of the region and taking into account the impact of factors of a more general order. The very sustainability in rural development is manifested both at the external level, through the achievement of close living conditions in the urban agglomeration and rural areas, equal opportunities for business, and at the internal level, primarily through the development of the rural economy and diversity for consumers. In the proposed methodology, the basis is the assessment of the initial conditions, which makes it possible to identify the initial problem that does not allow rural areas to develop. A large-scale impact on the part of regional authorities should be directed to its solution, contributing to its resolution and forming the basis for the transition to sustainable development, but transformations are complemented by the implementation of means of influence. Their list is based on a generalization of foreign experience in the sustainable development of rural areas, but the content is determined by modern challenges and trends in rural development. The sequence of transition to the sustainable development of rural areas is substantiated, the principles of sustainable rural development are formed, including strategic and organizational provisions. The developed methodology can be in demand both for the modernization of existing programs for the development of rural areas, and as the basis for their development.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, городская агломерация, конкурентные условия, потребительское разнообразие, демографическая ситуация, стратегия развития села, дифференциация доходов, сельское население, сельскохозяйственные производители

Keywords: rural areas, sustainable development, urban agglomeration, competitive conditions, consumer diversity, demographic situation, rural development strategy, income differentiation, rural population, agricultural producers

Российское село, на протяжении веков бывшее основой российской экономики и даже с переходом к индустриальному типу развития не ослабившее своей роли, в условиях рыночных реформ оказалось в затяжном кризисе, который не сменился ожидаемым подъемом вслед за оживлением всей экономики и началом структурных преобразований. Напротив, благосостояние жителей городских агломераций начало стремительно повышаться, что послужило причиной оттока молодежи, главной движущей силы сельской экономики в города, где при отсутствии специального образования значительной части сельской жители было предложено только включение в сервисную экономику, ставшую на тот момент доминирующей для большинства российских городов. Различия в условиях проживания, даже при современном выравнивании заработной платы между городами и сельской местностью, усилиях региональных властей, направленных на модернизацию сельской экономики и общее развитие сельской инфраструктуры, не дали желаемого результата. Хотя кризис села преодолен, во многих отношениях, прежде всего, в демографическом аспекте, сельские территории продолжают характеризоваться отрицательной, нисходящей тенденцией, для преодоления которой действенных мер не выработано. В состоянии сельских территорий наблюдается устойчивость, но во многом это устойчивость отрицательного характера, поскольку устойчиво, пусть и медленно, сокращается численность населения, уровень жизни на селе не только устойчиво ниже, чем в городских агломерациях, но и не создано предпосылок для сокращения этих различий. Необходим толчок, направленный на преодоление отрицательных трендов в развитии села, обладающий достаточной силой для придания развитию сельской местности должной направленности. Источником, очевидно, должно являться государство, прежде всего, региональные власти в достаточной мере осведомленные о специфике сельских территорий региона, одновременно располагающие для достижения требуемого эффекта достаточными возможностями и ресурсами.

Целью исследования является обоснование методики устойчивого развития сельских территорий. Задачами исследования являются уточнение сущности сельских территорий, обоснование алгоритма и этапов перехода к устойчивому развитию села, а также принципов устойчивого развития сельских территорий. В исследовании использованы данные официальной статистики, стратегических программ развития села в России и за рубежом. Методами исследования послужили формально-логический и сравнительно-правовой методы (анализ программ развития сельских территорий), индексный метод и метод относительных показателей (состояние сельских территорий Новосибирской области).

Преодоление отрицательного тренда на развитие села возможно только при обоснованном понимании сути сельских территорий, их специфики. Хотя многими исследователями указывается на автономный, изолированный характер сельской местности [9, 10], именно открытость сельских территорий по отношению к региональной экономике и воздействию факторов общего порядка следует признать ключевым свойством этих социально-экономических систем. Изоляция в культурном и информационном плане давно преодолена вначале с развитием телевидения, а затем и других видов связи, что соответствует влиянию факторов технологического порядка. В социальном отношении культура села все больше сходится с городом, причем это одна из наиболее значимых причин урбанизации. Сельские производители зависят от спроса на их продукцию со стороны предприятий и конечных потребителей, расположенных в городах, а экономика региона, в свою очередь, подвержена влиянию более общих экономических условий национального или международного уровня.

Эти обстоятельства необходимо учитывать, принимая решения о направленности развития села и выбирая для этого подходящие методы, но также следует принимать во внимание изменчивость этих факторов с течением времени, тогда как устойчивость в развитии села должна пониматься именно как способность к достижению значимых для сельского населения ориентиров. Сельские территории не являются изолированными, поэтому такая способность не может являться следствием разрыва связей с экономикой региона, как следствие, обеспечивается она только приспособлением. Поэтому и устойчивость в развитии сельских территорий с позиций методики должна пониматься исключительно как приобретение способности к приспособлению относительно внешних воздействий, но с учетом их влияния, что, очевидно, невозможно без достаточного уровня развития производства и социальной составляющей. В отсутствие внутренних ресурсов для достижения такого результата, обеспечиваться устойчивость в развитии села должна первоначальным внешним воздействием с последующим независимым приспособлением к внешним условиям, за исключением экстраординарных ситуаций, когда требуется решительное вмешательство. Обобщенная характеристика методики развития сельских территорий может быть представлена в виде рисунка 1.

Предлагаемая методика позволяет, прежде всего, уточнить содержание устойчивости в развитии села. Помимо приспосабливаемости к внешним воздействиям и способности независимо от них либо с их использованием, устойчивость имеет и частные проявления. Они делятся на внешнюю составляющую, по отношению к региону и глобальной экономике, а также внутренние аспекты. Во внешнем отношении производители должны находиться в конкурентных условиях, иначе говоря, сбытовые предприятия, перерабатывающие организации или любые другие участники рыночных отношений не должны иметь диктовать условия, пользуясь ограниченными возможностями выбора партнеров для сбыта. Конкурентные условия по отношению к внешним проявлениям устойчивости должны существовать и в потребительском отношении. Иначе говоря, жители сельской местности не должны быть ограничены в покупках вследствие невозможности приобретения товаров на сопоставимых с городским населением условиях. Жители сельской местности и городских агломераций, как и бизнес, должны находиться в сопоставимых условиях, тогда, с внешней стороны, можно говорить именно об устойчивости развития села, поскольку при достижении таких характеристик, сельская местность действительно способна развиваться, приспосабливаясь к внешним условиям, но с учетом интересов сельских жителей. С внешней стороны наиболее общим выражением конкурентного характера условий проживания может считаться предпочтение сельской местности переезду в город при возможности выбора.

Внутренний аспект устойчивости включает, по меньшей мере, экономическую и социальную составляющую, тесно связанные между собой, поскольку одним из ключевых недостатков сельской местности, делающих ее неконкурентной по отношению к экономике города, является недостаточное развитие сервиса, но причиной выступает более низкий уровень жизни населения. Многие виды сервисного бизнеса становятся невыгодными в сельской местности при небольшом количестве покупателей, даже в отсутствие конкуренции, сфера услуг не развивается, многие сельские жители, особенно молодежь, осознают эти различия, движимые стремлением к разнообразию, переезжают в город. Сельские производители в такой ситуации сталкиваются с дефицитом рабочей силы и уменьшением спроса со стороны местного населения.

Этот аспект имеет ключевое значение по отношению к достижению устойчивого развития сельских территорий, поскольку, при меньшем совокупном спросе, даже сокращение дифференциации в доходах между селом и городом не создает условий для развития сервиса в сельской местности. Между тем, в социальном отношении он необходим, поскольку делает условия проживания на селе сопоставимыми с городом. Более того, именно аспект условий проживания (возможность покупок, доступность услуг), а не оплаты труда продолжает оказывать решающее влияние на решения молодежи о переезде в город.

Данное утверждение подтверждают показатели дифференциации доходов и численности сельского населения Новосибирской области (рис.2).

Разница в оплате труда между селом и городом за 2012-2020 гг. сократилась на 18,85%, но за этот же период численность сельских жителей уменьшилась на 3,97%, несмотря на проводимую модернизацию сельской инфраструктуры и значительное улучшение рыночных позиций многих хозяйств, воспользовавшихся возможностями замещения импорта. Разница в оплате труда влияет на миграцию сельского населения, но лишь в определенной мере, столь же существенное значение имеют различия в условиях проживания, что и служит одной из основных причин невозможности достижения устойчивого развития села в предлагаемом понимании.

Исходя из этого, необходимо предложить сельским жителям схожие возможности для реализации потребностей, в сравнении с городом, но с учетом специфики сельской местности, поскольку она в любом случае отличается условиями проживания, а также с поправкой на специфику сельской экономики. Она отличается, по меньшей мере, неравномерностью загрузки рабочей силы в течение года, содержанием труда, также дифференцированным характером положения сельских территорий по отношению к городским агломерациям, что создает преимущества для сел, расположенных вблизи крупных городов и связанных с ним транспортными магистралями. Для обоснованных преобразований на селе, в соответствии с предлагаемой методикой, вначале должны быть описаны исходные позиции, включающие стратегии и состояние села, а также тренды и вызовы. Перечень показателей и методик анализа представлен на рисунке 3. В описании исходных позиций сельских территорий, условно, можно выделить два направления, первое из которых касается непосредственно сельских территорий, а также участия государства в их развитии, а второе относится к перспективам села. Развитие села может описываться различными показателями, основываясь на целевых параметрах стратегий развития села различного уровня, предлагается использовать описание демографических, экономических и социальных переменных, а также дифференциации заработной платы. Развитию сельских территорий способствуют государственные программы различного уровня, причем не только прямо ориентированные на эту цель, но и связанные стратегии. С учетом современной организации стратегического управления, можно выделять стратегии [4] и целевые программы развития села федерального [2] и регионального уровня [6], их взаимосвязь проявляется через выделение общих ориентиров развития сельской местности и последующее уточнение региональными властями.

Связаны с развитием села стратегия социально-экономического развития (далее – СЭР) [5], Доктрина продовольственной безопасности [1], стратегии развития сельского хозяйства [3, 7], также социальная и культурная политика [8]. В совокупности они влияют на перспективные условия и исходное состояние сельских территорий, но, с учетом их открытости, существенно большим может быть перспективное влияние факторов общего порядка, а реализуется оно с учетом характера связей между сельскими территориями и экономикой региона. Поэтому для описания тенденций развития села может использоваться методика PESTEL-анализа, ее применение не отличается от сферы корпоративного управления, анализ также завершается построением Профиля внешней среды. Поскольку управление сельскими территориями охватывает более длительный период по сравнению с корпоративными стратегиями, желательно также обобщение условий внешнего порядка для выделения наиболее общих тенденций.

Это условия, в которых на перспективу должно происходить развитие сельских территорий. В сочетании с современными характеристиками села, они влияют на выбор конкретных решений, направленных на достижение устойчивости в развитии, определяют способы, которыми должно осуществляться воздействие. В зависимости от региона, перечень тенденций может различаться. Для Новосибирской области он представлен в таблице 1.

Многие из представленных тенденций имеют общий характер для сельских территорий РФ, за исключением влияния территориальной организации и международных отношений. Эти тенденции возникли сравнительно недавно, поэтому у региональных властей отсутствует опыт действий с учетом их влияния, но, безусловно, оно является весьма существенным. Более того, в значительной мере эти условия, особенно технологического порядка, влияют на выбор средств, которыми должно проводиться активное воздействие на сельские территории в достижении устойчивого развития, но только в плане конкретного содержания. В более общем понимании это позволяет говорить о статической и динамической составляющих в развитии сельских территорий. Статическая составляющая неизменна, она формируется исходя из опыта устойчивого развития сельских территорий, позволяя выделить наиболее действенные средства воздействия со стороны региональных властей, но конкретный способ реализации зависит от тенденций развития села.

Примером является такой элемент предлагаемой методики как «связь с городом». Для перехода к устойчивому развитию сельских территорий необходимо обеспечить поставки продукции местных производителей на конкурентных условиях, в целом создать основу для обмена, включая организацию покупок жителями села. Впервые действенность такого решения продемонстрировал опыт США, когда, с развитием посылочной торговли, фермеры смогли совершать покупки по каталогам с доставкой почтой [17]. Значительная роль отводится торговле между селом и городом и в современной аграрной политике ЕС, основу которой заложило создание интеграционной группировки. Решения были действенны, но, учитывая современные тенденции развития села, очевидно, большее значение должны иметь удаленная торговля, формат коллективных покупок, цифровые решения, сбыт в онлайн-формате. Способы реализации других средств воздействия также определяются тенденциями развития села.

Перечень средств остается неизменным, поскольку действенность этих решений подтверждена практикой многих стран, в том числе, России. Использовались они для достижения устойчивого развития в различные периоды времени, как правило, это были кризисные условия. Поэтому, основываясь на обобщении российского и зарубежного опыта, можно выделить средства воздействия, представленные на рисунке 4.

Экспериментальная деревня является одновременно средством воздействия и методом управления преобразованиями на сельских территориях, причем как средство воздействия она относится к динамической составляющей преобразований, а как метод управления является статическим элементом. Суть сводится к реализации в короткие сроки предполагаемых преобразований на ограниченной территории (в «экспериментальной деревне»), что позволяет сделать вывод об эффективности мер, выбрать из них наиболее подходящие решения, сформировать необходимый опыт. В последующем используются только действенные меры, поскольку опыт уже имеется, в масштабах региона расходы бюджетных средств значительно сокращаются.

Наиболее характерным примером использования «экспериментальной деревни» является Китай, где на первоначальном этапе реформ только в Гуаньчжоу были проведены предполагавшиеся по всей стране реформы [18]. Различия между сельскими территориями и городом начали заметно сокращаться, что подтвердило действенность решений, которые в последующем стали проводиться по всей стране. Этот опыт был учтен в современной Стратегии развития китайского села, где предусмотрены «экспериментальные деревни» уже в нескольких категориях, включая сельский туризм, глубокую переработку и «цифровое» развитие китайской деревни [15]. Реализация ведется по принципу одного направления для одной группы сельских территорий.

Особенностью «экспериментальной деревни» служит проведение мероприятий не только в короткие сроки, но и при значительных вложениях, которые на других территориях должны осуществляться в течение ряда лет, поскольку только так возможно оценить перспективность решения. Затраты в любом случае оказываются ниже по сравнению с масштабными преобразованиями сразу на всей территории региона, причем опыт управления «экспериментальной деревней» позволяет, в случае признания решения эффективным, в дальнейшем сократить затраты регионального бюджета. Связано это с пониманием наиболее рациональных способов достижения результата, поэтому в предлагаемой методике дополнительно может быть указано на такой организационный принцип как создание проектной команды, отвечающей за преобразования на сельских территориях региона.

Сервис как средство достижения устойчивого развития сельских территорий не следует понимать исключительно как развитие сферы услуг. Оно также необходимо, но следует учитывать, что для аграрного производства, сосредоточенного в сельской местности, требуется техническое обслуживание оборудования и техники, которое в советские времена обеспечивали машинно-тракторные станции (далее – МТС). Сегодня каждое хозяйство вынуждено делать это независимо, но такое решение нельзя признать наиболее эффективным, особенно с учетом технологического развития отрасли, где, помимо ремонта техники, требуется также инжиниринг. Учитывая опыт США, где поддержка малого бизнеса на селе позволила достичь потребительского разнообразия, а также Китая, современная политика развития сельских территорий которого включает сразу несколько направлений сервисного обслуживания производителей, можно сделать вывод о необходимости формирования сервиса как условия перехода к устойчивому развитию села. Сервис должен охватывать как сферу аграрного производства, так и потребителей.

Необходимо отметить, что в понятие сервиса переработка продукции на селе не включается, поскольку, хотя некоторые страны, в частности, Китай рассматривают ее как одно из направлений устойчивого развития села, это уже элемент аграрной политики. Кроме того, возможности переработки сырья непосредственно в сельской местности зависят от множества условий, с учетом особенностей российского села, это не всегда возможно.

Устойчивость развития села включает сбыт на конкурентной основе, а для этого необходимы торговые площади, поскольку только в этом случае положение небольших хозяйств из сельской местности оказывается сопоставимым с крупным бизнесом, действующим в городских агломерациях, что делает условия сбыта приемлемыми. Под торговой площадкой понимается способ организации взаимодействия участников определенного сегмента рынка, отличающийся наличием множества участников как с одной, так и с другой стороны, при котором отсутствует возможность влияния конкретного лица на цены или другие условия. Создание торговых площадок обеспечивает рыночную конкуренцию, делает возможным сбыт, в том числе, конечным потребителям, становясь источником прибыли для производителей из сельской местности, как следствие, обеспечивая развитие производства, но торговые площадки следует рассматривать и в потребительском отношении. В отличие от зарубежной практики, где данное средство воздействия рассматривалось только с позиций недискриминационных условий поставки продукции сельского хозяйства на городские рынки, при современном технологическом развитии этот инструмент может рассматриваться и как способ организации покупок сельскими жителями.

Практическим вариантом организации таких покупок, наиболее подходящим для условий Новосибирской области, является организация онлайн-площади для размещения заявок и сервиса по доставке купленных товаров в сельскую местность. Фактически, обслуживать его может один автомобиль, выполняющий ежедневные рейсы, а, с точки зрения потребительского разнообразия, такой вариант является существенно более предпочтительным, в сравнении с существующей организацией покупок, предполагающей длительное ожидание или необходимость поездки в город.

Представленный перечень средств воздействия на устойчивое развитие села в значительной мере отличается по содержанию от первоначальных вариантов их реализации, он зависит от тенденций развития села, что может рассматриваться как один из основополагающих принципов предлагаемой методики, но, помимо этого, может быть выделен и ряд других общих положений. Они представлены на рисунке 5.

Непосредственно переход к устойчивому развитию села должен обеспечиваться в соответствии со стратегическими принципами, но, поскольку существует зависимость эффективности преобразований от управления, выделяются также организационные принципы, имеющие служебное значение. В отношении стратегии развития села ключевое значение имеет принцип масштабного воздействия, которые означает необходимость осуществления значительных затрат в короткие сроки, что позволяет в дальнейшем перейти к устойчивому развитию без дополнительных расходов. Примером реализации этого принципа является преодоление Великой депрессии в сельском хозяйстве США, когда на развитие сельских территорий было потрачено 2,6% ВВП этой страны [13]. Результатом стал выход из длительного экономического кризиса, сельские территории получили возможность развития независимо от участия государства [14].

Принцип ключевой проблемы связан с принципом исходных условий, заключается в необходимости масштабного воздействия на конкретную сферу развития сельских территорий, составляющую наиболее значимую проблему. Ключевая проблема может относиться к отдельной сельской территории либо ко всему региону. Например, в Новосибирской области общей для всех сельских территорий проблемой является сокращение численности населения, хотя на некоторых территориях она дополняется транспортной доступностью и высоким уровнем безработицы. Это подтверждается данными рисунка 6. Производство на селе в реальном выражении за 2012-2020 гг. возросло на 5,87%, хотя в некоторые периоды наблюдалось его сокращение. С учетом снижения дифференциации в оплате труда, сфера производственных отношений не является ключевой проблемой для сельских территорий Новосибирской области, хотя их экономика развивается медленными темпами. Уровень износа водопроводных сетей уменьшился с 41,22% в 2012 году до 30,46% в 2020 году, снижается он также медленными темпами, тем не менее, модернизация коммунальной инфраструктуры ведется. Можно отметить, что и в отношении других видов коммунальной инфраструктуры также происходит снижение уровня износа, пусть и медленными темпами.

Поэтому данная проблема также не может признаваться ключевой. В то же время, численность сельского населения в 2012-2020 гг. сократилась на 3,97%, что составляет наиболее значимую проблему развития села в регионе, определяя медленное развитие экономики в отсутствие достаточной рабочей силы и снижая привлекательность местных рынков для производителей. Медленное развитие экономики влияет на модернизацию инфраструктуры, поскольку значительная часть вложений приходится на местные бюджеты.

Масштабное воздействие должно обеспечивать решение проблемы оттока сельского населения, в этом состоит связь с исходными условиями.

Исходные условия определяют содержание ключевой проблемы, от нее зависит направленность масштабного воздействия, причем, если характер ключевой проблемы не соответствует средствам воздействия, что возможно с учетом специфики сельских территорий в РФ, вначале решается ключевая проблема, лишь затем реализуются другие средства воздействия. Это позволяет уточнить предлагаемую методику в соответствии с рисунком 6. Связь между принципами исходных условий, ключевой проблемы и неизменности средств воздействия дает возможность уточнить этапы перехода к устойчивому развитию села, а перечень тенденций и вызовов влияет на содержание средств воздействия.

Помимо этого, следует учитывать принцип направленности на иной тренд, означающий, что целью масштабного воздействия является достижение положительных тенденций в отношении ключевой проблемы, что должно учитываться на организационном уровне при описании целевых параметров развития села. Например, для Новосибирской области направленность на иной тренд определяется замедлением оттока сельского населения в город, а, в последующем и увеличением количества сельских жителей, что в перспективе обеспечивает развитие экономики в сельской местности. Описание этого целевого показателя возможно через параметрический тренд, вид которого выбирается на основе сопоставления с фактическими данными, а эффект масштабного воздействия оценивается с учетом построения обратной зависимости.

Другим организационным принципом устойчивого развития села является неравномерность. Хотя современная практика управления развитием сельских территорий предполагает равномерное распределение финансирования с использованием нормативов, такой подход не позволяет реализовать масштабное воздействие, а оно необходимо. Поэтому, после завершения этапа «экспериментальной деревни» для региона, наиболее обоснованным является ранжирование сельских территорий с установлением последовательности вложений. Хотя это создает неравномерность в развитии села, но обеспечивает возможность перехода к устойчивому развитию. Дополнительным эффектом становится возможность экономии за счет совместного использования некоторых объектов, таких как торговые площадки для производителей. Они создают одновременный эффект для всех сельских территорий региона.

Возможность использования опыта при достижении устойчивости в развитии сельских территорий не ограничивается только «экспериментальной деревней», его обеспечивает также проектная структура, например, подразделение регионального Минсельхоза, отвечающее за устойчивое развитие села. Источники опыта при устойчивом развитии села в соответствии с предлагаемой методикой представлены на рисунке 8.

Использование «экспериментальной деревни» дает представление не только об эффективных средствах воздействия, но и позволяет обобщить ошибки, связанные с реализацией действенных средств, что позволяет проводить дальнейшие преобразования более рационально. Наличие проектной структуры с неизменным составом дает возможность использования опыта развития других сельских территорий, кроме того, источником эффективности становится обобщение опыта для всего региона. Источником эффективности становится и совместное использование некоторых ресурсов.

Конкретным выражением предлагаемой методики становится целевая программа развития села, в этом отношении она не отличается от существующего подхода к развитию сельских территорий

Уточнено содержание устойчивости в развитии села, его внешний аспект предполагает конкурентные условия для сельских жителей и производства в сравнении с городской агломерацией, в более общем понимании отражая способность сельских территорий к достижению значимых для местного населения результатов за счет приспособления к внешним воздействиям либо использования внешних условий. Внутренний аспект устойчивого развития села связан с развитием экономики и должным потребительским разнообразием. Для перехода к устойчивому развитию села необходимо масштабное воздействие на ключевую проблему, оценка которой ведется в соответствии с исходными условиями развития сельских территорий, но также должны быть реализованы средства воздействия. Их перечень определяется зарубежным опытом развития села и остается неизменным, но содержание определяется тенденциями и вызовами развития сельских территорий. Алгоритм преобразований в сельской местности включает установление ключевой проблемы, обоснование первоначального масштабного воздействия, которое вначале реализуется в масштабах «экспериментальной деревни», затем, с учетом выводов о действенности конкретных средств развития села, на других территориях. Развитие сельских территорий предполагает неравномерность, поскольку масштабные воздействия не могут одновременно быть реализованы во всем регионе, но последовательные преобразования делают меры развития сельских территорий более эффективными за счет использования опыта создаваемой для этого проектной структурой. Предложены стратегические и организационные принципы, составляющие основу методики развития сельских территорий.

Полученные результаты могут быть использованы как для модернизации программ стратегического развития села в регионах, так и для разработки подобных решений.

Список источников

  1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20//СЗ РФ. – 27.01.2020. – N 4. – Ст. 345.
  2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 (ред. от 24.12.2021)//СЗ РФ. – 10.06.2019. – N 23. – Ст. 2953.
  3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 24.12.2021)//СЗ РФ. – 06.08.2012. – N 32. – Ст. 4549.
  4. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017)//СЗ РФ. – 09.02.2015. – N 6. – Ст. 1014.
  5. О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года: Постановление Правительства Новосибирской области от 19 марта 2019 года N 105-п [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].
  6. О государственной программе Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области»: Постановление Правительства Новосибирской области от 31 декабря 2019 года N 525-п (ред. от 10.11.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].
  7. О государственной программе Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области»: Постановление Правительства Новосибирской области от 02 февраля 2015 года N 37-п (ред. от 08.11.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : [справочно-поисковая система].
  8. Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Культура Новосибирской области»: Постановление Правительства Новосибирской области от 03 февраля 2015 года N 46-п (ред. от 17.11.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : [справочно-поисковая система].
  9. Бизюкина, М.С. Специфика сельских территорий РФ в аспекте обеспечения их устойчивого развития / М.С. Бизюкина, М.В. Лёвина//Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. – Курган, 2021. – С. 230-234.
  10. Харитонов, А.В. Теоретико-методологический анализ устойчивого развития сельских территорий / А.В. Харитонов, Н.В. Бондарев, Г.С. Бондарева. – Воронеж: Диамант, 2021. – 258 с.
  11. Более 350 тысяч тонн продукции АПК Новосибирской области отправлено на экспорт [Электронный ресурс] https://www.nso.ru/news/39169 (дата обращения 25.01.2022).
  12. Росстат [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru (дата обращения 25.01.2022).
  13. Agricultural Adjustment Act (1933) [Электронный ресурс] http://nationalaglawcenter.org/wp-content/uploads/assets/farmbills/1933.pdf (дата обращения 25.01.2022).
  14. Agricultural Adjustment Administration [Электронный ресурс] https://www.britannica.com/topic/Agricultural-Adjustment-Administration (дата обращения 25.01.2022).
  15. China’s Rural Vitalization and Agriculture Green Development – Policy Framework and Action Plans [Электронный ресурс] http://www.sainonline.org/pages/zhishiku/信息通报/SAIN_Inforsheet%20No%2021.pdf (дата обращения 25.01.2022).
  16. Common agricultural policy funds [Электронный ресурс] https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/key-policies/common-agricultural-policy/financing-cap/cap-funds_en#eagf (дата обращения 25.01.2022).
  17. Слобожанин, Д. М. Государственная поддержка сельских территорий США / Д. М. Слобожанин, Т. А. Афанасьева // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2021. – № 38(43). – С. 160-165.
  18. Rural Development Building A New Socialist Countryside [Электронный ресурс] http://www.gov.cn/english/special/rd_index.htm (дата обращения 25.01.2022).

References

  1. Ob utverzhdenii Doktriny` prodovol`stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 N 20//SZ RF. – 27.01.2020. – N 4. – St. 345.
  2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy` Rossijskoj Federacii «Kompleksnoe razvitie sel`skix territorij» i o vnesenii izmenenij v nekotory`e akty` Pravitel`stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 31.05.2019 N 696 (red. ot 24.12.2021)//SZ RF. – 10.06.2019. – N 23. – St. 2953.
  3. O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya na 2013 – 2020 gody`: Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 14.07.2012 N 717 (red. ot 24.12.2021)//SZ RF. – 06.08.2012. – N 32. – St. 4549.
  4. Ob utverzhdenii Strategii ustojchivogo razvitiya sel`skix territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 02.02.2015 N 151-r (red. ot 13.01.2017)//SZ RF. – 09.02.2015. – N 6. – St. 1014.
  5. O Strategii social`no-e`konomicheskogo razvitiya Novosibirskoj oblasti na period do 2030 goda: Postanovlenie Pravitel`stva Novosibirskoj oblasti ot 19 marta 2019 goda N 105-p [E`lektronny`j resurs] // Konsul`tant Plyus: [spravochno-poiskovaya sistema].
  6. O gosudarstvennoj programme Novosibirskoj oblasti «Kompleksnoe razvitie sel`skix territorij v Novosibirskoj oblasti»: Postanovlenie Pravitel`stva Novosibirskoj oblasti ot 31 dekabrya 2019 goda N 525-p (red. ot 10.11.2021) [E`lektronny`j resurs] // Konsul`tant Plyus: [spravochno-poiskovaya sistema].
  7. O gosudarstvennoj programme Novosibirskoj oblasti «Razvitie sel`skogo xozyajstva i regulirovanie ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya v Novosibirskoj oblasti»: Postanovlenie Pravitel`stva Novosibirskoj oblasti ot 02 fevralya 2015 goda N 37-p (red. ot 08.11.2021) [E`lektronny`j resurs] // Konsul`tant Plyus : [spravochno-poiskovaya sistema].
  8. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy` Novosibirskoj oblasti «Kul`tura Novosibirskoj oblasti»: Postanovlenie Pravitel`stva Novosibirskoj oblasti ot 03 fevralya 2015 goda N 46-p (red. ot 17.11.2021) [E`lektronny`j resurs] // Konsul`tant Plyus : [spravochno-poiskovaya sistema].
  9. Bizyukina, M.S. Specifika sel`skix territorij RF v aspekte obespecheniya ix ustojchivogo razvitiya / M.S. Bizyukina, M.V. Lyovina//Dostizheniya i perspektivy` nauchno-innovacionnogo razvitiya APK: Sbornik statej po materialam II Vserossijskoj (nacional`noj) nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem. – Kurgan, 2021. – S. 230-234.
  10. Xaritonov, A.V. Teoretiko-metodologicheskij analiz ustojchivogo razvitiya sel`skix territorij / A.V. Xaritonov, N.V. Bondarev, G.S. Bondareva. – Voronezh: Diamant, 2021. – 258 s.
  11. Bolee 350 ty`syach tonn produkcii APK Novosibirskoj oblasti otpravleno na e`ksport [E`lektronny`j resurs] https://www.nso.ru/news/39169 (data obrashheniya 25.01.2022).
  12. Rosstat [E`lektronny`j resurs] https://rosstat.gov.ru (data obrashheniya 25.01.2022).
  13. Agricultural Adjustment Act (1933) [E`lektronny`j resurs] http://nationalaglawcenter.org/wp-content/uploads/assets/farmbills/1933.pdf (data obrashheniya 25.01.2022).
  14. Agricultural Adjustment Administration [E`lektronny`j resurs] https://www.britannica.com/topic/Agricultural-Adjustment-Administration (data obrashheniya 25.01.2022).
  15. China’s Rural Vitalization and Agriculture Green Development – Policy Framework and Action Plans [E`lektronny`j resurs] http://www.sainonline.org/pages/zhishiku/信息通报/SAIN_Inforsheet%20No%2021.pdf (data obrashheniya 25.01.2022).
  16. Common agricultural policy funds [E`lektronny`j resurs] https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/key-policies/common-agricultural-policy/financing-cap/cap-funds_en#eagf (data obrashheniya 25.01.2022).
  17. Slobozhanin, D. M. Gosudarstvennaya podderzhka sel`skix territorij SShA / D. M. Slobozhanin, T. A. Afanas`eva // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta. – 2021. – № 38(43). – S. 160-165.
  18. Rural Development Building A New Socialist Countryside [E`lektronny`j resurs] http://www.gov.cn/english/special/rd_index.htm (data obrashheniya 25.01.2022).

Для цитирования: Афанасьева Т.А. Методика устойчивого развития сельских территорий региона // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-22/

© Афанасьева Т.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.