Московский экономический журнал 2/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 327

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-12015

ГЕОПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

GEOPOLITICS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FAR EAST: REGIONAL ASPECT

Новоприезжий А.О., студент 4 курс, Исторический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, г. Якутск

Яковлев А.Н., студент 4 курс, Исторический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, г. Якутск

Аннотация: В статье рассматривается геоэкономическое освоение Дальнего Востока как составной части России и Азиатско-Тихоокеанского региона. Прослеживается изменение подходов к институциональному развитию региона России на протяжении длительных периодов. Исследуется состояние и возможные точки роста в российско-японских отношениях. Анализируются перспективы развития Дальнего Востока в глобализованном АТР.

Summary: The article discusses the geo-economic development of the Far East as an integral part of Russia and the Asia-Pacific. Changes in approaches to the institutional development of the region of Russia over long periods are traced. The state and possible points of growth in the Russian-Japanese relations are investigated. Analyzed are prospects for the development of the Far East in the globalized APAC.

Ключевые слова: геополитика, Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, глобализация

Keywords: geopolitics, Asia-Pacific, Far East, globalization.

Вектор геостратегического развития Российской Федерации в настоящее время направлен на Восток в виду мирового экономического кризиса, санкции со стороны западных государств, из-за внутренних причин, которые вызвали замедление темпов экономического роста и промышленного производства. Также одной из основных причин принятия восточного направления является и геополитическая составляющая.

Изучением данной темы занимались О.А. Шеломихин, Е.А. Канаев, А.С. Пятачкова, И.А. Макаров и др. В работах Е.Г. Егорова, М.Е.Тарасова, Г.И. Рац и др. проводятся исследования экономической составляющей Дальнего Востока в геопространстве Российской Федерации. Исследования роли Якутии в геополитическом пространстве Российской Федерации наблюдаются в работах М.Е. Николаева, В.Н. Иванова, Ю.Д. Петрова и т.д.

Многонациональное геопространство Российской Федерации, основную её область, в настоящее время, составляет Дальний Восток страны из-за её прямого выхода в бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион в рамках разворота России на Восток в 2014 г. после введения экономических санкций западных стран. О богатстве недр, особенно его стратегического, природно-ресурсного потенциала также находится в ведущей роли геоэкономической составляющей Дальнего Востока, особенно месторождения природного газа, нефти, угля и многих других, которые на мировом рынке занимают ведущее место во внешнеторговой деятельности государств всего мира.

Таким образом, первопроходцы из числа казаков, служилых и промышленных людей, первых ученых Академии наук территория Дальнего Востока была окончательно присоединения к России, начала осваиваться, заселяться, научно обосновываться и дальше изучаться. Русские мореходы и землепроходцы достигли крайней северо-восточной точки Евразии, нашли морской проход из Ледовитого океана в Тихий, основали ряд поселений на вновь приобретенных восточных землях. Началось бурное социально-экономическое развитие Дальнего Востока, разработка месторождений полезных ископаемых, сближение русского народа с коренными, что, в свою очередь, еще больше сблизило и интегрировало Дальний Восток с Россией.

Со временем, по мере изучения природно-климатических и социально-экономических условий и проведения геологоразведочных работ, которые позволили уже к концу 2-й пол. XIX в. открыть месторождения полезных ископаемых, в т.ч. угля и золота, в последствии нефти. К концу XIXв. якутские купцы активизировали свою торговлю с азиатскими странами на предмет продажи пушнины, рыбы, золота и др. ценных товаров – это говорит нам о выходе Дальнего Востока в лице Якутии на мировой азиатский рынок, что непосредственно подняло статус геополитического статуса региона, но и постепенной торгово-экономической интеграции России в Азию через посредничество Китая и Японии. Все это привело к активному привлечению иностранного капитала и их вклада в разработку полезных месторождений и активной торговле для экономического оживления Дальнего Востока.

В 1-й четв. XX в. после проигрыша Россией русско-японской войны 1906-1906 гг. началось активное проникновение американских, японских и корейских рыболовов на Северо-Восток Азии с экономической целью навязывания торговли местных народам на своих условиях – это угрожало геополитической и экономической безопасности Российской империи и царское правительство в лице Иркутского генерал-губернатора предприняло ряд экономических мер по недопущению укрепления и распространения иностранных условий торговли.

Все обозначенные этапы развития подняло статус тогда еще Якутской области как важнейшего компонента единого геостратегического пространства России и Северо-Восток Азии окончательно вошел в политическое поле правительства.

В итоге, Российская империя стала ведущей азиатской державой, стала играть активную роль в обсуждении международных дел в Азии и приобрела устойчивое геополитическое положение в АТР.

Советский период в истории Якутии обозначил новую ступень развития своего геополитического положения Советского Союза в виде сырьевой базы для роста экономического потенциала европейской части СССР, посредством строительства промышленных объектов, ввода новых месторождений полезных ископаемых и активного проведения геологоразведочных работ по выявлению новых месторождений, которые были направления, прежде всего, на всесоюзных масштаб. В 1930-х гг. началась активная эксплуатация Северного морского пути от Белого Моря до Владивостока, которое позволило снабжать необходимыми товарами население Якутии, Чукотки, Камчатки, северных районов Хабаровского края и Магаданской области и к промышленному освоению минерально-сырьевых ресурсов Арктики. Таким образом, Дальний Восток, по сути, являлся огромным ресурсно-сырьевой базой для снабжения всего Советского союза необходимыми ресурсами для развития экономики в целом, но без развития собственных экономических сил. Геополитической роли в политике СССР особо не играла.

В современных период, после распада СССР, образования Российской Федерации и перехода всей экономики на рыночные отношения, Республика Саха (Якутия) приобрела собственное имущество в экономике, федеративные отношения позволяли вести внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, особенно в период масштабных глобализационных процессов в мире во всех областях деятельности человека, геополитическое положение Якутии приобрела новые оттенки и новый статус в составе России. Начиная с 1992 г., российское руководство стала обращаться внимание на азиатский вектор направления политики и стала активно проявлять интерес к этому региону миру, особенно к отношениям с Китаем и Японией. Образование Дальневосточного федерального округа в 2000 г. [1] и создание министерства по развитию Дальнего Востока в 2012 г.[2] позволят всем субъектам Дальнего Востока России скоординировать работу ведомств и инвесторов, объединить финансовые потоки и совместно решать вопросы для решения геостратегических вызовов в эпоху интеграционных процессов в мире.

В современных реалиях геополитики России Дальнему Востоку отведена ведущая роль в восточноазиатском направлении: прежде всего, это вхождение природно-ресурсного потенциала и человеческого капитала республики в мировой рынок АТР в получении передовых технологий и инвестиций из развитых стран для дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации.

На практике международного развития можно наблюдать геополитическое повышение значения зоны АТР в составе комплексной системы терраформаций глобализированного мира. Это связано с постепенным размытием европоцентричности системы международных политических и экономических отношений, утверждением на арене одного из экономических лидеров – КНР, беспрецедентным увеличением доли международных операций в зоне АТР, развитием трендов цифровой экономики и становлением технологического авангарда в лице Японии, Республики Кореи и стран АСЕАН. В этой связи перед Россией встает ряд принципиально новых задач, решение которых связано с восточной линией политики страны.

Выход России в зону АТР непосредственно связан с вопросом развития Дальнего Востока и его региональных связей. Так, «по итогам 2016 г. на пять государств СВА (Китай, Япония, Корея, Монголия и КНДР) приходилось 72,7% совокупного экспорта и 57,8% совокупного импорта Дальнего Востока» [3]. В то же время постоянно отмечается слабая интенсивность экономических отношений РФ со странами АТР, в частности низкая инвестиционная активность азиатских игроков на дальневосточном и российском рынке.

В связи с приведенными тезисами следует обратиться к непосредственному анализу экономических отношений России (в частности, Республики Саха (Якутия)) и стран АТР. Перед этим хотим обратить внимание, что для анализа из многих государств по ряду причин мы выбрали Японию. Это связано с тем, что Российская Федерация проводит активное сотрудничество с Китайской Народной Республикой, позиционируя соседа как стратегического партнера. Несмотря на огромную пользу данной инициативы, стоит отметить, что подобный подход содержит в себе ряд издержек, которые могут негативно повлиять на положение страны в мире. Наиболее серьезную угрозу представляет возможность утраты части суверенитета России, вследствие необходимости следования китайским интересам в международных вопросах. Развитие китайского рынка сбыта сказывается на отечественных производителях, которые терпят убытки в конкуренции с китайской продукцией. В связи с этими и другими причинами стратегически верным решением представляется формирование международной повестки, нацеленной на диверсификацию отношений в зоне АТР для снижения рисков независимого курса России. Для этого необходимо развивать отношения с Японией, Республикой Кореей, странами АСЕАН и др.

Российская Федерация (Республика Саха (Якутия)) и Япония ведут активное сотрудничество в сфере торговых отношений. В 2012 г. товарооборот между странами составил $31 млрд, в 2015 г. $34 млрд. После 2014 г. он резко сократился до показателей в $20,86 млрд. Это связано с падением цен на энергоносители (которые представляют 70% российского экспорта) и рубль. «Речь идет о падении денежной суммы, а не реального объема японских закупок в России. Они фактически не изменились» [4]. Японские инвестиции в РФ представляют важный аспект экономики. 86,4% из них направлены на сферу энергетики, преимущественно на Сахалине. Речь идет о проектах Сахалин-1 и Сахалин-2. На 2017 г. на месторождении было добыто 4,17 млн тонн нефти и 1,64 млн тонн конденсата, а также произведено 11,49 млн тонн СПГ[5]. На Санкт-Петербургском экономическом форуме 2018 г. С. Абэ проявил интерес к интенсификации отношений в проекте Ямал-СПГ. Это многосторонний проект по развитию месторождений сжиженного природного газа, по оценкам составляет 16,5 млн тонн в год. Как утверждает Тоехиса Кодзуки, Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в России: «Между российской стороной и японскими компаниями также ведутся консультации по проекту терминала по перегрузке СПГ на Камчатке и проекту «Арктик СПГ-2»[6]. Высокий интерес японцев к энергоносителям представляет качественный шанс для выстраивания взаимовыгодных экономических отношений между странами.

Кроме того, активно развивается экономическое сотрудничество и в других сферах. Работает фармацевтический завод «Такэда» в Ярославской области, завод по производству аммиака, карбамидов и метанола Аммоний в Татарстане. Существует совместное предприятие Mitsui и «Северстали» сервисный центр по производству и продаже металлопроката в г. Всеволожск. В г. Владивостоке был открыт совместный проект реабилитационного центра.В 2016 г. было принято решение о совместном хозяйственном освоении Курильских островов. В сфере финансового сотрудничества обмен инвестициями проводится между Японским банком международного сотрудничества (JBIC) и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Были достигнуты договоренности по облегчению визового режима для граждан РФ, и безвизовые контакты по отдельным регионам (Курильские о-ва).

Отдельно необходимо отметить экономическое взаимодействие Республики Саха (Якутии) с Японией. По итогам 2014 года товарооборот Республики Саха (Якутия) с Японией составил около $147 млн. с преобладающей долей экспорта. Его основная доля — каменный уголь и драгоценные камни. В импорте преобладают изделия из резины, части к автомобилям и оборудования, механические устройства.По состоянию на 1 января 2015 г. инвестиции из Японии в Якутию составили $21,528 млн. Совместная деятельность приносит плодотворные результаты. Наиболее известным совместным проектом на территории Якутии является действующее с 1992 г. ОАО «Саха Даймонд». Основной деятельностью компании является обработка алмазного сырья, реализация бриллиантов на внутренний и внешний рынки, доля японской стороны составляет 58,84%. Регулярно японскими представителями проявляется большой интерес в совместном освоении Эльконского уранового месторождения, Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, месторождений по добыче редкоземельных металлов и др. В жизнь претворяются множество совместных проектов с различным содержанием: инновационная круглогодичная теплица в г. Якутске, разрабатываемый KOMAIHALTEC Inc. ветропарк мощностью 1 МВт., совместного проекта по развитию комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (когенерации). Из недавних знаменательных событий необходимо выделить приезд делегации из Японии во главе с министром экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко. Подводя итоги по экскурсу экономических отношений Якутии и Японии хочется привести его слова: «Республика является ключевым субъектом Дальнего Востока, где могут успешно реализовываться проекты в рамках плана сотрудничества»[7].

Стратегически верным решением для России представляется интенсификация внешнеэкономических оборотов с Японией. Уникальной конфигурацией в зоне АТР выступает присутствие малонаселенного и богатого ресурсами Дальнего Востока Российской Федерации и одной из первых инновационных экономик мира Японии. Потенциал отношений необходимо развивать в русле взаимовыгодного обмена — ресурсов на технологии. Для этого России следует развивать проекты подобные Ямал-СПГ, Восточной газовой программе Газпрома, Сахалин-2 и Сахалин-3. Положительным примером выступает разработка Чаяндинского месторождения. В результате разработки только упомянутых месторождений, можно увеличить поставки в зоне АТР нефти до 10,97 млн. тонн и природного газа до 18,43 млрд.куб.м. в год. Данные объемы не нужно поставлять только в Японию, но необходимо опираться на очевидные факты: Япония является одним из крупнейших мировых импортеров газа (⅓ мировых поставок). Для Республики Саха (Якутия) важно в этой связи обустроить инфраструктуру для подобных проектов — это относится к переоборудованию портов Северного морского пути для приема транспорта. Выгодным будет развитие многочисленных месторождений на юге Якутии и включения их в мегапроекты региона при условии соблюдения экологических норм и равноправных договоров администрации Якутии с добывающими компаниями.

Полезным также является распространение японского капитала и бизнеса на Дальнем Востоке. Здесь существует два объективных препятствия — опасения японских инвесторов в вопросе финансовой безопасности и политический аспект. В этой связи рекомендуется расширить практику создания территорий опережающего развития на Дальнем Востоке с рядом условий — каникулы на налоги на прибыль организации, облегченный визовый режим, при этом провести переговоры и учесть пожелания в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» на территории Дальнего Востока. Важно поддерживать инновационные научные проекты для облегчения условий жизни на Крайнем Севера.

Японские компании достаточно давно вышли на международный уровень, поэтому выгодными становится организация транснациональных цепочек. При этом в “цепочках добавленной стоимости” Япония представлена как головной центр, а производственные мощности располагаются на территории других стран (в первую очередь, в Юго-Восточной Азии). На период 2016 г. «за границу из Японии уходит все более мощный финансовый поток, уже достигший почти 70% объема внутренних капиталовложений» [8]. Полезным решением будет подключить к этому потоку Дальний Восток России, благодаря чему будет повышена занятость населения и инвестиционная привлекательность региона. Поэтому представляется необходимым разработка дорожной карты экономических отношений между РФ и Японией, Республикой Саха (Якутия) и Японией до 2030 года. В его границах рекомендуется обозначить включение Дальнего Востока в трансграничные цепочки с развертыванием производственных мощностей в ряде территорий. Пилотный проект можно реализовать в рамках Приморского края (г. Владивосток), в случае успеха развернуть аналогичные производства в городах, связанных инфраструктурой с побережьем Тихого Океана (Иркутске, Новосибирске и др.). Для создания заинтересованности с японской стороны необходимо предоставить налоговые преференции при реализации проектов на территории российского Дальнего Востока.

В итоге, Дальний Восток в рамках общей геополитической стратегии России должна занять активную позицию, стать неким «мостом» в АТР. Перспективной представляется возможность создания гибкой цифровой экономики, ориентированной на развитие производств с высокими технологиями, на выпуск конкурентоспособных товаров мирового стандарта. Важно обеспечить условия для дальнейшего роста и совершенствования человеческого капитала. РФ необходимо оказаться в волне развития в новом шестом технологическом укладе, поэтому необходимо утвердить практику привлечения наукоемких производств в сфере нанотехнологий, фотоники, геофизики у ведущих компаний из стран АТР. Весь социально-экономический, природно-ресурсный, интеллектуально-культурный потенциал Дальнего Востока должен работать на укрепление могущества Российской Федерации и взаимовыгодное отношения со странами АТР, в том числе и с Японией. Для проведения независимой внешней политики России следует наращивать политические, экономические, социально-культурные, технологические связи со всеми ведущими игроками региона – КНР, Японией, Республикой Кореей и странами АСЕАН.

Использованные источники

  1. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изменениями и дополнениями).
  2. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. №636 «О структуре федеральный органов исполнительной власти».
  3. Дёмина Я. В. Процессы международной экономической интеграции в АТР и интересы России: итоги 25 лет // Пространственная экономика. 2017. №2. [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessy-mezhdunarodnoy-ekonomicheskoy-integratsii-v-atr-i-interesy-rossii-itogi-25-let
  4. Головнин В. Внешнеторговый оборот РФ и Японии в 2015 г. упал почти на 40% из-за дешевой нефти // Экономика и бизнес. 2016. [Электронный ресурс]: информационное агентство России «ТАСС». URL: https://tass.ru/ekonomika/2620463
  5. Газпром. Сахалин-2 // Проекты. — 2018. [Электронный ресурс]: Газпром URL:http://www.gazprom.ru/projects/sakhalin2/
  6. Тоёхиса Кодзуки. Россия и Япония: восемь шагов на пути к сближению // Международная жизнь. 23.07. 2018. [Электронный ресурс]: Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/20239
  7. Иванова C. В Якутске подписан меморандум о сотрудничестве Японии и России // ЯСИА. – 23.06.2018. [Электронный ресурс]: Якутское саха-информационное агентство. URL: http://ysia.ru/v-yakutske-podpisan-memorandum-o-sotrudnichestve-yaponii-i-rossii/
  8. Леонтьева Е.Л. Экономическая политика правительства Абэ Синдзо в условиях глобализации // Ежегодник Япония. №45. 2016. [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-pravitelstva-abe-sindzo-v-usloviyah-globalizatsii

[1] Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изменениями и дополнениями).

[2] Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. №636 «О структуре федеральный органов исполнительной власти».

[3] Дёмина Я. В. Процессы международной экономической интеграции в АТР и интересы России: итоги 25 лет // Пространственная экономика. 2017. №2. [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека «КиберЛенинка».URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessy-mezhdunarodnoy-ekonomicheskoy-integratsii-v-atr-i-interesy-rossii-itogi-25-let

[4] Головнин В. Внешнеторговый оборот РФ и Японии в 2015 г. упал почти на 40% из-за дешевой нефти // Экономика и бизнес.2016.[Электронный ресурс]: информационное агентство России «ТАСС». URL: https://tass.ru/ekonomika/2620463

[5] Газпром. Сахалин-2 // Проекты. — 2018. [Электронный ресурс]: ГазпромURL:http://www.gazprom.ru/projects/sakhalin2/

[6] Тоёхиса Кодзуки. Россия и Япония: восемь шагов на пути к сближению // Международная жизнь.23.07. 2018.[Электронный ресурс]: Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/20239

[7] Иванова C. В. Якутске подписан меморандум о сотрудничестве Японии и России // ЯСИА. –23.06.2018. [Электронный ресурс]: Якутское саха-информационное агентство. URL: http://ysia.ru/v-yakutske-podpisan-memorandum-o-sotrudnichestve-yaponii-i-rossii/

[8] Леонтьева Е.Л. Экономическая политика правительства АбэСиндзо в условиях глобализации // Ежегодник Япония. №45. 2016. [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-pravitelstva-abe-sindzo-v-usloviyah-globalizatsii