http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2017

УДК 332.3

bezymyannyj-12

Папаскири Т.В., Ананичева Е.П., Фомкин И.В., Пэн Юньлун

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ВВОДА В ОБОРОТ НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация: Рассмотрены проблемы и ограничения в системе оборота земель сельскохозяйственного назначения. Предложен механизм ввода в оборот не используемых  земель сельскохозяйственного назначения через систему землеустройства. На основе анализа динамики структуры  сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения даны предложения по решению накопленных проблем. Сделаны важные выводы о решающей роли землеустройства в определении признаков целевого (не) использования земель, а также в вовлечении неиспользуемых земель и их рациональном использовании по целевому назначению.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельные ресурсы, плодородие, ненадлежащее использование, землепользование, управление земельными ресурсам, и землевладение, землеустройство, сельскохозяйственные угодья.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по величине площади категорией  земельного фонда Российской Федерации, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. В условиях  жестких внешних ограничений против нашей страны, земля выступает не только в роли природного ресурса, главного средства сельскохозяйственного производства, пространственного базиса для размещения и развития предприятий и объектов, но и превращается в товар, объект недвижимости, функционирующий вместе с другими средствами производства, неразрывно связанными с ним, а также является составной частью и движущей силой развития инноваций во всех отраслях экономики, включая АПК [15].

В соответствии со ст. 47 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей [1].

Президент Российской Федерации в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года сообщил: «…что нужно ввести в оборот миллион гектаров пашни, которые сейчас находятся в руках крупных землевладельцев, но простаивают»[11]. Глава государства поручил Правительству до 1 июня 2016 года разработать механизм, нормативно-правовую базу для изъятия сельскохозяйственных земель, не используемых по назначению. Однако не всё однозначно. В соответствии с этим Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо всеми силами поддерживать хозяйства, которые демонстрируют высокую эффективность, независимо от размеров данных сельскохозяйственных предприятий. В дополнение к этому произошедшие изменения в законодательстве Российской Федерации в частности Федеральном законе от 03.07.2016 года №354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их не использовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» позволяют осуществлять изъятие земель сельскохозяйственного назначения из оборота при условии не использования их в течении трех и более лет [10]. 

Это требует комплексной, детальной проработки всех вопросов, касающихся организации использования и охраны земли, и предопределяет её содержание, формы и пределы по отношению к землям как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения.

Сельскохозяйственные угодья как наиболее ценные, подлежат особой защите со стороны государства.

Однако на сегодняшний день проблема использования земель сельскохозяйственного назначения является наиболее актуальной. Произошло и продолжает происходить сокращение обрабатываемых площадей, участвующих в сельскохозяйственной деятельности. По данным федерального статистического наблюдения, по состоянию на 1 января 2016 года площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляла 383,7 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий – 197,7 млн. га.  Долгие годы происходила отрицательная динамика в структуре сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (рис. 1, 2, 3). Изменение такой отрицательной динамики в положительную сторону в основном стали происходить с 2012 года за счёт возвращения Крыма и усиления экономических санкций против нашей страны, которые стали катализатором развития сельского хозяйства и более пристального внимания государства на целевое использование земель сельскохозяйственного назначения – главного ресурса продовольственной безопасности.

1

Рис.1. Структура  сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на 01.01.2016 г. (по данным доклада о состоянии и использовании земель с.х.назначения в 2015 году, МСХ РФ)

Безымянный

Рис.2. Динамика структуры  сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на 01.01.2014 г. (по данным Всемирного Банка)

Фонд перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения занимал площадь 43,7 млн. га, из них сельскохозяйственные угодья – 11,9 млн. га, пашня – 3,5 млн. га.

 

Безымянный

Рис. 3. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям на 01.01.2016. (по данным доклада о состоянии и использовании земель с.х.назначения в 2015 году, МСХ РФ)

В сравнении с предшествующим годом площадь категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 1,8 млн. га. Согласно тех же данных федерального статистического наблюдения в целом в России не используется по целевому назначению 56 млн. га земель сельскохозяйственного назначения (в том числе 19,87 млн. га – земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам) [15, 21].

Площадь пашни, пригодной для введения в сельскохозяйственный оборот, составляет 11,4 млн. га, или 55% от всей неиспользуемой пашни. Больше всего неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Сибирском – 21,6 млн. га, Приволжском – 9,98 млн. га и Центральном – 6,9 млн. га федеральных округах. Наименьшая площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Дальневосточном – 0,8 млн. га, Северо-Кавказском – 2,18 млн. га и Северо-Западном – 2,5 млн. га федеральных округах. По информации отдельных субъектов Российской Федерации  62,6% общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земли малопригодные для производства сельскохозяйственной продукции [15, 21].

С другой стороны инвесторы неохотно осуществляют вложения в аграрное производство. Это обусловлено тем, что земли сельскохозяйственного назначения до сих пор не являются объектом эффективного вложения капитала и привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Также актуальным остается вопрос, связанный с процессом организации рационального землепользования. Изначально  механизм приватизации земель не был отработан, и в результате современное сельскохозяйственное землепользование характеризуется крайне неустойчивой и несбалансированной структурой собственности, неопределенностью организационно правовых форм. Это приводит к тому, что сельскохозяйственные товаропроизводители не могут сформировать индивидуальный земельно-имущественный комплекс. Если до реформы каждое сельскохозяйственное предприятие имело единое, технически и юридически территориально оформленное землепользование, то сегодня в составе одной сельскохозяйственной организации находятся в среднем более 300 владельцев земельных долей, а иногда и более.

Несмотря на существование и актуальность Приказа Минсельхоза России от 24.12.2015 №664″Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» сложившаяся ситуация в использовании земель сельскохозяйственного назначения во многом обусловлена отсутствием надлежащей государственной земельной политики и эффективного государственного учета земель данной категории [10].

Чтобы исправить создавшуюся ситуацию, по отношению к землям сельскохозяйственного назначения необходимо принимать грамотные управленческие решения. Главным фактором, связанным с управлением земельными ресурсами, является система государственной регистрации недвижимости, которая служит информационной основой государственного управления территориями. Однако, основываясь на мнении ряда ученых, занимающихся проблемами развития государственного кадастра недвижимости, можно сделать вывод, что современная система учета является не полноценной и не обеспечивает исчерпывающей информацией, позволяющей принять оптимальное управленческое решение по использованию земельных ресурсов определенных категорий земельного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом, особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» был утвержден перечень признаков, являющихся основанием для определения неиспользованного земельного участка [9].

Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га). Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил — к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс. таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс. нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.

С учетом региональной специфики сельскохозяйственного производства неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

— на пашне не производятся работы по возделываю сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

-на пастбище не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— зелесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляют свыше 20% площади земельного участка.

Вместе с этим, в связи с отсутствием в распоряжении органов государственной власти актуальной достоверной информации о землях сельскохозяйственного назначения, в частности о сельскохозяйственных угодьях (вид угодий, местоположение границ, качественные характеристики), фактически не предоставляется возможным выявлять земельные участки, соответствующие указанным признакам.

Соответствующие сведения о состоянии земель сельскохозяйственного назначения могут быть получены в результате проведения сплошной инвентаризации земель, осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на регулярной основе, и консолидации полученных сведений в едином государственном информационном ресурсе.

В целях защиты земель сельскохозяйственного назначения от выбытия из сельскохозяйственного оборота, в том числе в целях сохранения особо ценных сельскохозяйственных земель, необходимо:

-проведение сплошной инвентаризации земель, в т.ч. сельскохозяйственных, работ по изучения  состоянию земель с целью получения информации об их количественном и качественном состоянии, а также по  оценке качества земель на предмет их пригодности для использования в сельскохозяйственном производстве, с выделением высокопродуктивных, продуктивных и  низкопродуктивных земель;

-установление границ особо ценных сельскохозяйственных земель;

-определение порядка установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе  земель сельскохозяйственного назначения;

-установление ограничений на изменение видов разрешенного использования особо ценных хозяйственных  земель, а также запрета на добычу  общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на сельскохозяйственных угодьях;

-ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;

-выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий.

Государство при проведении земельной реформы ослабило свои позиции, а в последнее время практически утеряло функции по планированию и организации рационального использования земель, что нарушило процесс и последовательность проведения землеустроительных работ. Перестали  разрабатываться концепции и программы использования и охраны земель  с учетом землеустроительных принципов на федеральном,  региональном и муниципальном уровне, не проектируются требуемые проекты землеустройства. При таком подходе нарушается территориальная система планирования использования земель и их охрана, развиваются негативные и деградационные процессы земель, сельскохозяйственные предприятия и производители  разоряются и прекращают свое существование.

Все процессы и земельные преобразования необходимо разрабатывать  на основе проектной землеустроительной документации, в комплексе увязывающем правовые, экономические, социальные, экологические, организационно-хозяйственные и иные выявленные  особенности развития  территорий и земельных участков. Для полноценного мониторинга и комплексного анализа всех этих вопросов необходимо использовать современные технологии: геоинформационные системы (ГИС), земельно-информационные системы (ЗИС), системы автоматизированного землеустроительного проектирования (САЗПР), беспилотные летательные аппараты (БЛА) и др. [16, 18].

Проект землеустройства должен стать обязательной основой юридического оформления, перенесения в натуру и осуществления мероприятий, меняющих существующую организацию территории, использование и охрану земли.

Установленные в порядке землеустройства режимы использования и целевое назначение земель, организация территории, комплекс мер по поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель должны являться обязательными для собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Только при соблюдении данного порядка стоит говорить о вовлечении неиспользуемых земель и их рациональном использовании по целевому назначению.

Наличие проекта землеустройства или другого актуального землеустроительного документа, регламентирующего использование конкретного землепользования или землевладения с указанием всех сроков и видов использования как раз должно явиться главным индикатором использования земель сельскохозяйственного назначения. Тогда и в правовом поле в полную силу заработает Закон «О землеустройстве»,  а законодательно указывать все возможные случаи неиспользования земель по назначению станет бессмысленно, к тому же практика показывает, что новых вариантов неиспользования земель появляется всё больше. И становится всё сложнее дополнять ими итак перегруженные законодательные акты.

Список использованных источников

  1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // «Российская газета», N 211–212, 30.10.2001;

  2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 21 декабря 2011 года, в ред.федер. закона от 30.09.2013 № 195-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 39;

  3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

  4. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

  5. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»;

  6.  Постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли»;

  7. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

  8. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: Федер. Закон: от 24. 07. 2002 г. № 101 // СПС Консультант Плюс;

  9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: Федеральный Закон: от 29.12.2010 № 435-ФЗ// СПС Консультант Плюс;

  10. Постановление Правительства №354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их не использовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации»;

  11.  Приказ Минсельхоза России от 24.12.2015 №664″Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения»;

  12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом, особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»;

  13. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом, особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»;

  14. Волков С.Н. Основные направления развития землеустройства в Российской Федерации (2007-2011). – М.: ГУЗ, 2006. – 84 с.;

  15.  Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. – 196 с.;

  16.  Организационно-экономический механизм формирования системы автоматизированного проектирования в землеустройстве: диссертация … доктора экономических наук : 08.00.05 / Папаскири Тимур Валикович; — Москва, [Место защиты: ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству], 2016. — 399с., ил.

  17. Папаскири, Т.В., Ананичева, Е.П. Территориальная организация агротехнопарков: Монография/ Т.В. Папаскири, Е.П.Ананичева; под ред. Т.В.Папаскири. — М.: Изд-во ГУЗ, 2013. – 256 с., — ил.

  18. Разработка Федеральной Целевой Программы «По созданию системы автоматизированного землеустроительного проектирования (САЗПР) и пакета прикладных программ (ППП) навыполнение первоочередных видов землеустроительных и смежных работ на территорию Российской Федерации». [Текст]: Папаскири Т.В. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.- М.: ИД «Панорама», Изд-во «Афина», — 2014.-№ 4. – С.14-25.

  19.  Строев Е.С., Волков С.Н. Земельный вопрос в России в начале ХХI века (проблемы и решения). – М.: ГУЗ, 2001. – 55 с.;

  20.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/ ;

  21. Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации http://mcx.ru/analytics/.