Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10293

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ В ВТО

RUSSIA’S FOOD SECURITY IN TERMS OF WTO PARTICIPATION

Паремузова Майя Григолевна, ассистент, Кубанский Государственный Аграрный университет, maya_p_g@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы продовольственной безопасности России. Затрагивается вопросы участия России в ВТО в рамках обеспечения продовольственной безопасности. Автор рассматривает сферу агропромышленного комплекса (далее АПК). Выявляются критерии обеспечения продовольственной безопасности. Предлагаются рекомендации по обеспечению продовольственной безопасности в условиях развития АПК.

Summary: The problems of food security in Russia is discussed in this article. The issues of Russia’s participation in the WTO in the framework of food security are touched upon. The author considers the sphere of agro-industrial complex (hereinafter AIC). The criteria for ensuring food security are identified in this article. Author offers recommendations for ensuring food security in the conditions of agro-industrial complex development.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, ВТО, АПК, стандарт качества, таможенные пошлины.

Keyboards: food security, WTO, AIC, quality standard, customs duties.

Продовольственная безопасность России является одной из важнейших составляющих ее национальной безопасности, она гарантирует необходимый социальный климат в обществе. Продовольственный кризис может спровоцировать недовольство населения, и, как следствие, социальную напряженность, которая грозит потерей доверия к действующей власти.

Известно, что максимальная обеспеченность населения продуктами питания является не только основой продовольственной безопасности, но и экономического потенциала государства. Важную роль в этом процессе играет механизм обеспечения продовольственной безопасности, включающий систему как правовых, так социально-экономических норм, регулятивное действие которых направлено на предотвращение потери населения страны продуктами питания первой необходимости. При этом, данная система подразумевает «постоянный мониторинг производства и импорта продуктов питания, а также потребления на душу населения с учетом их доступности» [1, 8].

Обеспечение продовольственной безопасности немыслимо без грамотного менеджмента в сфере АПК. Важно отметить, что управление АПК ограничивается не только выращиванием растений и животных, и, как следствие, реализацией конечной продукцией. АПК также охватывает проблему трудовых ресурсов, наличия соответствующих материалов и сырья и т.д.

На сегодняшний день актуальной проблемой является обеспечение продовольственной безопасности России в условиях сотрудничества нашей страны с ВТО. Как известно, присоединение России к ВТО носило затяжной характер и столкнулось с критикой как со стороны научных кругов, так и со стороны отечественных производителей.

Выигрыш и ущерб для АПК в условиях сотрудничества с ВТО зависит от тех условий ведения внешней торговли, в рамках которых отечественные производители вынуждены производить свою продукцию, сырье и конкурировать с иностранными компаниями, которые получили относительно свободный доступ к сельскохозяйственным рынкам России.

Отметим, что свободная торговля не всегда означает свободу ведения экономической деятельности. Современные экономические отношения строятся на определенных правилах, выработанных соответствующими международными организациями. Поэтому, в современном мире свободная торговля, снижение пошлин, рыночная либерализация скорее выгоды для тех стран, которые давно идут по рыночному пути. А те государства, которые раньше имели иные принципы ведения хозяйственной деятельности, ослабляются как в экономическом, так и в политическом смысле, ввиду того, что их рыночные отношения находятся в зачаточном состоянии.

При сотрудничестве с ВТО России крайне важно выработать критерии и условия обеспечения продовольственной безопасности на административно-правовом уровне (табл. 1).

За основу разработки критериев обеспечения продовольственной безопасности в России можно взять встречающие в научной литературе [2], [3] критерии:

  • наличие производственного потенциала сферы АПК, который будет считаться достаточным для производства основных продуктов питания;
  • соответствие структуры и уровня конечного потребления продуктов питания физиологическим нормам рационального питания;
  • соответствие качества и безопасности продовольствия экологическим, эпидемиологическим, санитарно-гигиеническим стандартам здорового питания;
  • соответствие структуры и объемов экспорта-импорта продовольствия безопасному для страны уровню, который определяется возможности производства жизненно необходимых продуктов питания в России [6].

Известно, что вступление в ВТО повлекло для России снижение таможенных пошлин для целого ряда товаров. В частности, уменьшение ставок затронула следующие группы товаров:

  • сельхозпродукция – до 10,8% (с 13,2%);
  • промышленные товары – до 7,3% (с 9,5);
  • зерно – до 10% (с 15,1%);
  • автомобили – до 12% (с 15,5%);
  • древесина и бумага – до 8% (с 13,4%) [4, 5].

Российский внутренний рынок стал открытым для иностранных компаний (рисунок 1). Однако, еще нерешенной проблемой является контроль качества производимой за рубежом и импортируемой в Россию продукции. В итоге уже не первый год наблюдается тенденция запрета на ввоз продукции из-за рубежа.

В период с 2010-2015 г., когда усилия ВТО были направлены на приведение российского законодательства в соответствие с ее требованиями, ситуация с запретами начала изменяться. Не меньшую роль в этом вопросе сыграло формирование Таможенного союза и Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС), в частности создание организационно-правовой базы евразийской интеграции. Так, июль 2013 г. ознаменовал собой вступление в действие на территории Таможенного союза правового документа «О безопасности пищевой продукции». Данный нормативный документ установил две формы соответствия продуктов питания требованиям технических регламентов Союза. Речь идет о сертификации и декларировании соответствия.

Тем не менее, названные выше меры еще не решают все проблемы России в сфере АПК. На сегодняшний день России крайне важно направить усилия на обеспечение качества и безопасности пищевой продукции в сфере общественного питания. Предлагается разработать и внедрить систему менеджмента качества на территории всей страны. При этом, данная система должна учитывать положения действующих международных стандартов.

Сегодня в России до сих пор нет единой методологии оценки фитосанитарных и карантинных рисков, которая была бы основана не действующих международных нормах. Необходимо разработать единые правила контрольной и надзорной деятельности за качеством производимой продукции.  Для России важно иметь методику исследования и отбора проб подкарантинной продукции, ввозимой на территорию ЕАЭС. Нельзя забывать и про унификацию системы юридической ответственности за нарушение карантинных мер.

России также необходимо решить вопрос с содержанием максимального допустимого уровня остаточного количества:

  • нитратов;
  • ветеринарного препарата рактопамина;
  • антибиотиков тетрациклиновой группы;
  • патогенных микроорганизмов (L.monocytogenes и сальмонелл);
  • радионуклидов.

Соответственно нужно также обеспечить административно-правовое регулирование в указанной отрасли путем внедрения императивных юридических стандартов.

Вышеуказанные рекомендации позволят оптимизировать политику в области обеспечения продовольственной безопасности России при сотрудничестве с ВТО. Однако, утверждать о том, что мировая практика в данной отрасли идеальна, также нельзя. Для России важно следить за мировыми, европейскими тенденциями развития торговли и применять в отечественной практике только те механизмы управления экономикой, которые наиболее подходят для нынешнего состояния российской экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ларионов, В.Г. Продовольственная безопасность России. Продовольственная политика и безопасность, 2 (1). 2015. С. 50.

2. Алтухов, А.И. Продовольственная безопасность – важный фактор стабильности России / А.И. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. – 2008. – № 12. – С. 13-18.

3. Костяев, А.И. Обеспечение продовольственной безопасноcти России: региональный аспект / А.И. Костяев, И.И. Котусенко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2012. – № 5. – С. 4-7.

4. ВТО-информ /Последствия присоединения России к ВТО [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М], 2012. Режим доступа: http://www.wto-inform.ru.

5. ВТО и продовольственная безопасность России /Якунина М.В., Федорова О.В., Щепакин К.М./ Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. – № 2-1. – С. 29-41.

6. Методологические подходы к оценке продовольственной безопасности /Зыкова Н.В., Иконникова О.В./ Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-3 (76). – С. 306-308.

7. Продовольственная безопасность региона: методика оценки и направления регулирования /Кузьмина Н.Л./ Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6-2 (59). – С. 223-228.

8. Продовольственная безопасность Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы /Гайдук В.И., Кондрашова А.В., Паремузова М.Г./ Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2017. – № 2 (200). – С. 61-71.

9. Digital agriculture as a driver of innovative development of AIC. Fomin A.A., Shapovalov D.A., Lepekhin P.P. International Agricultural Journal. 2019. Т. 62. № 2. С. 5.

10. Проект «цифровое сельское хозяйство» — драйвер инновационного развития АПК. Фомин А.А. АПК: Экономика, управление. 2019. № 11. С. 72-76.

11. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года / Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина. Москва, 2018.

12. Оценка земельных ресурсов и агробизнеса. Цыпкин Ю.А., Алтухов А.И., Баутин В.М., Близнюкова Т.В., Бордияну И.В., Борисычев Р.Г., Губарев Е.В., Демченко А.А., Долгушкин Н.К., Донцова Л.В., Дудченко А.Л., Дуранин М.Ю., Камаев Р.А., Комов Н.В., Орлов С.В., Павленко Д.П., Пакулин С.Л., Папцов А.Г., Феклистова И.С., Фомин А.А. и др. Москва, 2019. Сер. Оценка бизнеса

13. О проблемах учета земель сельхозначения в Российской Федерации. Лайкам К.Э., Фомин А.А. Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 2 (368). С. 7-12.

14. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. Fomin A. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.

15. Инновационные направления устойчивого развития агропромышленного комплекса. Цыпкин Ю.А., Фомин А.А., Пакулин С.Л., Козлова Н.В., Феклистова И.С. Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 6 (372). С. 84-88.