http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2021

Научная статья

Original article

УДК 332.2; 338.431.4

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10722 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF LAND RELATIONS DEVELOPMENT 

Томилин Кирилл Валерьевич, старший преподаватель кафедры теории и технологий управления ФГБОУ ВО Кузбасский государственный технический университете имени Т.Ф. Горбачева, E-mail: tkv.gmu@kuzstu.ru

Бондарева Галина Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и агробизнеса; ФГБОУ ВО Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, E-mail: galina0205@mail.ru

Бондарев Николай Сергеевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, Е-mail: 05bns09@mail.ru

Tomilin Kirill V., Senior Lecturer of the Department of Theory and Management Technologies of the Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, E-mail: tkv.gmu@kuzstu.ru

Bondareva Galina S., Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Agribusiness; Kuzbass State Agricultural Academy, Е-mail: galina0205@mail.ru

Bondarev Nikolay S., Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security, Kemerovo State University, Е-mail: 05bns09@mail.ru 

Аннотация. Совершенствование организационно-экономического механизма осуществляется является необходимым условием развития земельных отношений, связанных с вовлечением в хозяйственный оборот неиспользуемых земель. Целью организационно-экономического механизма является развитие земельных отношений в сельском хозяйстве, обеспечивая сохранение и развитие земельного потенциала. Для этого предложено создание регионального геоаналитического центра в виде структурного подразделения Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области-Кузбасса. Рассмотрены цели, задачи, функции регионального геоаналитического центра. Совершенствование механизма произведено на основе стратегических ориентиров Кемеровской области-Кузбасса с учетом интересов сельскохозяйственных предприятий. Механизм основан на формировании организационно-координационных, экономических, и контрольных составляющих и направлен на улучшение условий ведения сельского хозяйства в регионе, а также создание стимулов устойчивого развития сельских территорий. Реализация предлагаемых программных мероприятий приведет к введению в хозяйственный оборот 1730 га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. При реализации предложенных мероприятий к 2030 году все неиспользуемые земли в Беловском районе будут задействованы в хозяйственной деятельности. 

Abstract. The improvement of the organizational and economic mechanism is carried out as a necessary condition for the development of land relations associated with the involvement of unused land in the economic turnover. The purpose of the organizational and economic mechanism is the development of land relations in agriculture, ensuring the preservation and development of land potential. For this, it was proposed to create a regional geoanalytical center in the form of a structural subdivision of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of the Kemerovo Region-Kuzbass. The goals, objectives, functions of the regional geoanalytical center are considered. The mechanism was improved on the basis of the strategic guidelines of the Kemerovo region-Kuzbass, taking into account the interests of agricultural enterprises. The mechanism is based on the formation of organizational, coordination, economic, and control components and is aimed at improving the conditions for farming in the region, as well as creating incentives for sustainable development of rural areas. The implementation of the proposed program measures will lead to the introduction into economic circulation of 1,730 hectares of unused agricultural land. When implementing the proposed measures by 2030, all unused land in the Belovsky District will be involved in economic activities.

Ключевые слова: земельные отношения, земельный потенциал, рациональное использование земель, сельское хозяйство, регион, сельские территории, сельскохозяйственная организация, организационно-экономический механизм

Keywords: land relations, land potential, rational use of land, agriculture, region, rural areas, agricultural organization, organizational and economic mechanism 

Введение

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» одним из национальных приоритетов является «повышение качества жизни российских граждан», что обеспечивается продовольственной безопасностью. Последняя, в свою очередь, обеспечивается за счет:

  • повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий;
  • повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции.

В Стратегии также указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные на минимизацию ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенных земель [16].

Несмотря на то, что среди Национальных проектов в России нет проекта, связанного с сохранением и развитием земельного потенциала, существует Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Одной из целей Стратегии является повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны, а под самим понятием устойчивого развития сельских территорий понимается в том числе рациональное использование земель.

Как показывают исследования, применение положений Земельного Кодекса и Федеральных законов №101-ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и №172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также ряда других не в полной мере способствовало решению вопросов, связанных с повышением эффективности использования земельного фонда государства, в частности, его земельного потенциала.

Методология проведения исследования

Механизм развития земельных отношений основывается на имеющихся в настоящее время стратегических и тактических ориентирах государства, выраженных в нормативно-правовых актах.

Применение методик для восстановления и использования брошенных и нарушенных промышленностью земель должно быть обеспечено благодаря совершенствованию институтов, задействованных в земельных отношениях [1, 7, 10].

В Кемеровской области действует Стратегия развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской областина период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.03.2019 г. [14]. В Стратегии определены такие важные направления развития как:

  • вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, привлечение к данному процессу эффективно работающих собственников, инвесторов;
  • создание регионального геоаналитического центра для инвентаризации и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, выявления неиспользуемых земель, контроля мероприятий по вводу их в оборот и дальнейшего целевого использования, мониторинга плодородия сельскохозяйственных земель и состояния посевов на основе анализа космических снимков и съемок беспилотных летальных аппаратов;
  • доведение удельного веса посевных площадей засеваемых элитными семенами сельскохозяйственных культур до 7 – 8 процентов;
  • расширение государственной поддержки важнейших направлений развития растениеводства;
  • стимулирование внедрения на сельхозпредприятиях элементов точного земледелия: систем спутниковой навигации, параллельного вождения, картирования урожайности, дифференцированного внесения удобрений, точечной обработки средствами защиты растений;
  • совершенствование структуры посевных площадей;
  • внедрение научнообоснованной системы земледелия и освоения севооборотов.

В качестве целевых индикаторов указано доведение посевных площадей к 2025-2035 гг. до следующих среднегодовых значений: зерновые и зернобобовые культуры – 620 тыс. га (против 603,7 в 2017 г.); до 47,2тыс.га (против 45,7 в 2017 г.). Кроме того, предусмотрено доведение валового сбора зерновых и зернобобовых культур с 1088,8 тыс. тонн (2017 г.) до 1235 тыс. тонн ежегодно и картофеля с 696 тыс. тонн (2017 г.) до 725 тыс. тонн ежегодно. Все эти параметры методологически определяют ход исследования.

Ход исследования

В настоящее время реализуются не только меры государственной региональной поддержки, но и меры муниципальной поддержки. Так действует постановление администрации Беловского муниципального района от 27 октября 2017 г. № 301 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие сельского хозяйства в Беловском муниципальном районе» на 2018-2023 годы». Последняя включает 4 подпрограммы:

  • Подпрограмма 1 «Мероприятие в области сельскохозяйственного производства»;
  • Подпрограмма 2 «Экология и природные ресурсы»;
  • Подпрограмма 3 «Устойчивое развитие сельских территорий»;
  • Подпрограмма 4 «Комплексное развитие сельских территорий».

Особое внимание следует акцентировать именно на 1 подпрограмме, т.к. именно она содержит цель, сопряженную с целью исследования – ввод в оборот неиспользуемых земель; а также задачу – увеличение производства продукции растениеводства (зерно, картофель, овощи).

Однако среди задач подпрограммы 1 отсутствует задача экстенсивного развития землепользования. Целесообразно включить в муниципальную программу Беловского района указанную выше задачу, а к целевым индикаторам подпрограммы 1 следует добавить «долю используемых земельных участков от общего числа». Обеспечивать достижение индикативного показателя предлагается за счет ввода сельскохозяйственных земель в оборот согласно методикам оценки потенциала земель сельскохозяйственного назначения, о которых мы писали ранее [6, 15].

Кроме указанного «пробела», в части восстановления брошенных земель и возвращения их в сельскохозяйственный оборот, следует также выделить:

  • Контрольно-ревизионные мероприятия, связанные с анализом использования земельных участков и признания их брошенными, не являются предметом интереса собственников: собственнику или незачем засеивать те поля, в отдаче от которых у него нет необходимости, или нечем (в этом случае его проблемы – это нехватка инструментов/ ресурсов для обработки).
  • Неуверенность сельскохозяйственных производителей, формируемая «диктатом цен» переработчиков сельскохозяйственной продукции, заставляет первых отказываться от дополнительных финансовых вложений в подготовку и обработку заброшенных участков.
  • Региональный геоаналитический центр не создан, решение задач по системному выявлению неиспользуемых земель и контролю ввода их в оборот фактически никто не осуществляет.

Создание регионального геоналитического центра возможно на основе введения новых должностей в местных администрациях – должностей, функциональное наполнение которых будет сведено к анализу и вынесению аргументированных рекомендаций по использованию сельскохозяйственными организациями брошенных земельных участков в тех или иных целях. Подобный подход имеет системные ограничения: отсутствие возможности финансовой стимуляции исполнения рекомендаций; ограниченность суждений об оптимизации землепользования контекстом конкретного муниципального образования [9, 11].

Поэтому предлагается создать региональный геоаналитический центр в виде структурного подразделения Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса и подчинить его Первому заместителю министра. Цель, функция и задачи регионального геоаналитического центра изображены на рисунке 1 и имеют место в рамках организационно-экономического механизма.

Создание регионального геоаналитического центра необходимо проводить с обязательным включением в повестку дня руководство сельхозорганизаций и преподнесением им выгод от участия в деятельности центра. Так, совместное проведение анализа наличия брошенных участков в границах конкретного сельскохозяйственного предприятия позволит специалисту центра составить по методике прогноз использования участка, а руководству сельхозорганизации принять лучшее управленческое решение.

Для сельскохозяйственных организаций выгоды их взаимодействия с региональным геоаналитическим центром заключаются в формировании базы для принятия экономически взвешенных решений о дальнейшем использовании земельного участка, а также в обеспечении/ сопровождении процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую (из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда).

В регионе сформирован комплексный подход в целях развития сельского хозяйства, основанный на программных мероприятиях, однако, не позволяющий в полной мере обеспечить решение проблемы брошенных земель и устойчивого развития сельскохозяйственной отрасли.

Это предопределяет наличие потребности формирования организационно-экономического механизма развития земельных отношений.

Целью организационно-экономического механизма является развитие земельных отношений в сельском хозяйстве Кемеровской области, обеспечиваемое сохранением и развитием земельного потенциала в регионе.

Задачами организационно-экономического механизма являются:

  • ввод брошенных земель в сельскохозяйственный оборот;
  • повышение урожайности в масштабах предприятия, района, области;
  • повышение эффективности сельскохозяйственной деятельности;
  • препятствование деградации земель [4, 5, 8].

Предложенный организационно-экономический механизм встраивается в схему элементов механизма государственного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве Кемеровской области-Кузбасса (рисунок 2).

Реализация организационно-координационной части механизма развития земельных отношений предполагает следующее:

  • Специалисты геоаналитического центра совместно с представителями сельхозтоваропроизводителей анализируют брошенные земли согласно методике и формируют план-предложение ввода брошенных земельных участков в сельскохозяйственное производство.
  • Ответственные лица Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области-Кузбасса совместно со специалистами геоаналитического центра и представителями сельхозтоваропроизводителей определяют экономический эффект от восстановления и использования земельных участков.
  • Ответственные лица Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области-Кузбасса рассчитывают размер субсидий. Их получение сельхозтоваропроизводителями распределяется на два этапа: до и после возвращения в оборот.
  • Ответственные лица Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области-Кузбасса совместно со специалистами геоаналитического центра и представителями сельхозтоваропроизводителей разрабатывают программы мероприятий расширенного (экстенсивного) воспроизводства сельскохозяйственной продукции на брошенных и нарушенных землях, с учетом индикативных показателей региональной Стратегии и программных ориентиров муниципального образования.
  • Программа мероприятий расширенного (экстенсивного) воспроизводства сельскохозяйственной продукции на брошенных и нарушенных землях корректируется научно-образовательными организациями (опытными сельскохозяйственными производителями, финансистами и учеными, владеющими знаниями и соответствующими компетенциями о современных технологиях сельскохозяйственного производства), производятся правки программы относительно возможностей предприятий, покупательной способности населения, потенциального изменения микро- и макросреды региона.

Скорректированная программа мероприятий расширенного (экстенсивного) воспроизводства сельскохозяйственной продукции на брошенных и нарушенных землях утверждается уполномоченным лицом Министерства и подлежит включению в Стратегию развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области на период до 2035 года.

Экономическая часть механизма включает:

  • Формируется система государственной поддержки введения в сельскохозяйственный оборот брошенных и нарушенных земель, общий вид которой представлен на рисунке 3.

Господдержка реализуется в рамках двуступенчатой подсистемы стимулов.

Первая ступень – это предиктивноестимулирование. Отчасти стимулом к использованию брошенных земель являются проведенные анализ и расчеты окупаемости вложений. Кроме того, первая ступень предполагает, что сельскохозяйственные производители получают беспроцентную ссуду на ввод брошенных земель в оборот. В качестве механизма обеспечения данной ступени предполагается заключение двустороннего соглашения между Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области и Россельхозбанком, согласно которому процент за пользование заемным капиталом уплачивает Кемеровская область, а тело долга погашается сельхозтоваропроизводителем с отсрочкой платежа. Финансовые средства должны быть потрачены целевым образом на оплату услуг по подготовке земельного участка к сельскохозяйственному производству, ремонт или приобретение подвижного состава и сельскохозяйственной техники, закупку элитных сортов семян, приобретение удобрений. Главным условием использования беспроцентной ссуды является обязательство по введению определенной площади брошенных (нарушенных) земель в оборот. Невыполнение обязательств по вводу земель в оборот ведет к возврату денежных средств, уплаченных Кемеровской областью.

В целях поддержки и укрепления внутригосударственной системы сотрудничества реального сектора экономики и научной сферы, предлагается в рамках первой ступени ввести стимул удвоения суммы, направляемой сельскохозяйственной организацией на научные и практико-ориентированные исследования в НИИ и научно-образовательные учреждения региона (макрорегиона, т.е. Сибирского федерального округа). Реализовать это предлагается посредством механизма субвенций. Это поможет составлению более точных прогнозов, улучшит экономические показатели, даст дополнительный источник ревизии действий сельскохозяйственных производителей и создаст дополнительные источники финансирования научной сферы. Это позволит экспертно сформировать программу мероприятий расширенного (экстенсивного) воспроизводства сельскохозяйственной продукции на брошенных и нарушенных землях.

Вторая ступень предполагает стимулирование по факту сельскохозяйственного использования брошенных (нарушенных) земель. Данный вид стимулирования наиболее предпочтительно следует осуществлять в режиме плавающей шкалысубсидирования. Т.е. чем больше процентов от общей площади брошенных земель сельскохозяйственной организации вводится ею в оборот, тем больше финансовое обеспечение по субсидии в расчете на 1 га она получит. Это приведет к тому, что интерес в занижении показателей, сокрытии брошенных земель сменится интересом ввода их в оборот.

Кроме того, у сельхозтоваропроизводителя возникает другой интерес – содействовать переводу земель, заросших лесами, в земли лесного фонда, ведь утрата части нерентабельных к сельхозпроизводству площадей повысит долю оставшихся – пригодных к восстановлению земель [3, 12, 13]. А так как большая доля брошенных земель, вводимых в оборот сельскохозяйственной организацией, означает больший размер полученных организацией субсидий в расчете на 1 га, что выгодно для всех заинтересованных сторон [2]. Работа в контрольном блоке, таким образом, организационно-экономического механизма существенно упрощается.

Контрольная часть механизма состоит из следующих элементов:

  • Контроль предоставления сельхозтоваропроизводителями достоверных сведений о площадях брошенных (нарушенных) земель. Такой контроль исключает возможность выдачи используемых земель в качестве брошенных в целях получения дополнительной выгоды от субсидирования. Предполагает использование спутников снимков, полевых наблюдений, а в иных случаях – использование дронов.
  • Контроль соблюдения требований возвращения брошенных (нарушенных) земель в оборот, а именно надзор за целевым использованием средств субсидий и субвенций.
  • Контроль в области финансирования научных и практико-ориентированных исследований в НИИ, который позволит предупредить коррупционные проявления и растрату бюджетных средств.
  • Контроль процедуры подготовки невосстановимых брошенных (нарушенных) земель в земли лесного фонда.

Выводы

Расширение производства сельскохозяйственной продукции экстенсивным путем, благодаря введению в оборот брошенных и нарушенных земель – обязательный элемент и условие устойчивого развития сельских территорий, что не представляется возможным при утрате земельного потенциала.

Таким образом, каждый из блоков организационно-экономического механизма направлен на развитие земельных отношений в сельском хозяйстве и содержит логику, которой сопутствуют соседние блоки. Каждый блок организационно-экономического механизма направлен на решение конкретной задачи. Так, организационно-координационный блок позволяет решить вопрос практического применения методики и выявления взаимных для региона и собственников сельхозпредприятий выгод от использования тех или иных земельных участков; экономический блок позволяет обеспечить реальное выполнение планов и программ первого блока благодаря стимулирующим мерам; контрольный блок позволяет предупредить проблему нецелевого использования финансово-экономических стимулов, а также обеспечить выполнимость плановых мероприятий по сохранению и развитию земельного потенциала Кемеровской области в целях развития сельского хозяйства.

Список источников

  1. Arkhipova, L., Gorokhova I. (2021) Regional Features of Agricultural Development in Russia / The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems, pp.55-63 https://doi.org/10.1007/978-3-030-73097-0_8
  2. Clawson, M. (Ed.). (1977). Research in Forest Economics and Forest Policy (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315668949
  3. Coral, C., Bokelmann, W., Bonatti, M., Carcamo, R., & Sieber, S. (2021). Understanding institutional change mechanisms for land use: Lessons from Ecuador’s history. Land Use Policy, 108, 105530. https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105530
  4. Hooke, R. L., Martín Duque, J. F., & Pedraza Gilsanz, J. D. (2012). Land transformation by humans: a review. GSA today, 22(12), 4-10. https://doi.org/10.1130/GSAT151A.1
  5. Morimoto, A. (2021). City and Transportation Planning: An Integrated Approach (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.1201/9781003119913
  6. Бондарев Н.С., Томилин К.В. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 786-788.
  7. Волков С.Н. Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства (начало) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 4. С. 5-7.
  8. Заворотин Е.Ф. Трансформация земельных отношений в сельском хозяйстве: научная монография. Саратов, 2021. 137 с.
  9. Заворотин Е.Ф., Гордополова А.А., Тюрина Н.С. Институциональные модели развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве // АПК: Экономика, управление. 2021. № 3. С. 36-46.
  10. Закшевский В.Г., Пашута А.О., Котелевская Н.К. Развитие земельных отношений и их роль в повышении эффективности аграрного производства ЦЧР // ФЭС: Финансы. Экономика. 2018. Т. 15. № 8. С. 5-11.
  11. Махотлова М.Ш., Озрокова Л.Б. Земельные отношения в современной России и их регулирование // Аграрное и земельное право. 2021. № 3 (195). С. 89-94.
  12. Мельников Н.Н. Проблемы изъятия земельных участков и расположенных на них объектов для комплексного развития территорий // Хозяйство и право. 2021. № 7 (534). С. 31-39.
  13. Первушина А.В., Грачева М.А., Цекоева Ф.К. Государственный земельный надзор как механизм управления земельными ресурсами в муниципальном образовании //International Journal of Professional Science. № 5. С. 67-70.
  14. Распоряжение администрации Кемеровской области от «7» марта 2019г. № 143-р «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области на период до 2035 года»
  15. Томилин К.В., Методика определения потенциального использования нарушенных земель для сельского хозяйства и алгоритм её применения / К.В. Томилин // Вестник аграрной науки. Орёл: Изд-во Орловского государственного аграрного университета им. Н.В. Парахина, 2021. №. 4 (91). С. 184-190.
  16. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

References

  1. Arkhipova, L., Gorokhova I. (2021) Regional Features of Agricultural Development in Russia / The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems, pp.55-63 https://doi.org/10.1007/978-3-030-73097-0_8
  2. Clawson, M. (Ed.). (1977). Research in Forest Economics and Forest Policy (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315668949
  3. Coral, C., Bokelmann, W., Bonatti, M., Carcamo, R., & Sieber, S. (2021). Understanding institutional change mechanisms for land use: Lessons from Ecuador’s history. Land Use Policy, 108, 105530. https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105530
  4. Hooke, R. L., Martín Duque, J. F., & Pedraza Gilsanz, J. D. (2012). Land transformation by humans: a review. GSA today, 22(12), 4-10. https://doi.org/10.1130/GSAT151A.1
  5. Morimoto, A. (2021). City and Transportation Planning: An Integrated Approach (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.1201/9781003119913
  6. Bondarev N.S., Tomilin K.V. Konkurentosposobnost’ v global’nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2017. № 12 (59). S. 786-788.
  7. Volkov S.N. Zemel’nye otnosheniya kak bazovyj faktor ustojchivogo razvitiya sel’skogo hozyajstva (nachalo) // Ekonomika sel’skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. 2007. № 4. S. 5-7.
  8. Zavorotin E.F. Transformaciya zemel’nyh otnoshenij v sel’skom hozyajstve: nauchnaya monografiya. Saratov, 2021. 137 s.
  9. Zavorotin E.F., Gordopolova A.A., Tyurina N.S. Institucional’nye modeli razvitiya sistemy zemel’nyh otnoshenij v sel’skom hozyajstve //APK: Ekonomika, upravlenie. 2021. № 3. S. 36-46.
  10. Zakshevskij V.G., Pashuta A.O., Kotelevskaya N.K. Razvitie zemel’nyh otnoshenij i ih rol’ v povyshenii effektivnosti agrarnogo proizvodstva CCHR // FES: Finansy. Ekonomika. T. 15. № 8. S. 5-11.
  11. Mahotlova M.SH., Ozrokova L.B. Zemel’nye otnosheniya v sovremennoj Rossii i ih regulirovanie // Agrarnoe i zemel’noe pravo. 2021. № 3 (195). S. 89-94.
  12. Mel’nikov N.N. Problemy iz»yatiya zemel’nyh uchastkov i raspolozhennyh na nih ob»ektov dlya kompleksnogo razvitiya territorij //Hozyajstvo i pravo. 2021. № 7 (534). S. 31-39.
  13. Pervushina A.V., Gracheva M.A., Cekoeva F.K. Gosudarstvennyj zemel’nyj nadzor kak mekhanizm upravleniya zemel’nymi resursami v municipal’nom obrazovanii //International Journal of Professional Science. 2021. № 5. S. 67-70.
  14. Rasporyazhenie administracii Kemerovskoj oblasti ot «7» marta 2019 g. № 143-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya sel’skogo hozyajstva, pishchevoj i pererabatyvayushchej promyshlennosti Kemerovskoj oblasti na period do 2035 goda»
  15. Tomilin K.V., Metodika opredeleniya potencial’nogo ispol’zovaniya narushennyh zemel’ dlya sel’skogo hozyajstva i algoritm eyo primeneniya / K.V. Tomilin // Vestnik agrarnoj nauki. – Oryol: Izd-vo Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. N.V. Parahina, 2021. №. 4 (91). 184-190.
  16. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 №537 «O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda»

Для цитирования: Томилин К.В., Бондарева Г.С., Бондарев Н.С. Организационно-экономический механизм развития земельных отношений// Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-16/

© Томилин К.В., Бондарева Г.С., Бондарев Н.С. 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.