Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10824

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ 

PROMOTION OF INVESTMENT ACTIVITIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Текеев М-А.Э., д.с-х.н., профессор, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Алиев Д.Р., ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Tekeev M-A.E, Doctor-Doctor, Professor, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk

Aliyev D.R., FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk

Аннотация. Во все времена продовольственная политика играла большую роль в экономике любого государства.  Труд Сельских товаропроизводителей довольно тяжелый. Он напрямую зависит от внешних факторов — погодных условий, и чтобы им заниматься, необходимо очень любить землю, которая нас кормит. Поэтому развитие современных логистических структур является одним из важнейших мер, направленных на стимулирование деятельности и увеличение объемов реализации продукции отечественных производителей.

Summary. At all times, food policy played a big role in the economy of any state. The work of rural producers is quite difficult. It directly depends on external factors — weather conditions, and in order to deal with them, it is necessary to love the land that feeds us very much. Therefore, the development of modern logistics structures is one of the most important measures aimed at stimulating activities and increasing the sales of products of domestic manufacturers.

Ключевые слова: уровень продовольственной безопасности, сельскохозяйственная продукция, инфраструктура, конкурентоспособность.

Keywords: level of food security, agricultural products, infrastructure, competitiveness. 

Основным показателем, позволяющим оценить уровень продовольственной безопасности Российской Федерации, является удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия
в общем объеме их ресурсов (с учетом структуры переходящих запасов).

По оценке Минсельхоза России с 2017 года достигнуты
или превышены пороговые значения показателей продовольственной независимости Российской Федерации:

В настоящее время внутренний рынок характеризуется недостаточным развитием логистической инфраструктуры, которая лидирует увеличение доли расходов на инфраструктуру и логистику в продажной цене продуктов питания.

Высокий уровень этих затрат снижает конкурентоспособность российских продовольственных товаров как на международном, так и на внутреннем рынке.

Создание и развитие современных логистических структур является одним одна из важнейших мер, направленных на стимулирование торговой деятельности и увеличение объемов реализации продукции отечественных производителей.

Для  обеспечения сбыта сельскохозяйственной продукции, повышения
ее товарности путем создания условий для сезонного хранения и подработки является основной целью развития оптово-распределительных центров.

В текущих финансово-экономических условиях господдержка в виде компенсации прямых понесенных затрат в размере 20%, а также предоставление льготных инвестиционных кредитов по льготной ставке 5% в уполномоченных банках способствуют поддержке притока инвестиций в отрасль, ускоренному импортозамещению, повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, стимулируя рост производства основной сельскохозяйственной продукции, повышая финансовую устойчивость сельхозпроизводителей.

В целях повышения эффективности реализации подпрограммы «Содействие инвестиционной деятельности в АПК» Минсельхоз России внес изменения в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации для возмещения части прямых понесенных затрат на создание и модернизации агропромышленных объектов, а также на приобретение оборудования и техники, которые введены постановлением Правительства РФ от 21.01.2017 № 48, и Порядком отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и модернизацию агропромышленных объектов.

Количество показателей региональной программы формируется на основе принципов необходимости и достаточности для достижения поставленных целей и решения поставленных задач.

Также при формировании региональной программы субъекту РФ необходимо обеспечить соответствие показателей региональных программ и соглашений, заключенных с Минсельхозом России.

Система показателей, используемая региональной программой (подпрограммой), должна быть способна измерять достижение всех целей и задач программы, охватывать основные аспекты достижения целей и задач и иметь количественные показатели, планируемые по годам.

При этом система показателей региональной программы и установление их значений должны быть соотнесены с показателями документов стратегического планирования федерального и регионального уровней, обеспечивающими преемственность в названиях показателей различного уровня, и методикой их расчета (включая Госпрограмму).

Информация о ресурсах региональных программ предоставляется в разбивке по источникам финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды) по главным распорядителям, подпрограммам, основной деятельности подпрограмм, а также по годам осуществления программ.

В Карачаево-Черкесской республике на 2018 год было запланировано два основных мероприятия, на реализацию которых было запланировано 25635,5 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 16491,3 тыс. рублей, республиканского бюджета – 9144,1 тыс. рублей. Кассовые расходы составили 18007,5 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 16460,9 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1546,6 тыс. рублей.

Реализация основного мероприятия «Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе» направлена на улучшение условий доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам. На реализацию основного мероприятия инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе было предусмотрено всего- 18135,5 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 16491,3 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1644,1 тыс. рублей. Кассовые расходы составили 18007,5 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 16460,9 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1546,6 тыс. рублей (99,3% к бюджетной росписи в связи с досрочным погашением кредита заемщика).

Реализация основного мероприятия «Возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК» направлена на стимулирование создания и модернизации объектов агропромышленного комплекса на территории Карачаево-Черкесской Республики. На реализацию данного мероприятия было предусмотрено всего — 7500,0 тыс. рублей из республиканского бюджета. Кассовые расходов отсутствуют в связи с тем, что инвестиционные проекты не прошли конкурсный отбор в Минсельхозе России.

В рамках основного мероприятия   «Возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК» в 2018 году в конкурсном отборе участвовали два инвестиционных проекта, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории Карачаево-Черкесской Республики в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации:

  • ООО «Рея» основным видом деятельности является  разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, выращивание семян масличных культур, разведение овец и коз, торговля оптовая неспециализированная, аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом, участвует в проекте «Строительство и реконструкция молочного комплекса на 900 фуражных коров со шлейфом».

Проект уникален тем, что входит в союз компаний, который будет обеспечивать полный цикл производства молочной продукции, начиная с кормовой базы (производство зерновых и масличных культур), заканчивая переработкой молока ООО ФХ Фирма «Сатурн».

  • ООО «СэлКо» «Животноводческий комплекс молочного направления расположенный: КЧР, Прикубанский район, село Ударненское, примерно в 400 м по направлению на восток от пгт. Ударный» на 400 голов.

Показатель «Количество скотомест на строящихся, модернизируемых и введенных в эксплуатацию животноводческих комплексах молочного направления (молочных фермах)» выполнен на 218,8 % (плановое значении 0,4 тыс. единиц).

В части технической и технологической модернизации, инновационного развития на 2018 год по подпрограмме предполагалось выполнить 2 основных мероприятия на реализацию, которых предусмотрено 4899,7 тыс. рублей из республиканского бюджета.

Кассовый расход за 2018 года составил – 4898,5 тыс. рублей из республиканского бюджета.

Реализация основного мероприятия «Обновление парка сельскохозяйственной техники» была направлена на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Целью осуществления основного мероприятия является обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями с оказанием мер государственной поддержки по состоянию на 1 января 2019 года приобретено 57 сельскохозяйственной техники, что 111,8 % от запланированного на год 51.

При реализации основного мероприятия «Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе» Карачаево-Черкесская Республика принимала участие 19-ой Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2018».

Республикой была представлена коллективная экспозиция, в которой приняли участие инвестиционные проекты, актуальные для нашего региона, демонстрирующие реальные результаты и перспективы работы по импортозамещению и развитию экспортного потенциала: 

  • АО Агрокомбинат «Южный» — реконструкция и модернизация тепличного комплекса;
  • ООО «Рея» — строительство молочного комплекса на 900 фуражных коров со шлейфом.

Проекты были представлены с использованием мультимедийного и интераутивного способа демонстрации оригинальности и системности проекта для развития нашего региона.

В разделе «Животноводство и племенное дело» Карачаево-Черкесскую Республику представили СПК ПЗ «Махар» и  СПК ПЗ «Дженгур — разведение овец карачаевской породы».

По итогам работы конкурсной комиссии Карачаево-Черкесская Республика получила Гран-при выставки, а животноводческие организации получили золотые медали.

На 2018 год было запланировано одно основное мероприятие, на реализацию которого было запланировано 31560,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета 29982,0 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1578,0 тыс. рублей.

Таким образом фактическое исполнение подпрограммы в 2018 году составило 100 %.

Показатель «Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования выполнен на 100,0 % (0,700 тыс. га, факт 0,700 тыс. га).

Использованная литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции от 10 января 2019 года.
  2. Закон КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2018г.  и плановый период 2019 и 2020гг.», от 15 декабря 2017 года.
  3. Постановление Правительства КЧР от 28.02.2013г. №61 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ КЧР».
  4. Текеева Х.Э., Узденова Ф.М. Оценка реализации программ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской республики.
  5. Узденова Ф.М., Текеева Х.Э. Приоритетные направления развития сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики.