http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2019

УДК 314.72

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10109

УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В
СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

MANAGEMENT
OF POPULATION MIGRATION IN RURAL AREAS: PROGRAM-TARGET APPROACH

Статья представляет результаты исследования по проекту № 17-02-00425-ОГН «Межрегиональная асимметрия территорий и миграционная мобильность населения в России», получившего поддержку Российского фонда фундаментальных исследований по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса ОГН-А – Основной конкурс РГНФ 2017 года.

Мусин Урал Рамазанович, кандидат
экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга
Башкирского государственного университета, г. Уфа

Musin
U.R.,
uralrm@yandex.ru

Аннотация:
В
статье рассматривается программно-целевой метод управления по регулированию
миграционных процессов в сельской местности в контексте демографического,
экономического и социального подходов. Обозначены направления совершенствования миграционной политики в сельской местности.

Summary: The article discusses the program-targeted management
method for regulating migration processes in rural areas in the context of
demographic, economic and social approaches. The directions of improving
migration policy in rural areas are outlined.

Ключевые слова: миграция
населения, программа, сельская местность.

Keywords: population migration, program, rural area.

Важнейшей
задачей миграционной политики государства является обеспечение экономического,
социального и демографического развития страны и управления процессами в
указанных сферах. В качестве решения данной задачи федеральными и региональными
органами власти применяется программно-целевой подход. Данный подход по
регулированию миграционных процессов позволяет определить цели, задачи и
приоритетные направления на основе разработанных программ, выделении
соответствующих ресурсов и формировании механизмов ее реализации.

Процесс
управления миграцией населения в сельской местности базируется на трех основных
подходах: экономический, демографический и социальный [4,5]. Указанные подходы
по регулированию миграционных процессов в сельской местности отражены в Стратегии
устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030
года, в которой значительная роль в устранении причин миграции населения будет отведена
развитию сельских территорий в стране.

В таблице 1 представлены значения целевых индикаторов устойчивого развития сельских территорий РФ до 2030 года.

В
данной стратегии заложены целевые ориентиры, касающиеся решении проблем
сельских территорий с позиции миграционной политики в сферах демографии,
экономики и социальной политики.

В тоже время миграционная политика России в сельских территориях с учетом международной практики имеет свои особенности, представленные в таблице 2 [3].

Результаты
анализа миграционной политики в сельской местности показывают, что проблема
миграции на селе для России носит внутренний социально-экономический характер.
И органами государственной власти активно предпринимаются усилия по повышению
эффективности миграционной политики. Однако усилия для снижения оттока
населения из сельской местности в России только регулированием миграционных
процессов недостаточны, необходимо устранить коренные причины миграции на селе
такие как: бедность, отсутствие перспектив трудоустройства, неравенство,  ограниченный доступ к системе социальной
защиты, изменение климата, истощение природных ресурсов, растительного и
животного мира.

В
связи с этим для устранения диспропорций при управлении миграцией сельского
населения разработаны и реализуются федеральные и региональные программы в
рамках трех основных подходов. 

Так,
для решения задач демографического характера в сельской местности, как
увеличения рождаемости и стабилизации численности населения, реализуются
следующие целевые программы:

  • материнский капитал;
  • помощь в содействии добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Экономический
подход в регулировании миграционных процессов в сельской местности во многом
связан с инвестиционной привлекательностью сельских территорий, инновационным
развитием сельского хозяйства, созданием благоприятных условий для
альтернативных видов деятельности. Для решения вопросов, касающихся увеличения
среднемесячной зарплаты в сельском хозяйстве, создания качественных рабочих
мест для сельской молодежи осуществляются следующие программы:

  • развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • грантовая поддержка начинающих предпринимателей, фермеров;
  • обеспечение жильем молодых семей;
  • газификация сельских территорий;
  • повышение производительности труда и поддержка занятости.

Для
обеспечения социальной защищенности сельского населения и привлечения трудовых
мигрантов реализуются в сельских территориях следующие федеральные и
региональные программы, как:

  • льготная ипотека для молодых учителей;
  • земский доктор;
  • содействие занятости населения.

Реализуемые
федеральные и региональные программы оказывают позитивное влияние на развитие
сельских территорий в решении проблем миграции населения.

 Мероприятия вышеуказанных федеральных и
региональных программ служат значимыми противовесами оттоку молодежи из села и
направлены на развитие кредитования, поддержку занятости, улучшение
дорожно-транспортной сети и обеспеченности мобильной связью и интернетом,
социальное развитие села [2].

Однако
данные программы имеют ряд ключевых недостатков, снижающую их эффективность,
среди них выделяются:

  • не комплексный подход разработке и реализации программ, решаются узкие отраслевые проблемы, и отсутствует взаимосвязь по реализуемым инициативам;
  • недостаточное количество программных мероприятий, направленных на обеспечение занятости и роста доходов сельского населения;
  • ведомственная разобщенность по разработке и реализации программ, размывание ответственности среди органов власти по достижению целевых показателей и конечных результатов.

В
тоже время оценка результативности государственной миграционной политики в
сельской местности по реализуемым программам позволяет выделить три основных
направления поддержки: демографическое, экономическое и социальное, которые
влияют на сокращение миграции из села.

Для
улучшения демографического состояния сельских территорий необходимо выделить
следующие инициативы:

  • увеличения размера пособий и материнского капитала, в частности для сельской молодежи в целях по повышения рождаемости;
  • рост расходов и снижение барьеров по госпрограмме добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Для
усиления экономических возможностей в сельской местности необходимо:

  • снижение дифференциации социально-экономического развития сельских территорий;
  • создание качественных рабочих мест в сельском хозяйстве и альтернативных видах деятельности на территории;
  • рост среднемесячной заработной платы на селе и доведения до конкурентоспособных с городом;
  • создание комфортных условий для проживания в сельской местности за счет повышения качества инженерного и транспортного обустройства территорий.

Для
доступности и повышения качества социальных услуг для сельских жителей
необходимо усилить инициативы:

  • развитие сети социальной инфраструктуры и ее оснащенности в сельской местности;
  • повышения доступности качественного образования в сельских территориях, создание межмуниципальных центров повышения квалификации и корпоративных университетов на базе крупных агрохолдингов.

Таким
образом, применение программно-целевого метода управления в регулировании
миграционных процессов в сельской местности носит не комплексный характер, разработанные
и реализуемые программы решают узкие отраслевые проблемы на селе, которые
характеризуются отсутствием взаимосвязи между ними при их реализации.

Литература

1.
Барлыбаев У.А., Мусин У.Р., Моджина Н.В. Миграция в сельской местности:
основные тенденции и социально-экономические последствия // Экономика и
предпринимательство. 2017. № 9-2 (86). С. 989-991.

2.
Миграция сельской молодежи: в фокусе – Алтайский край [Текст] : коллективная
монография / А.М. Сергиенко, О.Н. Колесникова, Ю.А. Перекаренкова, Л.В.
Родионо-ва, О.А. Снегирева, Е.В. Тарасова ; под общ. ред. д.с.н. А.М.
Сергиенко. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019. – 325 с.

3.
Миграция, развитие сельского хозяйства и сельских районов. Режим доступа: http://fao.org
(дата обращения: 24.09.2019).

4.
Насырова С.И. Формирование концептуальных подходов к управлению миграцией населения
в России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2019. №5(149).
С.24-28.

5.
Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы
к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. 2015.
№1 (7). С. 87-92.

6.
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на
период до 2030 года. Режим доступа: http://government.ru/docs/16757/
(дата обращения: 24.09.2019).