Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 331.08

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10032

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛЬЮ СТРАНЫ

BASIC ASPECTS AND PROBLEMS OF THE DIGITALIZATION OF AGRICULTURE AS A METHOD OF MANAGEMENT OF THE MOST IMPORTANT INDUSTRY OF THE COUNTRY

Гальченко Светлана Альбертовна, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1464-9877

Гвоздева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6240-4196

Смирнова Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0416-4008

Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9788-2692

 Galchenko S.A., s_galch@mail.ru

Gvozdeva О.V.,  gvozdeva_ov@bk.ru

Smirnova M.A., smmarina@rambler.ru

Chuksin I.V., chuksin-99@mail.ru 

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции внедрения новейших преобразований в агропромышленный комплекс Российской Федерации. Авторами статьи выявлены факторы, негативно влияющие на процесс цифровизации современного сельского хозяйства. Выявлены характер и степень влияния цифровых преобразований на отрасли сельского хозяйства. Затронуты вопросы управления земельными ресурсами как главного критерия перехода на технологии цифрового сельского хозяйства в форме информационного процесса, основу которого составляют прямые и обратные связи. Авторы уделяют особое внимание процессам информатизации и формирования системы управления землями сельскохозяйственного назначения в свете действующей государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Предложены мероприятия, которые в ходе своей реализации будут способствовать решению проблем цифровизации сельского хозяйства как важнейшей отрасли страны. 

Summary. The article discusses the main trends in the introduction of new transformations in the agro-industrial complex of the Russian Federation. The authors of the article identified factors that negatively affect the process of digitalization of modern agriculture. The nature and extent of the impact of digital transformations on the agricultural sector are revealed. The issues of land management as the main criterion for the transition to digital agriculture technologies in the form of an information process based on direct and feedback are discussed. The authors pay special attention to the processes of informatization and formation of the agricultural land management system in the light of the current state program «Digital economy of the Russian Federation». The measures that will contribute to solving the problems of digitalization of agriculture as the most important sector of the country are proposed.

Ключевые слова: информационное обеспечение, сельское хозяйство, новые технологии, агропромышленный комплекс, цифровые преобразования, IT – технологии.

Keywords: information support, agriculture, new technologies, agro-industrial complex, digital transformation, IT – technologies.

Современная экономическая наука и литература до сегодняшнего дня не дают четкой трактовки понятию «цифровизация». Многие исследователи представляют цифровизацию как процесс создания высокотехнологического производства с гибкой системой управления, которое позволяет производить большое количество продукции высокого качества за минимальный период времени и с минимальными трудозатратами. Ключевым направлением государственной политики в этом вопросе выступает сельское хозяйство и как следствие, механизмы использования и управления землями сельскохозяйственного назначения [3].

Продовольственная безопасность Российской Федерации не подвержена глобальным вызовам, но для её эффективного развития необходимо сельское хозяйство современного вида. Данному вопросу ведущие ученые страны уделяют большое внимание и все больше говорят о переходе к новой экономической модели и цифровому сельскому хозяйству как неотъемлемому компоненту его нового типа. Именно цифровое сельское хозяйство должно обеспечить внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные отрасли сельского хозяйства, совершенствовать и в полной мере задействовать локальные факторы производства (минеральные и органические удобрения, источники энергии) и внешние ресурсы (пестициды, агрохимикаты, топливо).

Цифровые технологии сельского хозяйства замедленно и неактивно внедряются в российский агропромышленный комплекс (далее – АПК), а именно в составляющие его звенья: отрасли, обслуживающие сельское хозяйство и перерабатывающие его продукцию. Цифровая экосистема АПК требует максимального переноса всех его процессов в аграрной отрасли в «цифру». Это повысит эффективность производства, производительность труда и в целом сделает агробизнес более рентабельным. В свете реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривается решение проблем, связанных с внедрением цифровых технологий в различные сферы жизни общества, создания информационных платформ развития отдельных рынков и отраслей сельского хозяйства, обеспечение инфраструктуры общества цифровыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. К сожалению, сельское хозяйство не вошло в ряд наиважнейших отраслей, предусмотренных Федеральной программой развития цифровой экономики, но Департамент развития и управления государственных и информационных ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации разработал программу «Цифровое сельское хозяйство», направленную на модернизацию и повышение эффективности аграрной отрасли.

Трансформация АПК как часть федеральной стратегии коренным образом должна обеспечить резкий рост эффективности агробизнеса. Основная задача проекта – повысить к 2024 году уровень производительности на вновь созданных «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в 2 раза, что означает увеличение глобального производства продукции на 60–70 % [8].

Стоит сказать, что переход на технологии цифрового сельского хозяйства в первую очередь затрагивает вопросы управления земельными ресурсами, а именно, управления землями сельскохозяйственного назначения, что подразумевает под собой установление соответствующих пределов эксплуатации таких земель, правил их рационального использования, включая действующие наложенные обременения и ограничения на земли сельскохозяйственного производства.

В настоящее время имеет место сложность и неэффективность системы такого управления как из-за многоуровневого состояния управляемых элементов и подсистем, так и отсутствия достоверной и релевантной информации необходимой для эффективного управления процессами использования таких земель и их биологического воспроизводства [6].

Однако в настоящее время имеет место сложность прямых и обратных связей между такими субъектами, которая возникает из-за отсутствия четкого деления полномочий хозяйствующих субъектов и федеральных ведомств. Зачастую функции и обязанности таких служб не разграничены, а имеющиеся информационные ресурсы, поступающие в такие ведомства, несут абстрактную информацию, которую можно классифицировать как недостаточную для осуществления процесса управления землями сельскохозяйственного назначения, и как следствие, замедленный переход на технологии цифрового сельского хозяйства (см. рис. 1) [4].

Построение системы информационного обеспечения управления земельными ресурсами предполагает четкое взаимодействие всех структурных органов управления, в результате чего формируется единый информационный фонд данных, промежуточная и результирующая отчетность. На основании таких полученных данных происходит формирование информационных ресурсов системы управления, которые систематизируются и анализируются для всех участников системы АПК.

Использование цифровых технологий в области аграрного сектора и их дальнейшее внедрение в систему управления землями сельскохозяйственного назначения идет крайне медленными темпами. Ю. Якутин отмечает, что организация цифровой системы управления невозможна без формирования единого информационного пространства, обеспечивающего полную взаимосвязь всех структурных и функциональных элементов. Базовым принципом формирования такой системы, по его мнению, выступает принцип «связанности». Данный принцип понимается и трактуется нами как взаимосвязь объектов и субъектов управления, технических и экономических показателей, функций и подсистем управления [7].

Таким образом, земельные ресурсы, в общем, и земли сельскохозяйственного назначения в частности, выступают как объект управления и очень тесно рассматриваются во взаимосвязи с правовыми отношениями владения, распоряжения и пользования землей как главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. Вопросы цифровизации сельского хозяйства затрагивают большое количество субъектов земельных отношений, министерств и ведомств, органов управления федерального, регионального и муниципального уровней.

Оценка нынешнего этапа цифровизации позволяет выделить несколько ключевых моментов, подтверждающих недоработку процесса внедрения информационных технологий в АПК:

1) Цифровизация сельского хозяйства осуществляется при отсутствии общего ведомственного документа, который мог бы регулировать этот процесс. Соответственно, официально запланированных работ и расчетно-сметной документации не существует. Первый этап (2019–2021г.) осуществление подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство» уже реализуется. Но ранее запланированные пилотные проекты, направленные на стимуляцию внедрения цифровых технологий сельхозпроизводителями, такие как «Умная ферма», «Умное поле», «Умная теплица», «Эффективный гектар», и др. еще не осуществлены. Процесс определения динамических сезонных ключевых показателей эффективности (KPI) по отраслям сельского хозяйства развивается не в полной мере. Единственное, что сейчас успешно функционирует, и создание чего было предусмотрено на первом этапе реализации подпрограммы – это Единая федеральная информационная система земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН), разработка которой было осуществлено еще в 2012 году, а система «Цифровое сельское хозяйство» только подкрепило базу уже создавшегося информационного ресурса [9]. Стоит отметить, что нормативно-правовые статусы сведениям ЕФИС ЗСН не установлены, в результате чего имеющаяся информация не может быть использована сельхозпроизводителями в защиту своих интересов.

2) Нормативно-правовая база совершенствования информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства регулируется 17 статьей  Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ [1]. Данный закон требует внесения изменений посредством конкретизации включения в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в обязательном порядке более широкого круга информации. Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» затрагивает проблемы цифровизации сельского хозяйства и делает акцент на платформенные решениях в данной отрасли, однако без конкретизации методов их выполнения [2].

3) Общий процесс внедрения цифровизации идет крайне неравномерно как в разрезе регионов, так и предприятий.

Мы говорим о том, что система цифровизации любой отрасли народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства, представляется как процесс удовлетворения растущих информационных потребностей сельхозпроизводителей. Согласно последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи (ВСХП) 2016 года удельный вес крупных сельскохозяйственных организаций, которые имеют доступ в Интернет, составляет 52,3 %, малых сельхозорганизаций 33,8 %, крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей – 13,9 %. Системы дистанционного контроля за выполнением технологических процессов в сельском хозяйстве используют только 11,5 % крупных сельскохозяйственных организаций, лишь 0,3 % малых и 0,5% КФХ [10].

На основе этих данных, можно сделать вывод, что «цифровая инфраструктура» села в зависимости от масштабов производства сельскохозяйственных организаций развивается неравномерно и существует проблема неравенства обеспеченностью информационными ресурсами.

Сельское хозяйство Российской Федерации составляет крупную отрасль экономики страны. По данным Федеральной службы государственной статистики среднегодовая численность занятых по виду экономической деятельности «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» на период 2019 года составила 97,0 %. Валовая добавленная стоимость экономической деятельности равна 2883,4 млрд. руб. Уровень рентабельности отраслей сельского хозяйства стремится к средней величине и составляет 15,4 %, и по экономике в целом – 10,7 % [11].

Все количественные показатели имеют тенденцию к росту по сравнению с данными 2014 года. Данная ситуация дает возможность сделать вывод, что сельское хозяйство Российской Федерации – это одна из наиболее успешно развивающихся отраслей российской экономики. Вызывает удивление тот факт, что инвестиции бюджетных средств в основной капитал сельхозпредприятий в 2019 году составляли 9,4 млрд. р., что на 1,9 млрд. р. меньше по сравнению с 2018 г.

Тенденция увеличения востребованности информационных технологий у сельхозпроизводителей в области сельского хозяйства не соответствует тенденции уменьшения привлекаемых бюджетных средств. В результате этого модернизация АПК в Российской Федерации проходит медленно, и новейших технологий осуществления сельскохозяйственной деятельности в малых и средних хозяйствах страны недостаточно (см. табл. 1). Основная причина – нехватка инвестиций в основной капитал хозяйств как собственных, так и привлеченных средств.

Нельзя не затронуть вопросы высококвалифицированной рабочей силы (специалистов, знакомых с цифровыми технологиями), занятой в отраслях сельского хозяйства. По данным Минсельхоза России на территории Российской Федерации количество IT-специалистов в области АПК вдвое меньше, чем в странах с развитым аграрным сектором экономики [8].

Таким образом, возникает ряд ключевых направлений совершенствования государственной политики в области цифровизации АПК:

  1. Разработка единой общедоступной информационной платформы цифровизации АПК и совершенствование нормативно-правовой базы, для чего необходимо установить нормативно-правовые статусы сведениям ЕФИС ЗСН и создаваемым информационным продуктам [5].
  2. Разработка сервисов на федеральном, региональном и муниципальном уровне по управлению отраслями сельского хозяйства, развитию рынков сбыта продукции села и развитию села в рамках Федеральной Государственной программы по комплексному развитию сельских территорий. По-нашему мнению, необходимо создать единый портал обсуждений аграрных вопросов на базе Минсельхоза России, с целью учета мнений всех групп сельхозпроизводителей, а также сформировать инициативную группу для экспертного анализа проектов нормативно-правовых актов в области аграрного и земельного законодательства;
  3. Разработка информационной инфраструктуры на селе и возможность предоставления сельхозпредприятиям и фермерам дотаций и субсидий с целью сетевого подключения к такой инфраструктуре. Программа комплексного развития сельских территорий предусматривает предоставления разного рода коммуникаций, но преференции малому и среднему бизнесу в области сельского хозяйства отсутствуют.

В заключение стоит отметить, что решение существующих проблем системы «цифровизации сельского хозяйства», внедрение мероприятий по усовершенствованию такого процесса создаст все условия для цифрового развития, подготовки аграрного сектора к эволюционному шагу в современной экономике, что будет способствовать развитию эффективного сельского хозяйства.  

Литература

  1. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 22 декабря 2006 г.: одобр. Советом Федерации 27 декабря 2006 г. , № 264-ФЗ]: (в ред. от 25.12.2018 № 264-ФЗ) // КонсультантПлюс (дата обращения 05.12.2020).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // КонсультантПлюс (дата обращения 05.12.2020).
  3. Ашинова М.К., Мокрушин А.А., Чиназирова С.К., Костенко Р.В. Цифровая трансформация отрасли сельского хозяйства Российской Федерации. Новые технологии. 2019; (4):209-220.
  4. Бухтояров Н. И. Развитие системы информационного обеспечения управления землями сельскохозяйственного назначения/Н. И. Бухтояров // Вестник Воронежского государственного аграрного университета, 2018. т.Т. 11,N № 3 (58).-С.238-249
  5. Варламов, А.А., Гальченко, С.А., Клюшин, П.В. Оценка экономической целесообразности рационального использования сельскохозяйственных земель: монография [Текст] / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, П.В.Клюшин – М.:ГУЗ, 2014.-160 с.
  6. Гальченко, С. А. Современные проблемы развития агропромышленного комплекса России [Текст] : / А. А. Варламов, С. А. Гальченко, П. В. Клюшин // Аграрная Россия. — 2015. — № 6. — с. 18-22
  7. Якутин Ю. Цифровое управление экономическими процессами: потенциал универсальной системы анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности. Экономика и жизнь. 03.11.2016. URL: https://www.eg-online.ru/article/328999/ (дата обращения: 15.12.2020).
  8. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание [Электронный ресурс] – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с.
  9. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // КонсультантПлюс (дата обращения 25.12.2020).
  10. Пояснительная записка к предложению о реализации нового направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru/81654103-Poyasnitelnaya-zapiska-k-predlozheniyu-o-realizacii-novogo-napravleniya-programmy-cifrovaya ekonomika-rossiyskoy-federacii-cifrovoe-selskoe-hozyaystvo.html
  11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – https://www.gks.ru/ (дата обращения 25.12.2020).