Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК: 332.1

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10480

СПЕЦИФИКА И ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

SPECIFICITY OF WATER USE OF THE ROSTOV REGION AT THE PRESENT STAGE AND WAYS OF ITS INTENSIFICATION

Мурзин Антон Дмитриевич, доцент, кандидат экономических наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет»,

Murzin Anton Dmitrievich, Docent, Candidate of Economic Sciences, FSAEO «South Federal University»

Абраменко Иван Петрович, доцент, кандидат экономических наук, ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации»

Abramenko Ivan Petrovich, Docent, Candidate of Economic Sciences, FSSO «Russian Research Institute reclamation problems»

Ушаков Александр Евгеньевич, аспирант, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Ushakov Alexander Evgenievich, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunova – branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University»

Белковский Роман Борисович, соискатель ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Belkovsky Roman Borisovich, Applicant for FSAEO «South Federal University»

Аннотация. В статье рассматриваются динамика изъятия водных ресурсов из водных объектов Ростовской области, изменение валового регионального продукта (ВРП) региона (в основных ценах) и водоёмкости ВРП за период 2016-2020 гг, уточняются основные факторы, детерминирующие водопользование Ростовской области, обосновываются организационно-экономические и административно-правовые предложения, направленные на интенсификацию эксплуатации водоресусного потенциала на мезо- и макроэкономическом уровнях.

Abstract. The article examines the dynamics of the withdrawal of water resources from the water bodies of the Rostov region, the change in the gross regional product (GRP) of the region (in basic prices) and the water consumption of the GRP for the period 2016-2020, clarifies the main factors that determine the water use of the Rostov region, substantiates the organizational economic and administrative-legal proposals aimed at intensifying the exploitation of water-resource potential at the meso- and macroeconomic levels.

Ключевые слова: регион, экономика, развитие, водные ресурсы, Ростовская область, водное хозяйство

Key words: region, economy, development, water resources, Rostov region, water industry

Введение

Как отмечается в работах исследователей [6, 7, 8], успешное социально-экономическое развитие субъектов РФ в значительной мере зависит от сформировавшейся в регионе практики природопользования, в целом, и режима использования водных ресурсов, в частности. В связи с этим, одной из приоритетных стратегических задач является научный поиск направлений интенсификации регионального водопользования, экологизации водохозяйственной практики, повышения социо-эколого-экономической эффективности эксплуатации водоресурсного потенциала. Указанные обстоятельства в полной мере аргументируют актуальность и своевременность настоящего исследования.

Методы

Избранная тематика научного поиска обусловила применение экономико-математических и эконометрических методов [12], использование инструментов графической интерпретации результатов, что обеспечивает высокий уровень их репрезентативности и достоверности.

Результаты и обсуждение

Отношения водопользования играют важную роль в социально-экономическом развитии Ростовской области. Агропромышленная специализация региона на производстве сельскохозяйственной продукции растениеводства с использованием мелиорируемых земельных угодий, развитый промышленный комплекс, высокий уровень урбанизации, природно-климатические условия обусловливают стабильно высокий спрос на водные ресурсы надлежащего качества.

Основные показатели развития экономики Ростовской области и водохозяйственных процессов представлены на рисунках 1-3 [9, 10, 11].

Анализ основных тенденций использования водных ресурсов Ростовской области позволяет сказать об изменении основных трендов водопользования в наблюдаемом периоде. В частности, масштаб забора (изъятия) воды из водных объектов региона в 2016-2018 гг. демонстрировал рост с 3077 до 3058 млн м3, затем, в 2019-2020 гг. отмечается снижение до 2929 млн м3 в 2020 г., или на 4,8 % за весь временной диапазон. Водоёмкость валового регионального продукта после некоторого повышения с 0,24 до 0,25 м3/тыс. руб. за период 2016-2017 гг. устойчиво снижается до 0,19 м3/тыс. руб. в 2020 г. (-21,6 %). Опережающий темп снижения водоёмкости ВРП Ростовской области по сравнению с изъятием водных ресурсов свидетельствует о постепенном повышении эффективности использования водных ресурсов экономикой региона.

Абраменко И. П., Ревунов Р. В., Куприянова С. В. выделяют такие направления интенсификации водопользования Ростовской области, как: «модернизацию гидротехнической инфраструктуры (что позволит сократить потери при транспортировке орошаемой воды, увеличить степень ее очистки); создание механизма экономического стимулирования аграрных водопользователей к использованию в сельскохозяйственной практике инновационных средств полива, инфокоммуникационных систем управления орошением (что позволит сократить потребление воды на единицу производимой сельскохозяйственной продукции); развитие системы мелиоративных парков, функционирующих на основе государственно-частного партнерства и сочетающих в себе вышеуказанные механизмы интенсификации использования водных ресурсов» [1].

Основными факторами, детерминирующими водопользование Ростовской области, являются следующие:

  1. Дисбаланс обеспеченности водоресурсными благами. Особенности географического положения Ростовской области определяют неравномерное распределение источников водных ресурсов по территории региона, что, в свою очередь, обусловливает дефицит воды в восточных районах региона;
  2. Высокий уровень антропогенного воздействия. Применение в экономической деятельности хозяйствующими субъектами промышленного, агропромышленного, транспортно-логистического комплексов, жилищно-коммунального хозяйства устаревших технологий водопользования, очистки сточных вод (особенно в сфере водоснабжения и водоотведения ЖКХ, а также сельскохозяйственном водоснабжении) провоцирует эмиссию загрязнённых вод в поверхностные и подземные водные объекты;
  3. Межрегиональное загрязнение Дона. Река Дон, длина которой составляет 1870 км., является одним из крупнейших водных объектов Российской Федерации. Общая площадь водосборного бассейн Дона 422 тыс. км² [9]. Протекая по территории таких субъектов РФ, как Тульская, Липецкая, Рязанская, Воронежская области, воды Дона воспринимают эмиссию поллютантов водопользователей указанных регионов и приходят в Ростовскую область в загрязнённом виде.
  4. Трансграничное загрязнение поверхностных водных объектов. Крупнейший водный объект Ростовской области река Дон воспринимает антропогенное воздействие трансграничных сточных вод, поступающих по реке Северский Донец из восточных, промышленно развитых, областей Республики Украина. Также трансграничное загрязнение отмечается в акватории Азовского моря (главным образом, в районе Таганрогского залива). Негативный эффект трансграничного и межрегионального загрязнения усиливает действие собственного антропогенного загрязнения на территории региона.

Заключение

В завершение необходимо сформулировать следующие выводы:

  1. В силу действия указанных выше факторов, детерминирующих специфику эксплуатации водоресурсного потенциала Ростовской области, хозяйствующие субъекты-водопользователи региона находятся в заведомо неравных условиях конкурентной борьбы по сравнению с хозяйствующими субъектами других регионов РФ, т. к. использование в производственном процессе загрязнённых вод реки Дон и других водных объектов, воспринимающих трансграничное и межрегиональное загрязнение, требует дополнительных расходов, связанных с очисткой воды до надлежащих качественных характеристик. Особенно остро подобная тенденция проявляется в сфере питьевого водоснабжения; дополнительные издержки хозяйствующих субъектов ЖКХ включаются в тарифы на водоснабжение и водоотведение, вследствие чего стоимость данных услуг для потребителей региона возрастает.
  2. Ликвидация негативных последствий трансграничного и межрегионального загрязнения акватории Дона требует дополнительных капиталовложений со стороны муниципальных и регионального бюджетов Ростовской области. При этом, отсутствует механизм возмещения данных затрат со стороны бюджетной системы Российской Федерации.
  3. Конституция РФ (статья 5, часть 1) [5] гарантирует равноправие субъектов РФ. Указанная конституционная норма закреплена в законодательстве [13] и исчерпывающе интерпретирована [4]. С учётом сказанного, Ростовская область вправе предложить создание общефедерального механизма, компенсирующего субъектам и муниципальным образования РФ затраты бюджетных денежных средств, связанные с ликвидацией негативных последствий трансграничного и межрегионального загрязнения водных ресурсов. По нашему мнению, элементами подобного механизма может стать перераспределение поступлений водного налога в бюджетную систему РФ, каковой в настоящее время зачисляется в бюджет РФ по нормативу 100 % [2], а также платы за пользование водными ресурсами [3] в пользу общефедерального компенсационного фонда, денежные средства которого целевым образом направляются муниципальным образованиям и субъектам РФ, несущим бремя расходов по ликвидации негативных последствий трансграничного и межрегионального загрязнения водных ресурсов. Реализация подобного предложения позволит смягчить остроту указанных выше диспропорций регионального водопользования РФ, укрепить экономические взаимосвязи в сфере водохозяйственных отношений на микро- и мезоэкономическом уровне, сформировать предпосылки повышения эффективности использования водных ресурсов.

Список источников

  1. Абраменко И. П. Направления совершенствования механизма регионального водопользования в контексте снижения водоёмкости валового регионального продукта (на материалах Ростовской области) / Абраменко И. П., Ревунов Р. В., Куприянова С. В. // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. 2020. №3 (39). С. 304-314.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. №74-ФЗ
  4. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. №1-З
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.)
  6. Москаленко А. П. Управление природопользованием. Механизмы и методы / Москаленко А. П., Москаленко С. А., Ревунов Р. В. Санкт-Петербург, 2019.
  7. Мурзин А. Д. Идентификация стоимостного эквивалента деструктивных социально-экономических последствий несбалансированной природохозяйственной деятельности Юга России / Мурзин А. Д., Ревунов Р. В. // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2020. №3 (21). С. 26-32.
  8. Мурзин А. Д. Идентификация и диагностика эколого-экономических рисков урбанизированных территорий / Мурзин А. Д. // Российский академический журнал. 2009. Т. 9. № 4. С. 38-41.
  9. Официальный сайт Правительства Ростовской области http://www.donland.ru (дата обращения 7 сентября 2021 г.)
  10. Официальный сайт территориального органа Росстата по Ростовской области URL: http://rostov.gks.ru/ (дата обращения 7 сентябя 2021 г.)
  11. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области https://минприродыро.рф (дата обращения 7 сентября 2021 г.)
  12. Таранова И. В. Особенности применения экономико-математических и эконометрических методов в экономических исследованиях / Таранова И. В. //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. №12 (36). С. 59.
  13. Федеральный закон от 24.06.1999 г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

References

  1. Abramenko I. P. Napravleniya sovershenstvovaniya mexanizma regional`-nogo vodopol`zovaniya v kontekste snizheniya vodoyomkosti valovogo regional`-nogo produkta (na materialax Rostovskoj oblasti) / Abramenko I. P., Revunov R. V., Kupriyanova S. V. // Nauchny`j zhurnal Rossijskogo NII problem melio-racii. 2020. №3 (39). S. 304-314.
  2. Byudzhetny`j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 g. №145-FZ
  3. Vodny`j kodeks Rossijskoj Federacii ot 03.06.2006 g. №74-FZ
  4. Zaklyuchenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii o sootvet-stvii polozheniyam glav 1, 2 i 9 Konstitucii Rossijskoj Federacii ne vstu-pivshix v silu polozhenij Zakona Rossijskoj Federacii o popravke k Kon-stitucii Rossijskoj Federacii «O sovershenstvovanii regulirovaniya ot-del`ny`x voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti», a takzhe o sootvetstvii Konstitucii Rossijskoj Federacii poryadka vstupleniya v silu stat`i 1 dannogo Zakona v svyazi s zaprosom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16 marta 2020 g. №1-Z
  5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny`m golosovaniem 12.12.1993 g. s izmeneniyami, odobrenny`mi v xode obshherossijskogo goloso-vaniya 01.07.2020 g.)
  6. Moskalenko A. P. Upravlenie prirodopol`zovaniem. Mexanizmy` i me-tody` / Moskalenko A. P., Moskalenko S. A., Revunov R. V. Sankt-Peterburg, 2019.
  7. Murzin A. D. Identifikaciya stoimostnogo e`kvivalenta destruktivny`x social`no-e`konomicheskix posledstvij nesbalansirovannoj prirodoxozyaj-stvennoj deyatel`nosti Yuga Rossii / Murzin A. D., Revunov R. V. // Zhurnal U. E`konomika. Upravlenie. Finansy`. 2020. №3 (21). S. 26-32.
  8. Murzin A. D. Identifikaciya i diagnostika e`kologo-e`konomicheskix ris-kov urbanizirovanny`x territorij / Murzin A. D. // Rossijskij akademicheskij zhurnal. 2009. T. 9. № 4. S. 38-41.
  9. Oficial`ny`j sajt Pravitel`stva Rostovskoj oblasti http://www.donland.ru (data obrashheniya 7 sentyabrya 2021 g.)
  10. Oficial`ny`j sajt territorial`nogo organa Rosstata po Rostovskoj ob-lasti URL: http://rostov.gks.ru/ (data obrashheniya 7 sentyabya 2021 g.)
  11. Oficial`ny`j sajt Ministerstva prirodny`x resursov i e`kologii Ro-stovskoj oblasti https://minprirody`ro.rf (data obrashheniya 7 sentyabrya 2021 g.)
  12. Taranova I. V. Osobennosti primeneniya e`konomiko-matematicheskix i e`konometricheskix metodov v e`konomicheskix issledovaniyax / Taranova I. V. //Upravlenie e`konomicheskimi sistemami: e`lektronny`j nauchny`j zhurnal. 2011. №12 (36). S. 59.
  13. Federal`ny`j zakon ot 24.06.1999 g. №119-FZ «O principax i poryadke raz-granicheniya predmetov vedeniya i polnomochij mezhdu organami gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii i organami gosudarstvennoj vlasti sub«ektov Rossijskoj Federacii».

Для цитирования: Мурзин А.Д., Абраменко И.П., Ушаков А.Е., Белковский Р.Б. Специфика и пути интенсификации водопользования Ростовской области на современном этапе // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-32/

© Мурзин А.Д., Абраменко И.П., Ушаков А.Е., Белковский Р.Б., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.