Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК  336.02

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_414

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА

RISK-ORIENTED APPROACH IN STATE AND MUNICIPAL CONTROL IN THE FIELD OF LANDSCAPING

Степанов А.М., ведущий аналитик Консалтинговой компании «Кислород»

Stepanov A.M., a.stepanov@o2consulting.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности государственного и муниципального контроля сфере благоустройства в лидирующих городах в рейтинге качества городской среды среди крупнейших городов (Москве, Санкт-Петербурге и Казани) в части применения риск-ориентированного подхода. В ходе анализа нормативных правовых актов установлено, что городах, в которых применяется риск-ориентированный подход, имеются как сходства (количество групп риска), так и отличия (критерии в отнесения объектов к группам риска), которые обусловлены спецификой городов, количеством и структурой правонарушений. Сделан вывод о том, что риск-ориентированный подход является гибким инструментом и позволяет осуществлять контроль в сфере благоустройства с учетом специфики того или иного города.

Abstract. The article discusses the features of state and municipal control in the field of landscaping in the leading cities in the rating of the quality of the urban environment among the largest cities (Moscow, St. Petersburg and Kazan) in terms of the application of a risk-based approach. During the analysis of regulatory legal acts, it was found that the cities in which the risk-oriented approach is applied have both similarities (the number of risk groups) and differences (criteria for assigning objects to risk groups), which are due to the specifics of cities, the number and structure of offenses. It is concluded that the risk-based approach is a flexible tool and allows for control in the field of landscaping, taking into account the specifics of a particular city.

Ключевые слова: государственный и муниципальный контроль (надзор), контрольно-надзорная деятельность, риск-ориентированный подход, благоустройство, инвестиционная привлекательность

Keywords: state and municipal control (supervision), control and supervisory activities, risk-oriented approach, landscaping, investment attractiveness

Актуальность

Благоустройство городов является одним из факторов благоприятной городской среды, оно влияет на привлекательность города для его жителей и гостей, инвесторов. Он во многом зависит от сознательности граждан, соблюдения собственниками помещений и территорий правил и требований в сфере благоустройства, для соблюдения которых и существует региональный государственный и муниципальный контроль в этой сфере.

Перед контролирующими органами в крупных городах стоит важная задача: как эффективно организовать контроль в сфере благоустройства с учетом следующих особенностей:

  • большое количестве контролируемых лиц, так как правила и требования в этой сфере распространяются практически на всех собственников зданий и территорий города;
  • необходимость одновременного соблюдения выполнения правил и требований в сфере благоустройства и недопущения роста административной нагрузки на бизнес.

В связи с этим особенно актуальным становится применение риск-ориентированного подхода. Рассмотрим особенности осуществления контроля в сфере благоустройства в крупных городах, являющихся лидерами по качеству городской среды, в том числе по вопросу применения риск-ориентированного подхода.

Методология и информационная база исследования

В исследовании используются общенаучные методы анализа и синтеза, а также методы анализа рейтингов, анализ нормативных-правовых актов, бенчмаркинг.

Для исследования отобраны три лидера рейтинга городов на основе Индекса качества городской среды, разрабатываемого Минстроем России, в группе «крупнейших городов, находящихся в условно-комфортном климате». По итогам рейтинга за 2021 г. лидерами рейтинга по данному индексу стали Москва (293 балла), Санкт-Петербург (256 баллов) и Казань (210 баллов): 2 города федерального значения, а также город «миллионник».

Далее по данным городам определялись ведомства, ответственные за соблюдение государственного и муниципального контроля в сфере благоустройства, анализировались нормативные правые акты в этой области, основные типы нарушений в сфере благоустройства и особенности применения риск-ориентированного подхода.

Основные результаты

Как показало проведенное исследование, понятие благоустройства, а также требования в сфере благоустройства во многом совпадают в исследуемых городах, что доказываем сопоставимость выбранных для анализа объектов исследования. Однако наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере благоустройства неодинаковы в разных городах, что учитывается при осуществлении риск-ориентированного подхода.

В исследуемых городах он применяется в Москве и Санкт-Петербурге, что связано с особенно большими масштабами деятельности по осуществлению контроля. В обоих городах есть особенности при формировании критериев отнесения объектов контроля к разным категориям риска: применятся своя система ранжирования нарушений по степени риска причинения вреда, различные сроки, на которые объекты контроля относятся к той или иной группе риска, а также добросовестность/недобросовестность контролируемых лиц.

Термин «благоустройство»

Термин «благоустройство», несмотря на отличие в формулировках, в целом примерно одинаков по содержанию в исследуемых городах. Это мероприятия, целью которых является обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории. Во всех трех городах указана одинаковая цель, а пути ее достижения могут быть разными.

Различия в данном определении имеют место в детализации данной деятельности, так как отдельные составные части применяются в определении термина благоустройства не по всех городах:

  • термин «облагораживание» (применяется в Москве);
  • создание/проектирование/размещение (Москва, Казань).

Общим для трех городов является содержание, но объект, на который оно направлено, имеет отличия: в Москве и Санкт-Петербурге – объекты благоустройство (в Санкт-Петербурге они описаны более детально в самом определении), в Казани – территория. Таким образом, на основе анализа определения термина «благоустройство» можно сделать вывод, что в Москве он имеет более широкое значение, чем в Санкт-Петербурге и Казани, так как включает деятельность по созданию, содержанию и облагораживанию объектов благоустройства. Подробное сопоставление определений термина «благоустройство» представлено в Таблице 1.

Состав требований и нарушений в сфере благоустройства

Состав требований в сфере благоустройства, подлежащих контролю, также примерно одинаков в исследуемых городах, поскольку определяется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Статья 45_1), в соответствии с которым правила благоустройства, а также контроль в сфер благоустройства относится к ведению муниципальных органов власти. Однако с 2018 г. в каждом городе могут применятся иные правила и требования в сфере благоустройства «исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований».

Преставление общего перечня требование в сфере благоустройства также различно. В Санкт-Петербурге требования разделяются на несколько направлений:

  • фасады нежилых зданий;
  • земляные работы;
  • благоустройство территорий;
  • иные требования.

В то же время в Казани и Москве обязательные требования в сфере благоустройства сведены в единый документ, что представляется достаточно удобным для контролируемых лиц.

Обратим внимание еще на одну характеристику. В Москве контроль в сфере благоустройства является региональным, а в Санкт-Петербурге и Казани – муниципальным. Это связано с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, требования, а также контроль в сфере благоустройства находится в ведении муниципальных органов власти, одинокого в городах федерального значения он может быть передан на региональный уровень.

Рассмотрим далее, какие органы осуществляют контроль в сфере благоустройства, а также какие правила нарушаются чаще всего в исследуемых городах.

В Москве контроль в сфере благоустройства осуществляет Объединение административно-технических инспекций, в Санкт-Петербурге – Государственная административно-техническая инспекция, в Казани – Управление административно-технической инспекции.

Наиболее часто встречающиеся нарушения правил и обязательных требований в сфере благоустройства в рассматриваемых городах во многом пересекаются и включают:

  • нарушения в области содержания дворовых территорий и контейнерных площадок для мусора (наличие мусора, отсутствие очистки территории от снега в зимний период и др.);
  • нарушения в оформлении фасадов зданий, непроведение или несвоевременное проведение ремонта фасадов зданий.

Также есть и отличия в перечнях часто встречающихся нарушений. Например, Объединение административно-технических инспекций города Москвы отмечает, что в их число входят нарушения работы наружного освещения, освещения домового знака на внешней поверхности фасада здания. В Казани Управлением административно-технической инспекции отмечаются в числе лидирующих относятся нарушения при парковке на озелененной территории.

Риск-ориентированный подход

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что риск-ориентированный подход «представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором … выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности».

В соответствии с данным ФЗ, а также с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», риск-ориентированный подход не является обязательным в проведении контроля в сфере благоустройства. Поэтому он не применяется Управлением административно-технической инспекции города Казани.

Однако с учетом того, что рассматриваемые города федерального значения существенно больше по количеству объектов контроля и сплошные проверки осуществлять проблематично, при осуществлении контроля в сфере благоустройства риск-ориентированный подход применяется.

В ходе анализа нормативных правовых актов установлено, что Москве и Санкт-Петербурге есть как сходства (количество групп риска), так и отличия (критерии в отнесения объектов к группам риска), которые обусловлены спецификой городов.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ устанавливает необходимость установления не менее трех категорий риска из числа шести возможных: от чрезвычайной высокого, высокого, до низкого. В Москве и в Санкт-Петербурге выделено по 4 группы риска, группы чрезвычайно высокого и высокого риска не применяются:

  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

В основу группировки объектов контроля по степени риска в Москве и Санкт-Петербурге применятся следующие критерии, имеющие особенности для каждого города:

  • категоризация правил, по которым были сделаны нарушения. В Москве требования делятся на три группы, в соответствии с тем, к какой группе относится правило, определяется группа риска для объекта контроля. В Санкт-Петербурге выделяется две группы требований;
  • добросовестность контролируемых лиц. В Москве в случае недопуска или препятствий инспекторам в выполнении контроля объекты контроля относятся к категории значительного риска. В Санкт-Петербурге за неисполнение в срок предписаний за предыдущие нарушения объект контроля относится к категории среднего риска;
  • в Москве особенно выделяется такой критерий, как случаи гибели или травмирования граждан в результате несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований в сфере благоустройства, при наличии таких фактов объект контроля относится к категории значительного риска;
  • срок, в течение которого были выявлены нарушения в отношении контролируемых лиц. В Москве он составляет один в год, в Санкт-Петербурге применяются сроки от 1 месяца от двух лет в зависимости от группы риска.

Таким образом, риск-ориентированный подход является гибким инструментом, позволяющим учитывать особенности сферы контроля в каждом городе. Решение о его применении или неприменении применятся органами власти муниципального образования или города федерального значения в зависимости от специфики города, включая количество и структуру объектов контроля, частоты нарушений правил и обязательных требований, степени важности обязательных правил в сфере благоустройства по риску причинения вреда.

Список источников

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 (ред. от 10.12.2021) «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 23.12.2015) (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.12.2021).
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  5. Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  6. Проставление Правительства Санкт-Петербурга от 10 декабря 2021 г. N 965 «О муниципальном контроле в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге»
  7. Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года №18 «О благоустройстве в городе Москве».
  8. Постановление Правительства Москвы от 28.09.2021 № 1489-ПП «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле в сфере благоустройства в городе Москве»
  9. Об итогах работы Управления административно-технической инспекции Исполнительного комитета Казани за 2021 год и планах на 2022 год https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/doklady-s-dp/ob-itogakh-raboty-upravleniya-administrativno-tekhnicheskoy-inspektsii-ispolnitelnogo-komiteta-kazan1/
  10. Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля в сфере благоустройства в городе Москве на 2022 год, https://www.mos.ru/upload/content/files/Prikaz312.pdf
  11. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/inspek/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/
  12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года N 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (с изменениями на 3 декабря 2021 года) https://docs.cntd.ru/document/456024404
  13. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 10 декабря 2021 года N 965 «О муниципальном контроле в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» https://docs.cntd.ru/document/727567981
  14. Правила благоустройства города Казани https://kzn.ru/meriya/ispolnitelnyy-komitet/uati/pravila-blagoustroystva/pravila-blagoustroystva/
  15. Сайт Государственной Административно-технической инспекции http://gati-online.ru/docs/2020.pdf

References

  1. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 «On the General principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation».
  2. The Law of St. Petersburg of 25.12.2015 N 891-180 (ed. of 10.12.2021) «On Landscaping in St. Petersburg» (adopted by the Law of St. Petersburg on 23.12.2015) (with amendments and additions, effective from 31.12.2021).
  3. Federal Law of 31.07.2020 N 248-FZ «On State Control (Supervision) and municipal control in the Russian Federation»
  4. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 806 of August 17, 2016 «On the Application of a risk-based approach in the Organization of Certain Types of State Control (Supervision) and Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation»
  5. Federal Law No. 294-FZ of 26.12.2008 «On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control».
  6. Affixing of the Government of St. Petersburg No. 965 dated December 10, 2021 «On municipal control in the field of landscaping in St. Petersburg»
  7. Law of the City of Moscow dated April 30, 2014 No. 18 «On improvement in the city of Moscow».
  8. Resolution of the Government of Moscow dated 09/28/2021 No. 1489-PP «On approval of the Regulations on regional state control in the field of improvement in the city of Moscow»
  9. On the results of the work of the Administrative and Technical Inspection Department of the Executive Committee of Kazan for 2021 and plans for 2022 https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/doklady-s-dp/ob-itogakh-raboty-upravleniya-administrativno-tekhnicheskoy-inspektsii-ispolnitelnogo-komiteta-kazan1/
  10. On the approval of the Program for the Prevention of Risks of Harm (damage) to Legally Protected Values in the implementation of regional state control in the field of landscaping in the city of Moscow for 2022, https://www.mos.ru/upload/content/files/Prikaz312.pdf
  11. Official website of the Administration of St. Petersburg https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/inspek/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/
  12. Resolution of the Government of St. Petersburg of November 9, 2016 No. 961 «On the Rules of Improvement of the Territory of St. Petersburg and on Amendments to some Resolutions of the Government of St. Petersburg» (as amended on December 3, 2021) https://docs.cntd.ru/document/456024404
  13. Resolution of the Government of St. Petersburg of December 10, 2021 No. 965 «On municipal control in the field of landscaping in St. Petersburg» https://docs.cntd.ru/document/727567981
  14. Rules of improvement of the city of Kazan https://kzn.ru/meriya/ispolnitelnyy-komitet/uati/pravila-blagoustroystva/pravila-blagoustroystva /
  15. Website of the State Administrative and Technical Inspection http://gati-online.ru/docs/2020.pdf

Для цитирования:  Степанов А.М., Риск-ориентированный подход в государственном и муниципальном контроле в сфере благоустройства // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-24/

© Степанов А.М., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.