Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 338 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10442

Управление благоустройством территорий муниципального образования

Management of the improvement of the territory of the municipality

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) – филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru

Игошина Анна Сергеевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Igoshina A.S. 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема благоустройства муниципального управления. С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности, с каждым разом становится все более острой проблема благоустройства городских территорий и управления услугами благоустройства муниципального образования. Данная проблема требует тщательно продуманных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятий благоустройства территориальных ресурсов. Автором приведены примеры системы управления г. Кулебаки. Рассмотрены мероприятия, направленные на благоустройство города. В исследовании благоустройства г. Кулебаки автором проведено ряд анкетного опроса для определения проблем в управлении благоустройством города. Сделан вывод, что решение данных проблем возможно лишь на пути организации управленческого процесса и формирования эффективной системы управления с учетом всех особенностей данной сферы, повышения ответственности всех его, участников, решение имущественных вопросов, формирование конкурентной среды и усиление функций регулирования со стороны муниципального образования.

Summary. This article discusses the problem of municipal improvement. With the growth of cities and an increase in the technological level of industry, each time the problem of the improvement of urban areas and the management of the services of the improvement of the municipality becomes more and more acute. This problem requires carefully thought out management decisions related to planning the work of enterprises for the improvement of territorial resources. The author gives examples of the control system of the city of Kulebaki. The activities aimed at improving the city are considered. In the study of the improvement of the city of Kulebaki, the author conducted a series of questionnaires to identify problems in the management of the city’s improvement. It is concluded that the solution of these problems is possible only on the way of organizing the management process and forming an effective management system, taking into account all the features of this area, increasing the responsibility of all of it, participants, solving property issues, creating a competitive environment and strengthening the regulatory functions on the part of the municipality.

Ключевые слова: благоустройство территорий, управление, муниципальное образование, городское хозяйство.

Keywords: landscaping, management, municipality, urban economy.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время благоустройство и озеленение территорий является важнейшей сферой деятельности. В этой сфере создаются условия для населения, обеспечивается высокий уровень жизни населения, что так же способствует и созданию условий для комфортной и здоровой жизни как одного человека, так и для жителей города, района, квартала, микрорайона.

Выполняется комплекс мероприятий, которые значительно улучшают экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создаются более комфортные санитарно-гигиенические, микроклиматические и эстетические условия на улицах, общественных местах (парках, скверах, бульварах и т.д.).

Благоустройство и озеленение территорий муниципального образования включает в себя совокупность программ и планов, которые между собой тесно связаны [1].

В данное время благоустройству территорий уделяется особое внимание. С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности, с каждым разом становится все более острой проблема благоустройства городских территорий и управления услугами благоустройства муниципального образования. Данная проблема требует тщательно продуманных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятий благоустройства территориальных ресурсов.

Основная часть

На современном этапе развития благоустройства территорий муниципального образования стравятся такие задачи, решение которых невозможно без использования научно-технического прогресса, передового практического опыта, без систематического повышения квалификации кадров.

Цель данного исследования заключается в проведении анализа современного состояния и разработка мероприятий совершенствования благоустройством территории муниципального образования г. Кулебаки.

Практическая значимость исследования в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы, определение ряда актуальных понятий и методологические рекомендации, могут быть использованы организациям, которые занимаются озеленением и благоустройством муниципальных образований.

Методология

Приказ от 15 декабря 1999г. N 153 «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации». Данные привила – это рекомендательный документ для регламентации главных вопросов ведения зеленого хозяйства. При разработке данных правил принимались во внимание действующие сейчас стандарты, эксплуатационные и строительные нормы и правила, а также материалы и источники, которые обобщены практическим опытом.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий» указывает понятия, элементы, а также оформление и эксплуатация объектов, нормы и правила благоустройства и контроля за ними [2].

Устав города Кулебаки направлен на повышение уровня благоустройства, обеспечения эстетического, противопожарного и санитарного состояния муниципального образования.

СНиП III-10-75 «Благоустройство территории» регулирует правила, нормы и приемку работ по элементам благоустройства:

  • уборка территории;
  • проезды, площадки и пешеходные дорожки;
  • ограды;
  • открытые спортивные сооружения;
  • озеленение территорий.

Наиболее обширно и конкретно нормы и правила благоустройства прописаны в ГОСТах и СНиПах.

Нормативно-правовые акты, такие как Конституция и Федеральные законы являются основанием для норм и правил благоустройства [2].

Поэтому можно сделать вывод, что все работы по благоустройству населенных пунктов и озеленению их территорий выполняются только согласно законодательству. Обязательно нужно согласовывать каждое действие перед выполнением, которое направлено на изменение городской территории.

Результаты

Комплексное благоустройство городских территорий – это совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды.

Возникли потребности в управлении, как достаточно самостоятельной функции, связанной с развитием общественного разделения труда. Также и любому специфическому производству, сектору услуг благоустройства стало необходимо управление.

Управление – это целенаправленное воздействие руководящих органов на муниципальный сектор благоустройства муниципального хозяйства для ее ориентации на удовлетворение потребностей граждан в услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемой прибыли [3].

От качества напрямую зависят не только результаты работы сектора благоустройства, но и также выбор методов и средств для их достижения. Еще не менее важна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг, которая способствует в увеличение эффективности общественного производства за счет создания условий, которые освобождают время населения и благоприятствуют высокопродуктивному труду [4].

В исследовании благоустройства г. Кулебаки нами проведено ряд анкетного опроса для определения проблем в управлении благоустройством города. Решение данных проблем возможно лишь на пути организации управленческого процесса и формирования эффективной системы управления с учетом всех особенностей данной сферы, повышения ответственности всех его, участников, решение имущественных вопросов, формирование конкурентной среды и усиление функций регулирования со стороны муниципального образования.

При проведение данного исследования применялся метод случайной выборки с помощью анкетного опроса. В анкетном опросе приняло участие 100 респондентов.

Большинство жителей города оценили управление благоустройством на 3 балла – это связано с их не полной удовлетворенностью управлением благоустройства города, треть жителей дали оценку в 2 балла – это говорит о сниженном уровне удовлетворенности содержанием благоустройства в городе Кулебаки, оценку в 4 и 5 баллов поставили лишь по 10% жителей, что говорит о незначительном проценте горожан, которые в полной мере довольны и удовлетворены благоустройством города. 10 % жителей поставили 1 балл, чем показали, что полностью не удовлетворены управлением благоустройства их города, проводимой работы недостаточно.

Следующий вопрос состоял в том, чтобы дать оценку работе администрации города. Результат опроса показан на рисунке 1.

40% горожан города Кулебаки оценивает работу администрации на 1 балл, что свидетельствует о том, что почти половина всех опрошенных нами респондентов указывает на неудовлетворительную работу администрации города. При этом 5 баллов не поставил ни один из опрошенных, что еще раз подтверждает мнение жителей о недостаточно проводимой работе в городе Кулебаки по благоустройству территории.

Сбор предложений по благоустройству является не маловажной в данной сфере. Чтобы устранить проблемы в благоустройстве, очень важны предложения жителей города. Предложения показаны на рисунке 2.

Опрос показал, что жителей города не устраивает освещение, уборка территории, малое количество зон отдыха, озеленение территорий, а также существует проблема в дорожно-хозяйственной деятельности.

В целом можно отметить, что реализация мероприятий благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах муниципального образования города Кулебаки, позволит:

  • дополнительно повысить разнообразие и обогащение архитектурно-художественного облика районов города;
  • привлечение новых идей в сфере архитектуры и реализации дизайнерских решений по комплексному благоустройству дворовых территорий;
  • обеспечить за счет благоустройства и санитарной очистки территории скверов, площадей, парков и кладбищ, условия для повышения уровня комфортности населения;
  • создание для горожан всей возрастной категории благоприятный социальный микроклимат для отдыха и досуга [5].

В результате комплексного благоустройства общественных и дворовых территорий муниципального образования ожидаются следующие результаты:

  • создание благоприятной среды обитания;
  • обеспечение условий отдыха и спорта;
  • повышение комфортного проживания горожан;
  • обеспечение физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • увеличение благоустроенных общественных территорий до 5 единиц;
  • увеличение благоустроенных дворовых территорий до 16 единиц.

В Кулебаках достаточно высокая степень благоустроенности озелененных зон на территории жилых массивов и наличие крупных озелененных городских пространств. Город Кулебаки учувствует во многих программах и конкурсах, которые проводятся на федеральном уровне. Финансирование выделяется по мере возможности. Несмотря на положительную динамику города в сфере благоустройства, существует ряд проблем, на которые нужно направить усилия для их устранения [6].

В муниципальном образовании в городе Кулебаки насчитывается около 190 дворов. Придомовые территории города Кулебаки и поселков оборудованы 61 детскими игровыми площадками, из них современных детских игровых комплексов 46. Количество дворов, нуждающихся в благоустройстве 120.

Для большего разнообразия и развития благоустройства и озеленения г. Кулебаки можно выделить следующие предложения:

  1. Провести конкурс по жилищному фонду, который будет проводится в следующих номинациях на звание: «Лучший дом», «Лучший двор», «Лучшая детская площадка», «Лучшая спортивная площадка» Для принятия решения о реализации конкурсов необходим расчет и оценка экономического эффекта – прибыли.

В данном конкурсе прибыли от реализации, не будет, так как проведение конкурсов, используется исключительно для комфорта горожан и эстетического восприятия. Благоустройство придворовых территорий жилых многоквартирных домов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга.

Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется финансовым управлением администрации муниципального образования города Кулебаки и контрольным органом муниципального образования города Кулебаки [7].

Содержание, ремонт, реконструкция имеющихся и создание новых объектов благоустройства в сложившихся условиях являются ключевой задачей, а также обеспечить в полной мере безопасность жизнедеятельности и охрану окружающей среды. Снижение уровня благоустройства может вызвать дополнительную социальную напряженность в обществе, что недопустимо в рамках социально-экономического развития муниципального образования города Кулебаки.

Вывод. Таким образом, социальная значимость предложенных конкурсов,  рассчитана непосредственно на совместную деятельность горожан в плане создания благоприятных условий проживания, проведение мероприятий для создания здоровых, культурных и удобных условий на территории города, улучшение параметров окружающей среды.

 Экологическая культура и экологическое воспитание особенно важны на сегодняшний день. От уровня экологического воспитания и экологической культуры зависит вопрос качества условий жизни населения.

Заключение

Таким образом, можем прийти к выводу, что несмотря на ту работу, которая выполняется администрацией города по его благоустройству и озеленению, все же для оценки результативности необходимо учитывать общественное мнение жителей города. Для выявления отношения населения к качеству работ по благоустройству, качеству состояния городской среды прилагается проводить регулярные (ежегодные) опросы общественного мнения.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 № 263-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития //Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2015. – №. 4. – С. 94-103.
  4. Васильев В. Муниципальное право России. – Litres, 2017.
  5. Гладов А.      В.      Озеленение           как     фактор повышения благоустройства города (на примере городского округа Самары) //Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – №. 2 (124).
  6. Ильиных А. В. Реформа местного самоуправления в действии: от территориальных преобразований к изменению организационно-правовых основ // Социум и власть. – 2015. – №. 2 (52).
  7. Кириллова А. Н., Манухина О. А. Система управления градообслуживающей сферой города // Недвижимость: экономика, управление. – 2015. – №. 3. – С. 48-53.