http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10326

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аблаев Ремзи Рустемович, доцент кафедры «Экономика предприятия», кандидат
экономических наук, Севастопольский государственный университет, ablaev.expert@mail.ru

Аблаев Алим Рустемович, доцент кафедры «Энергоустановки морских судов и сооружений»,
кандидат технических наук, Севастопольский государственный университет, alim_ablaev@mail.ru

Абрамова Лариса Сергеевна, доцент кафедры «Экономика предприятия», кандидат
экономических наук, Севастопольский государственный университет, ablaev.expert@mail.ru

Севриков Игорь Владимирович, доцент кафедры «Экономика предприятия», кандидат технических
наук, Севастопольский государственный университет, ablaev.expert@mail.ru

Ablaev R.R.

Abramova L.S.

Ablaev A.R.

Sevrikob I.V.

Аннотация. В статье проведен анализ действующих в Российской Федерации
механизмов защиты окружающей среды, который позволил выявить, что наиболее
рациональным механизмом защиты являются экономические стимулы. Актуализирован
вопрос о необходимости развития действующих экономических механизмов охраны
окружающей среды, которые, как показывает практика, мало эффективны. Проведен
анализ практики экономического стимулирования субъектов хозяйственной
деятельности по снижению техногенной нагрузки на окружающую природную среду в
Российской Федерации. Обосновано, что одним из эффективных путей стимулирования
является такой экономический инструмент как плата за негативное влияние на
окружающую среду.

Исследованы
преимущества и недостатки практики предложенного вида стимулирования.
Обозначены пути совершенствования данной практики с учетом адекватной оценки
негативного влияния загрязняющих веществ на окружающую среду. Предложена
усовершенствованная методика расчета платежей за загрязнения с ориентацией на
реальные величины ущерба, которая позволит с наибольшей точностью оценить
фактически нанесенный вред субъектом хозяйствования окружающей среде. В
качестве перспектив дальнейших исследований предлагается апробация предложенной
методики на предприятиях г. Севастополя.

Summary. The article
analyzes the existing environmental protection mechanisms in the Russian
Federation, which revealed that the most rational protection mechanism is
economic incentives. The issue of the need to develop existing economic
mechanisms for environmental protection, which, as practice shows, are not very
effective, is updated. The analysis of the practice of economic incentives for
economic entities to reduce the anthropogenic load on the environment in the
Russian Federation is carried out. It is proved that one of the most effective
ways to stimulate the economy is to pay for the negative impact on the
environment.

The advantages and disadvantages of the proposed type
of incentive are studied. The ways to improve this practice are outlined,
taking into account an adequate assessment of the negative impact of pollutants
on the environment. An improved method for calculating payments for pollution
is proposed, focusing on the actual amount of damage, which will allow the most
accurate assessment of the actual damage caused by the business entity to the
environment. As prospects for further research, the proposed method is being
tested at enterprises in Sevastopol.

Ключевые слова: отходы, загрязняющие вещества, защита окружающей среды,
экономический ущерб, экономический механизм

Key words: waste, pollutants, environmental protection, economic damage, economic mechanism

Введение. В последнее
время в мировой практике все большее внимание уделяется вопросам разработки
эффективных механизмов по защите окружающей среды, поскольку от ее состояния
зависит дальнейшее существование человечества.

Значительное влияние на разработку
таких механизмов оказывает экономический фактор. Поэтому разработка и
совершенствование действующих экономических механизмов по защите окружающей
среды является весьма актуальной задачей.

Экономический механизм охраны
окружающей природной среды имеет ряд составляющих. Основной из них является
плата за использование природных ресурсов с целью выработки механизма повышения
эффективности и целесообразности их использования, а также использование
альтернативных (возобновляемых) ресурсов для производства [4].

Порядок платежей регламентируется
государством в виде налогов. Также законом определен порядок возмещения вреда
окружающей природной среде, так называемая имущественная ответственность. В
случае нарушения правил использования природных ресурсов, предусмотрена административная
ответственность в виде штрафов за административное правонарушение.

Законом также предусмотрено
взимание неналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на
окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения
в области охраны окружающей среды и природопользования.

Общие методы экономического
регулирования в области охраны окружающей природной среды содержатся и
перечислены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [1]. К ним можно
отнести:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую
среду проявляется через [5, 6]:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным
законом «Об охране окружающей среды» [1] негативное воздействие на окружающую природную
среду является платным.

Внесение платы за негативное
воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной
деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения
вреда окружающей среде.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретическим аспектам разработки экономических
механизмов по защите окружающей природной среды посвящены работы многих
отечественных и зарубежных ученных [1-9]. Однако в них отсутствует конкретная
методика реализации этого механизма и система контроля ее реализации.

Так в работе [7] авторы предлагают
свою трактовку категории экономического механизма, актуализируя ее
непосредственную связь с экологическими стандартами и нормативами, чтобы
создать необходимые условия для развития в обществе бережного отношения к
природе. Также они правомерно указываю о необходимости разработки методики,
которая позволяла бы экономически вознаграждать или наказывать хозяйствующие
субъекты за нарушение экологических стандартов. Однако они не дают конкретной
методики, с помощью которой можно было обосновать экономическую соразмерность
нанесенного окружающей среде вреда.

Кубанова М.Я. и Пшеунова Л.И. в
своей работе [8] также раскрывают лишь теоретические аспекты необходимости
разработки экономических стимулов соблюдения экологических стандартов и
нормативов, которые были бы соизмеримы с нанесенным окружающей природной среде
ущербом. Однако они не предлагают методику, по которой возможно было определить
конкретную величину платежей за вред, нанесенный окружающей среде.

Махотлова М.Ш. в своем труде [9]
комплексно исследует проблему охраны окружающей среды и природопользования в
Российской Федерации на основе комплексного экономико-теоретического и
правового подхода. Актуализирует необходимость совершенствования экономического
стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, анализ литературы
показывает нам, что существует множество подходов к формулировании категории
«экономический механизм» охраны окружающей природной среды и актуализации
необходимости разработки конкретной методики, который позволял бы определить
величину платы, дифференцируемой в зависимости от размера ущерба, нанесенного
окружающей среде. Однако отсутствует экономически обоснованная методика определения
удельных ущербов от загрязнений окружающей природной среды.

Методы исследования. Методической
основой настоящего исследования явились концепция природного капитала,
концепция общей экономической стоимости природных благ, концепция
экологического долга, анализ нормативно-правовых актов. В исследовании также
использован системный подход к разработке механизма защиты окружающей среды с
экономико-правовой позиции.

Результаты. Проведенный анализ литературы [1-9] показывает,
что одним из эффективных инструментов экономического механизма охраны
окружающей природной среды в Российской Федерации является плата за негативное
воздействие на неё. Эта плата взымается с субъектов хозяйствования в соответствии
со следующими нормативными документами:

  • Постановлением Правительства РФ «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» [2];
  • Постановление Правительства РФ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» [3];
  • рядом других нормативных документов Правительства РФ.

Данные платежи взымаются за
размещение отходов, а также за сбросы и выбросы загрязняющих веществ.

В частности, расчет платы за сбросы в пределах нормативно допустимых сбросов (ПДС) [2], производится по формуле 1.

где Пнд – размер годовой платы за
сбросы в пределах нормативно допустимых сбросов, руб.; n – количество загрязняющих веществ, по которым
начисляются платежи; Mидi – масса сбросов i-го загрязняющего вещества в пределах
установленных нормативов, т; Нплi – ставка платы за сброс i-го
загрязняющего вещества, руб./т; Кот – дополнительный коэффициент
территориальной принадлежности.

Плата за сбросы в пределах временно
разрешенных сбросов (ВРС) превышающих ПДС с 1 января 2020 года определяются по
приведенной выше формуле с использованием ставки платежа, увеличенной в 25 раз.
При превышении объема сбросов сверх ВРС и за неразрешенные сбросы с 1 января
2020 года расчет платы производится аналогично с повышением ставки платы в 100
раз.

Плата за выбросы производится по
формуле, аналогичной формуле платы за сбросы, включая повышенные в 25 и 100
раза ставки платы за выбросы, превышающие нормативно допустимые и временно
разрешенные выбросы (НДВ и ВРВ), а также за неразрешенные выбросы.

Плата за размещение отходов также
производится в соответствии с изложенной выше методикой. При этом с 1 января
2020 года за превышение лимитов размещения отходов ставка платы за их
размещение увеличивается в 25 раз.

В качестве примера приведем
нормативы платы за сбросы по некоторым загрязняющим веществам [3]:

  • аммиак, мышьяк и его соединения, нефтепродукты, цианид-анион – 14711,7 руб./т;
  • стронций – 1488,2 руб./т;
  • метанол – 7355,9 руб./т и т.д.

Аналогичные нормативы используются
для платы за выбросы и размещение отходов. Возникает вопрос об адекватности
величины данных нормативов наносимому экономическому ущербу, т.к. их
загрязнения по многим загрязняющим веществам при их очевидном крайне негативном
воздействии на окружающую природную среду невелики.

Кроме того, значения нормативов по
совершенно разным веществам совпадают в значительном количестве. Это также
свидетельствует, что реальные или хотя бы приближенные к ним последствия от
загрязнений в данных нормативах не учтены достаточно объективно.

Исследования с целью определения
реальных экономических ущербов от различных загрязняющих веществ проводились
научными школами СССР в городах Москвы, Киева, Ленинграда. При распаде СССР
данная программа была свергнута, однако необходимость подобных исследований не
утратила своей актуальности.

Конечным итогом подобных
исследований должна стать возможность определения значений удельных
экономических ущербов и суммарных ущербов в зависимости от объемов загрязнений.

Для
реализации отмеченного выше подхода к определению размера платы за загрязнения
предлагается в качестве нормативов использовать реальные удельные экономические
ущербы. Данные ущербы целесообразно определить путем дальнейшим научных
исследований.

Планируемая
с 2020 года практика увеличения нормативов платы за сбросы (выбросы) в 25 раз в
пределах ВРС (ВРВ), в 100 раз за неразрешенные сбросы (выбросы) и в 25 раз за
сверхлимитное размещение отходов возможно позволяет эффективнее стимулировать
субъекты хозяйствования снижать объемы подобных загрязнений. Однако, насколько
соответствуют эти повышенные нормативы платы реальным удельным экономическим
ущербам можно сказать только при определении значений последних.

Использование
же величин удельных экономических ущербов при определении размеров платы за
сбросы (выбросы) в пределах ПДС (ПДВ) и за размещение отходов в пределах
лимитов является целесообразным. Это позволит компенсировать реальные общие
экономические ущербы окружающей среде. Также подобный подход явился
существенным стимулом для осуществления субъектами хозяйствования
природоохранных мероприятий по снижению объемов загрязнений.

В данной работе предлагается методика определения удельных ущербов от загрязнений. Сущность предлагаемой методики в том, что значение удельных ущербов меняются в зависимости от объемов загрязнений. При малых загрязнениях ассимилятивные возможности природы позволяют их нейтрализовать, следовательно, удельные ущербы не столь велики. Однако, по мере увеличения объемов загрязнений, отмеченные выше возможности снижения их последствий уменьшаются, а значения удельных ущербов растут. Упрощенно подобную зависимость можно представить графически (см. рис. 1).

Для
построения данного графика необходимо определить координаты точек А и В. Точке
А соответствует удельный ущерб DУА и объем загрязненийQA. Точке В соответствует удельный ущерб DУВ и объем загрязненийQВ.

Определить величину DУВ можно по формуле 2:

где
УВ – общий экономический ущерб от объема загрязнений, руб.

Приведенный график можно описать уравнением (формула 3):

где
а, b –постоянные члены уравнения.

При построении приведенной графической зависимости необходимо определить постоянные составляющие a и b. Для этого составляется система уравнений (формула 4), первое из которых соответствует точке А на графике удельных ущербов, второе – точке В на этом графике.

В результате решения данной системы уравнений находим:

Таким
образом, при определении значений a и b становится возможным расчет значений удельных
ущербов от различных загрязнений.

Выводы. Предложенная
модель расчета удельных экономических ущербов для различных объемов загрязнений
позволит с достаточной точностью определять их значения. При этом актуальной
задачей является проведение исследований по определению значений общих
экономических ущербов как минимум для двух объемов загрязнений с целью
построения графика удельных ущербов.

Подобные исследования необходимы по различным загрязняющим веществам для
тех или иных территорий и важных объектов.

Предложенный подход позволит более объективно с ориентацией на возможные
экономические ущербы от загрязнений, взымать соответствующие платежи с предприятий-плательщиков.
Также использование данной модели платежей будет являться серьёзным
экономическим стимулом для охраны окружающей природной среды.

В качестве перспектив дальнейших исследований предлагается апробация
предложенной методики на предприятиях г. Севастополя.

Литература

1. Федеральный
закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Постановление
Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и
взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

3. Постановление
Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках
платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных
коэффициентах».

4. Аблаев
Р.Р. Аккумулирование тепла в системах солнечного теплоснабжения домов
индивидуального пользования (обзор)/ Р.Р. Аблаев, В.В. Макаров, А.Р. Аблаев//
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 153/2014. Серія: Механіка, енергетика,
екологія. – Севастополь, 2014. – С. 148-152. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_23434829_46089761.pdf (дата обращения
25.01.2020).

5. Левчук
К.С. Оценка реализации мероприятий по обеспечению энергетической безопасности
Республики и г. Севастополя / К.С. Левчук, Р.Р. Аблаев // Вестник молодежной
науки. 2019. №3 (20). – С. 18. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_39135295_76701791.pdf (дата обращения
25.01.2020).

6. Самсонова
О.В. Крым Влияние среды на заболеваемость органов дыхания населения приморской
и континентальных зон / О.В. Самсонова, Г.А. Сигора, В.В. Севриков и др. //
Системы контроля окружающей среды. Севастополь: ИПТС. 2019. № 2 (36). –
С.117-125. DOI: 10.33075/2220-5861-2019-2-117-125.

7. Дмитриева О.А. Экономический механизм охраны окружающей среды / О.А. Дмитриева, Л.Н. Короткова, Ф.М. Латыпова// Вестник Академии знаний. 2018. № 25 (2). – С. 112-116.

8. Кубанова
М.Я. Экономический механизм охраны окружающей природной среды / М.Я. Кубанова,
Л.И. Пшеунова // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. №11 (25). – С.
58-64.

9. Махотлова,
М.Ш. Государственное управление в области охраны окружающей среды и
природопользования // Московский экономический журнал. — 2018. — № 4. — С.
148-154. 

literatura

1. Federal’nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ
«Ob ohrane okruzhayushhey sredy» [Federal law No. 7-FZ of January 10, 2002 «On
environmental protection»] (In Russ.)

2. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii
ot 3 marta 2017 g. № 255 «Ob ischislenii I vzimanii platy za negativnoe
vozdeystvie na okruzhayushhuyu sredu» [Resolution of the Government of the
Russian Federation No. 255 of March 3, 2017 «Оn calculating and
charging fees for negative environmental impacts»] (In Russ.)

3. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii
ot 13 sentyabrya 2016 g. № 913 «O stavkah platy za negativnoe vosdeystvie na
okruzhayushhuyu sredu i dopolnitel’nyh koefficientah» [Resolution of the
government of the Russian Federation No. 913 of September 13, 2016 «On payment
rates for negative environmental impact and additional coefficients»] (In
Russ.)

4. Ablaev R.R. Akkumulirovanie tepla v sistemah
solnechnogo teplosnabzheniya domov individual’-nogo pol’zovaniya (obzor)/ R.R.
Ablaev, V.V. Maka-rov, A.R. Ablaev// Vіsnik SevNTU: zb.
nauk. pr. Vip. 153/2014. (In Russ.)

5. Levchuk K.S. Ocenka realizacii meropriyatij po
obespecheniyu energeticheskoj bezopasnosti Res-publiki Krym i g. Sevastopolya /
K.S. Levchuk, R.R. Ablaev // Vestnik molodezhnoj nauki. 2019. №3 (20). (In
Russ.)

6. Samsonova O.V. Vliyanie sredy na zabolevaemost’
organov dyhaniya naseleniya primorskoj i kontinental’nyh zon / O.V. Samsonova,
G.A. Sigora, V.V. Sevrikov i dr. // Sistemy kontrolya okruzhayushchej sredy.
Sevastopol’: IPTS. 2019. № 2 (36). (In Russ.)

7. Dmitrieva O.A. Ekonomicheskij mekhanizm ohrany
okruzhayushchej sredy / O.A. Dmitrieva, L.N. Korotkova, F.M. Latypova// Vestnik
Akademii znanij. 2018. № 25 (2). (In Russ.)

8. Kubanova M.YA. Ekonomicheskij mekhanizm ohrany
okruzhayushchej prirodnoj sredy / M.YA. Kubanova, L.I. Psheunova // Etnosocium
i mezhnacional’naya kul’tura. 2018. №11 (25). (In Russ.)

9. Mahotlova, M.S. Gosudarstvennoe upravlenie v
oblasti ohrany okruzhayushchej sredy i prirodopol’zovaniya // Moskovskij
ekonomicheskij zhurnal. — 2018. — № 4. (In Russ.).