http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2018

1МЭЖлого

УДК 331.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15007

Приоритеты и экономические основы управления водопользованием в контексте модернизации

PRIORITIES AND ECONOMIC BASIS OF MANAGEMENT WATER USE IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION

Акулинина Виктория Григорьевна,  студент магистратуры

Научный руководитель Курочкин, В. Н., профессор кафедры экономики и управления Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный аграрный университет» в    г. Зернограде

Akulinina Victoria G., graduate student

Supervisor Valentin N. Kurochkin, Azov-Black Sea engineering institute-branch of Don state agricultural university Zernograd, Rostov region, Russia

Аннотация

На современном этапе развития хозяйственной деятельности вода приобрела свойства ограниченного природного ресурса, так как   водопотребление затрагивает все аспекты человеческой деятельности. С целью выявление приоритетов и экономических условий управления водопользованием исследовали  современный механизм водопользования и водоотведения и установили, что он  не учитывает необходимость сбалансированного природно-хозяйственного развития, так как основан на экстенсивном потреблении природных благ, в том числе и водных ресурсов, эксплуатации водных акваторий, в частности. Обоснованы  приоритеты и экономические основы управления водопользованием в контексте модернизации.

Abstract

We investigated the modern mechanism of water use and drainage. Established priorities and economic conditions for water management. The urgency of the issue is that the need for a balanced natural-economic development is not taken into account. It is based on the extensive consumption of natural goods, water resources. Extensive is the exploitation of water areas. In the article we attempted to justify priorities.

Ключевые слова: экология, экономика, водопользование, водоохрана, хозяйство, предпринимательство, развитие, модернизация.

Key words: ecology, economy, water use, water protection, economy, entrepreneurship, development, modernization.

   Введение. Вода – самый вовлекаемый в хозяйственную деятельность ресурс. Ежегодный производственный и бытовой расход воды превышает четыре тысячи кубических кубометра (четыре триллиона тонн), то есть это — самый используемый природный ресурс, так как добыча  минеральных природных ресурсов (без водных) меньше  в 13,33 раза и составляют 0,3 триллиона тонн. Водный ресурс – самый главный, наряду с воздухом, для обеспечения жизнедеятельности человека: все технологии производства продовольствия используют воду, так как жизнь растений и животных немыслимы без воды. При производстве разнообразной непродовольственной продукции, производстве работ и услуг также используется вода, что характерно как для индустриальных, так и для постиндустриальных обществ.  Именно поэтому водные ресурсы относятся к критически значимым.

   На современном этапе развития хозяйственной деятельности вода приобрела свойства ограниченного природного ресурса, так как   водопотребление затрагивает все аспекты человеческой деятельности, которые системно взаимосвязаны в процессе многоаспектной человеческой деятельности. Зачастую при этом возникают вопросы, на которые наука не дала ответы, например, как бороться с засухами, понижением водостоков рек и наполнением водохранилищ. Например, по наблюдению автора, большая часть государств Африки страдает от безводья, в республика Калмыкия есть районы, где на душу населения приходится в сутки 20 литров воды. Альтернативный путь – экономия водных ресурсов,  которую называют «водосбережение» и «водосберегающие» технологии. Указанные технологии относятся к значимым факторам уменьшения себестоимости аграрной и индустриальной продукции за счет сокращения статей затрат на водопользование и водопотребление. В сфере жилищно-коммунального хозяйства водоснабжение и водоотведение, переработка (очистка) стоков требует существенных затрат как жителей, так и муниципальных территориальных органов.

   В сфере водоснабжения первостепенной задачей остается учет водных ресурсов, устранение непроизводительных потерь воды, различных утечек, для чего используются инновационные технологии восстановления питьевых свойств воды (осмос), новые конструкции узлов учета и др. Эти мероприятия называются «водоэкономными». Другие направления инновационного водопользования пока развиты недостаточно.

   Актуальность темы выявления приоритетов и обоснования экономических основ управления водопользованием в контексте императивов модернизации определяется тем, что современный механизм водопользования и водоотведения не учитывает необходимость сбалансированного природохозяйственного развития, основан на экстенсивном потреблении природных благ, в том числе и водных ресурсов, эксплуатации водных акваторий, в частности.

   Цель статьи: выявление приоритетов и экономических условий управления водопользованием.

   Методика исследования  была основана на монографическом методе, а также  логическом и сопоставительном анализе.

   Водные ресурсы — такой же фактором производства, как финансовый, трудовой и  земельный [1, с. 9-10], они считаются лимитированным природным ресурсом, поскольку большие объёмы воды экономически малодоступны даже при том, что  она является воспроизводимым ресурсом в глобальном масштабе. вовлекаемые в хозяйственный оборот, они  имеют материальную форму и отражаются в хозяйственном обороте, входят в себестоимость продукции функциональная типология водных ресурсов (рисунок 1), составленная по работам [2, с. 222-224].

   Научные основы управления объектами водопользования разработали  известные отечественные ученые А.П. Москаленко,  В.Г. Григорьев,  Г.Б. Харитонов и Данилов-Данильян В.И. [1-4].

   «Дальнейшее совершенствование и развитие системы государственного управления водным фондом страны связано с совершенствованием структуры органов управления, выработкой эффективных рычагов и механизмов для регулирования инвестиционного процесса, внедрения инновационных технологий водопользования, финансового обеспечения водохозяйственных и водоохранных программ и мероприятий, совершенствованием информационно-аналитического, нормативного, правового и научно-технического обеспечения» —  отмечал по этому поводу Г.Б. Григорьев [2, с. 38-44].

   Для рационального водопользования в нашей стране государственной Думой приняты законодательные акты, согласно которым образовано двадцать девять бассейновых округов. Они относятся к основным элементам подсистемы управления использованием и охраной как водных ресурсов, так   и территорий их расположения: реки и озёра связаны с подземными водами и морями. Департамент «Росводресурсы» это составная структурная единица Минприроды РФ. Она осуществляет деятельность как непосредственно, так и через территориальные (бассейновые) органы и организации [3, с.  9-10]. К территориальным органам здесь относят 14 бассейновых управлений.Как известно из Водного Кодекса РФ и расписывающих механизм его реализации нормативных актов, вместе с федеральной концепцией водных бассейнов существуют определённые права и обязанностей органов управления субъектов РФ, городских и сельских поселений, муниципальных единиц административного деления.

   Этим реализуется принцип нахождения водных ресурсов в компетенции как федеральных, так и областных, республиканских органов власти. Поскольку вода выполняет большое число функций, то предлагается функциональная типология водных ресурсов (рисунок 1), составленная по работам [2, с.  38-44 и  3, с. 61-158]. Иерархия, подсистемы и элементы системы управления водным хозяйством РФ (см. рис.1),  являются базой для модернизации государственного управления.

   «Одним из шагов по модернизации системы управления водными ресурсами может стать децентрализация бассейновых управлений с привлечением к управлению всех заинтересованных водопользователей. Объективными предпосылками децентрализации регулирования водопользования на региональном и местном уровнях являются их территориальные различия и особенности в части характеристик и свойств водных ресурсов» — установил  Г. Б. Харитонов [3, с. 9-10].

   Особенно рациональным данный подход должен быть на территориях с водным дефицитом. Чем выше водный дефицит, тем выше вероятность более простых и эффективных процессов децентрализации.

   Это подтверждают и результаты исследований других авторов [5]. «Одной из причин существующих  проблем водного хозяйства, порождённых несовершенством системы управления (водным хозяйством в целом и, в отдельности ВХС), является отсутствие координации водопользования различными отраслями хозяйства и субъектами экономической деятельности.

Безымянный

   Устранение этой причины возможно с применением, например, германского опыта системы партнёрства в рамках межрегиональных Ассоциаций, где партнёрами являются общины и округа полностью или частично, лежащие в бассейне реки» — отмечал Г.Б. Григорьев [6, с. 184-188].

   Программно-целевой подход и проектное управление в совокупности с индикативным планированием могут играть роль базового  принципа совершенствования  управления водохозяйственными центрами, модернизации технологий экологически безопасного водопользования, следовательно, и приоритетом водного хозяйства.  Данные базовые принципы рекомендуется реализовать по направлениям:

  • федеральные программы, администрируемые федеральными органами власти;
  • региональные и бассейновые проекты и программы, администрируемые предлагаемым к созданию «Бассейновым водным управлением»;
  • подпрограммы федеральных, региональных и бассейновых программ, проекты и программы органов управления областями, краями, республиками, округами;
  • подпрограммы программ органов управления областями, краями, республиками, округами; проекты и программы муниципальных органов власти.

   Отметим, что существующие программы Росводресурсов и водных управлений субъектов РФ имеют принципиальный недостаток –  нет разграничения компетенций, нет координации по датам, территориям, ресурсам; недостаточная комплексность (системность) их проработки.

   В итоге отметим, что приоритетами экономическими условиями системы управления ВХС является его модернизация и  поэтапная модернизация.

   Установили, что начальный этап  состоит в модернизации правовой и нормативной базы, причем первичным условием в устранении отмеченных выше недостатков в руководстве водопользованием и водоотведением является приведение в соответствие с принципом нахождения водных ресурсов в совместной собственности федеральных органов власти и правительств субъектов РФ, для чего необходимо размежевание их полномочий и компетенций.  Разграничение указанных компетенций может быть выполнено на основе реального водопользования и расположения рек, подземных вод, озёр, прудов и т.п., а также кластеров водопользователей. Данный приоритет может быть разработан и реализован законодателями федерального и муниципального уровней, законодательных собраний и советов субъектов РФ. а также исполнительных органов власти различных уровней. Данный приоритет предусматривает решение задач привлечения наилучших доступных технологий водопользования (НДТ) инновационного характера. Внедрение НДТ в практику водопользования возможно, к примеру, через существующий ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт НИИ водохозяйственных центров».

   Второй приоритет – это модернизация структуры и механизма функционирования системы водохозяйственных центров, разграничение водных ресурсов по пользователям, арендаторам, собственникам и оформление прав собственности, обеспечение баланса интересов и компетенций органов управления водохозяйственных кластеров.

   Третий приоритет – разработка, отбор и реализация наиболее рациональных систем водопользования сельскохозяйственными  промышленными предприятиями, организациями сервиса, коммунальными хозяйствами на основе инновационных разработок в сфере экономии водных ресурсов и сокращении их загрязнения за счет уменьшения вредных сбросов. Также необходимо улучшить прогнозирование наводнений, засух, других вредных воздействий с целью последующего снижения ущерба от данных стихийных  бедствий.  Особенно актуально проведение мероприятий по снижению накопленного экономического ущерба в бассейнах рек, особенно малых, от которых может быть значительный ущерб, о чём свидетельствуют события с катастрофическим наводнением в конце октября сего года в Туапсинском районе Краснодарского края.

   Следовательно, приоритетом является разработка и реализация системы водохозяйственного и экологического мониторинга водных бассейнов и их объектов как из бюджетных источников, так и областных, краевых, республиканских и местных бюджетов. Необходимо привлекать частных водопользователей, собственников предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей к финансированию мероприятий по модернизации водопользования и водоотведения и внедрению  инновационных решений в указанной сфере. Сельскохозяйственные предприятия нередко нарушают водоохранные зоны, что приводит к пересыханию малых рек и прудов, нарушения  необходимо пресечь  в рамках действующего законодательства и затем  решить вопросы восстановления речушек, ручьёв, пересыхающих рек (в т. ч. с дождевым питанием ) и их экосистем. Предлагается разработать и внедрить системы предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод (в контексте ЧС) в бассейнах рек (особенно  с дождевым питанием).

   Значимый  приоритет  —  модернизации управления водопользованием в контексте модернизации предполагает создание по каждому бассейновому округу и утверждение в установленном порядке системы водопользования и охраны водных ресурсов. Данная система является базой для разработки подсистем по субъектам федерации: областям, краям, республикам, округам. Система и подсистемы каждого из бассейнов должны функционировать по разработанному и утвержденному в установленном порядке стратегическому (стратегии) и календарному (дорожной карте) планам. Финансовой базой указанной системы являются трехканальная фискальная система Российской федерации, с учетом поступления «водной» ренты, которая должна администрироваться целенаправленно, т.е иметь целевое назначение по аналогии с земельным налогом. Также должна поощряться инициативная деятельность хозяйствующих субъектов по реализации водоохранных мероприятий и внедрение инновационных технологий, позволяющих сократить потребление воды или экономно её использовать.

   Реализация перечисленных приоритетов – важная хозяйственная и государственная задача как для органов власти, так и для частного бизнеса.

Литература

  1. Москаленко А.П. Перспективные водохозяйственные балансы. Новочеркасск, НИМИ, 1977.
  2. Григорьев В.Г. Водные ресурсы России: проблемы государственного регулирования. – М.: Научный мир, 2007. – С. 38-44; 222-224.
  3. Харитонов Г.Б. Механизм реализации государственной водохозяйственной политики в РО. – Ростов н/Д, 2008. — С. 9-10.
  4. Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы – стратегический фактор долгосрочного развития экономики России // Вестник РАН. 2009. Т. 29. № 9.
  5. Данилов-Данильян В.И. Дефицит пресной воды и мировой рынок // Водные ресурсы. 2005. Т 32. № 5.
  6. Фомин А.А., Тихомирова А.И. Макроэкономические факторы реализации экспортного потенциала животноводства. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3. С. 68-72.
  7. Фомин А.А. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.
  8. Григорьев Г.Б. Приоритеты модернизации управления водохозяйственным комплексом страны / Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – т. 6. – №3. – ч. 2. – с. 184-188.