http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2017

УДК 332.1

Bezymyannyj-12

Экологический менеджмент в малом среднем бизнесе на основе внедрения инструментов информационного воздействия.

Environmental management in small medium-sized businesses through the introduction of tools for information impact

Чистякова М.К.

кандидат экономических наук, г. Орел, Россия

Chistyakova M.K.

PhD., Orel city, Russia

Аннотация. Малый бизнес сталкивается с серьезными трудностями во внедрении систем экологического менеджмента, включая ограниченность ресурсов, знаний и технических возможностей, высокие первоначальные затраты и незначительный публичный эффект этих действий. Задача состоит в том, как адаптировать систем экологического менеджмента, по содержанию и оформлению, к особенностям малого предпринимательства. Улучшение экологических показателей также способствует развитию новых направлений бизнеса для самих МСП как важных поставщиков товаров и услуг. Предлагается решать эти проблемы посредством внедрения инструментов информационного воздействия, регулирования и экономического стимулирования малых и средних предприятий к достижению требования экологического законодательства и внедрения более широкой «зеленой» практики.

Abstracts.

Annotation. Small businesses face serious difficulties in implementing environmental management systems, including limited resources, knowledge and technical capabilities, high initial costs and a marginal public effect of these actions. The task is how to adapt the environmental management systems, in terms of content and design, to the characteristics of small business.
Improving environmental performance also contributes to the development of new business lines for SMEs themselves as important suppliers of goods and services. It is proposed to solve these problems through the implementation of tools of information impact, regulation and economic incentives for small and medium-sized enterprises to achieve the requirements of environmental legislation and the introduction of a wider «green» practice.

Несмотря на то, что индивидуальное экологическое воздействие малых и средних предприятий может быть незначительным, они составляют весомое большинство предприятий, и их совокупное воздействие на окружающую природную среду весьма существенно. В то время как все большее количество предприятий осознает выгоды экологически чистого производства в виде сокращения затрат на сырье и материалы, соблюдения экологическим норм и улучшения отношений с клиентами, у большей части малых и средних предприятий не хватает понимания того факта, что хорошие экологические показатели могут быть конкурентным преимуществом. И что наиболее важно это ограниченные возможности малых и средних предприятий адекватно интерпретировать и реагировать на регуляционные воздействия и стимулы.

Сокращение негативного воздействия на окружающую природную среду малых и средних предприятий (МСП) при производстве товаров и услуг является ключевым фактором успеха в сфере экологизации экономики. Улучшение экологических показателей также способствует развитию новых направлений бизнеса для самих МСП как важных поставщиков товаров и услуг. Однако желание и возможности МСП внедрить практики устойчивого ведения бизнеса обычно сталкиваются с ограниченным ресурсным потенциалом, дефицитом квалифицированных кадров и профессиональных знаний.

Малый бизнес сталкивается с серьезными трудностями во внедрении систем экологического менеджмента, включая ограниченность ресурсов, знаний и технических возможностей, высокие первоначальные затраты и незначительный публичный эффект этих действий. Задача состоит в том, как адаптировать систем экологического менеджмента, по содержанию и оформлению, к особенностям МП.

Таблица 1 —  Внутренние барьеры МСП, препятствующие внедрению экологических усовершенствований

Screenshot_2

Нами проводился опрос МП Орловской области, целью которого стояло выявление причин бездействия в отношении эффективности использования ресурсов. Приблизительно 26% МП указали на сложность административных и правовых процедур, 24% назвали барьером стоимость природоохранных мер. Помимо этого, 20% МПотметили, что им мешает нехваткаспециального экспертного потенциала вприродоохранной сфере, а 17% МП испытывали проблемы с выбором правильных действий компании. Половина МП (51%) не желают перевыполнять применимые нормативные требования, 22% МП рассматривают возможность делать больше, чем требуется законодательством, а 19% МП уже делают это (для 11% респондентов экологические соображения входят в число приоритетных целей. Чем крупнее МП, тем выше вероятность того, что экологические соображения будут отнесены ими к числу приоритетов. Тем не менее, более 90% МП принимают как минимум какие-то меры по повышению эффектностииспользования ресурсов исключительно из экономических соображений. Наиболеераспространены меры, связанные с минимизацией отходов, энергосбережением и экономией сырья.

В отношении МП важно фокусироваться на простых, достижимых усовершенствования экологического менеджмента. СЭМ с различными уровнями сложности и низким уровнем документации, а также отраслевые экологические маркировки более привлекательны для малого бизнеса, чем официальная сертификация по стандарту ISO 14001, относительно сложного и дорогостоящего. Отраслевая экологическая сертификация (для производственных процессов) и экологическая маркировка (для продуктов) также способствуют росту спроса на экологичные методы ведения бизнеса. Экологическая (зеленая) сертификация и экологическая маркировка должны быть разработаны таким образом, чтобывыгоды бизнеса от их внедрения перевесили прямые затраты в виде платы засертификацию и косвенные затраты в виде рабочего времени персонала навыполнение соответствующих требований [3].

В этой связи  важно распространять как можно шире информацию об экологическойсертификации и экологической маркировке, начиная с самой ранней стадии их разработки. Профессиональным ассоциациям следует разработать маркетинговые и рекламныематериалы, которые компании могли бы использовать для демонстрации клиентам своих «зеленых достижений».

Предлагается решать эти проблемы посредством внедрения инструментов информационного воздействия, регулирования и экономического стимулирования малых и средних предприятий к достижению требования экологического законодательства и внедрения более широкой «зеленой» практики.

Screenshot_3

Рисунок 1 — Процентная доля МП, получивших поддержку на меры по обеспечению ресурсоэффективности в РФ

Screenshot_4

Рисунок 2 — Процентная доля МП, получивших поддержку на меры по обеспечению ресурсоэффективности в Орловской области.

По сравнению с государственными грантами и гарантиями по займам, банковское финансирование играет несколько бόльшую роль в поддержке ресурсоэффективности и производстве «зеленых» товаров и услуг. Техническая помощь государства, невелика, возможно это связано с отсутствием информации. Также немаловажную роль оказывает консультативная поддержка. Таким образом, основываясь, на представленных результатах, можно сделать следующий вывод, что  инструментами экологической политики по содействию внедрению экологичных методов ведения бизнеса МП являются:

-упрощение нормирования и регулятивные стимулы,

-информационные инструменты (которые включают как предоставление бизнесу консультаций и рекомендаций, так и обеспечение потребителей и широкой общественности информацией о «зеленых» практиках МП),

-финансово-экономическое стимулирование: льготное финансирование, гранты, льготные займы и налоговые льготы для предприятий, готовых инвестировать в экологичные технологии; стимулирование посредством введения экологических требований в процесс государственных закупок.

Упрощение природоохранных нормативных требований в отношении МП с низким уровнем экологического риска.  Это упрощение обычно означает замену индивидуальныхэкологических разрешений стандартными требованиями (например, обязательными нормами общего действия) для отдельных видов деятельности с низким экологическим риском, охватывающих широкий круг компаний и использующих схожие технологии. Правила, по которым оператор должен уведомить или зарегистрироваться в уполномоченном природоохранном органе до начала своей деятельности, являются предпочтительными в плане знания регулятора о регулируемом сообществе и контроля за его экологическим воздействием. [1].

Другим способом сокращения административного бремени МСП является обеспечение сотрудничества между природоохранными и прочими регуляторами во избежание двойной бумажной работы и для проведения совместных или делегированных инспекций в отдельных отраслях. Введение элементов самооценки соблюдения экологических требований операторами МСП с низким экологическимриском (например, в рамках системы экологического менеджмента) не только сокращает административную нагрузку, но и повышает эффективность затрат на контроль за соблюдением требований. В то время как природоохранные нормы обычно затрагивают виды деятельности (которые могут и не соответствовать конкретным отраслям), меры по стимулированию их соблюдения должны быть отраслевыми, поскольку предприятия (особенно МСП) реагируют главными образом на информацию, адаптированную к специфике своей отрасли. Отраслевой подход краспространению информации является частью подхода «обслуживанияклиентов», который природоохранные регуляторы должны применять вотношении МСП.

Природоохранные контрольно-надзорные органы должны повышать квалификацию своих сотрудников по вопросам регулирования и консультирования малых предприятий различных отраслей.

Очень часто МСП просто не владеют информацией о множестве финансово привлекательных возможностей совершенствования своих экологических показателей. Существует широко распространенное ошибочное мнение, что охрана окружающей среды сопряжена с большими техническими сложностями, проблемами и затратами. Даже когда известно, что улучшение экологических показателей повышает конкурентоспособность фирмы, нехватка соответствующих знаний и опыта препятствует использованию эколого-экономически выгодных вариантов. В то же время ограниченность внутренних ресурсов МСП способствует выбору стратегии развития с минимальными рисками, с меньшим желанием инвестировать в новые технологии, частично и вследствие неопределенности срока окупаемости вложенных средств.

Экологическое информационное обеспечение МСП со стороны государства включает содействие соблюдению экологических требований и внедрению «зеленой» практики ведения бизнеса. Быстрый рост размещения методологических руководств в интернете, несомненно, наиболее современном и экономичном виде коммуникаций, еще не играет доминирующей роли среди предпочтений МСП: только небольшая часть малых предприятий предпочитают интернет как способ получения экологической информации. Хотя в долгосрочной перспективе рекомендации в интернете должны стать главным каналом информационной поддержки МСП, в краткосрочной и среднесрочной перспективе интернет должен быть дополнен другими, более традиционными механизмами, такими как печатная и электронная корреспонденция, брошюры и семинары. Представление информации и корректная формулировка идей являютсяключевыми факторами в обеспечении эффективности информационныхинструментов. Выгоды для бизнеса от достижения лучших экологическихпоказателей (в плане увеличения эффективности и конкурентоспособности)должны стать центральным пунктом экологического информационногообеспечения МСП. При представлении такого «бизнес-кейса» может быть особеннополезно привести опыт компаний, ведущих аналогичный бизнес и получившихкоммерческую выгоду от внедрения данных усовершенствований экологическогоменеджмента.Инструменты экологического информационного обеспечения должны бытьтщательно адаптированы к специфике и потребностям малого бизнеса.Руководящие материалы должны быть краткими и четко разделять нормативныетребования и лучшую практику, чтобы не допустить чрезмерных усилий малогобизнеса по соблюдению требований. Они должны содержать четкую информацию опроблеме, ее решении (пошаговое руководство) и источниках дальнейшейинформации. Скорее всего, наиболее подходящими будут отраслевые каналы информации, отражающие различные бизнес-модели и роды деятельности внутри различных отраслей. Государственные органы, включая министерстваэкономики и экологии, должны сотрудничать с отраслевыми ассоциациями иорганизациями по поддержке бизнеса в разработке и распространенииэкологических рекомендательных материалов, что повысит доверие бизнеса к этим документам. Негосударственные организации (в том числе бизнес-ассоциации и консалтинговые компании) могут оказывать прямую техническую поддержку бизнесу посредством аудитов различных сфер экологического менеджмента, демонстрационных проектов и проверки реализации их рекомендаций. Эта поддержка может также охватывать и такие виды деятельности как разработка и распространение методологических материалов и примеров лучшей практики, а также обучение персонала [2].  

Ключевыми факторами успеха технической помощи являются:

  • Вовлечение многих государственных и отраслевых ассоциаций в разработку программ, их реализацию и общий контроль;
  • Финансовая доступность услуг по поддержке МСП является важным фактором их использования малым бизнесом;
  • Учет экономического эффекта от внедрения «зеленой» практики (в отношении рентабельности и конкурентоспособности компаний, занятости и т.д.);
  • Распространение информации о достижениях программ, включая публикацию лучших примеров;
  • Вовлечение в процесс местных партнеров, что позволяет программам технической помощи приобретать местный опыт, завоевывать доверие и отчитываться о результатах; и
  • Регулярная, независимая и объективная оценка

Государство может ввести налоговые льготы (ускоренную амортизацию, сниженные налоги на собственность или на прибыль) и политику предоставленияльготных займов государственными финансовыми институтами МП, желающиминвестировать в «зеленые» технологии. Государство принципиально не должнопредоставлять субсидии бизнесу для соблюдения экологических требований. Государственные органы должны поощрять частные банки и страховыекомпании стимулировать малый бизнес к улучшению экологических показателей. Банки могут потребовать перечень экологических показателей прежде, чемодобрить кредит, а страховые компании – декларацию о выявленныхэкологических рисках и мерах по их снижению. Банки и страховые компании такжемогут предоставить лучшие условия сделки для фирм с хорошей экологическойрепутацией.

Прямые субсидии и бесплатная техническая помощь МСП помогают враспространении информации и обеспечивают их первоначальную вовлеченность в практику экологичного ведения бизнеса. Однако вследствие нехваткигосударственного финансирования для содействия соблюдению нормативныхтребований и внедрения «зеленой» практики, постепенный переход на системуоплаты технической помощи будет способствовать ее устойчивости вдолгосрочной перспективе.

В Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства разработанной Корпорацией МСП Совместно с Минэкономразвития России и Банком России от 08.02.17г. совершенствовать доступ к кредитными ресурсами МСП, внедряющим экологическую политику с фиксированной процентной ставкой по кредитам в сумме не менее 10 млн рублей для малых предприятий на уровне до 9,6% годовых. Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по Программе получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых, поэтому Программа получила второе название «Шесть с половиной».

В программе участвуют следующие уполномоченные банки:

  1. АО «Альфа-Банк»;2. Банк ВТБ (ПАО);3. ПАО Банк ЗЕНИТ;4. АО «Банк Интеза»;5. ПАО «Банк «Санкт-Петербург»;6. Банк «Возрождение» (ПАО);7. ВТБ 24 (ПАО);8. Банк ГПБ (АО);9. ПАО «Запсибкомбанк»;10. КБ «Кубань Кредит»;11. ПАО «НБД-Банк»;12. РНКБ (ПАО);13. АО «Россельхозбанк»;14. ТКБ БАНК ПАО;15. АО «ЮниКредит Банк»;16. ПАО «СКБ-банк»;17. Банк «Левобережный» (ПАО);18. «СИБСОЦБАНК» ООО;19. ПАО Банк «Кузнецкий»;20. ПАО Банк «ФК Открытие»;21. ПАО Сбербанк;22. ПАО «Промсвязьбанк»;23. АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО;24. АО «Райффайзенбанк»;25. ПАО Росбанк;26. АКБ «ЭНЕРГОБАНК» (ПАО);27. ООО КБЭР «Банк Казани»;28. ООО «Камкомбанк»;29. «АКБ «Спурт» (ПАО);30. ПАО «НИКО-БАНК»;31. ПАО АКБ «Урал ФД»;32. АО «МСП Банк» [4].

Эти инструменты должны дополняться надлежащей промышленной и научно-технической политикой, а также политикой регионального развития

Литература:

  1. Савкин В.И. Экологический менеджмент: формирование новой методологии//Проблемы теории и практики управления. 2015. № 10. с. 84-89.
  2. Савкин В.И., Алпатов А.В. Государственное регулирование поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе: итоги и перспективы //Сборник: развитие торговли и ее роль в импортозамещении: задачи бизнеса и власти 2016. с. 203-210.
  3. Савкин В.И. Экологический менеджмент: формирование новой методологии// Проблемы теории и практики управления. 2015. № 10. с. 83.
  4. Чистякова М.К. Государственная поддержка банковского сектора как инструмент стимулирования сельскохозяйственного производства в условиях импортозамещения.//Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. Т. 9. № 1 (9). С. 80-83.