http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10907

Технологии и оценка эффективности управления охраной окружающей среды на уровне муниципальных образований

Технологии и оценка эффективности управления охраной окружающей среды на уровне муниципальных образований

Михайлина Екатерина Игоревна, аспирантка ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Mikhailina Ekaterina Igorevna 

Аннотация. Оценка эффективности муниципального управления охраной окружающей среды выполняется с применением качественных и количественных методов. Критериями оценки является выполнение запланированных мероприятий в соответствии с имеющимися ресурсами и поставленными задачами, снижение уровня загрязнений атмосферного воздуха, водных объектов, земель, недр. В целом, должна проводиться комплексная экологическая оценка региона, выявляться значимые источники воздействия на окружающую среду и экологические проблемы региона и оценивается их фактическое влияние. Существенным элементом оценки выступает оценивание населением муниципального образования и экспертами достигнутых результатов природоохранной деятельности.

Summary. The assessment of the effectiveness of municipal environmental management is carried out using qualitative and quantitative methods. The evaluation criteria are the implementation of planned activities in accordance with the available resources and tasks, reducing the level of pollution of atmospheric air, water bodies, lands, and subsurface resources. In general, a comprehensive environmental assessment of the region should be carried out, significant sources of environmental impact and environmental problems of the region should be identified and their actual impact assessed. An essential element of the assessment is the assessment by the population of the municipality and experts of the achieved results of environmental protection activities.

Ключевые слова: окружающая среда, охрана, управление, методы оценки, эффективность.

Key words: environment, protection, management, assessment methods, efficiency.

Управление в качестве многогранного понятия, по мнению Г.В. Атаманчука, является целеполагающим (сознательным, преднамеренным и продуманным) и в то же время организующим и регулирующим воздействием человека на его жизнедеятельность (общественную, коллективную и групповую), такое воздействие реализуется либо непосредственно в формах самоуправления, либо при помощи созданных специально структур, как государство, общественные объединения, партии, компании, кооперативы и предприятия, ассоциации и союзы и т.д.

Позиция авторов учебника «Система муниципального управления» касаемо муниципального управления позволяет понять, что под объектами управления они понимают локальную территорию и социально-экономические процессы, присущие ей.

Органы местного самоуправления наделены общими и специальными природоохранными полномочиями. Что касается общих, они осуществляются в отношении всех отраслей – это может быть управление муниципальной собственностью, полномочия правотворческие, бюджетные и т.п. Ряд общих полномочий муниципальных органов получают статус природоохранных, когда происходит процессе их реализации, к примеру, при принятии экологически направленных правовых актов, выделении бюджетного финансирования мероприятий по природоохранной работе и пр.

Полномочие общего характера в сфере охраны окружающей природной среды, к примеру, может быть связано с принятием и организацией выполнения местных экологических программ. Под программой местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды стоит рассматривать организационно-политический и инвестиционный документ, в котором обозначена политика местного самоуправления по данным проблемам, а также те мероприятия, которые позволяют ее воплотить.

Органы местного самоуправления благодаря системе планово-организационных документов и их обоснований способны влиять на неблагоприятные тенденции, направлять развитие муниципального образования в эколого-социальное русло.

Методы по природоохранительному муниципальному управлению можно поделить на группы, состоящие:

  • в лицензировании и прямом контроле над процессами пользования природными ресурсами;
  • в административном регулировании, связанном с введением ограничений и стандартов нормативного типа;
  • в наличии экологических субсидий, налогов и механизмов, позволяющих формировать систему платежей за неблагоприятное воздействие по отношению к окружающей природной среде;
  • в целой совокупности прочих стимулов, применяемых для привлечения производителя к разумному использованию природных богатств.

В ходе управления природоохранной сферой фундаментальный инструмент составляет свод норм и правил, которое сами по себе уже помогают создавать ситуацию для эффективного и рационального природопользования, для сохранения баланса в окружающей среде.

Регламентацию допустимого уровня состояния компонентов окружающей среды выполняют соответствующие стандарты качества.

Определенную предельную допустимую концентрацию содержания каждого из загрязнителей (ПДК) в целом всегда можно выяснить. Огромное число ведущих производственных российских фондов не дотягивает до актуальных в наши дни экологических требований. Некие требования по очистной технологии и процессу производства существуют в технологических стандартах.

Применение стандарта к предприятию подразумевает соблюдение конкретных требований. Природоохранная технология должна отвечать некой эталонной технологии. Предоставляющие опцию использования земли и воды сертификаты принято выдавать в целях ранжирования пользователей, являющихся потенциальными конкурентами, что позволит достичь максимальной эффективности пользования природой. Не менее важно, что вместе с системой стандартов они также способствуют защите от выбросов незапланированного характера. Получение разрешений и лицензий доступно лишь организациям, планирующим легальное осуществление выбросов, либо же активизацию такой деятельности, которую следует лицензировать.

Административное регулирование происходит по двум этапам:

  1. Этап первый – определяется степень нагрузки, допустимая для природной среда, а затем на почве полученного результата рассчитывается ПДК.
  2. Этап второй – устанавливаются конкретно индивидуальные стандарты влияния предельно допустимого выброса (сброса) ПДВ (ПДС), определяются отдельные возможности по каждому из предприятий.

В сфере пользования природными ресурсами серьезную роль среди управленческих методов играет лицензирование. Лицензию рассматривают в качестве специального разрешения на конкретный вид деятельности, связанный с природопользованием (к примеру, недропользованием), на фоне обязательного соблюдения лицензионных требований и условий, его выдача юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю находится в компетенции лицензирующего органа. Лицензия призвана защитить права и законные интересы конкретных потребителей продукции или услуг, а также общественных интересов, поскольку благодаря соблюдению лицензионных требований можно достичь надлежащей степени качества товара/услуги, а также безопасного процесса всей деятельности.

Еще одной формой подтверждения того, что объекты соответствуют требованиям технических регламентов, положениям стандартов либо условиям договоров, является сертификация, осуществляемая органами по сертификации. На формальном уровне отсутствие сертификата не станет препятствием к хозяйственным (техногенным) работам в области природопользования, но произведенная продукция и оказываемые услуги с позиции потребителей теряют свою привлекательность. В ряде случаев, таких как эксплуатация опасных производственных объектов, законодательство непосредственно вводит запрет на применение устройств, которые не были сертифицированы.

Именно эффективностью государственного экологического надзора и иных видов (муниципального, производственного, общественного) экологического контроля определяется эффективность использования каждого из методов управления.

Эффективное управление качеством окружающей среды требует информации насчет ее состояния на территории муниципального образования, наличия или отсутствия изменений по объему и степени загрязнения продуктами хозяйственного и иных видов деятельности, а также касаемо векторности таких изменений (уменьшения и увеличения). Это информация, которую можно получить единовременно или дискретно при комплексной экологической оценке территории и при экологическом мониторинге, а также систематическом контроле качества окружающей природной среды.

Для этого значительная роль отводится правильно организованной, управляемой и координируемой органом местного самоуправления целостной системе производственного экологического контроля, куда входит сеть производственно-аналитических лабораторий городских (районных) предприятий. Соответственно, именно местное самоуправление в лице экологического органа, обладающего кроме прочих также контрольными функциями, обязано закладывать первичную аналитическую базу системы управления качеством окружающей среды.

Важность здесь подкрепляется еще тем, что роль подсистемы экологической безопасности на муниципальном уровне двойная: в приоритете не только своевременное отслеживание негативных процессов в природной среде, но и планирование соответствующих управленческих решений, касающихся организации мероприятий природоохранного типа, не определяющихся их стоимостью, источниками финансирования и сроками внедрения – неважно, идет ли речь о строительстве очистных сооружений, ограничении сбросов (выбросов), рекультивации земель, сборе вторичного сырья и пр.

Планирование относится к значимым инструментам природоохранного управления. В природопользовании и охране окружающей природной среды планирование подразумевает необходимость: планировать землепользование, водопользование, недропользование, лесопользование, пользование водными биологическими ресурсами и объектами охоты, а также планировать мероприятия природоохранного порядка.

Важно также поставить акцент на экономических механизмах управления таких типов:

  • «стимулирующий» тип – приоритетными являются рыночный инструмент и создание блага, когда создается позитивная экономическая среда для развития экологически чистых производств и прочей экологической деятельности;
  • «жесткий» тип – используются финансово-экономические и административные инструменты принуждения посредством подавления развития экологически опасных сфер жесткой налоговой политикой;
  • «мягкий» тип – устанавливаются либеральные ограничительные экологические рамки, производящие весьма слабый эффект на масштабы и темпы экологического развития в целом.

В настоящее время остро необходима такая информационная система, которая бы помогла в эффективном управлении охраной окружающей среды на уровне муниципального образования. Она может получить форму автоматизированной системы, в которой будут соединены полные данные насчет природно-ресурсного потенциала муниципального образования, что сейчас более чем очевидно ввиду стремительного развития информационных технологий, заметно увеличивших круг возможностей по сбору и хранению сведений для формирования природопользования муниципального уровня.

Современные автоматизированные земельные информационные системы на пике своего развития, и вследствие этой тенденции сформирована более тесная координация между организациями, отвечающими за формирование данных каждой из их сфер деятельности. В силу этого информация, требуемая для различных целей, должна сконцентрироваться в единой информационной системе либо следует организовать обмен данными между разными системами.

Иными словами, неоспорим тот факт, что на данном этапе процесс создания требуемых условий и эффективных механизмов по природоохранному управлению должен включать такую неотъемлемую часть, как организация информационной базы, что сопряжено с удовлетворением ряда условий, согласно которым необходимо:

  1. создать первичные и производные информационные массивы, и продукты для выполнения целого набора задач, касающихся регулирования природных отношений;
  2. надежно хранить и защищать информационные ресурсы;
  3. эффективно применять информационные ресурсы в функционировании органов власти государственных учреждений;
  4. обеспечивать свободный доступ к комплексу информационных ресурсов для населения и организаций.

В целом, решение вопроса увеличения эффективности применения естественных ресурсов должно брать за основу разработку комплексных программ природохозяйственной, природозащитной и природоохранной работы с учетом образования и развития качественного пользования природными ресурсами на уровне муниципалитета.

Результатом управления муниципалитетом охраной окружающей среды должна быть высокая оценка эффективности данной деятельности.

В соответствии с теорией организации, в целом эффективность управления определяет соотношение результатов, которые были фактически получены посредством наличествующих ресурсов, и максимальных результатов, которые могли бы быть получены в подобных условиях.

Сегодня оценка эффективности работы по охране природы может быть рассмотрена комплексно, с учетом:

  • эффективности реализации мероприятий, связанных с охраной природы;
  • эффективности систем управления природоохранной активностью;
  • совершенствования экономических показателей благодаря учету экологических норм.

Когда речь идет об оценке управления охраной окружающей среды, следует выделять социальную и экологическую эффективность.

Социальная эффективность берет во внимание социально-демографические итоги проведения экологических мероприятий для всего общества; их полезность, которая характеризуется улучшением здоровья граждан, снижением числа смертей и заболеваний по причине уменьшения выбросов вредоносных веществ.

Экологическая эффективность отражается в последствиях осуществления экологической программы для естественной среды, что может быть выражено в экологической емкости территории, росте биоразнообразия, росте ассимиляционных возможностей территории. Это также могут быть показатели, которые характеризуют динамику уменьшения объемов загрязняющих сбросов и выбросов. В итоге естественная среда имеет меньшее загрязнение и, значит, она более устойчива к влиянию экономической человеческой активности.

Для оценки экологической эффективности целесообразно ориентироваться при выборе оценок и методах оценивания на ГОСТ Р ИСО 14031-2016 «Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности».

Способы оценивания экологической эффективности подразделяются на качественные и количественные. Количественное оценивание экологической эффективности реализуют на базе системы разных показателей и критериев, устанавливающихся согласно нормам закона, намеченным задачам муниципалитета.

Чтобы установить критерии оценивания, следует провести идентификацию важных источников влияния на окружающую среду и экологических сложностей в регионе, подобрать мероприятия, нацеленные на уменьшение влияния на окружающую среду предприятиями, реализующими самые большие сбросы и выбросы веществ, размещающими отходы. Помимо этого, устанавливается реализация нескольких запланированных мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, уменьшением влияния на окружающую среду, следованием нормам природоохранных законов.

Есть разные методы оценки качества экологической эффективности.

  1. Сопоставление проведенной работы с принятыми целями и установленными планами. По сути, это управление по целям. Цели должны обладать ясностью и достижимостью. Цели снижения отрицательного влияния на окружающую среду должны находиться в связи с ее состоянием. Оценивание производят после того, как намеченные цели были достигнуты. Зачастую этот подход применяют в ходе оценки эффективности реализации планов мероприятий, связанных с охраной природы.
  2. Оценивание качества достижения намеченных целей. К примеру, выбирают 5 критериев качества достижения цели и по каждому дают оценку.
  3. Применение матриц оценивания экологической эффективности. Вошедшие в матрицы вопросы являются некоторыми утверждениями (позициями), которые ранжируются в соответствии с критериями оценивания. Формулировка мнений такова, чтобы оценка была максимально ясна для неспециалистов и сопоставима, воспроизводима во времени. Каждое мнение соответствует тому или иному оценочному баллу.

Сумма итогов, которые были получены в соответствии со всеми критериями, обеспечивает получение итоговой качественной оценки экологической эффективности.

Выводы

  Экологически ориентированная структура муниципального управления подразумевает регулирование влияния субъектов хозяйствования на окружающую среду, чтобы защищать интересы граждан при одновременной гарантии сбалансированного, стабильного развития территории.

Управление муниципалитета в охране окружающей среды представляет собой разновидность экологического управления, которая органично встроена в общую систему организации работы, связанной с охраной окружающей среды. Содержание экологического муниципального управления обуславливает роль местного самоуправления, отведенная ему Конституцией РФ. Обязательное участие в охране окружающей среды местных органов и их ответственность за обеспечение экологической безопасности и комфортной окружающей среды на тех или иных территориях представляют собой принципы охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с содержанием экологической муниципальной политики следует выделить такие ключевые задачи исполнительных органов муниципальных образований:

  • обоснование стратегии управления охраной окружающей среды в муниципальных образованиях, включая рациональное пользование естественными ресурсами;
  • применение административных мер и экономического регулирования, что гарантирует достижение тактических и стратегических целей экологического развития муниципального образования;
  • эффективная система экологического мониторинга;
  • создание системы экономического поощрения и стимулирования частных и общественных инициатив, связанных с улучшением экологического положения;
  • экологическое образование и просвещение на всех стадиях обучения – и в дошкольных заведениях, и в высшей школе, формирование системы повышения квалификации в сфере экологической безопасности, охраны окружающей среды и работы с отходами сотрудников и руководства предприятий, организаций и учреждений в муниципальном образовании.

Основу формирования природоохранной работы муниципального управления охраной окружающей среды составляет эколого-экономический механизм, который гарантирует согласованную деятельность с прочими элементами общей системы охраны окружающей среды, экономического механизма природопользования, и его следует согласовывать с прочими естественными процессами и экономическими механизмами, имеющими место в общей системе.

Среди мероприятий, связанных с обеспечением экологически стабильной природоохранной деятельности, улучшением качества окружающей среды, образованием безопасных экологически мероприятий, на особом месте находится развитие городского природопользования на базе информационных технологий, реализация эффективного контроля и планирования, использование оптимальных экономических инструментов управления в рамках муниципального образования.

Список использованных источников

  1. ГОСТ Р ИСО 14031-2016 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности. // Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
  2. Атаманчук Г.В. Управление: философия, идеология, научное обеспечение. М.: Academia, 2015. — 416 с.
  3. Крассов О. И. Экологическое право : учебник. -4-е изд. -М.: Норма: Инфра-М, 2016. -527 с.
  4. Михайлина Е.И. Современная российская практика оценки городских земель. Международный журнал прикладных наук и технологий Integral, № 1, 2018. — С. 4
  5. Система муниципального управления: учебник / коллектив авторов ; под ред. В.Б. Зотова; рук. авт. кол. Р.В. Бабун. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: КНОРУС, 2018. — 680 с.
  6. Фомин А.А., Цинцадзе Е.К. Землеустройство и управление земельными ресурсами в сельском хозяйстве Российской Федерации. International agricultural journal, №3 (Т.63), 2020. – С. 4
  7. Цыпкин Ю.А., Близнюкова Т.В., Фомин А.АН., Феклистова И.С., Орлов С.В. Оптимизации размещения объектов обращения с отходами как фактор экологоустойчивого развития городских агломераций. Московский экономический журнал, № 8, 2020. – С. 14