http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Устойчивое развитие сельскохозяйственных предприятий региона - Московский Экономический Журнал1

Устойчивое развитие сельскохозяйственных предприятий региона

УДК 332.631.164
Юрий Цыпкин,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой маркетинга,
Государственный университет по землеустройству,
Инесса Феклистова,
кандидат экономических наук, доцент,
Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и
Государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Евгений Губарев,
кандидат экономических наук, доцент,
Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Цели исследования: обосновать, что для устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий региона необходима научно выверенная стратегии эффективного хозяйствования и землепользования, развитие социальной инфраструктуры села; сформулировать принципы рационального землеустройства; определить направления совершенствования управления земельными ресурсами Орловской области в рамках региональной стратегии эффективного хозяйствования и землепользования; доказать необходимость развития социальной инфраструктуры села. Место исследования – Орловская область. Исследование проводилось в течение 2006-2015 гг. Правильный выбор стратегических направлений развития землеустройства создает основу для поиска прогрессивных частных управленческих решений, которые предопределяют увеличение отдачи от новых земледельческих и технических средств и технологий. Доказана необходимость регулирования инвестиций в развитие социальной инфраструктуры села с использованием налоговых рычагов влияния государства, с учетом научно обоснованных приоритетных направлений привлечения инвестиций в развитие объектов социальной инфраструктуры. Выявлены методологические принципы пространственной организации социальной инфраструктуры села.

S u m m a r y

Research aims: to prove, that for steady development of agricultural enterprises of region the strategy is needed which should be scientifically based for the effective management and land-using, development of social infrastructure of village; to formulate principles of rational organization of the use of land; to define directions of perfection of management the landed resources of the Orlovskaya region within the framework of regional strategy of effective management and land-using; to prove the necessity of development of social infrastructure of village. A research place is the Orlovskaya region. Research was conducted during 2006-2015. The correct choice of strategic directions of development of organization of the use of land provides a basis for the search of progressive particular administrative solutions which predetermine the increase of return from new agricultural and technical facilities and technologies. The necessity of adjusting of investments is well-proven for development of social infrastructure of the village with the use of tax levers of influence of the state, taking into account scientifically reasonable priority directions of bringing in of investments in development of objects of social infrastructure. Methodological principles of spatial organization of social infrastructure of village are educed.

Ключевые слова:  устойчивое развитие, сельское хозяйство, стратегия, землеустройство, управление, хозяйствование, землепользование, регион.

Keywords: steady development, agriculture, strategy, organization of the use of land, management, management, land-tenure, region.

Введение. Базовый стратегический ориентир развития сельскохозяйственных предприятий Орловской области – переход на режим устойчивого развития на основе модернизации производственного потенциала, внедрения прогрессивных индустриальных технологий производства сельскохозяйственной продукции, создания условий для повышения доходности аграрного производства, динамичного социального развития сельских районов, развития социальной инфраструктуры села [5, с. 112]. Процессы реформирования и модернизации экономики оказывают существенное влияние на социальное развитие сельскохозяйственных предприятий, выводят его на принципиально новый качественный уровень, который характеризуется доминантой социальных приоритетов [6, с. 37]. Идет речь об устойчивом социально-доминантном развитии сельских территорий.

Методология проведения исследования. Теоретической и методологической основой проведенного нами исследования выступали диалектический метод, научные труды отечественных и зарубежных ученых по аграрной экономике и землеустройству, рекомендации по организации сельскохозяйственного производства, развитию социальной инфраструктуры села, личные наблюдения авторов. В ходе исследования использованы монографический анализ, группировки, сравнения, динамические ряды, графики, факторный анализ.

Экспериментальная база. В ходе проведенного исследования были использованы данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, департамента сельского хозяйства Орловской области, департамента экономики Орловской области.

Ход исследования. Исследование проводилось в течение 2006-2015 гг. По результатам исследования были подготовлены и защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: «Стратегия эффективного хозяйствования и землепользования аграрных предприятий региона» (Пакулина И.С., 2010) [5] и «Совершенствование экономической оценки земель как основы государственного регулирования их оборота и перераспределения земельных ресурсов в пользу наиболее эффективно и рационально хозяйствующих субъектов» (Губарев Е.В., 2010) [2]. Опубликованы статьи в специализированных научных журналах, основные положения исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на более чем 20 международных научно-практических конференциях.

Результаты и обсуждение. Понятие устойчивого развития включает:

  • рост доходов сельскохозяйственных производителей Орловской области;
  • внедрение максимально устойчивых в природно-климатических условиях Орловской области технологий производства сельскохозяйственной продукции;
  • сохранение и создание новых рабочих мест, поддержание и увеличение объемов производства при смене собственника и перепрофилировании, в условиях антироссийских экономических санкций;
  • экологизацию процесса землепользования;
  • повышение качества жизни и развитие социальной инфраструктуры в сельских районах Орловской области.

Проведенный анализ показал, что стратегия развития аграрного сектора Орловской области совсем не содержит землеустроительного раздела, а мероприятия по поддержанию почвенного плодородия уникальных почв являются расплывчатыми, неконкретными.

Учитывая, что земля с ее почвенным покровом является, по существу, базовым компонентом окружающей среды, стратегическим ресурсом, основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, информация о ее правовом положении, состоянии и использовании крайне необходима для управления земельными ресурсами Орловской области, решения экономических, социальных и экологических проблем [7, с. 44]. Указанная информация может быть своевременно получена, прежде всего, при ведении мониторинга земель в полном объеме на различных его уровнях. Особенно важно признать эту работу приоритетной на региональном и локальном уровнях с целью обеспечения своевременного выявления динамики негативных процессов на землях, их оценки и прогноза, принятия мер по предупреждению и устранению последствий; исключения, в конечном итоге, потерь почвенного покрова ценных земель, воссоздание которых невозможно в обозримый исторический период.

Стратегические направления развития землеустройства создают основу для поиска прогрессивных частных управленческих решений, которые предопределяют увеличение отдачи от новых земледельческих и технических средств и технологий. Рациональное землеустройство является важным условием устойчивого эффективного хозяйствования сельскохозяйственных предприятий [3, с. 111]. Этот тезис подтверждается анализом его принципов, в основе которых лежат следующие положения:

  • продукты питания и жилье представляют собой основополагающие потребности человека. Определенность правового статуса земли играет важную роль в обеспечении эффективности сельскохозяйственного производства региона, то есть в основном производства продуктов питания, а надежная защищенность прав владения недвижимостью, в том числе жилья, является важным элементом обеспечения эффективности экономической политики;
  • в современных условиях экономики инвесторам нужна четкая и устойчивая формальная система, регулирующая вопросы землепользования и права владения недвижимостью;
  • обеспечение устойчивого развития зависит от наличия у государства, регионов общих полномочий по управлению и информации о собственности на землю, ее стоимости и характере землепользования, в том числе и в условиях возможного активного участия частного сектора [1, с. 61];
  • земля и информация о земле представляют собой ресурсы, которые нужно развивать для обеспечения экономического роста региона.

Для эффективного осуществления государственного управления земельными ресурсами на региональном уровне также необходимо следующее.

1. Экономическая оценка и детальная правовая подготовка рынка земли. Для этого на уровне региона потребуется завершение работ по земельному кадастру и его мониторингу при учете современных механизмов оценки, включающих, в том числе, оценку того, что находится «над», «на» и «под» земной поверхностью. При этом ценовые шкалы должны:

  • учитывать интересы будущих владельцев участков земли и предполагаемые цели их использования;
  • иметь приоритеты для использования земли сельскохозяйственного назначения уроженцами мест, по сравнению с лицами, временно приезжающими на работу из других регионов (что особенно важно при эксплуатации особенно ценных земель Орловской области);
  • учитывать и сохранять различие в подходах при краткосрочной и длительной аренде земли гражданами России и зарубежных стран;
  • иметь различные льготы при выделении участков в частное владение и для муниципальных нужд.

2. Подготовка и принятие нормативно-правовых актов о регулировании оборота земли в регионах, а также ревизия действующего регионального законодательства с целью устранения положений, противоречащих федеральному законодательству. Развитие земельного законодательства должно осуществляться исходя из трех основных направлений в регулировании земельных отношений: правового регулирования земель как основного природного ресурса (вопросы рационального использования и охраны земель), как объекта права собственности (установление особенностей оборота земельных участков) и как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории России (государственный контроль и государственное регулирование земельных отношений).

3. Ведение мониторинга земель. Для этого необходимо подготовить методические рекомендации по мониторингу земель поселений, по ведению мониторинга земель в зонах чрезвычайных ситуаций на основе комплексного применения методов дистанционного зондирования и наземного исследования, методические рекомендации по консервации и санированию загрязненных земель городов, рекомендации по автоматизированному составлению крупно- и среднемасштабных почвенных карт, технологии составления карт и оценки развития негативных процессов (эрозии почв, переувлажненности, заболоченности и др.).

Достижение позитивных изменений в количественных и качественных параметрах использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве Орловской области связано с реализацией инновационных инвестиционных проектов по таким основным направлениям, как землеустройство, селекция и семеноводство, обновление почвообрабатывающей техники, переход к гумусосберегающим технологиям и другим, закладывающим природохозяйственные основы нового воспроизводственного экономического цикла средневолновой динамики, в рамках которого формируются необходимые и достаточные условия для реального повышения эффективности землепользования в регионе.

Современные методы аграрного землепользования Орловской области представляются нам недостаточно эффективными в связи с тем, что пахотные земли нередко эксплуатируются посредством активного и нечетко контролируемого применения ядохимикатов и минеральных удобрений, использования утяжеленной почворазрушающей техники, невыполнения графиков севооборотов, закономерным следствием чего стала утрата части естественно-природных свойств плодородных агроэкосистем.

Недостаточно рациональная агро-эколого-экономическая политика, реализуемая на современном этапе в сельском хозяйстве Орловской области и, в частности, в его растениеводческих отраслях, не обеспечивает должного позитивного результата, что проявляется в невысоких темпах восстановления почвенного плодородия, медленном распространении прогрессивных технологий почвообработки, недополучении, относительно имеющегося потенциала, растениеводческой и животноводческой продукции. Это актуализирует задачу разработки эколого-ориентированного механизма аграрного землепользования и предложения экономических инструментов, обеспечивающих его последовательное внедрение в практику землепользования хозяйств Орловщины.

Экологизацию процесса землепользования в сельхозпредприятиях Орловской области необходимо признать важнейшим направлением ее дальнейшего прогресса и рассматривать во взаимодействии нескольких основных агроэкономических аспектов деятельности:

  • стимулирование (посредством оптимизации инвестиционного законодательства и реализации экологически обоснованных бизнес-проектов) внедрения малоотходных и безотходных технологий сельскохозяйственного производства;
  • нивелирование природно-климатической неустойчивости возделываемых сельскохозяйственных растений посредством активной селекционной работы и использования новейших агротехнических достижений;
  • государственная поддержка производства в сельском хозяйстве Орловской области экологически безопасной продукции и применения эффективных технологий;
  • внедрение в сельскохозяйственную практику эколого-экономических нововведений, направленных на сохранение ассимиляционного потенциала и улучшение качества аграрных экосистем (к которым, прежде всего, необходимо отнести комплекс мероприятий по защите почвенного покрова от эрозии, а также оптимизацию хозяйственного оборота земель);
  • формирование и практическая реализация эффективного организационного механизма, интегрирующего агро-эколого-экономические приоритеты сельскохозяйственного землепользования Орловской области, ориентированного на достижение природно-адаптационных принципов функционирования отрасли и, тем самым, стимулирующего процессы ландшафтной организации сельских территорий, формирование адаптивных систем земледелия, улучшение качества почвенно-ресурсных благ, воссоздание оптимальных биоиндустриальных систем ведения агропромышленного производства.

Обобщение обширной эмпирико-фактологической информации и анализ деятельности инфраструктурных подразделений, в задачу которых входит создание благоприятных условий для улучшения землепользования в сельском хозяйстве, свидетельствуют о том, что современная природохозяйственная инфраструктура Орловской области недостаточно эффективна и во многом индифферентна к экономическим и социально-экологическим интересам аграрного землепользования, что выражается в дублировании экономико-правовых функций, излишней детализации контрольных процедур, низкой результативности мониторинга качества аграрных экосистем.

В этой связи целесообразна концентрация функций земельно-хозяйственного менеджмента в автономном организационно-инфраструктурном подразделении, подведомственном административно-территориальным органам государственного управления и наделенном властными полномочиями в части использования результатов мониторинга для принятия управленческих решений, повышающих устойчивость сельхозпроизводства путем перехода к природно-адаптационной модели. Необходимо создать эффективный механизм преодоления инфраструктурных дефицитов, в основу которого положены экономические и агроэкологические приоритеты сельскохозяйственного землепользования, ориентированный на повышение устойчивости функционирования сельского хозяйства Орловской области посредством внедрения биоиндустриальных систем земледелия, а также обеспечение рациональной эколого-ландшафтной организации сельских территорий.

Природно-адаптационное земледелие, реализация принципов которого является стратегическим направлением развития современного регионального сельхозпроизводства, представляет собой интеграцию эколого-экономических, организационно-инфраструктурных, социальных, ландшафтно-адаптационных, культурно-исторических, духовно-нравственных, ментальных и иных природохозяйственных аспектов аграрного производства, обусловленных необходимостью реализации инновационных методов освоения почвенно-земельных благ, соблюдения прав и обязанностей землепользователей в процессе хозяйственного распоряжения земельно-имущественными ресурсами в рамках цивилизованных рыночных отношений.

Орловская область, являясь весьма значимым по агроэкономическому потенциалу хозяйствующим субъектом России, одновременно отличается экологически недостаточно благоприятной средой обитания. Деградация региональных агроэкосистем – почвенно-земельного потенциала, акватории, сельскохозяйственных и лесохозяйственных угодий, флоры и фауны – в настоящее время такова, что в случае отсутствия радикальных почвоохранных мер существует угроза возникновения необратимой природохозяйственной аномалии, исключающей конструктивно-поступательное социально-экономическое развитие региона.

В условиях Орловской области природно-адаптационное земледелие ассоциировано, прежде всего, с мероприятиями, ориентированными на улучшение качества почвенных ресурсов, оптимизацию норм внесения питательных веществ при одновременном сокращении поступлений в пахотный горизонт избыточного количества нитратов, нитритов, фосфатов, тяжелых металлов и иных соединений агрогенного происхождения; обязательное введение в севообороты сельскохозяйственных культур, обладающих почвовосстановительными свойствами; рациональное использование в земледельческой практике инновационных биологических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.

Направления совершенствования управления земельными ресурсами в рамках стратегии устойчивого эффективного хозяйствования и землепользования (СУЭХиЗП) Орловской области обобщены и наглядно представлены на рисунке.

В качестве меры превалирующей значимости в сложившихся весьма сложных агроэкономических условиях Орловской области необходимо формирование эффективной инфраструктуры агроэкологического обслуживания, сущность которой заключается в реализации институционализированными обслуживающими подсистемами совокупности эколого-экономических и организационно-управленческих функций (контроль, мониторинг состояния сельхозугодий, санкции за загрязнение и др.), направленных на рационализацию землепользования, интегрирующих использование естественно-природных компонентов ландшафта и деятельность хозяйствующих субъектов при производстве сельскохозяйственной продукции.

Стратегия развития сельского хозяйства Орловской области до 2020 г. должна предусматривать, по нашему мнению, развитие отраслей и организаций сельского хозяйства по принципу «продуцированные изменения». При этом со стороны органов государственной власти Орловской области, а также органов местного самоуправления осуществляется целенаправленное и согласованное воздействие с целью стимулирования и поддержки разработки и реализации проектов изменений в следующих направлениях:

  • формирование новых стереотипов поведения и профессиональной деятельности в предприятиях сельского хозяйства Орловской области (в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации и стажировок менеджеров и специалистов);
  • внедрение новых интенсивных, высокопроизводительных, ресурсо-энергосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции [9, с. 116];
  • формирование новых интегрированных и кооперированных структур, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, а также комплексное сервисное обслуживание сельскохозяйственных предприятий, включая консалтинговые услуги, обеспечение техникой, средствами защиты растений и удобрениями;
  • создание и развитие действенной и эффективной инвестпроводящей системы в сельском хозяйстве, расширение возможности привлечения банковских кредитов, средств инвесторов в сельском хозяйстве Орловской области;
  • устойчивое развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.

pastedGraphic

Рис.  Направления совершенствования управления земельными ресурсами Орловской области в рамках СУЭХиЗП

Для управления и стимулирования развития сельского хозяйства необходимо использовать такие инструменты согласования задач и интересов органов управления разных уровней и хозяйствующих субъектов, как индикативное планирование, взаимодействие власти с объединениями (ассоциациями, союзами) хозяйствующих субъектов, поиск и использование различных коммуникативных площадок для обмена информацией и выстраивания совместных программ действий власти и бизнеса [8, с. 59].

Во многих регионах России социальная сфера является основным фактором, который влияет на решение многих важных проблем села, в частности, стабилизацию демографической ситуации, уровень развития и эффективность деятельности объектов территориальной социальной инфраструктуры, закрепление на селе молодежи, производительность труда в производственной сфере, жизненный уровень сельского населения.

Проведенное нами исследование выявило негативные тенденции в развитии социальной инфраструктуры села Орловской области: сокращается сеть ее предприятий и организаций, наблюдается низкий уровень обеспеченности населенных пунктов объектами социального назначения, в результате чего жители большего числа сельских населенных пунктов региона не могут удовлетворить свои важные жизненные потребности. В результате длительного реформирования наблюдается ситуация, когда за содержание сельской социальной инфраструктуры практически никто не несет ответственности. Государственное регулирование не адекватно существующей ситуации и не приносит желаемых результатов, а местные органы власти и самоуправления не в силах обеспечить решение важных хозяйственных задач. Реформирование социальной инфраструктуры тесно связано с инновационной деятельностью и управлением этими процессами.

В условиях мирового финансового кризиса, недружественных экономических санкций в отношении России со стороны ряда зарубежных стран, сложного экономического положения аграрных предприятий достаточно актуальной становится проблема формирования эффективных механизмов функционирования и развития социальной инфраструктуры села и исследования ее влияния на основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Удовлетворение жизненных потребностей сельских жителей в значительной степени зависит от увеличения объема инвестиций в основной капитал в отрасли социальной инфраструктуры. Рыночная среда выставляет жесткие требования к повышению эффективности использования ресурсов, снижению расходов на производство, освоение новой техники и технологий, а также повышению качества произведенных товаров (услуг) предприятиями, организациями, учреждениями социальной инфраструктуры. Однако большинство ее хозяйственных субъектов в связи с высокой степенью физического и морального износа основных производственных фондов не могут выполнять свои функции. Все это требует усиления государственной поддержки развития материальной базы социальной инфраструктуры села [4, с. 85].

Дальнейшее развитие социальной инфраструктуры мы связываем со стабилизацией экономической ситуации в стране, позитивными результатами реформирования аграрного сектора, улучшением демографической ситуации, повышением количества и совершенствованием качества благ, которые предоставляются сельским жителям. Решение этих проблем будет способствовать стабилизации функционирования социальной инфраструктуры села, которое, в свою очередь, повысит эффективность сельскохозяйственного производства.

Обеспечение функционирования и развития социальной инфраструктуры села является одним из главных направлений реформирования аграрного сектора страны. Необходимо оптимально расходовать средства, выделяемые на эти цели.

Приоритетными направлениями привлечения инвестиций в развитие объектов социальной инфраструктуры села являются:

  • льготное кредитование индивидуальных застройщиков и формирование контингента потенциальных застройщиков путем предоставления им всесторонней помощи не только за счет государства, но и со стороны сельскохозяйственных предприятий, местных органов власти;
  • внедрение энергосберегающих технологий при строительстве жилья на селе, альтернативных способов получения энергии, что позволит сократить расходы на содержание как жилья, так и объектов социальной инфраструктуры села;
  • проведение тендеров для строительства объектов сельской социальной инфраструктуры;
  • возмещение сельскохозяйственному предприятию затрат собственных средства на строительство объектов социальной инфраструктуры под гарантии государства;
  • введение в действие объектов сельской социальной инфраструктуры по современным проектам, предоставление преференций многофункциональным комплексам.

Решение задач ускорения формирования эффективных механизмов функционирования и развития социальной инфраструктуры села решающим образом зависит от ее эффективной пространственной организации и управления. Обеспечение экономической целесообразности и эффективности функционирования объектов социальной инфраструктуры на селе требует определенных оптимальных объемов их загрузки, а неоднородность спроса на разные виды услуг и потребность обеспечения оптимальных затрат времени граждан на получение этих услуг создают определенные противоречия при формировании социальной инфраструктуры в сельской местности. Это обусловливает ситуацию невозможности создания полного набора заведений социальной инфраструктуры в каждом сельском населенном пункте. Актуализируется необходимость улучшения пространственной организации социальной инфраструктуры в пределах отдельных административных районов за счет формирования системных связей сельских и городских населенных пунктов административного района.

Область применения результатов. Результаты проведенных нами исследований могут быть использованы законодательными и исполнительными органами Российской Федерации, органами управления Орловской области при совершенствовании нормативно-правового обеспечения (федеральных) программ, связанных с социально-экономическим развитием села, повышением его устойчивости и развитием сельских территорий, с мелиорацией земель и повышением плодородия почв; экономическими службами региональных органов управления сельским хозяйством при обосновании областных целевых программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Результаты исследования могут найти применение в качестве рекомендаций прикладного характера, необходимых для повышения эффективности хозяйствования и землепользования предприятий сельского хозяйства Орловской области.

Выводы. 1. Стратегия развития сельского хозяйства Орловской области до 2020 г. должна учитывать требования ХХI века, глобализации, способные радикально изменить сегодняшнее состояние сельскохозяйственных отраслей, необходимость обеспечения импортозамещения из-за недружественных экономических санкций со стороны ряда зарубежных стран. К таким требованиям относятся:

  • переход сельскохозяйственного производства на индустриальную основу, создание специализированных предприятий, ведущих свою деятельность на основе последних достижений НТП;
  • изменения в международных отношениях, открывающие новые перспективы глобализации аграрных рынков, создающие благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности по определенным товарным группам, странам, но вместе с тем усиливающие конкуренцию на внутреннем рынке;
  • научно-технические и технологические достижения в области разработки и использования информационных технологий, создающие возможность формирования глобального рынка и высокоэффективных транснациональных корпораций;
  • высокая динамика изменений в технологиях и изменения в системе образования, влекущие за собой качественные долгосрочные изменения кадрового потенциала сельского хозяйства Орловской области;
  • активное привлечение инвестиций в устойчивое развитие социальной инфраструктуры села.

2. Процесс реорганизации социальной инфраструктуры села позволит увеличить объем разных видов услуг, расширить количество рабочих мест и т.п. Развитие социальной инфраструктуры села является важным условием для устойчивого экономического развития Орловской области. Все большее значение приобретает реализация на практике тех организационно-экономических мероприятий мотивационного механизма, которые связаны с социальными превращениями на селе. Социальная политика имеет перспективу и общественное признание, а также поддержку лишь тогда, когда она касается глубинной сути социально-экономических интересов не только крестьянства в целом, но и каждого крестьянина в частности.

Ускорение формирования эффективных механизмов функционирования и развития социальной инфраструктуры села решающим образом зависит от ее эффективной пространственной организации и управления. В основу социальной политики на селе в Орловской области должны быть положены следующие методологические принципы и модели пространственной организации социальной инфраструктуры села – принципы структуризации, согласованности и вариантности.

Принцип структуризации предусматривает создание необходимого разнообразия в системе. В современных условиях усиливается недифференцированность и смешение элементов разных режимов функционирования. В связи с этим требование структуризации системы социального обслуживания на основе системного подхода приобретает большую актуальность. Например, частная собственность и новые формы хозяйствования могут методами пространственной фиксации направляться на повышение эффективности функционирования системы социального обслуживания.

Принцип согласованности связывается с идеей изменения соотношений между разными сферами системы социального обслуживания в направлении повышения эффективности предоставления услуг. Понятие согласованности имеет тесную связь с понятием устойчивого развития и соответствие с требованиями устойчивого развития сельской местности, и, следовательно, обусловливает требование рассмотрения и оценки системы обслуживания через показатели социально-эколого-экономической эффективности функционирования.

Условием эффективной организации системы обслуживания является наличие выбора лучшего из вариантов из множества возможных альтернатив. Это значит, что необходимо обеспечить вариантность развития системы социального обслуживания. Именно принцип вариантности обеспечивает необходимое множество альтернатив и предопределяет обоснование критериев выбора оптимального варианта.

3. Процесс реформирования экономического механизма функционирования сельской социальной инфраструктуры может быть ускорен за счет оптимального расходования ограниченных средств на эти цели, привлечения инвестиций с учетом приоритетов развития объектов социальной инфраструктуры села.

          Литература

1. Губарев  Е.В., Пакулина И.С., Цыпкин Ю.А.  Информационная поддержка системы стратегического управления АПК региона  // Materials of the X International scientific and practical conference [«Prospects of world science», 2014] (July 30 – August 7, 2014) on Economic science. Governance.  Vol. 2. Economic science. Governance.  Sheffield : Science and education LTD, 2014. S. 60-62.

2. Губарев  Е.В. Совершенствование экономической оценки земель как основы государственного регулирования их оборота и перераспределения земельных ресурсов в пользу наиболее эффективно и рационально хозяйствующих субъектов: дис. … канд.  экон. наук: 08.00.05 /  Государственный университет по землеустройству.  М., 2010.  184 с.

3. Можаров П.М.,  Феклистова И.С.,  Цыпкин Ю.А. Внедрение механизма экологоустойчивого управления земельными ресурсами предприятий АПК на региональном уровне  // Образование. Наука. Научные кадры.  2015.  № 2. С. 109-113.

4. Пакулина И.С., Пакулина А.С.  Направления реформирования системы социальной защиты населения и решение неотложных социальных проблем страны  // Materials of the X International scientific and practical conference [«Scientific horizons», 2014] (September 30 – October 7, 2014) on Economic science.  Vol. 2. Economic science.  Sheffield : Science and education LTD, 2014.  S. 84-86.

5. Пакулина И.С. Стратегия эффективного хозяйствования и землепользования аграрных предприятий региона: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 /  Государственный университет по землеустройству. М., 2010. 252 с.

6. Феклистова И.С. Государственное управление социальным комплексом региона в условиях международной интеграции: учебник / Рекомендовано Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для обучающихся по программам высшего образования направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «магистр».   Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015.  260 с.

7. Цыпкин Ю.А.,  Феклистова И.С.,  Губарев Е.В. Определение эффективности системы управления земельными ресурсами сельскохозяйственных предприятий на территориальном уровне  // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.  2015.  № 9.  С. 42-50.

8. Цыпкин Ю.А., Пакулина  И.С. Оценка эффективности стратегии развития муниципальных образований региона  // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.  2012.  № 7 (91).  С. 56-61.

9. Чередилов А. А.,  Пакулина И.С.,  Цыпкин Ю.А. Динамика и приоритеты развития села в Кировской области // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 10.  С. 115-117.

tsypkin@valnet.ru