Прямая и косвенная господдержка молочного производства в Германии

УДК 637.1
Флориан Амерсдорффер,
Александр Дягилев,
руководители кооперационного проекта Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии «Германо-Российский аграрно-политический диалог»

Статья знакомит с аграрной политикой и федеральными программами господдержки в федеральной системе Германии и их интеграцией в аграрную политику Европейского Союза. Объясняется структура, содержание программ господдержки на федеральном и региональном уровнях, а также цели аграрной политики и связанные с ними требования к сельхозпредприятиям. Представлены примеры мер господдержки из федерально-региональной программы Германии «Улучшение структуры сельского хозяйства и охрана побережья (GAK)» по увеличению конкурентоспособности и компенсации упущенной выгоды производителей молока. 

S u m m a r y

This paper gives insights to agricultural support policies in the federal system of Germany in the context of the agricultural policy of the European Union. The structure and design of federal and national programms as well as the objectives of agricultural policy and the requirements for the receiving farms are explained. Selected measures of the «Joint task program of the Federal government and the states for the improvement of the agrarian structure and the coastal protection (GAK)» for improvement of competitivness in markets and for compensation of income losses of dairy producers are shown as examples.

Ключевые слова: аграрная политика в Федеративной Республике Германия, аграрная политика в Европейском Союзе, стимулирование сбыта в молочном секторе, программы господдержки скотоводства в Германии и условия участия в них для предприятий.

Keywords: agricultural policy in Federal Germany, agricultural policy of the European Union, promotion of sales in dairy sector, support programms for cattle farming in Germany and requirements for farms.

Молочный сектор имеет для Европейского Союза большое значение с различных точек зрения. Молоко производится во всех государствах-участниках ЕС и составляет здесь большую долю от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. Для некоторых государств-участников молочное производство – основная подотрасль сельского хозяйства. Общий объем производства молока во всех 27 государствах-участниках ЕС составляет ежегодно около 152 млн т (данные 2011 г.).

Германия, доля которой более 20%, наряду с Францией, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Нидерландами, Италией и Польшей является самым крупным производителем молока в ЕС. Вместе на эти страны приходится более 70% объема производства молока в ЕС [1].

Для поддержки молочной промышленности в ЕС имеется ряд политических инструментов:

  • ограничение производства (регулирование молочных квот);
  • государственные рыночные интервенции и частное хранение;
  • установленные положения/предписания по реализации;
  • молочный пакет (регулирует, кроме всего прочего, договорные отношения в молочном секторе) [2];
  • торговля с третьими странами (положения об импорте, экспортные субсидии);
  • положения о государственных субсидиях.

Остановимся более подробно на последнем названном подпункте, и на примере Германии рассмотрим ряд программ по прямой и косвенной поддержке молочных товаропроизводителей.

Каждое государство-участник ЕС, в том числе и Германия, реализует в 7-летних периодах (предыдущий период – 2007-2013 гг.) свою политику по развитию сельских территорий с помощью программ по сельскому развитию. Государство-участник может выбрать либо единую программу для всей его территории, либо дифференцировать ее в рамках нескольких региональных программ. Таким образом, каждая страна разрабатывает, на основе стратегических направляющих директив ЕС, свой собственный национальный стратегический план по развитию сельских территорий, который учитывает специфические обстоятельства и потребности данной страны.

На основании своей федеральной структуры Федеративная Республика Германия осуществляет политику сельского развития в рамках программ по развитию сельских территорий, которые закреплены на региональном уровне отдельных федеральных земель (субъектов Федерации). Для этого, на основании Национального стратегического плана по развитию сельских территорий [3], были разработаны 14 региональных программ (примечание: Нижняя Саксония / Бремен и Берлин / Бранденбург объединены в общие программы). Эти программы координируются Федеральным министерством продовольствия и сельского хозяйства Германии.

Германия реализует меры господдержки всегда в виде рамочного регулирования (на основе Рамочного плана федерально-регионального общего задания «Улучшение структуры сельского хозяйства и охрана побережья» – GAK [4]), которые могут осуществляться федеральными землями (субъектами Федерации) в их программах [5].

Это означает, что в пределах рамочных условий GAK федеральные земли обладают полномочиями по созданию дополняющих или ограничивающих условий получения господдержки. Для отдельно взятого сельхозтоваропроизводителя (получателя господдержки), определяющими являются исключительно специфические условия господдержки его федеральной земли.

Если несвязанная господдержка и расходы на регулирование общих рынков финансируются из 1-й колонны (направления) Единой аграрной политики (то есть ЕС оплачивает 100%), то меры поддержки из 2-й колонны (к ним будут относиться все в последующем представленные программы господдержки) финансируются ЕС только частично. В Германии они финансируются как федеральным бюджетом, так и софинансированием федеральных земель, некоторые программы – только регионами (федеральные земли, а также районы и муниципалитеты).

Постановлением Конференции министров сельского хозяйства федеральных земель от 4 ноября 2013 г. по реализации Единой аграрной политики было достигнуто соглашение по распределению средств федеральным землям из Фонда развития сельских территорий (ELER). Согласно этому Постановлению распределение в новом периоде господдержки (2014-2020 гг.) осуществляется по действующим коэффициентам предыдущего периода господдержки (2007-2013 гг.) с учетом размера площадей в 2020 г.: доля сельскохозяйственных угодий каждой федеральной земли учитывается в последний год (2020 г.) нового периода господдержки фактором в 10%.

С 2020 г. старые коэффициенты распределения федеральных средств заканчивают срок своего действия и будут заменены новыми. Как уже говорилось выше, уже с 2020 г. 10% средств из Фонда развития сельских территорий (ELER) будут распределяться не по историческому коэффициенту, а с учетом величины площади сельскохозяйственных угодий федеральных земель, что позволит выравнить различия между федеральными землями. Именно с этим связано решение о прекращении распределения федеральных средств по историческому принципу с завершением нового периода господдержки (табл. 1).

Таблица 1

Коэффициенты распределения федеральных финансовых средств по землям (субъектам Федерации) в рамках федерально-регионального общего задания «Улучшение структуры сельского хозяйства и охрана побережья» – GAK [6]

Федеральная земля

Процент

Баден-Вюртемберг

9,786

Бавария

18,403

Берлин

0,090

Бранденбург

8,461

Бремен

0,305

Гамбург

1,063

Гессен

4,514

Мекленбург-Передняя Померания

7,746

Нижняя Саксония

14,420

Северный Рейн-Вестфалия

6,572

Рейнланд-Пфальц

5,258

Саар

0,664

Саксония

5,604

Саксония-Ангальт

5,795

Шлезвиг-Гольштейн

6,015

Тюрингия

5,304

Программа по школьному молоку

Господдержка реализации молока и молочных продуктов в школы и прочие учебные заведения осуществляется в рамках Европейской программы реализации школьного молока из средств Европейского фонда ориентации и гарантий для сельского хозяйства (EGFL).

Нормативно-правовая база для этого следующая:

  • регламент Европейского Союза (ЕС) № 1234/2007 Совета от 22 октября 2007 г. об общей организации рынка молока и молочных продуктов [7];
  • регламент Европейского Союза (ЕС) № 657/2008 Комиссии от 10.07.2008 г. [8];
  • регламент по школьной поддержке от 8 ноября 1985 г., с последней поправкой в ст. 25 данного регламента от 13 декабря 2011 г. [9].

Целями программы школьного молока [10] являются:

  • содействие увеличению потребления молока (здорового, богатого минеральными веществами и витаминами) школьниками;
  • вклад в здоровое питание школьников;
  • борьба с излишним весом;
  • обучение правильному питанию.

ЕС поддерживает данную программу ежегодно в размере 70 млн евро. Германия получила из этой суммы в 2012 г. около 5,6 млн евро.

В рамках программы по школьному молоку могут быть включены продукты, указанные в таблице 2.

Таблица 2

Показатели программы по школьному молоку

Категория

Размер субсидии

Вид продукции

I

18,15 €/100 кг

— молоко, прошедшее тепловую обработку;

— молоко, прошедшее тепловую обработку, с шоколадом или фруктовым соком или ароматизированное молоко с удельной долей молока > 90% и < 7% сахара или меда;

— ферментированные молочные продукты, также с фруктовым соком, также ароматизированные с удельной долей молока > 90% и < 7% сахара или меда

II

16,34 €/100 кг

— ферментированные и не ферментированные молочные продукты, также ароматизированные, с фруктами, с удельной долей молока > 75% и < 7% сахара или меда

III

54,45 €/100 кг

— творожный сыр и плавленый сыр с < 10% компонентами немолочного происхождения

IV

163,14 €/100 кг

— сыр грана-паданский и пармезан – реджанский сыр

V

138,85 €/100 кг

— сыр, не попадающий под категории III и IV, с >10% компонентами немолочного происхождения

Источник: Регламент ЕС VO (EG) 657/2008 приложение I и II

В Германии на одного ученика в школьный день по данной программе предусмотрено 250 мл цельного молока. Цены за порцию колеблются от 20 евроцентов разливного свежего молока до 50 евроцентов за молочные смешанные напитки в картонной или многоразовой упаковке. Продукция «Био» стоит на 10 евроцентов дороже.

Получателями молочных продуктов являются:

  • дети в детских садах и подобных признанных дошкольных учреждениях;
  • школьники начальных школ, средних школ и гимназий;
  • учащиеся школ углубленного обучения;
  • школьники профтехучилищ;
  • дети с физическими недостатками из детских домов;
  • ученики во время их пребывания в учебные дни в выездных корпусах в сельской местности, принадлежащих их городской школе.

Субсидия за школьное молоко выплачивается в Германии не детям (школьникам), а поставщикам (молочным заводам, предприятиям торговли, производителям), продающим напрямую или вышеназваным учреждениям или их учредителям, которые снижают цену реализации на величину полученной субсидии.

Эти организации берут на себя доставку школьного молока в детские заведения и подают заявку на получение субсидии в уполномоченное учреждение. В отдельных федеральных землях это происходит по своему. По законодательству ЕС им требуется аккредитация на региональном уровне (федеральной земли) по упрощенной процедуре. Конкретную реализацию программы по школьному молоку берут на себя федеральные земли. Предоставлением информации по наличию свободных средств на субсидии, процедуре подачи заявки и ассортименту предлагаемой в рамках данной программы продукции занимаются уполномоченные ведомства [11] федеральных земель.

Рамочный план федерально-регионального общего задания «Улучшение структуры сельского хозяйства и охрана побережья» по господдержке

Рамочный план «Улучшение структуры сельского хозяйства и охрана побережья» был учрежден как общее задание путем закрепления в ст. 91a Конституции [12] в 1969 г. Принимая во внимание процедуру господдержки, его реализация входит в компетентность федеральных земель (регионов), участвующих в планировании и создании правовой базы (закон о GAK [4]).

Во исполнение этого общего задания на 4-летний период устанавливается рамочный план, который ежегодно конкретизируется. Этот план содержит так называемые основные принципы господдержки, из которых вытекают более конкретные данные по целям господдержки, предпосылкам на ее получение, ее виду и величине. Федеральные земли, которые хотят предлагать господдержку по программе GAK, могут издавать для последующей реализации региональные директивы по программам господдержки, привязанные по содержанию к вышеназванным ее основным принципам. За федеральными землями остается право отказаться от реализации определенных направлений господдержки для концентрации финансирования по ими избранным региональным приоритетам.

Постановка цели:

  • повышение конкурентоспособности;
  • организация эффективного производства при бережном отношении к окружающей среде;
  • реализация сельскохозяйственной продукции;
  • проведение мероприятий по защите от наводнений, а также мероприятий в общественных интересах в сельской местности.

Господдержка выделяется на условиях софинансирования: 60% – из федерального бюджета и 40% – из регионального. Для ряда мероприятий ЕС осуществляет частичное финансирование.

К программам господдержки, напрямую или косвенно касающихся производителей молока, относятся большей частью следующие:

  • господдержка отдельных предприятий (Программа господдержки аграрных инвестиций – AFP);
  • частичное возмещение затрат за консультирование;
  • улучшение рыночной инфраструктуры;
  • землепользование с учетом рыночных и региональных особенностей.

Программа господдержки аграрных инвестиций – AFP [5, с. 22]

В большей степени господдержка по этой программе распространяется на сельскохозяйственные предприятия, хозяйственная деятельность которых заключается в получении растительной или животноводческой продукции путем землепользования или связанным с землепользованием животноводством. Выручка с продаж от первичного сельхозпроизводства должна составлять не менее 25%.

Господдержка должна способствовать укреплению конкурентоспособности сельхозпредприятий за счет:

  • улучшения условия производства и труда;
  • рационализации и снижения производственных затрат;
  • увеличения доходности предприятия за счет реализации продукции напрямую конечному потребителю или повышения качества продукции при условиях содержаниях животных, соответствующих их физиологическим требованиям.

Сумма инвестиции, соответствующая условиям субсидирования, должна составлять минимум 20 тыс. евро и максимум 2,0 млн евро. Этот верхний лимит может быть достигнут только один раз за весь период господдержки.

Субсидируются инвестиции в хозяйственные объекты длительного пользования в животноводстве. При этом различают обычное субсидирование (компенсация 25% объема инвестиции) и расширенное (за введение технологий по содержанию животных, особенно отвечающих их физиологическим требованиям). Во втором случае величина субсидии может доходить до 35% объема инвестиции. Для этого имеется каталог по субсидиям с соответствующими требованиями по комфортным условиям содержания для всех видов животных.

Специально для дойных коров, ремонтного молодняка и телят они выглядят следующим образом:

  1. Основное требование:

-конструкция ферм должна предусматривать наличие 5%-й проницаемой для дневного света поверхности в расчете от основной площади фермы.

  1. Требования к фермам беспривязного содержания для дойных коров и ремонтного молодняка:

  • под субсидию попадают фермы с индивидуальными боксами- стойлами или групповыми боксами (на глубокой подстилке или длительной подстилке);
  • для каждого животного предусматривается одно место на кормовом столе, ширина которого достаточна, чтобы все животные могли одновременно есть. При раздаче кормов с запасом допустимо соотношение количества животных и кормомест 1,2:1;
  • площадь для лежания без щелей должна быть рассчитана таким образом, чтобы все животные одновременно могли лежать;
  • используемая площадь фермы должна составлять минимум 5 м² на одну условную голову КРС;
  • проходы должны быть достаточной ширины, чтобы животные могли расходиться без стресса;
  • в случае оборудования фермы индивидуальными боксами для каждого животного должен быть один бокс;
  • места для лежания должны быть покрыты достаточным количеством сухой подстилки или другим комфортным материалом (маты проверенного и сертифицированного качества).
  1. Требования к содержанию телят:

  • конструкция фермы должна позволять групповое содержание телят с 5-й недели жизни;
  • площадь для лежания должна быть рассчитана таким образом, чтобы все животные одной группы одновременно могли лежать;
  • место для лежания должно быть покрыто достаточным количеством сухой подстилки;

-конструкция телятника должна предусматривать или свободный доступ в вегетационный период на выгульную площадку с доступом к поилке или содержание телят в открытой ферме (включая телячьи домики).

Частичное возмещение затрат за консультирование [5, с. 30]

До декабря 2013 г. сельхозпредприятиям предлагалась программа господдержки индивидуального консультирования в привязке к информационной системе менеджмента. Субсидирование в размере 80% (максимум 1500 евро в год на период 5 лет) на затраты на консультирование в комплексе с использованием информационных систем менеджмента, которые вносят вклад в улучшение:

  • качества продукции и процессов;
  • отслеживаемости предыдущих этапов/событий (включая маркировку) производства;
  • защиты животных и их здоровья;
  • аспектов защиты окружающей среды всего производства;
  • безопасности на рабочем месте;
  • эффективного применения соответствующих новых правовых норм.

Под эти критерии подходит, прежде всего, консультирование по соблюдению Свода требований Cross Compliance: предпосылок получения несвязанной погектарной поддержки. Поддержка консультирования способствует улучшению менеджмента предприятий в сельском хозяйстве.

Индивидуальное консультирование предприятий с привлечением внедрения систематизированной документации и анализа данных, позволяет ускорить и облегчить постоянную оптимизацию всех производственных процессов на сельскохозяйственных предприятиях.

Документация в животноводстве должна по крайней мере включать:

  • ведение реестров поголовья;
  • документацию закупки кормов, ведение протоколов при смешивании собственных и покупных кормов;
  • документацию расхода кормов;
  • документацию ветеринарных обработок;
  • документацию соблюдения действующих предписаний по содержанию и защите животных.

До декабря 2013 г. также действовала программа поддержки индивидуального консультирования предприятий по вопросам изменения климата, альтернативной энергетики, водному хозяйству, биоразнообразию, а также сопровождения мероприятий по реструктуризации молочного сектора.

Производители молока могли подавать заявку на возмещение части затрат на консультирование по следующим вопросам:

  • улучшение структур по производству и сбыту, если это касалось аграрных инвестиций и инвестиций в диверсификацию;
  • устойчивое землепользование (например, экстенсивное использование луговых угодий, технологии по бережному отношению к окружающей среде и животным);
  • сохранение генетических ресурсов в сельском хозяйстве.

Размер субсидии такой же, как в выше названной программе.

Основные принципы по улучшению рыночной инфраструктуры 

[5, с. 34]

По этой программе могут получать субсидии признанные, аккредитованные объединения производителей и их ассоциации. К ним, например, относятся объединения производителей молока для совместной его реализации. Первые 5 лет после создания они получают стартовую поддержку. В качестве первичных инвестиций выплачиваются инвестиционные субсидии в первые 7 лет с момента признания/аккредитации данного объединения.

Основой для господдержки служит директива об улучшении рыночной инфраструктуры – переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, целью является создание предпосылок для обеспечения сбыта или получения преимуществ при реализации на уровне товаропроизводителей.

Субсидии выделяются на:

  • основание и деятельность объединений производителей и их сообществ;
  • инвестиции в здания и сооружения, служащие переработке или реализации сельскохозяйственной продукции;
  • разработку концепций по маркетингу.

Господдержка осуществляется как проектное субсидирование и предоставляется в форме компенсации.

На подачу заявки имеют право объединения производителей и их сообщества, предприятия переработки и торговли сельскохозяйственной продукцией, но имеются ограничения по торговому обороту компаний и количеству работающих.

Основные принципы господдержки землепользования с учетом рыночных и региональных особенностей [5, с. 44]

В этой программе объединены 5 подпрограмм. Для производителей молока из них могут быть интересны следующие:

  • субсидирование экстенсивных производственных технологий в полеводстве или многолетних культурах;
  • субсидирование экстенсивного использования лугов;
  • субсидирование технологий по бережному отношению к окружающей среде и животным.

Аграрные меры по защите окружающей среды применяются на добровольной основе в дополнение к обязательным требованиям Cross Compliance и национальным правовым предписаниям, например, эти специфические экологические ограничения на сельскохозяйственных угодьях компенсируются из бюджета этих программ. Эти ассигнования служат для покрытия дополнительных затрат и упущенной выгоды вследствие взятых обязательств по аграрным мерам защиты окружающей среды. Поддержка предоставляется всегда на период 5 лет из средств федеральной земли и ЕС.

Субсидирование экстенсивных производственных технологий в полеводстве или многолетних культурах. Целью предоставления поддержки является внедрение и сохранение экстенсивных производственных технологий в полеводстве или многолетних культурах, а также осуществление мероприятий по экстенсивному уходу за участками/полосками с цветущими растениями для устойчивого улучшения природных и экономических условий производства, которые находятся в гармонии с требованиями защиты окружающей среды и сохранения естественного жизненного пространства.

Содержание поддержки:

  • диверсификация структуры посевных площадей (ежегодно минимум 5 различных основных культур на пашне, сюда же относится соблюдение минимальной площади под бобовыми культурами), величина субсидии 75 евро/га;
  • возделывание промежуточных или подпокровных культур на пашне или подсевы в многолетних культурах, величина субсидии 70 евро/га;
  • мульчирующий или прямой посев или технологии с мульчей на пашне, величина субсидии 55 евро/га;
  • внесение жидких органических удобрений на пашню и луга по особым природоохранным технологиям, величина субсидии 30 евро/га площади внесения.

Субсидирование экстенсивного использования лугов. Целью предоставления поддержки является внедрение и сохранение экстенсивных технологий на лугах для устойчивого улучшения природных и экономических условий производства, которые находятся в гармонии с требованиями защиты окружающей среды и сохранения естественного жизненного пространства.

Содержание поддержки:

  • внедрение и сохранение экстенсивных технологий на лугах (максимум 1,4 усл. гол. КРС/га), величина субсидии 120 евро/га;
  • перевод пашни в экстенсивно используемые луга, величина субсидии 320 евро/га на 1 га бывшей пашни;
  • экстенсивное ведение избранных участков лугов, величина субсидии 150 евро/га;
  • для сокращения применения средств защиты растений и минеральных удобрений или определенных технологий по луговому выгульному содержанию, величина субсидии 220 евро/га.

Субсидирование технологий по бережному отношению к окружающей среде и животным. Целью предоставления поддержки является компенсация упущенной выгоды, связанной с дополнительными затратами на меры по бережному отношению к окружающей среде и животным. Эти мероприятия служат устойчивому приведению в соответствие производственных структур к возрастающим требованиям ввиду экстенсивного аграрного производства, сохранению природных основ для производства и защиты животных.

Содержание поддержки:

  • летнее содержание на пастбище дойных коров, ремонтного молодняка или КРС на откорме, величина субсидии 50 евро/ усл. гол. КРС;
  • содержание дойных коров, ремонтного молодняка на фермах с беспривязным содержанием с устойчивым покрытием или частично перфорированным половым покрытием и с выгулом на пастбище, величина субсидии 88 евро/ усл. гол. коров, 61 евро/ усл. гол. ремонтного молодняка, 94 евро/ усл. гол. КРС на откорме;
  • содержание дойных коров, ремонтного молодняка на фермах с беспривязным содержанием с устойчивым покрытием или частично перфорированным половым покрытием, а также на соломенной подстилке, величина субсидии 37 евро/ усл. гол. коров, 36 евро/ усл. гол. ремонтного молодняка, 167 евро/ усл. гол. КРС на откорме;
  • содержание дойных коров, ремонтного молодняка на фермах с беспривязным содержанием с устойчивым покрытием или частично перфорированным половым покрытием с выгульными площадками, а также на соломенной подстилке, величина субсидии 54 евро/ усл. гол. коров, 53 евро/ усл. гол. ремонтного молодняка, 183 евро/ усл. гол. КРС на откорме.

Также возможно комбинировать эти меры между собой.

Величина субсидирования всегда рассчитывается исходя из среднегодового поголовья.

Предпосылками для подачи заявки на эти субсидии является соблюдение следующих критериев:

  • наличие 5%-й проницаемой для дневного света поверхности в расчете от основной площади фермы;
  • используемая площадь фермы должна составлять минимум 5 м² на одну корову;
  • используемая площадь фермы для ремонтного молодняка и КРС на откорме 3,5 м²/животное (до 8 месяцев) и минимум 4,5 м²/животное (с 9 месяцев);
  • соотношение количества животных и кормомест 1,2:1;
  • боксы с сухой подстилкой или оснащены матами;
  • площадь выгульных площадок для дойных коров минимум 3,0 м² на одну корову.

Обобщение

Для увеличения конкурентоспособности и компенсации упущенной выгоды производителей молока имеется ряд мер господдержки. Они обобщенно представлены, наряду с другими мерами, в Рамочном плане федерально-регионального общего задания «Улучшение структуры сельского хозяйства и охрана побережья».

Рамочное планирование осуществляется на федеральном уровне плановым комитетом из представителей федерального и земельных правительств, куда входят федеральные министры сельского хозяйства и финансов, а также по министру от каждой федеральной земли. Реализация рамочного плана всегда является задачей земель. Отдельные федеральные земли решают для себя, какие программы господдержки они реализуют, а какие нет. По этой причине не все программы господдержки, представленные в каталоге, применяются на уровне федеральных земель. Кроме того, земли могут в определенной мере принимать решение о величине ставок поддержки, которые этими землями должны финансироваться. Поэтому величина поддержки в отдельных федеральных землях отличается.

Литература

1. http://ec.europa.eu/agriculture/milk/index_de.htm

2. http://ec.europa.eu/agriculture/milk/milk-package/index_de.htm

3. Nationaler Strategieplan der Bundesrepublik Deutschland für die Entwicklung ländlicher Räume für den Zeitraum 2007-2013. URL: http://www.bmelv.de/cln_181/SharedDocs/Downloads/Landwirtschaft/LaendlicheRaeume/Strategiepapier.pdf? _blob=publicationFile

4. Gesetz über die Gemeinschaftsaufgabe «Verbesserung der Agrarstruktur und des Küstenschutzes» (GAK-Gesetz -GAKG. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/agrstruktg/gesamt.pdf

5. Rahmenplan der Gemeinschaftsaufgabe «Verbesserung der Agrarstruktur und des Küstenschutzes» für den Zeitraum 2013-2016. URL: http://berichte.bmelv-statistik.de/GAB-0002000-2013.pdf

6.Agrarsozialpolitik/GAK/_Texte/Erlaeuterungen.html;jsessionid=31A3EC25ACACDD1EDC96B9CEA5C4383C.2_cid296#doc376682bodyText3. URL: http://www.bmel.de/DE/Landwirtschaft/Foerderung-

7. Verordnung (EG) Nr. 1234/2007. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2007:299:0001:0149:DE:PDF

8. Verordnung (EG) Nr. 657/2008 DER KOMMISSION. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:183:0017:0026:DE:PDF

9. Verordnung über die Gewährung von Beihilfen für Schulmilch (Schulmilch-Beihilfen-Verordnung). URL: http://www.gesetze-im-internet.de/schulmbhv_1985/BJNR020990985.html

10. http://www.schulmilch-fuer-alle.de/public/Schulmilchverordnung.pdf

11. Zuständige Behörden. URL: http://www.schulmilch-fuer-alle.de/index.php?id=510

12. Art. 91a Grundgesetz der Bundesrepublik Deutschland. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/art_91a.html

alexandr.djagilev@agrardialog.ru