Поддерка продвижения сельскохозяйственной продукции в ЕС

image_pdfimage_print

УДК 338.43.02 (4)
Андрей Корольков,
кандидат экономических наук, доцент,
Виктория Коловоротная,
студентка магистратуры,
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени
К.А. Тимирязева

Проведен анализ направлений и форм поддержки продвижения сельскохозяйственной продукции в Европейском союзе.

S u m m a r y 

The paper considers the trends and forms of support for the promotion of agricultural products in the European Union.

Ключевые слова:  продвижение сельскохозяйственной продукции, ЕС, ВТО, государственная поддержка, «зеленая корзина». 

Keywords: promotion of agricultural products, EU, WTO, domestic support, «green box».

Европейская комиссия ежегодно выделяет 45-50 млн евро на финансовую поддержку европейских кампаний в сфере продвижения сельскохозяйственной продукции и информирования потребителей. В период 2000-2013 гг. поддержку ЕС получили около 600 программ продвижения.

29 апреля 2014 г. Европейская комиссия одобрила 20 программ содействия продвижению сельскохозяйственной продукции в ЕС и в третьих странах (общий бюджет  –  46,5  млн  евро, из которых  23,3 млн евро – вклад ЕС), а  30 октября 2014 г. – 27 программ (общий бюджет – 77,4 млн евро, из которых 39 млн евро – вклад ЕС) [1, 2].

Примерно три четверти этих средств ежегодно направлялись на поддержку продвижения сельскохозяйственной продукции на внутренних рынках, остальное  –  на рынках третьих стран. Что касается видов продукции и секторов поддержки, то в период  2002-2010 гг. на шесть из них приходилось 78% расходов ЕС. Это фрукты и овощи (26%), молоко и молочные продукты (15%), мясо (11%), европейские схемы качества (9%), вино (8%), а также органические продукты (8%). В разрезе стран 56% расходов пришлось на пять стран:  Италию (19%), Францию (14%), Испанию (8%), Германию (8%) и Грецию (7%). 16% средств было выделено на мультинациональные программы [3].

Таблица 1  

Финансирование программ по продвижению сельскохозяйственной продукции в ЕС (2009-2013 гг.)

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество программ

39

26

60

34

44

Бюджет, млн евро

120,2

82,4

169,3

124,6

141,9

Софинансируемая часть, млн евро

56,9

41,2

84,7

63,1

71,0

Составлено по [4].

Поддержка продвижения сельскохозяйственной продукции (табл. 1) является частью Единой аграрной политики и финансируется в рамках Европейского сельскохозяйственного фонда гарантирования. В 2008 г. было принято специальное Постановление о введении в действие Схемы поддержки продвижения сельскохозяйственной продукции. Основной целью Схемы является поддержка и дополнение инициатив государств-членов посредством использования информационных и других мер продвижения продукции, направленных на привлечения внимания потребителей к особенностям и преимуществам продуктов, произведенных фермерами ЕС. Например, таких как качество и безопасность пищевых продуктов, конкретные методы производства, питательная ценность, полезность для здоровья, маркировка, высокие стандарты благополучия животных [3].

Деятельность по продвижению может включать  рекламные кампании в прессе, на телевидении, радио или в Интернете, организацию акций в точках продаж, участие в выставках и ярмарках, а также другие мероприятия. При этом кампания по продвижению может быть реализована как внутри ЕС, так и за его пределами с целью открытия новых рынков для европейских фермеров.

Тип продукта или продукта питания, продвижению которого может способствовать ЕС, варьируется в зависимости от того, где проходит кампания – внутри или за пределами ЕС.

Кампании, проходящие внутри ЕС, могут охватывать продвижение следующих продуктов: свежие фрукты и овощи; переработанные фрукты и овощи; лен-долгунец; живые растения и продукты декоративного садоводства; оливковое масло и столовые оливки; растительное масло; молоко и молочные продукты; свежее, охлажденное и замороженное мясо производства ЕС в соответствии с требованиями национальных систем качества; яйца для потребления человеком; мед и продукты пчеловодства; вина с защищенным наименованием или с защитой обозначенного происхождения или защищенного географического указания; вина с указанием сорта винограда; продукты, имеющие графический символ товаров из отдаленных регионов; продукты с защищенным наименованием по происхождению, или с защищенным географическим указанием, или знаком «традиционное качество гарантировано»; продукция органического земледелия; мясо птицы.

Кампании, проходящие за пределами ЕС, могут охватывать продвижение следующих продуктов: свежая, охлажденная и замороженная говядина, телятина и свинина, а также пищевые продукты, изготовленные на их основе; мясо птицы высокого качества; молочные продукты; оливковое масло и столовые оливки; вина с защищенным наименованием по происхождению или с защищенным географическим указанием;  вина с указанием сорта винограда; спиртные напитки с защищенным географическим указанием; свежие и переработанные фрукты и овощи; продукты переработки зерновых и риса; лен-долгунец; живые растения и продукты декоративного садоводства; продукты с защищенным наименованием по происхождению, или с защищенным географическим указанием, или знаком «традиционное качество гарантировано»; продукция органического земледелия.

При этом продукция не может продвигаться на основе ее происхождения, если только она не подпадает под определение продукции с защищенным наименованием по происхождению, или продукции с защищенным географическим указанием, или продукции со знаком «традиционное качество гарантировано». Продвижение должно иметь универсальный характер и обращать внимание потребителей на качественные характеристики продуктов.

Мероприятия могут охватывать работу по связям с общественностью, рекламу и продвижение сайтов, а также информационные мероприятия. Они должны быть представлены в виде программы. Помощь, как правило, выделяется профессиональным организациям производителей, например ассоциациям, представляющим производителей конкретных видов сельскохозяйственной продукции, или ассоциациям содействия применения конкретных подходов к организации производства в сельском хозяйстве (органическое земледелие и т.п.), чьи программы победили на национальных конкурсах заявок.

Тип продукта или продукта питания, продвижению которого может способствовать ЕС, варьируется в зависимости от того, где проходит кампания – внутри или за пределами ЕС. При этом продукция не может быть продвинута в рамках кампаний поддержки, разработанных на основе преимущества ее происхождения, если продукция происходит из определенной области и не имеет обозначения «защищенное наименование по происхождению» или «защищенное географическое указание».

Финансирование ЕС может покрыть половину стоимости проведения кампании. Профессиональная организация-заявитель должна обеспечить не менее 20% стоимости кампании, при этом оставшуюся часть финансирования могут предоставить национальные власти. Вклад ЕС может быть увеличен до 60% в случае реализации мер, направленных на продвижение фруктов и овощей, предназначенные для детей, обучающихся в школах ЕС, а также тех мероприятий, которые касаются информации об ответственном употреблении алкоголя и вреде, связанным с его опасным употреблением.

Приоритетное внимание уделяется программам, предложенным организациями нескольких государств-членов, или предусматривающих мероприятия в нескольких государствах-членах или третьих странах. Предпочтительно, чтобы программы имели многолетний и достаточно широкий характер, чтобы оказать существенное влияние на целевые рынки.

Компетентные национальные органы должны объявлять тендеры на прием предложений в рамках рыночных секторов, за которые они отвечают. Эти тендеры должны включать, в частности, такую информацию, как приоритетные направления, рынки и виды поддержки, а также сроки представления предложений по программе и заявок на финансирование. Конкурс может объявляться как сразу по всем программам, так и по одной программе, а также по одному или нескольким рынкам, видам мер и т.д.

Использование Схемы поддержки продвижения сельскохозяйственной продукции с момента ее разработки оказалось недостаточно успешным. Во-первых, сказалась недостаточно эффективная организация дела. Национальные власти государств-членов 2 раза в год проводили предварительный отбор кампаний, затем их заявки передавались на рассмотрение Европейской комиссии, которая, в свою очередь, предварительно оценивала их, а затем выбирала проекты, которые будут финансироваться. Во-вторых, оказалась недостаточно высокой результативность Схемы. На внутреннем рынке об усилиях европейских фермеров по выпуску высококачественных, здоровых и безопасных продуктов узнало меньше половины европейских потребителей. В частности только 14% европейцев узнают логотипы продуктов PDO или PGI [3].

С 1 декабря 2015 г. вступают в силу новые правила, призванные сделать информационную и рекламную политику поддержки производителей сельскохозяйственной продукции более амбициозной и  эффективной. Цель реформы – открыть новые рынки для европейской сельскохозяйственной продукции как на внутреннем рынке, так и в третьих странах, а также увеличить осведомленность потребителей о качестве этой продукции. Общий бюджет на эти цели увеличен до 200 млн евро в год. Основные направления реформы следующие:

-создание комплексной европейской стратегии, которая должна привести к увеличению программ, ориентированных на третьи страны,  мультипрограмм, а также их адресности, и к повышению доли ЕС (до 60%);

-увеличение числа программ  и их финансовой поддержки. Объем ежегодной поддержки постепенно должен вырасти до 200 млн  евро к 2020 г.;

-увеличение количества и расширение прав бенефициаров программ;

-расширение ассортимента поддерживаемых продуктов. Ограничительный список продуктов будет отменен. Поддержка должна охватить все сельскохозяйственные продукты (кроме табака);

-упрощение административных процедур, в частности, упрощение управления совместными программами (взаимодействие участников программы будет проходить через уполномоченных лиц в ЕК), а также введение вместо процедуры двухэтапного отбора одноэтапного;

-увеличение гибкости реакции на низкий уровень информированности потребителей о достоинствах европейской сельскохозяйственной продукции и, в частности, продукции, относящейся к европейской системе качества, подразумевающей при определенных условиях предоставление участникам программы возможности объявлять о происхождении продуктов и названия коммерческих брендов;

-обеспечение более эффективной оценки результатов политики продвижения продукции внутри и за пределами ЕС  [5].

Создание комплексной стратегии позволило более целенаправленно использовать меры продвижения сельскохозяйственной продукции и обеспечить осведомленность европейских и зарубежных потребителей о произведенной европейскими фермерами продукции. Теперь средства, выделяемые ЕC, могут покрыть 50%  всей стоимости кампаний. При этом доля ЕС увеличивается до 60% на программу, соответствующую, по меньшей мере, одному из следующих условий: программа представляет собой «мультипрограмму»; программа ориентирована одну или несколько третьих стран. Кроме того, она также увеличивается до 60%, если кампания содействует продвижению фруктов и овощей, предназначенных для школьников ЕС.

Поддержка продвижения сельскохозяйственной продукции имеет, среди прочих, один важный аспект. Это поддержка, которая относится к мерам «зеленой корзины» ВТО и может оказываться национальным товаропроизводителям со стороны государства практически неограниченно.

Данные по оценке поддержки общих услуг для сельского хозяйства в странах-членах ОЭСР в 1995-2012 гг. показывают, что произошло заметное увеличение доли этого направления поддержки товаропроизводителей. При этом наибольшее значение в 1995-2012 гг. имели услуги в сфере развития инфраструктуры сельских территорий, а также маркетинг и продвижение сельскохозяйственной продукции: доля двух указанных категорий неуклонно повышалась примерно с  62% в  1995-97 гг. до 82% в 2010-12 гг. [6].

За пятнадцатилетний период в России произошло заметное увеличение доли поддержки товаропроизводителей. При этом наименьшее значение в 1995-2012 гг. имели услуги в сфере науки и инновационного развития, а также участие общественных (в первую очередь, государственных) организаций в оказании услуг общего характера. Остальные направления имели примерно равные доли в объеме поддержки общих услуг для сельского хозяйства. Данные о структуре поддержки общих услуг в странах ОЭСР и России (табл. 2) показывают, что между ними есть существенные различия.

Таблица 2 

Структура поддержки общих услуг в странах ОЭСР и России

Показатели

Страны ОЭСР

Россия

1995-1997 гг.

2010-2012 гг.

1995-1997 гг.

2010-2012 гг.

Научные исследования и разработки

9,6

9,2

3,1

8,4

Сельскохозяйственное образование

2,6

3,0

8,8

18,7

Инспекция

2,8

2,5

7,8

17,6

Инфраструктура

28,2

37,7

15,4

16,5

Маркетинг и продвижение

35,5

44,6

1,3

19,5

Содержание госзапасов

15,9

5,7

0,0

1,6

Прочее

5,4

3,7

63,6

17,8

GSSE – всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Рассчитано по [6].

Увеличение поддержки развития инфраструктуры как следствие переноса центра внимания политиков с развития отрасли на развитие сельских территорий, а также поддержки маркетинга и продвижения сельскохозяйственной продукции как следствие усиления политики повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, характерно для всех развитых стран. Эта тенденция заслуживает особого внимания представителей государственных органов России, отвечающих за развитие сельского хозяйства и торговлю сельскохозяйственной продукцией.

Литература

  1. € 23 million EU support to promote agricultural products in the European Union and in third countries [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-493_en.htm
  2. € 39 million EU support for the promotion of agricultural products [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-1232_en.htm
  3. Evaluation of promotion and information actions for agricultural products [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://ec.europa.eu/agriculture/eval/reports/promotion/index_en.htm
  4. European Commission, Agriculture and Rural development [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://ec.europa.eu/agriculture/promotion/campaigns/index_en.htm
  5. Regulation (EU) No 1144/2014 of the European Parliament and of the Council of 22 October 2014 on information provision and promotion measures [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=OJ:JOL_2014_317_R_0004
  6. OECD Agricultural Policy Monitoring And Evaluation 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation-2013_agr_pol-2013-en

andfedkor@gmail.com