Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК 33

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10656

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES DURING THE PANDEMIC

Гапов Мурат Романович, заместитель Министра экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск

Хубиева Диана Казимовна, Президент Торгово-промышленной палаты Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск

Gapov Murat Romanovich

KHubieva Diana Kazimovna

Аннотация. В рамках настоящей статьи проведен анализ деятельности малого и среднего бизнеса в условиях пандемии. Распространение COVID-19 сопровождается стагнацией экономики, что, как правило, отрицательно отражается на субъектах малого и среднего предпринимательства. Ввиду чего особую актуальность приобретает целесообразность в анализе как состояния малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, так и эффективности принятых мер с целью поддержки предпринимательства. В результате настоящего исследования было определено, что новые меры поддержки со стороны государства позволили лишь амортизировать кризисные последствия для субъектов малого и среднего бизнеса, когда ключевым фактором восстановления экономической активности стало, прежде всего, снятие ранее установленных карантинных ограничений.

Summary: Within the limits of present clause the analysis of activity of small and average business in conditions пандемии is lead. Distribution COVID-19 is accompanied by stagnation of economy, that, as a rule, is negatively reflected in subjects of small and average business. In view of what a special urgency the expediency in the analysis as gets conditions of small and average business in conditions пандемии, and efficiency of the accepted measures with the purpose of support of business. As a result of the present research it has been certain, that new measures of support from the state have allowed to amortize only crisis consequences for subjects of small and average business when the key factor of restoration of economic activity became, first of all, removal before the established quarantine restrictions.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, льготное кредитование.

Keywords: пандемия, COVID-19, small and average business, the state support, preferential crediting.

Актуальность темы, затронутой в рамках настоящей статьи, обусловлена тем, что вспышка заболеваний Covid-19 привела к довольно серьезным изменениям во всех сферах жизни современного общества. В значительной степени эпидемиологический кризис 2020 года нанес серьезный ущерб главным сферам народного хозяйства, и, прежде всего, экономике России. Мы можем наблюдать изменение приоритетов развития, а именно, ориентиры, нацеленные на достижение максимальных финансовых показателей, сменяются, как правило, на ориентиры, которые обеспечивают поддержку экономической стабильности. Все это непосредственно связано с осуществлением в последнее время ограничительных мер, нацеленных на борьбу с пандемией COVID-19 и предотвращением ее дальнейшего распространения, что сопровождается массовым закрытием организаций и сокращением производства товаров, ростом безработицы и падением спроса на товары и услуги. Перечисленные тенденции безусловно привели к значительным убыткам для компаний на всей территории нашего государства. Тем самым, распространение COVID-19 стало своего рода вызовом для властей, при этом, меры по противодействию заболеванию образовали серьезные проблемы, прежде всего, у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Введенные карантинные меры, как правило, затронули сферы бытовых рыночных услуг, как общественного питания и розничной торговли непродовольственными товарами, внутреннего и иностранного туризма, гостиничного хозяйства, городского и межгородского пассажирского транспорта. В меньшей степени, ограничения коснулись отраслей реального сектора экономики. Ввиду чего на федеральном уровне были приняты отдельные меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [1, с. 48].

Необходимо отметить, что, как правило, субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляют свою деятельность, прежде всего, в сферах торговли и предоставления услуг населению. Указанные сферы в настоящий момент имеют довольно низкую как инновационную, так и инвестиционную активности вследствие достаточно высокой неопределенности среды. Такое обстоятельство, а также высокая сложность процедур государственного урегулирования, административное давление, а также высокая степень финансовой нагрузки, привели к определенному росту неформальной занятости в сфере малого и среднего бизнеса. При этом, рост процентных ставок и риск ликвидности еще более усугубили ситуацию, иными словами,  повысилась себестоимость выпускаемой продукции, а, тем самым, снизилась рентабельность бизнеса.

Современная ситуация в условиях пандемии коронавируса безусловно нанесла достаточно серьезный удар абсолютно по всем сферам жизни общества, в том числе и по малому и среднему бизнесу. Вследствие того, что многие опасаются коронавируса, поменялись спрос и предложение в мировой экономике. При этом, приостановка производства в странах оказывает существенное влияние на снижение предложения, при этом уменьшаются производство и экономическая активность самих субъектов предпринимательской деятельности во всем мире. За рост предпринимательства в нашей стране несет ответственность Министерство экономического развития России. Данное ведомство определяет ключевые направления и количество средств, которое следует выделить на поддержку бизнеса. На уровне субъектов Федерации основными органами поддержки малого и среднего бизнеса служат различные департаменты либо же местные министерства, профилирующие на поддержке малого и среднего предпринимательства [3, с. 64].

Можно назвать следующие ключевые виды поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии COVID-19. Их можно разделить на две основные категории, а именно, финансовые и нефинансовые. Так, к финансовым видам поддержки поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 можно отнести, прежде всего:

– льготное кредитование. В настоящее время действуют различные фонды по поддержке отечественного бизнеса, каждый из которых самостоятельно устанавливает размер ставки и диктует свои условия. Как правило, ставки снижены для субъектов малого и среднего бизнеса, которые ведут свою деятельность в сфере инноваций, производства и социально-ориентированного предпринимательства. При этом, займы могут выдаваться с целью пополнения оборотного капитала предприятия, а также для приобретения основного. отметим, что наибольший объем займа составляет 3 млн рублей, с максимальным сроком выплаты до 3 лет;

  • оказание поручительских гарантий по банковским кредитам. В трудной ситуации, когда отечественный предприниматель не располагает суммой залога для получения кредита, он имеет право обратиться в гарантийный фонд. В процессе заключения договора гарантийный фонд выступает поручителем предпринимателя, и будет соответственно нести материальную ответственность в случае, когда клиент сам не сможет выплатить задолженность по кредиту;
  • субсидирование части затрат. Эта мера зачастую оказывается производственным организациям с целью возмещения затрат по оплате лизинговых платежей, либо же процентов по кредитам, которые были взяты на строительство либо приобретение основных средств. Заявление о получении субсидии подается через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы либо почтой;
  • гранты. Могут выдаваться, прежде всего, инновационным организациям либо предпринимателям, только начавшим свою деятельность.

К нефинансовым видам поддержки малого и среднего бизнеса следует отнести:

разнообразные консультации по вопросам маркетинга, патентно-лицензионного сопровождения финансового планирования, а также ведения бизнеса и правового обеспечения предпринимательской деятельности в нашей стране;

  •  организация конференций, форумов на дистанционной основе для малого и среднего предпринимательства;
  • оказание помощи в выдвижении товаров на экспорт в условиях пандемии;
  • организация семинаров, тренингов на дистанционной основе;
  • проведение выставок для товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства [2, с. 125].

Тем не менее, несмотря на поддержку со стороны государства субъектов малого и среднего бизнеса, ограничительные меры, введенные на фоне пандемии COVID-19, оказали внушительное влияние на развитие предпринимательства, что в итоге привело к целому ряду негативным экономическим тенденциям. Такие негативные тенденции обусловлены, прежде всего, тем, что помимо уже имеющихся проблем, существенно ограничивающих развитие отечественного предпринимательства, появились совершенно новые, вызванные распространением COVID-19 [4, с. 243].

При этом, малый и средний бизнес оказался в ситуации, когда система поддержки предпринимательства стала весьма малоэффективной и не позволяет, тем самым, сохранить бизнесу его текущее состояние без каких-либо потерь. Ситуация осложняется еще также тем, что в настоящее время невозможно с точностью спрогнозировать и рассчитать все убытки компаний. Тем не менее, согласно данным Министерства экономического развития РФ можно констатировать тот факт, что в июне наблюдается восстановление экономической активности вследствие постепенного и последовательного снятия карантинных ограничений, вызванных распространением COVID-19, что весьма положительно отразилось на улучшение динамики валового внутреннего продукта, а именно, спад сократился до -6,4% г/г в сравнении с -10,7 1% г/г в мае и -12,0% г/г в апреле 2020 года [5].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что государство, общество и предпринимательство оказалось в весьма сложной ситуации. Невзирая на то, что государство создает все условия, которые безусловно помогают сохранить и поддержать субъекты малого и среднего бизнеса, эффективность предоставляемых мер весьма неоднозначна.

Список литературы

  1. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. С. 46-57.
  2. Крюкова И.В., Харитонова Н.А. Анализ государственной поддержки малого бизнеса до пандемии, дальнейшие перспективы // E-Scio. 2020. № 6 (45). С. 125-154.
  3. Кузьмина, В.Е. Поддержка бизнеса в Российской Федерации при помощи налогообложения в период пандемии / В.Е. Кузьмина, И.Е. Абрамова // Юридический форум: сборник статей II Международной научно-практической конференции, – 2020. – С. 62-64.
  4. Степанов Н.С. Почему не работают институциональные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии (коронавирусной инфекции) // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 243-247.
  5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru