Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 658.8.012.12

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19076

МАРКЕТИНГОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ОТРАСЛИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПЛОДОВО-ЯГОДНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

MARKETING STUDY ON THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY FOR THE PRODUCTION OF FRUIT PRODUCTION IN THE PERM REGION

Марченко Алексей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Marchenko A.V., alex100001@ yandex.ru

Аннотация: В статье представлена информация, характеризующая значение плодово-ягодной продукции, ее целевое применение в разрезе сегментов рынка и целевых групп потребителей. Представлена статистика площадей под плодово-ягодными культурами в Пермском крае и перечень культур производимых хозяйствами населения.  Представлена модель природно-экономического зонирования территории Пермского края по производству плодово-ягодной продукции с учетом рыночного потенциала. Разработан механизм логической последовательности обоснования бизнес-идеи создания отрасли по производству плодово-ягодной продукции. Оценены возможности и риски создания отрасли по средствам SWOT-анализа. Указаны основные направления и инструменты маркетинга, связанных с созданием и развитием отрасли на территории Пермского края.

Summary: The article presents information characterizing the importance of fruit and berry products, its intended use in the context of market segments and target groups of consumers. The statistics of areas under fruit and berry crops in the Perm region and the list of crops produced by households are presented. A model of natural and economic zoning of the Perm region for the production of fruit and berry products, taking into account the market potential. The mechanism of logical sequence of justification of business idea of creation of branch on production of fruit and berry production is developed. The possibilities and risks of creating the industry by means of SWOT analysis are evaluated. The main directions and marketing tools related to the creation and development of the industry in the Perm region.

Ключевые слова: маркетинг, плодово-ягодные культуры, отрасль, сегментация, зонирование, территория, бизнес-идея.

Keywords: marketing, fruit and berry crops, industry, segmentation, zoning, territory, business idea.

Пермский край в силу своих природно-климатических, социально-экономических, историко-этнографических и инфраструктурных особенностей, обладает рядом конкурентных преимуществ, связанных с возможностью эффективного производства плодово-ягодной продукции не только, для обеспечения потребностей местного населения, но и для внутреннего и внешнего экспорта.

Территория Пермского края находится на востоке Европейской равнины, а также в предгорьях Среднего и Северного Урала. Климатические условия позволяют производить широкий перечень районированных плодово-ягодных культуры, с высоким урожаем и потребительскими свойствами.

С начала девяностых годов двадцатого века, отрасль по производству плодовых культур и ягод в Пермском крае из-за недостаточной государственной поддержки, оттока населения из сельской местности, ценового диспаритета и низкой платежеспособности населения пришла в упадок.

Промышленное производство плодово-ягодной продукции, которое осуществлялось в ряде хозяйств в пригородной зоне прекратилось, также ушли и  мелкие товаропроизводители, в виду сложности с выходом на рынки с произведенной ими продукцией.

На начало 2018 года в Пермском крае плодово-ягодные насаждения занимали площадь 4989 га, из них 12 га в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а подавляющая площадь приходится на хозяйства населения — 4977 га.  В сельскохозяйственных организациях, статистикой не отражается ни одного гектара под посадками плодово-ягодных культур.

Вопросы, связанные с получением плодово-ягодной продукции местного производства в последнее время становятся более актуальными. Это связано с тем, что в последнее время, определенная часть населения, которая ранее занималась возделыванием садовых культур в садовых кооперативах, отказывается от данного трудоемкого занятия, но при этом, хотела бы видеть на прилавках плодово-ягодную продукцию  местного производства и готова за это платить.

Однако, рынок плодово-ягодной продукции сформирован таким образом, что на нем практически отсутствует продукция  местного производства.

Определенная часть населения воспринимает продукцию выращенную  в местных условиях, на своей земле, в своем климате, как наиболее полезную, нежели ту, которая привозится из других территорий, в том числе из стран ближнего зарубежья.

По сути, производством плодов и ягод занимаются только хозяйства населения, для обеспечения собственных потребностей в данной продукцией.

Известно, что население, осуществляет производство широкого перечня плодово-ягодных культур, как традиционных для климатических условий Пермского края, так и интродуцированные из других регионов, с более теплым климатом.

Как правило, возделываются плодовые культуры с коротким сроком созревания, адаптированные к неблагоприятным климатическим условиям, весенним и осенним заморозкам, продолжительным и морозным зимам. Как правило, плодовые культуры в промышленном производстве широко не использовались, за исключением некоторых сортов яблонь.

Размещение отраслей для производства плодово-ягодных культур экономически целесообразно размещать вблизи к крупным промышленным центрам, с развитой транспортной инфраструктурой, доступностью к рынкам сбыта.

Плодово-ягодная продукция имеет широкий перечень ценных свойств и используется потребителями, как в свежем, так и в переработанном виде.

Использование плодово-ягодного сырья осуществляется для  получения компотов, соков, варений, джемов.

Широкое применение получила продукция глубокой заморозки, особенно ягодных культур. Применяется продукция, как для кулинарных, так и для лечебных целей.

Так, при промышленных объемах производства ягод, из них могут быть произведены и алкогольные напитки под местными торговыми марками.

Сырье, полученное в процессе производства и переработки плодово-ягодной продукции, также может быть использовано в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.

Для того, чтобы деятельность, связанная с производством плодово-ягодной продукции была эффективной, необходимо, помимо крупных проектно-инвестиционных мероприятий, включающих в себя выбора участка, проведения комплекса культур-технических и других мелиоративных мероприятий, строительства объектов промышленной инфраструктуры и закладки насаждений, дать обоснование маркетинговым стратегиям и инструментам, посредствам которых будет развиваться данный вид бизнеса.

Рыночное обоснование бизнес-идеи с точки зрения маркетинга, можно сформулировать в виде четырех основополагающих вопросов, ответив на которые, формируется представление, на сколько реалистичной она является.    В случае, если на один из поставленных вопросов не имеется развернутого, аргументированного ответа, то требуется детальная проработка проблемной позиции, или необходимо накопление более актуальной бизнес-аналитики.

Обоснование позиций необходимо осуществлять с точки зрения системного подхода.

Для определения сильных, слабых сторон планируемого бизнеса, связанных с производством плодово-ягодной продукции, а также возможностей и рисков, связанных с его осуществлением, необходимо разработать матрицу SWOT-анализа.  Она позволит разработать базовые стратегии, связанных с поведением отрасли на рынке, обоснованием необходимых инструментов, связанных с привлечением разного вида инвестиций.

При разработке маркетингового механизма, связанного с созданием новой отрасли в Пермском крае, необходимо определиться, какие стратегии будут наиболее важными и первоочередными, при производстве и продвижении продукции.

Для обоснования данных стратегий, необходимо использовать такие инструменты как матрица Ансоффа, Портера. Они позволят выявить группы потребителей, для которых важен тот или иной ценностный параметр или их группа.

Важным и эффективно работающим инструментом, также является разработка стратегии позиционирования, которая позволяет принципиально выделить отличительные преимущества продукции, произведенной в Пермском крае, из местного сырья, по местным технологиям.

Немаловажную роль в создании положительного образа могут играть инструменты, включающие PR, работа СМИ, по продвижению бренда, прямой маркетинг, а также инструменты сторителлинга.

Литература

  1. Дергунова, М. И., Говорова М. С., Мельникова А. В., Мельникова В. Л. «Зеленый» маркетинг и его особенности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 72-74.
  2. Дугина,  Т. А., Калмыкова О. В., Калмыкова Е. В. Перспективы успешного развития садоводства на основе использования инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S 21. – С. 16–20.
  3. Загоруйко, И.Ю, Современное экономическое развитие производства продовольствия в Пермском крае/ И.Ю. Загоруйко, Д.А.Новокшонов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2. С. 268-273. (Agris).
  4. Магомедов, А.М. Пути и проблемы развития интенсивного садоводства в регионе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
  5. Оборин, М.С., Черникова, С.А. Влияние сельского хозяйства на социально-экономическое развитие региона / М.С. Оборин, С.А. Черникова //Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. — № 8. С. 137-146.
  6. Яркова, Т.М., Светлакова, С.А. Основные социально-экономические проблемы продовольственного самообеспечения в регионе и пути их решения в современных условиях / Т.М. Яркова, С.А. Светлакова// Аграрная Россия. – 2017. — №9.С. 35-34.