Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 657.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19073

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

INFORMATION SUPPORT OF THE AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Муратова Елена Андреевна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23,

Muratova Elena Andreevna, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23, muratova.elena.2011@mail.ru

Аннотация:В статье раскрыты этапы преобразования информационной системы в РФ, описана важность управленческого учета, выделены проблемы цифровизации АПК на региональном уровне, обозначены направления оптимизации системы информационного обеспечения. В материале представлены примеры формирования элементов единого информационного пространства в АПК через создание узкоспециализированных и многопрофильных отраслевых баз данных, охарактеризованы принципы формирования внутренней базы данных предприятий АПК. Описана роль адаптивного тезауруса в совершенствовании поисковых инфоресурсов, очерчены проблемы кадрового обеспечения инфосреды.

Summary:The article describes the stages of the transformation of the information system in the Russian Federation, describes the importance of management accounting, identifies the problems of digitalization of the agro-industrial complex at the regional level, the article identifies areas for optimizing the information support system. The material presents examples of the formation of elements of a single information space in the agricultural sector through the creation of highly specialized and multidisciplinary industry databases, describes the principles of the internal database of agricultural enterprises. The role of the adaptive thesaurus in improving search information resources is described, the problems of staffing the information environment are outlined.

Ключевые слова: информационное обеспечение, информационные технологии, агропромышленный комплекс, цифровая экономика.

Keywords: information support, information technology, agriculture, digital economy.

Информационное обеспечение АПК необходимо для максимального упрощения процессов производственного и управленческого характера, для оптимизации расходной базы сельскохозяйственных производителей. Цифровизация всех сфер АПК способствует активному внедрению в производство инновационных технологий, переходу от низкопроизводительного ручного труда к автоматизированным технологиям управления и контроля. В России создание и использование специализированных баз данных в сельском хозяйстве не нашло широкого применения, во многом это обусловлено дефицитом высококвалифицированных кадров и избыточным предложением в отрасли разнорабочих. Проблема обостряется и тем, что органы власти, которые должны выполнять роль передовиков в процессах цифровизации деятельности, не способны справиться с возложенной на них задачей.

Развитие и совершенствование информационной среды и цифровых технологий в АПК в России пережило 10 стадий трансформации за период с 1900 года по настоящее время. Российская наука и производство по глубине вовлеченности в инфосреду уступают зарубежным конкурентам, но сейчас предпринимаются комплексные меры по сокращению этого разрыва. Этапы эволюции научно-технического прогресса, сказавшиеся на организации производства в АПК, представлены в таблице 1 (на основе [1]).

Управленческий учет в любом сегменте хозяйствования создает базу для анализа эффективности бизнес-процессов и координации действий всех управленческих звеньев. Шелухина Е. А. акцентирует внимание на необходимости создания в сельскохозяйственной отрасли специфической системы управленческого учета, функционирование которой должно быть организовано в форме единого органа. Автор указывает, что эта служба должна выполнять задачи по ведению централизованного учета и систематизации данных центров ответственности по всем сегментам деятельности. В рамках аналитического учета предполагается производить нормирование и анализ затрат, сбор информации для обозначения тенденций развития бизнес-проекта, отбора наиболее приемлемых методов урегулирования проблемных вопросов с последующим принятием управленческих решений. [2]

Организовать ведение комплексного управленческого учета невозможно без создания внутренней информационной системы предприятия. По аналогии с учетом внутри компании должна быть создана информационная структура АПК в каждом регионе РФ. В этом аспекте на региональном уровне можно выделить общие для большей части субъектов РФ проблемы цифровизации:

  • низкая степень автоматизации учетных процессов;
  • недостаточная автоматизация управленческих процедур;
  • низкое качестве имеющегося информационного обеспечения органов власти и субъектов хозяйствования. [3]

Для оптимизации системы информационного обеспечения необходимо автоматизировать процессы управления отраслью, унифицировать подходы к проведению расчетно-аналитической работы в сфере АПК, автоматизировать организационные мероприятия и создать единое информационное пространство в сельскохозяйственном секторе. Это позволит сократить временные затраты на принятие управленческих решений, снизить уровень финансовых издержек и достичь желаемого качества управления и контроля в АПК.

Формирование единого информационного пространства в сфере сельского хозяйства должно основываться не только на комплексе статистических данных о темпах развития отрасли, но и включать в себя весь спектр сведений о новейших инновационных разработках, которые могут быть использованы сельскохозяйственными производителями на практике. Например, сотрудниками СибФТИ совместно с Сибирским отделением аграрных наук была создана онлайн-база данных, содержащая систематизированную информацию об инновационных разработках для АПК Сибири за 10 лет. Все сведения приведены с указанием специфики конкретных операций с учетом сортов растений, типов эксплуатируемых машин, оборудования и видов технологий. Эта система представляет собой предметно-ориентированную поисковую базу для сельскохозяйственных производителей. По аналогичному принципу работает несколько узкоспециализированных баз данных, посвященных вопросам применения ресурсосберегающих технологий, землеустройства, селекции, ухода за посевами. [4]

Реализовать в масштабах страны программы цифровизации сельскохозяйственной отрасли в кратчайшие сроки не представляется возможным из-за низкого уровня вовлеченности в этот процесс органов власти. Так, не все региональные Департаменты сельского хозяйства имеют собственные веб-ресурсы, а на функционирующих сайтах органов власти информация обновляется нерегулярно и носит формальный характер. Это обуславливает недоступность важных сведений о тенденциях развития отрасли и возможностях бизнеса для участников сельскохозяйственного рынка. Дополнительным препятствием становится ограниченность доступа заинтересованных пользователей к статическим и аналитическим данным по динамике изменений в сельском хозяйстве регионов. [5] Минусом текущей системы информационного обеспечения в АПК является и отсутствие налаженной схемы электронного документооборота между субъектами хозяйствования и контролирующими органами.

Совершенствование информационной системы в АПК

Федеральная и региональные информационные системы в АПК должны основываться на данных управленческого учета отдельных предприятий и фермерских хозяйств. Формирование внутренних баз данных у субъектов хозяйствования должно осуществляться с учетом следующих принципов:

  • данные объединяются с ранжировкой по степени их вовлечения в задачи управления, но при этом возрастает риск возникновения информационных дублей;
  • аккумулирование сведений в хронологической последовательности (это позволяет устранить информационные дубли, но такой эффект достигается за счет больших трудозатрат);
  • систематизация данных по показателям частоты обращения к ним, что актуально при формировании поисковых систем;
  • объединение сведений по внутренним адресным связям. [6]

В едином информационном пространстве вся информация делится на учетную и внеучетную. К первой категории относятся сведения из бухгалтерского, оперативного, налогового, статистического учета, во вторую группу входят справочно-информационные данные. Вся информация проходит несколько этапов группировки и обработки, после чего по ряду классификационных реквизитов ее можно будет использовать для получения аналитических данных.

На этапе создания информационной системы и при ее совершенствовании все информационные потоки необходимо классифицировать по нескольким направлениям:

  • информация, характеризующая текущий маркетинговый статус бизнес-проекта;
  • обозначенные в стратегии и тактике развития компании цели деятельности;
  • комплекс оптимальных целей с учетом реальных возможностей компании;
  • набор доступных средств достижения поставленных задач. [7]

Для поисковых инфоресурсов важное значение имеет адаптивность тезауруса. Этот элемент представляет собой словарь специализированных научных терминов, по которым может производиться поиск необходимой пользователю информации. Чтобы поисковые базы данных были действительно полезны, содержимое тезауруса надо регулярно актуализировать с учетом значимости и частоты использования в документах конкретных терминов. Все определения в справочнике систематизируются по алфавитному принципу, дополнительно в системе накапливаются данные о смысловых связях между разными группами характеристик. Применение тезауруса и его регулярное обновление позволяет унифицировать работу баз данных в информационных системах, в том числе в АПК, обеспечить максимальную информационную доступность и точность поиска. Работа по совершенствованию тезауруса применительно к сельскому хозяйству ведется на регулярной основе, например, в 2018 году было обновлено и добавлено более 5000 терминов. [8]

Проблема кадров при функционировании в сфере АПК единого информационного пространства

Единое информационное пространство предполагает одновременное наличие и взаимодействие нескольких компонентов:

  • информационные ресурсы, состоящие из данных, зафиксированных на различных видах носителей;
  • оргструктура, благодаря которой обеспечивается сбор, систематизация и обработка сведения;
  • кадровая и информационная безопасность; [9]
  • средства и инструменты информационного взаимодействия;
  • правила унификации, обработки данных, обмена информацией. [10]

Для создания региональных информационных баз данных в сфере АПК необходимо сформировать эффективно функционирующую коммуникативную площадку, на которой смогут взаимодействовать представители профессионального сообщества. Этот элемент должен выполнять роль единой точки доступа, в которую будут стекаться все данные. Следующим шагом к совершенствованию инфосреды в АПК является выпуск электронных научных изданий, разработка внутренних правил взаимодействия пользователей системы.

Цифровизация сельского хозяйства и внедрение практики электронного информационного обмена требует привлечения в этот сегмент экономики большого числа высококвалифицированных менеджеров-организаторов и аналитиков. Для этой цели необходимо решить следующие проблемы:

  • обеспечение непрерывности цикла подготовки квалифицированных кадров для управления бизнес-процессами в сельском хозяйстве;
  • создание возможности профессионального роста, возможности проявления ответственности и инициатив; [11]
  • создание кадрового резерва специалистов высокого уровня с узкой специализацией, которые участвуют в основных производственных процессах;
  • формирование единого подхода к ранней ориентации молодежи и создание условий для привлечения интереса одаренных школьников и выпускников ВУЗов к проблемам села. [12]

Для цифровизации АПК необходимо создать и обеспечить непрерывное функционирование на федеральном, региональном уровнях инновационно-консультационных служб. Появление таких центров будет способствовать объединению усилий субъектов хозяйствования и представителей власти при решении проблемных вопросов. Это даст стимул для внедрения усовершенствованных программ кадровой подготовки, сформировать эффективный механизм отбора талантливых студентов с их последующим трудоустройством. Консультационные центры нужны бизнесу и для получения учебно-методической поддержки, интерактивного обсуждения различных вопросов, участия в специализированных конференциях.

На текущий момент отечественная система образования ориентирована на подготовку специалистов с хорошей теоретической подготовкой, практические навыки нарабатываются уже после окончания ВУЗов при поступлении на работу. Такой подход не отвечает запросам инновационного пути развития экономики. Для решения проблемы кадрового дефицита в сельском хозяйстве необходимо переформатировать учебные программы высшей школы, ввести механизм государственного распределения выпускников, учившихся за государственный счет. Дополнительно надо создать благоприятные социальные условия, чтобы стимулировать распределенных специалистов не просто отрабатывать свой контракт, а оставаться в сельской местности на продолжительный срок, работать на развитие отрасли. [13]

Таким образом, популяризация управленческого учета на предприятиях может заложить основу для создания единой информационной системы АПК, которая будет содержать учетные, аналитические, статистические и справочные данные. Проблемы цифровизации отрасли на уровне регионов обусловлены нехваткой знаний и соответствующих навыков в органах власти, которые должны выполнять основной комплекс задач по информационному консультированию. Для функционирования единого информационного пространства в сельском хозяйстве необходимо решить проблему сбора, систематизации и актуализации данных, а также устранить кадровый дефицит в отрасли.

Список литературы

  1. Лукьянова Н.Ю. Экономический аспект качества информационного обеспечения АПК: отечественный опыт // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2011. №3. – с. 121-126.
  2. Шелухина Е. А. Управленческий учет в современной системе информационного обеспечения АПК // Пространство экономики. 2008. №2-3. – с. 224-227.
  3. Трясцин М.М., Оборин М.С. Роль информационного обеспечения в эффективном управлении АПК // Известия ОГАУ. 2015. №3 (53). – с. 269-271.
  4. Альт В.В. Информационное обеспечение новых доступных инновационных технологий в АПК // Достижения науки и техники АПК. 2015. №9. – с. 57-61.
  5. Коломейченко А.С., Ноздрина Ю.В. Методические подходы к формированию информационной системы АПК региона // Инновационная наука. 2016. №4-1 (16). – с. 189-192.
  6. Гереева Т.Р. Системный подход к формированию информационного обеспечения стратегического управления предприятием АПК // РППЭ. 2009. №2. – с. 150-158.
  7. Туболец Е. Г. Разработка маркетинговой информационной системы как необходимой составляющей управленческих решений в аграрных предприятиях // Никоновские чтения. 2012. №17. – с. 365-366.
  8. Пирумова Л.Н., Соколова Ж.В. Актуализация информационно-поискового тезауруса по сельскому хозяйству и продовольствию // МСХ. 2018. №5. – с. 52-54.
  9. Светлаков А.Г., Андруник А.П. Типология персонала региональных инновационных предприятий как средство оценки уровня их кадровой безопасности // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2012. № 3 (14). С. 57-65.
  10. Черданцев В. П., Кобелев П. Е. Формирование единого информационного пространства // АВУ. 2010. №11-1 (77). – с. 102-103.
  11. Черданцев В.П., Андруник А.П., Сафонов А.Ю. Совершенствование механизма мотивации работников в современных экономических условиях // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2015. № 1-3. С. 57-62.
  12. Черданцев В. П., Кобелев П. Е. Формирование кадров регионального АПК в условиях становления информационной экономики // АВУ. 2011. №4. – с. 91-92.
  13. Козина А. М., Семкив Л. П., Кондратьева Т. Н. О кадровом и информационном обеспечении АПК Новгородской области // Вестник НовГУ. 2014. №76. – с. 82-85.