Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 330.1+ 343

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19063

Социально-экономический анализ экономических преступлений

Socio-economic analysis of economic crime

Троценко Вячеслав Михайлович,к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: t-v-m@indox.ru

Trotsenko Vyacheslav Mikhaylovich,Candidate of Economic Sciences, associate professor accounting and finance, Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikov», 614990, Perm Krai, Perm, st. Petropavlovskaya, 23, Ph.: + 7 9048430760, E-mail: t-v-m@inbox.ru

Аннотация: Социально-экономический анализ динамики экономических преступлений является индуктором состояния экономики страны в целом, что придает ему особую значимость в разработке и реализации социальной, финансовой и правовой политики государства.  Наличие кризисных явлений в экономики, период реформ часто сопровождается ростом числа экономических преступлений. Напротив, стабилизация экономики способствует снижению числа преступлений в целом и экономических в частности, при этом уровень сложности преступлений повышается. Ослабление государственного давления на частный бизнес должно сопровождаться мобилизацией контрольных функций надзорных органов.

Summary: The socio-economic analysis of the dynamics of economic crimes is an inducer of the state of the country’s economy as a whole, which gives it special significance in the development and implementation of the social, financial and legal policies of the state. The presence of crisis in the economy, the period of reform is often accompanied by an increase in the number of economic crimes. On the contrary, stabilization of the economy helps to reduce the number of crimes in general and economic in particular, while the level of complexity of crimes increases. The weakening of state pressure on private business should be accompanied by the mobilization of control functions of supervisory authorities.

Ключевые слова: Преступление, тренд, надзорные органы, экономика, предпринимательство, анализ.

Keywords: Crime, trend, supervisors, economics, entrepreneurship, analysis.

Экономическая преступность как прямая угроза экономической безопасности в масштабах страны требует предельно эффективной системы выявления экономических преступлений. Эффективность достигается выработкой мер по выявлению криминальных деяний экономического характера. В Российской Федерации в последние годы прослеживается тенденция по снижению давления на бизнес с позиции государственного контроля, например, декриминализацией и отменой ряда статей уголовного кодекса, связанных с экономикой.

Анализируя период с 2007 по 2017 гг., следует выделить две разнонаправленные тенденции повышения уровня экономической преступности. Так, первый период с 2007 по 2010 гг. характеризовался значительным ростом числа выявляемых экономических преступлений с очевидным трендом к его снижению в будущем (рис. 1).

Пиковые значения показателя пришлись на 2009-2010 гг. с максимальным уровнем 42 преступления в год. Сформировавшийся в тот период тренд реализовался и фактически закончился в 2010 г., после которого произошли самые серьезные падения числа выявленных экономических преступлений в 2011-2013 гг., далее отмечается рост в 2015 году, в дальнейшем отмечается значительное снижение.

Основные экономически и юридические причины возникновения  экономических преступлений за 2007-2017 гг:

1.  Экономический кризис 2008-2009 гг., который поменял расстановку сил в бизнес среде. Слабые хозяйствующие субъекты, привыкшие к относительно легкому пути получения прибыли и не готовые экономно и эффективно строить дело, были вытеснены с рынка более подготовленными, просчитывающими возможные риски. Кризис осуществил санацию экономики страны. Уход с рынка наименее опытных хозяйствующих субъектов позволил дополнительно снизить число экономических преступлений, совершаемых данным контингентом. Исчез целый пласт нарушителей законодательства, относительно легко выявляемых правоохранительными органами. Оставшиеся компании и предприниматели, с этой точки зрения, были закрыты для сотрудников органов внутренних дел, так как гораздо более серьезно и ответственно строили свой бизнес и допускали значительно меньше промахов.

2.  Реформа МВД России сначала наметила, а в последствии и укрепила повышение уровня эффективности противодействия экономической преступности. Полицейские усилили работу в части раскрытия совершенных преступлений, снизив долю нераскрытых от числа выявленных.

3. Развитие уголовного законодательства в направлениях декриминализации экономических правонарушений и увеличения порогов привлечения к ответственности за таковые, привело к уменьшению числа потенциально возможных деяний, которые можно было бы отнести и квалифицировать как экономические преступления.

4. Нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность, стала совершенней, исчезло значительное количество потенциальных возможностей нарушить законодательство.

Эти и ряд других причин, таких как выросшее правосознание, повысившаяся финансовая грамотность и информированность населения, мешающих мошенникам, способствовали периоду стабильного снижения числа экономических преступлений.

Тем не менее, нельзя забывать о том, что  условия, сложившиеся в 2008-2009 гг., исчерпали себя. Очередной цикл назрел уже сегодня, и все причины, способствовавшие снижению числа экономических преступлений, в нынешних условиях принесут обратный эффект. Существующие хозяйствующие субъекты станут менее осторожны и дополнительно станут появляться новые, менее опытные. Работа над эффективностью в деятельности правоохранительных органов должна привести к освоению новых методов выявления сложных схем экономических правонарушений. Выросшие пороги привлечения к уголовной ответственности по уровню ущерба, оставшись в номинально прежнем состоянии, снизятся в реальном отражении под давлением инфляции и расширением масштабов бизнеса. Изменяющаяся нормативно-правовая база анализируется преступными элементами, и находятся новые пути получения наживы незаконными методами. Повысились финансовая грамотность и информированность, к сожалению, не только добросовестных граждан, но и мошенников.

Определенное влияние на рост выявляемых и зарегистрированных экономических преступлений в будущем окажет наступающий мировой финансовый кризис. В структуре зарегистрированных экономических преступлений возможен рост таких преступлений, как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг, получение незаконного вознаграждения, незаконного получения и нецелевое использование кредита, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, банкротство, уклонение граждан от уплаты налогов и экономическая контрабанда.

Используя методы прогнозирования, можно смоделировать ситуацию на 2018-2019 гг. С целью получения более точного прогноза период развития тренда возьмем годовые  данные по экономической преступности в МО «Соликамский» за период 2007-2017 годы.

Для выявления общей тенденции развития анализируемого явления воспользуемся методом регрессионного анализа.  Линейное уравнение регрессии имеет вид y = bx + a

Система нормальных уравнений.

a·n + b·∑x = ∑y

a·∑x + b·∑x2 = ∑y·x

Для расчета параметров регрессии построим расчетную таблицу (табл. 1).

Для наших данных система уравнений имеет вид

11a + 338·b = 302                                                (1)

338·a + 11874·b = 10539                                           (2)

Домножим уравнение (1) системы на (-30.727), получим систему, которую решим методом алгебраического сложения.

-338a -10385.726 b = -9279.554

338*a + 11874*b = 10539

Получаем:

1488.274*b = 1259.446

Откуда b = 0.8462

Теперь найдем коэффициент «a» из уравнения (1):

11a + 338*b = 302

11a + 338*0.8462 = 302

11a = 15.97

a = 1.4518

Получаем эмпирические коэффициенты регрессии: b = 0.8462, a = 1.4518

Уравнение регрессии (эмпирическое уравнение регрессии):

y = 0.8462 x + 1.4518

Эмпирические коэффициенты регрессии a и b являются лишь оценками теоретических коэффициентов βi, а само уравнение отражает лишь общую тенденцию в поведении рассматриваемых переменных.

Линейный коэффициент корреляции принимает значения от –1 до +1. В нашем примере связь между Y и X весьма высокая и прямая. 

Линейное уравнение тренда (по зарегистрированным экономическим преступлениям) имеет вид

Y = bt + a                                                    (3)

Находим параметры уравнения методом наименьших квадратов.

Система уравнений МНК:

An + b∑t = ∑y                                           (4)

A∑t + b∑t2 = ∑y*t                                         (5)

Для наших данных система уравнений имеет вид:

11a + 66b = 302

66a + 506b = 1862

Из первого уравнения выражаем a и подставим во второе уравнение

Получаем a = 24.727, b = 0.455

Уравнение тренда:

y = 0.455 t + 24.727

Коэффициент тренда b = 0.455 показывает среднее изменение результативного показателя (в единицах измерения у) с изменением периода времени t на единицу его измерения. В нашем случае с увеличением t на 1 единицу, y изменится в среднем на 0.455.

Изучена временная зависимость Y от времени t. На этапе спецификации был выбран линейный тренд. Оценены его параметры методом наименьших квадратов. Возможна экономическая интерпретация параметров модели – с каждым периодом времени t значение Y в среднем увеличивается на 0.455 ед.изм. Тогда можно вычислить прогнозные показатели – количество зарегистрированных преступлений по итогам 2019 года – 22, 2020 года – 27, 2021 года — 32.

Выявленная тенденция к увеличению числа зарегистрированных экономических преступлений говорит о необходимости адекватной реакции со стороны сотрудников органов внутренних дел, особенно подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, в перспективе ближайших лет. Потенциальная угроза развития положительной динамики роста экономической преступности является актуальным вызовом повышения эффективности выявления преступности в экономике со стороны органов внутренних дел России.

Список литературы

  1. Перегримов П.И. Теоретические подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности региона органами внутренних дел / П.И. Перегримов, Д.А. Ивлев // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: в 3 ч.. 2017. С. 154-156.
  2. Расследование преступлений в сфере экономики: учеб. пособие / под общ. ред. С.Ю. Наумова, А.С. Волкова, В.М. Юрина, Л.Г. Шапиро. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 312 с.
  3. Савилов М.Г. Причины и последствия преступлений экономической направленности в современных условиях // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXII международной научно-практической конференции : в 2 т.. 2017. С. 118-122.
  4. Федоринова Е.А. Органы внутренних дел как структурно-функциональный элемент правоохранительной системы государства: особенности правоприменительной деятельности // Актуальные проблемы юридических наук, практики и высшего образования: в 2-х томах Т. 1. Актуальные проблемы национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 25 ноября 2015 года. СПб., 2015. С. 233-234.
  5. Фролова Е.Ю. Cовершенствование оперативно-розыскных методов выявления преступлений в сфере экономической деятельности в условиях информатизации общества / Е.Ю. Фролова, А.В. Ковалева  // Правовые вопросы обеспечения экономической безопасности государства в условиях информатизации общества. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 2018. С. 392-396.