http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2019

УДК 338.439

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19062

Мероприятия по повышению
уровня продовольственной безопасности территории

Measures to improve the food security of the territory

Троценко Вячеслав Михайлович,к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: t-v-m@indox.ru

Trotsenko Vyacheslav Mikhaylovich,Candidate of Economic Sciences, associate professor accounting and finance, Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikov», 614990, Perm Krai, Perm, st. Petropavlovskaya, 23, Ph.: + 7 9048430760, E-mail:
t-v-m@inbox.ru

Аннотация: Обеспечение
продовольственной безопасности является приоритетным направлением
государственного регулирования агропромышленного комплекса.  Решение данной задачи становится возможным
только при реализации комплексного подхода. при этом всю совокупность
мероприятий следует четко разделить на экономические и организационные. Реализация
мероприятий по повышению уровня продовольственной безопасности территории
должна обеспечить формирование устойчивых связей как между органами
государственной власти и сельхозтоваропроизводителями, так и иными предприятиями
коммерческой сферы, например, страховыми компаниями.

Summary: Ensuring food security is a priority for government regulation of the agro-industrial complex. The solution to this problem becomes possible only with the implementation of an integrated approach. while the entire set of measures should be clearly divided into economic and organizational. The implementation of measures to improve the food security of the territory should ensure the formation of sustainable relations between government bodies and agricultural producers, and other enterprises in the commercial sphere, for example, insurance companies.

Ключевые
слова:
продовольственная
безопасность, государственная поддержка, 
самообеспечение, субсидирование, сельхозтоваропроизводители

Keywords: food security, state
support, self-sufficiency, subsidies, agricultural producers

Факторы, определяющие
продовольственную безопасность страны и региона – это экономическая и
физическая доступность продовольствия, безопасность продовольствия для
потребителей.   Основополагающим фактором
обеспечения продовольственной безопасности государства является сохранение
потенциала развития сельскохозяйственного производства. Системообразующим
фактором является агропромышленный комплекс, все подкомплексы которого
ориентированы на решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности и
продовольственной независимости страны.

Хаотичность  современных подходов обеспечения продовольственной
безопасности территории не позволит в короткие сроки решить проблемы
самообеспечения  государства. В связи с
чем считаем первоочередным решить три задачи:

  1. Повышение
    эффективности деятельности предприятий АПК за счет новых мер государственной
    поддержки в рамках ВТО;
  2.  Обеспечение регулярного поступления
    качественного продовольствия на рынок;
  3. Улучшение
    качества деятельности правоохранительных и фискальных органов в вопросах
    выявления экономических преступлений, профилактических мероприятий (рис.1).

В первую очередь считаем необходимым разработать мероприятия,
которые позволят повысить эффективность деятельности предприятий АПК,
рассмотреть  новые меры государственной
поддержки. Для этого необходимо  возмещать предприятиям большую часть
финансовых затрат по таким статьям как:

  • строительство домов;
  • приобретение техники и оборудования;
  • участие в ярмарках, выставках и целевых мероприятиях;
  • проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях;
  • мелиорация земель;
  • проведение агрохимического обследования почв;
  • известкование и фосфоритование почв.

На
фоне текущих изменений климата, в целом благоприятных для АПК, повсеместно
отмечается увеличение числа аномальных погодных явлений, в первую очередь,
наводнений, засух и суховеев, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

Российскими научными учреждениями определены последствия ожидаемых изменений климата, связанные с ними риски для сельского хозяйства и адаптационные меры. Однако в открытом доступе нет информации о разработанных рекомендациях и технологиях по сохранению, повышению и воспроизводству плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и других адаптационных мерах.

Необходимо
разрабатывать и опубликовывать новые данные и рекомендации в виде буклетов,
брошюр, электронных файлов для конкретных районов и территорий. Следует
выпускать на рынок новые сорта растений для сада и огорода, устойчивые к
экстремальным погодным условиям и их последствиям в виде новых заболеваний
растений и вредителей.

Потери
для сельского хозяйства Пермского края вследствие неблагоприятных условий
климата значительные. Решить задачу по снижению рисков в сельском хозяйстве и
сокращению потерь доходов сельхозпроизводителей при неблагоприятных погодных
условиях и ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию
можно, в том числе, за счет совершенствования системы сельскохозяйственного
страхования. Основным недостатком системы господдержки сельхозстрахования
является высокий уровень критерия утраты (гибели) урожая, при котором
производятся страховые возмещения (30% и более). При страховании урожая по
минимальному тарифу (с франшизой 20%) выплата страхового возмещения возможна
только при потере не менее 50% урожая. Недостаточная гибкость страхования с
господдержкой по сравнению с добровольным (коммерческим) делает его менее
выгодным для сельхозпроизводителей. Наиболее уязвимыми при получении страхового
возмещения являются малые формы хозяйствования, при этом они производят значительную
долю сельскохозяйственной продукции.

В целях создания  современной социальной инфраструктуры сельских
территорий (жилье, дороги и др.) необходимо минимизировать финансовую долю
участия местного бюджета в федеральных и региональных программах.

Для повышения уровня
финансовой доступности следует обратить внимание на более упрощенный доступ к
финансовым услугам, увеличение льготного кредитования, снижение процентной
ставки по долгосрочным кредитам для небольших хозяйств.

В рамках формирования
кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли, способного осваивать
инновации одним из основных факторов является сохранение традиционного подхода
в обучении на уроках технологии, ведь именно школа остается важнейшим
источником подготовки трудовых ресурсов для сельского сектора. Нужно
возобновить работу учащихся на пришкольных участках, используя при этом
сельхозтехнику. Продолжать вести профориентационную работу, знакомить
школьников с профессиями, которые востребованы на селе. В рамках работы по
профессиональной ориентации, учащихся школ вывозить в сельхозпредприятия и
крестьянские (фермерские) хозяйства с целью ознакомления с производством и
аграрными профессиями. Наладить взаимодействие муниципалитетов с
образовательными организациями среднего и высшего профессионального
образования. Возрождать и развивать систему подготовки и переподготовки
инженерных и рабочих кадров для АПК.

Чтобы обеспечить регулярное
поступление качественного продовольствия на рынок нужно постоянно осуществлять
мониторинг  затрат сельскохозяйственных и
промышленных организаций на производство продукции, мониторинг ценовых
соотношений на продукцию сельского хозяйства и других отраслей промышленности.

В рамках повышения
экономической доступности продовольствия региональным органам власти следует
принимать меры по стабилизации и замедлению роста цен на продовольственные
товары, ограничить на законодательном уровне повышение цен в сфере оптового
посредничества.

Для создания благоприятных условий
реализации продукции местных сельхозтоваропроизводителей необходимо разработать
инструкции о применении требований к характеристикам, предусмотренным
стандартами к качеству продукции, закупаемой по 
44 ФЗ, создать продовольственные фонды, а также 
возобновить применение системы госзаказа, прямых поставок сырья и
продовольствия.

Для  доступа на региональные продовольственные
рынки организаций всех организационно-правовых форм нужно обеспечить равную
конкурентную среду, открытость информации о состоянии региональных
продовольственных рынков, поддерживать создание региональных брендов, а также
разработать единый общероссийский бренд «Сделано в России».

Содействие продвижению на
рынке российской продукции АПК в условиях жесткой конкуренции поможет
сформировать доверие к качеству российской продукции, к деловой репутации
российских товаропроизводителей, а в итоге обеспечить развитие новых рынков
сбыта для отечественного сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.

Рентабельность в сельском хозяйстве, несмотря на общее
повышение уровня рентабельности производства, остается ниже, чем в других
отраслях экономики, что способствует вымыванию капитала.  Для отрасли характерен большой удельный вес
убыточных предприятий, несмотря на активное развертывание программ финансового
оздоровления,  а также значительная
величина кредиторской задолженности, прирастающей опережающими темпами по сравнению с выручкой.

При решении третьей задачи нами рассмотрена система
налогообложения сельхозтоваропроизводителей, факторы, влияющие на уровень
налоговой нагрузки сельхозпредприятий. Следует отметить необходимость взвешенного и осторожного фискального
подхода к налогообложению сельскохозяйственных производителей
путем упрощения налогового законодательства и
смягчения налогового бремени.

Так же необходимо провести инвентаризацию налогоплательщика, с
помощью этого удастся повысить
состояние налоговой дисциплины, что позволит Правительству РФ реально оценивать
экономическую ситуацию в стране.

С целью укрепления налоговой дисциплины
необходимо внести изменения в действующее законодательство по порядку
регистрации предприятий различных организационно-правовых форм, где надо указать,
что не допускается регистрация предприятий в органах власти до представления
документов из налоговых органов с указанием о погашении недоимки предприятия по
прежнему месту регистрации, уплаченных налогов и других обязательств перед
государством.

На
основе системного сбора информации о налогоплательщиках и реально планируемых
поступлениях налогов и других обязательных платежей в государственные
внебюджетные фонды, изучении причин, негативно влияющих на состояние работы по
выявлению, пресечению и предупреждению налоговых преступлений государство будет
иметь возможность гибко и, в то же время, жестко управлять процессами в этой
сфере деятельности, обеспечивая экономическую безопасность страны.

Для повышения качества
деятельности правоохранительных и фискальных органов в вопросах выявления
экономических преступлений необходимо создать коллегиальный отдел по проверке деятельности хозяйствующего
субъекта, в состав которого будут входить представители муниципальных
образований, Министерства сельского хозяйства, Инспекции Федеральной налоговой
службы, Контрольно-счетной палаты.

Синхронизация усилий
органов власти всех уровней и более тесное взаимодействие позволит получать актуальную  информацию по освоению бюджетных средств,
осуществлять контроль за экономическим развитием территории, за
выполнением государственных программ в области продовольственной безопасности, выявлять
причины убыточности и банкротства бизнеса, предупреждать  налоговые и экономические преступления и стимулировать
к дальнейшему развитию за счет адресной поддержки честных производителей,

На  территории 
Пермского  края  в  судебном  порядке  признано
право  муниципальной  собственности  на  40 тысяч
невостребованных  долей общей  площадью  273 тысяч гектаров. Из
них на сегодняшний день предоставлено сельхозтоваропроизводителям 89 тысяч
гектаров.

Сформирован перечень неиспользуемых
земельных массивов для предоставления сельхозтоваропроизводителям общей
площадью 44,6 тыс. га (по состоянию на 01.01.2018). Но для того,
чтобы ввести запущенные земли в севооборот требуются большие материальные
затраты. К этому следует добавить, что поля сильно поражены сорняками,
болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений, запущена мелиорация. На
приобретение, оформление в собственность, разработку запущенных земель
хозяйства тратят до 20 тыс. рублей на 1 га. Субсидияна вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в
сельскохозяйственный оборот для использования в качестве посевных площадей
могла бы подтолкнуть хозяйства более активно осваивать невостребованные земли.

Выплата  субсидии на вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот для использования в качестве посевных площадей сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставке 6000 рублей за 1 гектар вновь введенных в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, но не более 80 процентов фактически произведенных затрат, при условии, что в сельскохозяйственный оборот вовлекаются земли сельскохозяйственного назначения, ранее не используемые в течение 3-х и более лет, позволит ввести в севооборот 44,6 тысяч гектар земли и значительно повысить уровень продовольственного самообеспечения по основным видам продукции (табл.1).

На данную поддержку нужно заложить в
бюджет Пермского края   267,6 миллионов рублей.
 На освоенных площадях выращивать
кормовые и зерновые культуры, что даст возможность получить дополнительно
молока 215 тыс.тонн, а регион сможет полностью обеспечить себя молоком).

Предлагаем субсидию выплачивать при наличии документа,
подтверждающего право собственности земельного участка, на следующие виды
работ: вырубку деревьев и кустарников, корчевку, планировку, внесение
органических и минеральных удобрений, дискование, вспашку, боронование,
культивацию, посев сельскохозяйственных культур.

На мероприятия мелиорации
земель с целевым бюджетным финансированием, возмещения части затрат на
проведение агрохимического обследования почв, их известкования и фосфоритования
так же потребуются средства краевого бюджета.

Основой
для разработки системы удобрения и мероприятий по повышению плодородия почв и
урожайности сельскохозяйственных культур являются результаты агрохимического
исследования. Они применяются для составления планов применения удобрений,
определения потребности в удобрениях, для разработки рекомендаций по
проектно-сметной документации, выращиванию сельскохозяйственных культур по
интенсивным технологиям, на орошаемых землях и для других агрохимических
мероприятий на различных уровнях сельскохозяйственного производства. 

Агрохимисследования почв
проводятся специалистами отделов почвенно-агрохимических изысканий региональных
проектно-изыскательских станций по химизации сельского
хозяйства. Исследование почв сельскохозяйственных угодий производится в
любое время по административным районам. Объемы и очередность работ по
агрохимическому исследованию почв проводят в соответствии с планами.

Просчитать график и объем работ по агрохимическому исследованию почв сельскохозяйственных
земель без опроса хозяйств Пермского края невозможно. В связи с чем затруднительно
сосчитать затраты по потребности в финансовых средствах на данную
поддержку.

Но разработка программы мелиорации земель
с целевым бюджетным финансированием, возмещение части затрат на проведение
агрохимического обследования почв, их известкование и фосфоритование, ввод
неиспользованных земель в севооборот позволит снизить затраты на трудовые и
материально-технические ресурсы, увеличить производительность труда и
эффективность использования ресурсов в 2 раза, площадь пахотных земель.

В связи с падением закупочной цены на
молоко предлагаем пересмотреть требования к закупаемым продуктам питания для
образовательных учреждений в рамках 44 ФЗ. Это предоставит возможность
реализовать местным сельхозтоваропроизводителям свою продукцию в бюджетные организации. 

Следует отметить, что санкции
вызвали не очень благоприятный эффект на экономику России. Они замедлили темпы
её подъёма, временно остановили инвестиции западных фирм, к дефицитным
значениям приблизился экономический баланс страны, снизился торговый оборот,
понизились доходы населения, увеличился уровень бедности, а запрет на импорт
некоторых продуктов привёл к увеличению цен и существенно отразился на
покупателях. Но есть и положительные стороны от введённых против России
продуктовых санкций. На прилавках в магазинах стало гораздо больше
отечественных продуктов питания, так же возросло доверие населения к продукции
отечественных компаний. Это уникальный шанс для возрождения российского АПК,
который нельзя упускать. В связи с этим можно сказать, что при всех этих
негативных последствиях потенциал России остаётся достаточно большим. Рост
инвестиций и государственной поддержки агропромышленной отрасли, модернизация
производства продовольствия с применением ресурсосберегающих технологий,
экологизация аграрного сектора, а так же обеспечение устойчивого развития
сельских территорий будут способствовать обеспечению экологически чистой
сельскохозяйственной продукцией населения России и за ее пределами.

Таким образом, сочетание взаимодействия
агропромышленного производства, фискальных органов и органов власти с
использованием внутренних резервов отрасли позволит повысить уровень
обеспечения продовольственной безопасности Пермского края и обеспечить рост
основных социальных индикаторов жизни сельского населения. Эффективное
использование сельскохозяйственного ресурсного потенциала позволит повысить
уровень самообеспеченности продовольствием Пермского края и укрепить систему
продовольственной безопасности региона.

Список литературы

  1. Плотников А.В. Импортозамещение
    отечественной аграрной экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение,
    конкуренция. 2018. № 1. С. 129-132.
  2. Светлаков А.Г., Яркова, Т.М. Формирование
    продовольственной независимости России в условиях неопределенности и
    непредсказуемости вызовов внешней среды //Пермский аграрный вестник. 2014.- №4
    (8).  С.79-85.
  3. Соловьев, А.И. Импортозамещение в России:
    проблемы и пути решения //Экономика. Налоги. Право.   2016. № 4. С. 
    66 — 71.
  4. Холодов П.П. Развитие сельского хозяйства
    и продовольственная безопасность России //Российское предпринимательство. –
    2012. – № 16
  5. Яркова Т. М. Влияние санкций на
    продовольственную безопасность государства // Вестник Прикамского социального
    института. 2018. № 2 (80). С 140-146.