Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19053

Спутниковые навигационные системы, как развитие цифровизации экономики

Троценко Вячеслав Михайлович,к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: t-v-m@indox.ru

Trotsenko Vyacheslav Mikhaylovich,Candidate of Economic Sciences, associate professor accounting and finance, Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikov», 614990, Perm Krai, Perm, st. Petropavlovskaya, 23, Ph.: + 7 9048430760, E-mail: t-v-m@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы современных технологий основанных на системе  спутниковой навигации, которые приносит существенные экономический, социальный и другие эффекты на предприятиях различного профиля, особенно остро вопрос инноваций стоит в агропромышленной сфере, в связи с особыми условиями работы и независимыми внешними факторами. Рассмотрены положительные результаты от внедрения навигационных систем, а также сделан краткий обзор существующих аналогов в различных странах, использующих успешно данные технологии. Предложена сегментация рынка и потребителей спутниковых навигационных систем Глоннас и GPS и варианты их внедрения в различные организации.

Summary: The article discusses the issues of modern technologies based on the satellite navigation system, which brings significant economic, social and other effects to enterprises of various profiles, the issue of innovation is especially acute in the agricultural sector, due to special working conditions and independent external factors. Positive results from the introduction of navigation systems are considered, and a brief review of existing analogues in various countries that use these technologies successfully is made. The segmentation of the market and consumers of satellite navigation systems Glonnas and GPS and options for their implementation in various organizations are proposed.

Ключевые слова: цифровизация, глонасс, gps, спутниковые навигационные системы, АПК.

Keywords: digitalization, glonass, gps, satellite navigation systems, agribusiness.

В современных условиях цифровизации экономики развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве,  повышения эффективности производства достигается внедрением специфических и общих типов инноваций: селекционно-генетических, производственно-технологических, организационно-управленческих, экономико-социологических.  Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой, как один из вариантов цифровизации экономики различных отраслей и АПК сектора Российской Федерации является применение спутниковых навигационных систем или системы практика глобального позиционирования практика (GPS, ГЛОНАСС).

Современные технологии основанные на системе  спутниковой навигации приносит существенные экономический, социальный и другие эффекты на предприятиях различного профиля, важным остается вопрос комплексной оценки эффективности. Особенно остро вопрос инноваций стоит в агропромышленной сфере, в связи с особыми условиями работы и независимыми факторами – земля, природно-климатические условия и т.д., сложности обработки. Средние показатели снижения затрат с помощью спутниковой системы в АПК:

  1. Сокращение времени простоя автопарка на 15-20%;
    1. Экономия на ГСМ – 20-25% за сезон;
    1. Снижение затрат на закупку удобрений на 5-7%;
    1. Общее снижение расходов на эксплуатацию автопарка на 20-30%;
    1. Эффективное управление персоналом, увеличение объема выполняемой работы 2-5%;
    1. Предотвращение и исключение хищений продукции.

Аналоги навигационных спутниковых систем работают в разных странах: США, Япония, Индия, Китай и т.д., повышая качество и эффективность производства в различных сферах промышленности, транспорта и АПК.

Наиболее масштабной система системой спутникового аспект позиционирования является экономика американская система предмет GPS NAVSTAR, реклама которая обеспечивает предмет предоставление услуг аспект в глобальном практика масштабе. На реклама момент создания реклама она состояла практика из 24 менеджер непрерывно работающих предмет спутников, расположенных экономика в 6 реклама орбитальных плоскостях аспект по 4 таким образом спутника в реклама каждой (высота аспект орбит – предмет 20180 км). реклама На сегодняшний аспект день в экономика составе орбитальной предмет группировки GPS экономика в штатном таким образом режиме используют экономика 31 навигационный система спутник, один практика находится на менеджер этапе ввода практика в систему. аспект Каждый спутник реклама передает радиосигнал, экономика содержащий данные экономика о местоположении, реклама времени сигнала, система основных параметрах реклама спутника и экономика наземных станций практика слежения, объединенных предмет в общую практика сеть.

Европейская глобальная менеджер навигационная спутниковая предмет система (ГНСС) предмет Galileo находится таким образом на этапе экономика создания. Основными таким образом направлениями деятельности реклама данного проекта аспект являются разработка орбитальной группировки, ее развертывание и построение наземного сегмента.

Система Galileo является ГНСС второго поколения и будет управляться частным оператором – Galileo Operating Company, находящимся под контролем Европейского агентства по ГНСС (GSA). В отличие от GPS и ГЛОНАСС, предлагающих два типа навигационных сигналов (открытый, общедоступный SPS и закрытый высокой точности PPS у GPS и сигналы СТ и ВТ – у ГЛОНАСС), система Galileo будет предоставлять пять видов навигационных сигналов.

Китайская национальная навигационная система BeiDou (COMPAS) эксплуатируется с декабря 2012 г. и продолжает развиваться. На орбиту выведены 16 навигационных спутников, из них по назначению используются 11. В соответствии с планом развития система аспект будет полностью предмет развернута к практика 2020 г. экономика К этому практика времени в таким образом ее состав менеджер должны войти таким образом 5 геостационарных практика спутников, 27 таким образом спутников, расположенных таким образом на средних менеджер орбитах, и предмет 3 аппарата аспект – на система геосинхронных орбитах. система Точность позиционирования таким образом системы для таким образом гражданских пользователей система составит 10 таким образом м, а реклама точность передачи таким образом сигналов – таким образом 0,2 м/с. экономика

Индийская региональная практика навигационная спутниковая реклама система IRNSS аспект также находится предмет в состоянии практика разработки и менеджер в отличие таким образом от глобальных аспект систем будет менеджер ориентирована на предмет решение более таким образом конкретных и менеджер выполнимых региональных таким образом задач. Первый менеджер спутник был аспект запущен в реклама 2008 г. система Всего система предмет IRNSS включает реклама семь спутников.

Квазизенитная спутниковая менеджер система QZSS аспект развивается космической практика промышленностью Японии экономика с 2010 реклама г., когда менеджер на орбиту менеджер был выведен система первый спутник система системы «Michibiki». аспект До конца практика 2017 г. таким образом Япония планирует таким образом вывести на таким образом орбиту еще менеджер три спутника. экономика Два аппарата предмет будут размещены предмет на наклонных реклама орбитах, один система спутник – экономика на геостационарной практика орбите над предмет экватором. Региональная практика система спутниковой экономика навигации предназначена реклама для мобильных аспект приложений, предоставления реклама услуг связи система (видео, аудио предмет и другие таким образом данные) и менеджер глобального позиционирования. система Сигналы QZSS экономика будут охватывать аспект Японию и система западную часть экономика Тихого океана. реклама Ожидается, что система внедрение QZSS практика позволит повысить экономика эффективность решения система нави-гационных задач. менеджер

В 1995 аспект г. в реклама России была практика создана глобальная предмет навигационная спутниковая система система ГЛОНАСС, предмет состоящая из система 24 спутников, таким образом расположенных в менеджер трех плоскостях таким образом (по восемь экономика спутников и практика по одному экономика резервному в менеджер каждой), высота аспект орбит составила система 19,4 тыс. предмет км. В практика настоящее время предмет по целевому реклама назначению используют экономика 23 навигационных система спутника, один реклама временно выведен система в связи аспект с техническим аспект обслуживанием, в экономика орбитальном резерве экономика находятся три экономика спутника, на реклама этапе летных экономика испытаний – аспект один.

Навигационная спутниковая практика система ГЛОНАСС реклама обеспечивает решение экономика навигационных и менеджер координатно-временных задач предмет в интересах таким образом как специальных, менеджер так и таким образом гражданских потребителей. В отличие экономика от системы аспект GPS, реализующей аспект кодовое разделение таким образом сигналов, в экономика системе ГЛОНАСС реклама используют частотное предмет разделение сигналов. экономика Если в система системе GPS реклама применяют две таким образом частоты передачи аспект сигналов, то менеджер в системе реклама ГЛОНАСС – экономика два диапазона аспект частот. По реклама аналогии с практика системой GPS предмет диапазон частот система сигнала ГЛОНАСС реклама стандартной точности аспект называют диапазоном таким образом L1, а система высокой точности практика – L2. менеджер

Системы спутниковой практика навигации развиваются менеджер в направлении таким образом повышения точности в сельском хозяйстве и в автотранспорте, экономика совершенствования предоставляемого аспект пользователям сервиса, система увеличения срока предмет службы и менеджер надежности бортовой система аппаратуры спутников, реклама достижения максимальной таким образом совместимости с экономика другими радиотехническими менеджер системами и практика формирования дифференциальных практика подсистем, а также програмное обеспечение, которое позволяет выводить оперативные отчеты с настраиваемыми интервалами, просчитывать потери, эффект, оборот за определенные выставленные временные отрезки. По направлению предлагаемых услуг спутниковых систем рассмотрим сегментацию рынков и потребителей, которые являются потенциальными клиентами этой технологии и наиболее заинтересованы в ней (табл. 1).

Динамичное развитие промышленности и  аграрного производства требует внедрения высокоэффективных систем по отслеживанию и цифровизации любой сферы работы, перевод любых технологических процессов в цифровую экономику для определения эффективности, предотвращения дополнительных затрат и исключения хищений. Аграрный сектор производства из за специфической особенной системы, а также влияния природно-климатических факторов накладывает свои ограничения на перевод технологических и производственных процессов в цифровую экономику, поэтому в данной сфере востребованность в цифровизации экономики стоит более остро, чем в других направлениях. «Точное земледелие», современные технологии сбора и обработки информации, необходимой для решения многочисленных производственных и управленческих задач с использованием современных технологий, в том числе — географических информационных систем (ГИС). Применение космических и информационных технологий позволяет придать процессу управления сельским хозяйством страны такие свойства как глобальность, системность, оперативность, непрерывность и самое главное эффективность.

Список литературы

1. Большакова В.О. Инновационные процессы в апк: сущность и направления развития // В сборнике: Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социальнокультурная и правовая сфера. Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и учёных. Институт экономики, управления и права. 2013. С. 3-5.

2. Геоинформационные технологии в сельском хозяйстве [Технологии точного земледелия]: материалы международной научно-практической конференции: Оренбург, 27-28 мая 2013 г. / [под ред. Г. В. Петровой] ВЫХ: Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2013. – 179 с.

3. Закшевская  Е.В.  Инновационные  технологии  управления  аграрным производством:  монография  /  Е.В. Закшевская,  С.С.  Чумаков;  под  ред. д.э.н., проф. Закшевской Е.В. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2017. – 170 c.

4. Козлобаева Е.А., Глотова И.А., Яблоновская С.И., Литовкин А.Н. Инновации как фактор конкурентоспособности агропромышленного предприятия // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2018. — № 2. — С. 366-374.

5. Николенко П.Г., Бочаров В.А., Мансуров А.П. Инновации в управлении апк // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. — 2017. — № 1. — С. 85-97.